СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутренняя политика во второй половине XVII в. Власть и церковь»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством; рассказать о причинах и последствиях церковного раскола; для учебников Преображенского - осветить политику России н последней трети семнадцатого века.

Внутрипредметные связи: 1672 г. - Вильгельм III Оранский стал наследным правителем (штатгальтером) в Нидерландах; 1674 г. - Ян Собесский избран польским королём; 1688 г. - «Славная» революция в Англии; 1668 г. - Лиссабонский мирный договор. 11сиания признала независимость Португалии. Начало ослабления 11смании; 1640-1688 гг. - правление великого курфюрста Фридриха Вильгельма. Усиление Пруссии; 1679 г. - образование партий тори и виги в Англии; 1688 г. - изгнание Стюартов, «Билль о правах»; 1685 г. - окончательная отмена Нантского эдикта во Франции. Массовая эмиграция гугенотов из Франции.

План:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет.
  3. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
  4. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью.

Основные понятия: раскол, старообрядцы (раскольники), книжная справа.

Важнейшие даты: 1654 г. - начало церковной реформы Никона; 1668 г. - начало осады Соловецкого монастыря; 1676-1682 гг. - правление царевны Софьи.

Выдающиеся личности: патриарх Никон; протопоп Аввакум противник Никона и его реформы; царь Федор Алексеевич, князь В.В. Голицын, царевна Софья.

Оборудование: Карта «Россия в XVII в.».

Общие рекомендации: данная тема является продолжением рассказа о событиях истории после Смутного времени, а потому роль и место церкви в ней по-прежнему велико. Необходимо показать два фактора в причинах раскола: политический (взаимоотношения церкви и государства) и религиозный - необходимость внутренних реформ в церкви.

Просмотр содержимого документа
««Внутренняя политика во второй половине XVII в. Власть и церковь»»

Внутренняя политика во второй половине XVII в. Власть и церковь

Цели: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством; рассказать о причинах и последствиях церковного раскола; для учебников Преображенского - осветить политику России н последней трети семнадцатого века.

Внутрипредметные связи: 1672 г. - Вильгельм III Оранский стал наследным правителем (штатгальтером) в Нидерландах; 1674 г. - Ян Собесский избран польским королём; 1688 г. - «Славная» революция в Англии; 1668 г. - Лиссабонский мирный договор. 11сиания признала независимость Португалии. Начало ослабления 11смании; 1640-1688 гг. - правление великого курфюрста Фридриха Вильгельма. Усиление Пруссии; 1679 г. - образование партий тори и виги в Англии; 1688 г. - изгнание Стюартов, «Билль о правах»; 1685 г. - окончательная отмена Нантского эдикта во Франции. Массовая эмиграция гугенотов из Франции.

План:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет.

  3. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.

  4. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью.

Основные понятия: раскол, старообрядцы (раскольники), книжная справа.

Важнейшие даты: 1654 г. - начало церковной реформы Никона; 1668 г. - начало осады Соловецкого монастыря; 1676-1682 гг. - правление царевны Софьи.

Выдающиеся личности: патриарх Никон; протопоп Аввакум противник Никона и его реформы; царь Федор Алексеевич, князь В.В. Голицын, царевна Софья.

Оборудование: Карта «Россия в XVII в.».

Общие рекомендации: данная тема является продолжением рассказа о событиях истории после Смутного времени, а потому роль и место церкви в ней по-прежнему велико. Необходимо показать два фактора в причинах раскола: политический (взаимоотношения церкви и государства) и религиозный - необходимость внутренних реформ в церкви.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

  • В чем причина городских восстаний в середине XVII в.?

  • Какова природа выступления Степана Разина?

  • В чем заключается значимость Соборного Уложения?

  1. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет (10 мин)

  • Как вы думаете, почему патриарх Филарет обладал большим политическим могуществом? (Он был отцом царя Михаила Романова.)

Многое для реформы церкви сделал кружок боголюбцев («ревнителей благочестия»), в который в свое время входили поборники исправления церковных обрядов и улучшения церковной дисциплины: Иван Неронов, Стефан Вонифатьев (духовник царя), протопоп Аввакум, боярин Ртищев и др. Раскол является результатом подъема религиозности в России XVII в., который принял специфические формы.

  1. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола (10 мин)

  • В чем состояла суть действий Никона? (Он попытался унифицировать богослужения и церковные книги в соответствии с греческими канонами.)

  • Каковы были намерения Никона и к каким последствиям привел раскол на деле? (Он стремился очистить веру от «наслоений» времени, вернуть ее к апостольской чистоте, однако действия к расколу.)

Существовали два самых важных направления в старообрядчестве - «поповцы» (признавали православных священников и вообще священство) и «беспоповцы» (считали, что священников быть не должно, поскольку отныне священство как благодатный дар окончилось). Реформа совпала с усилением крепостного права и падением уровня жизни, что привело в ряды раскольников значительную часть простого народа.

IV. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью (10 мин)

Суть конфликта Алексея Михайловича и Никона - в борьбе за власть. У Никона были своеобразные взгляды на священство, его гезисе о приоритете власти патриарха над царской.

  • Вспомните, какое положение в государстве занимал патриарх в Византии? (Патриарх был фактически подчинен императору.)

  • Как вы думаете, на чей опыт опирался Никон, обдумывая свою концепцию священства? (На опыт католической церкви.)

Претензии Никона на светскую власть вызвали резкое неприятие Алексея Михайловича, который добился низложения патриарха. Победа царя означала, что самодержавие в стране уже значительно укрепилось.

Комментарий: Используйте приведенные ниже дополнительные материалы.

Вариант урока 8. Внутренняя политика в второй половине XVII в. Власть и церковь (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

  1. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени жителя Московской Руси «Как я воспринял реформы патриарха Никона». При этом ученики должны попытаться понять it реконструировать особенности восприятия XVII в. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, начавшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

  1. Итог урока

В конце урока напоминает учащимся, что в XVII в. происходила ломка прежнего религиозного сознания. Никоновские реформы одно из проявлений происходивших трансформаций. Прежде какие-либо изменения канона были невозможны.

Домашнее задание: Рыбаков: § 30 (пп. 4-5) и вопрос 5 в конце параграфа и § 31, пп. 2-3, вопрос 2 на с. 177, 1 задания 2, 3, 6, 7 из рабочей тетради к данному параграфу; Данилов: § 7, вопросы на с. 60, документ на с. 60 и вопросы к нему; Пчелов: § 9; Черникова: §11.

Дополнительный материал

Патриарх Никон (1605-1681), в миру Никита Минов - русский патриарх в 1652-1667 гг. Родился в семье мордовских крестьян, принял постриг в Соловецком монастыре, был священником Нижегородского уезда, затем игумен Кожеозёрского монастыря в Поморье. Фанатичная вера, решительный характер, ум, слава чудотворца сделали его известным. Алексей Михайлович приблизил его к себе. В 1646 году Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а спустя два года митрополитом новгородским. После смерти патриарха Иосифа царь способствовал тому, чтобы его преемником стал Никон. Именно на Никона Алексей Михайлович возложил проведение церковной реформы. Прежде всего вокруг царя и его духовника Стефана Вонифатьева образовался «Кружок ревнителей благочестия», куда помимо царя и Никона входили окольничий Ф.М. Ртищев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, дьякон Благовещенского собора Фёдор, протопоп Аввакум Петров, Никита Пустосвят. Ревнители благочестия стремились выявить и устранить появившиеся в результате многократного переписывания неточности в священных текстах. Эти мероприятия и легли в основу церковных реформ патриарха. Однако в среде «ревнителей» возникло серьёзное разногласие по вопросу о том, какими образцами пользоваться в качестве образца по переписыванию всех церковных книг: новогреческими или древнерусскими. Никон, которого поддержал царь, предпочёл греческие. Реформа началась в 1653 году и первоначально развивалась успешно: повсеместно изымались и переписывались книги. Никон вложил в проведение реформ все силы, все свои способности. В эти же годы влияние Никона на царя было практически неограниченным. Всесильный патриарх начал претендовать на усиление церковной власти. Он начал отстаивать идею преобладания духовной власти над светской. Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к недавнему любимцу. В 1658 году между царём и гордым патриархом произошёл открытый разрыв, в результате которого Никон покинул Москву и удалился в основанный им незадолго до этого Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Восемь лет тянулось противостояние царя и патриарха. В 1666 году над Никоном начался судебный процесс по обвинению в самовольном оставлении своего поста. Судить его приехали другие патриархи. В 1667 году с Никона был снят сан патриарха, а он сам был отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Только в 1881 году ему разрешили перебраться в Воскресенский монастырь. Однако престарелый Никон умер в дороге. В том же году погиб и его главный оппонент протопоп Аввакум.

Аввакум, протопоп: родился около 1620 г. в селе Григорове под Нижним Новгородом. С юных лет под влиянием матери стал склонен к аскетизму. В молодости стал священником в одном из сел. Выполняя свои обязанности добросовестно, он привлек к себе многих духовных детей. Но одновременно из-за излишней ревности и строгости в обращении с верующими навлек на себя гнев местного населения - односельчане, избив, выгнали его из села. В 1646 г. Аввакум бежал в Москву, где, благодаря своей начитанности, привлек к себе внимание и покровительство царского духовника Стефана Вонифатьева и Ивана Неронова. В Москве Аввакум принимал деятельное участие в кружке ревнителей благочестия, введшего единогласное пение в церквах и устную проповедь. В 1652 г. был назначен протопопом в Юрьевец, но его проповеди и излишне ревностное введение некоторых преобразований снова восстановили население против него. После начала реформы Никона Аввакум и другие члены кружка С. Вонифатьева начали против нее борьбу, подавая царю челобитные. Спустя несколько месяцев он был посажен в тюрьму (за то, что отказался от службы в церкви и совершал литургии в каком-то сарае, восстанавливая верующих против Никона), а затем выслан в Тобольск. Затем он был переведен на Лену, а в 1656 г. участвовал в экспедиции А. Пашкова в Даурию, где перенес много невзгод и лишений, в том числе и от Пашкова. Всюду Аввакум проявлял несгибаемую волю борца против церковных реформ. В 1662 г. по ходатайству московских друзей был возвращен из ссылки и снова повел активную проповедь против «ереси Никоновой». В Москве он был милостиво принят многими боярами и самим Алексеем Михайловичем. Отвергнув предложенный компромисс, стал одним из лидеров старообрядческой общины. В 1664 г. был сослан в ссылку в Пустозерск. В 1666 г. в Москве был предан суду вселенских патриархов, расстрижен и предан анафеме, затем снова сослан в Пустозерск и заключен в земляную тюрьму. Но и там он продолжал свои обличения Никона и его реформы. В 1681 г., 14 апреля, за оскорбления царского дома был сожжен в срубе. После себя Аввакум оставил значительное рукописное наследие, в том числе челобитные и полемические сочинения. Истинным шедевром русской прозы является его автобиография, написанная в форме жития.

Ревнители благочестия - кружок единомышленников, душой которого был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Кружок объединял людей самого различного происхождения. В его состав входили, например, представители московской знати (боярин Ртищев, Морозов, его сестра Анна, сам царь), но также и группа простых священников (из провинциалов), которых привлек к сотрудничеству Нонифатьев (протопопы И. Неронов, Аввакум, Даниил, Лазарь, Jlorгин). Задачи кружка были нравственно-просветительские: призыв духовенства к нравственной чистоте, распространение проповеди в церкви. Сам Никон, еще не став патриархом, примыкал к этому кружку. После начала реформы Никона начались расхождения между ним и его бывшими единомышленниками, не желавшими признавать грекофильство нового патриарха. После смерти Вонифатьева разногласия перешли в открытый раскол.

Раскол - религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу (1653-1656) патриарха Никона. По времени раскол совпал с принятием «Соборного уложения», закрепостившего крестьян. Поэтому многие связывали эти события в единое логическое целое и пытались найти выход в бегстве в отдалённые районы, бегстве не только от новых церковных канонов, но и от усилившегося тягла.

Старообрядцы (раскольники) - последователи протопопа Аввакума и других известных церковных деятелей, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона. Считали нововведения патриарха посягательством на истинную русскую веру, завещанную им Богом и предками (стариной).

Царевна Софья - (1657-1704) - дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской. Решительная и честолюбивая, Софья не желала смириться с обычным уделом царской дочери и провести всю жизнь в тереме и монастыре. Софья рвалась к власти. Когда умер Фёдор Алексеевич, возник вопрос о престолонаследии. Старший из оставшихся в живых сыновей, Иван, по психическому и физическому состоянию не был способен управлять государством самостоятельно, а младшему Петру исполнилось только 10 лет. В результате было принято компромиссное решение: царями стали оба брата одновременно, а при них регентшей поставили Софью. Царевна привлекла к управлению своих родственников по матери Милославских, а также влиятельных бояр И.А. Хованского и в.В. Голицына. Некоронованная правительница России не стремилась делиться властью с младшим братом, даже планировала дворцовый переворот. Пётр оказался сильнее. Он отправил Софью в Новодевичий монастырь, а её сторонников ждала суровая кара. Непримиримые враги в жизни, Софья и Пётр, тем не менее, проводили одинаковый политический курс, с той лишь разницей, что действия Петра были более резкими и жёсткими.

Василий Васильевич Голицын - видный государственный деятель времен Федора Алексеевича и царевны Софьи. Талантливый военачальник и дипломат. В 70-е годы XVII в. руководил обороной южных границ России, принимал участие в Чигиринском походе 1677-1678 гг. против Турции. В правление царевны Софьи Голицын возглавлял ряд приказов и сосредоточил в своих руках огромную власть. Заключил Кардисский мир со Швецией (1661), по которому за Швецией оставалось побережье Балтики, но шведы обязались не помогать Польше в предстоящей русско-польской войне. В 1686 году при участии Голицына был заключён «Вечный мир» с Польшей, положивший конец русско-польскому противостоянию, что позволило двум государствам мобилизовать свои силы для борьбы с Турцией. Фаворит царевны Софьи, Василий Васильевич заслуженно считался одним их наиболее образованных людей России того времени. Он собрал обширную библиотеку, считал, что России необходимо сблизиться со странами Западной Европы. По духу близкий Петру, он за поддержку Софьи попал в немилость и был отстранён от дел, лишён званий и имущества. Пётр отправил его в ссылку на Север, где Голицын провёл последние 22 года своей жизни.

А. С. Матвеев

О Матвееве отзываются иностранцы, что человек, которого народ называет своим отцом, выше всякой похвалы. Матвеев показал свой ясный взгляд, свою энергию в военной и гражданской службе; он пользовался неограниченною доверенностью царя Алексея Михайловича, участвовал с пользою почти во всех важнейших делах его царствования, а известно, что это царствование было обильно важными явлениями. Матвееву Московское государство обязано было устроением отношений между Великороссиею и Малороссиею; он часто бывал в Малороссии, знал природу страны и был способен определить ее отношения к Великой России. Столь же велики его заслуги и на поприще дипломатическом; занимаясь отношениями европейскими, он, подобно Нащокину, не спускал глаз с востока, завел сношения с Китаем, пославши туда переводчика Спафари По отзыву иностранцев, он был образованнейший человек из своих современников, старался, чтоб и сын его был также образован, он первый украсил свой дом произведениями искусств; у Матвеева у первого рушилась преграда, отделявшая дотоле семейство хозяина от гостей; к нему собирались не для одних только пиров, но и для умной, трезвой беседы, и в этих беседах принимала участие хозяйка дома, жена Матвеева.

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России.

М., 1989. С. 201

Взгляды патриарха Никона на соотношение светской и церковной власти

В своем толковании церковной власти и ее превосходства над властью царя Никон совершенно отошел от византийской и русской традиции симфонии властей и целиком стал на точку зрения католической церкви, как ее в XI-XIII веках, во время борьбы с императорами за инвеституру, излагали папы. Он почти дословно повторял аргументы папской власти, когда он писал, что поскольку цари получают помазание от архиереев, получая таким образом от церкви и власть, то они по своему достоинству и по своей духовной силе являются ниже и слабее, чем епископы.        *

Зенъковский С. Русское старообрядчество. М., 1995. С. 232

Кн. В.В. Голицын

Младшим из предшественников Петра был князь В.В. Голицын Еще молодой человек, он был уже видным лицом в правительственном кругу при царе Федоре и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье, когда она по смерти старшего брата сделалась правительницей государства. Властолюбивая и образованная царевна не могла не заметить умного и образованного боярина, и кн. Голицын личной дружбой связал свою политическую карьеру с этой царевной. Голицын был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился от многих заветных преданий русской старины. Подобно Нащокину, он бегло говорил по-латыни и по-польски. В его обширном московском доме, который иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система: множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат. У Голицына была значительная и разнообразная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецких языках: здесь между грамматиками польского и латинского языка стояли киевский летописец, немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича) .

Ключевский В. О. Исторические портреты. М, 1991. С. 139

Раскол

Раскол, происшедший в русской церкви XVII в., был церковным отражением нравственного раздвоения русского общества под действием западной культуры. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т. е. иноземного, западного. Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины тянувшие людей в разные стороны.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М, 1991. С. 148-149

Урок 9. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией

Цели: определить основные задачи и направления внешней политики России в данный период; показать ее преемственность, осветить значение факта присоединения Украины к России.

Внутрипредметные связи: 1618-1648 гг. - Тридцатилетняя война; 1649-1650 гг. - поход Кромвеля в Ирландию; 1655-1660 гг. - вторжение шведов в Польшу; 1683 г. - осада Вены турками и их разгром войсками Яна III Собесского (польского короля).

План:

I. Проверка домашнего задания.

И. Россия после Смуты. Смоленская война.

  1. Украинско-белорусские земли в составе Речи Посполитой.

  2. Воссоединение Украины с Россией.

  3. Восточная политика России (Крымские походы).

  4. Освоение Сибири.

Основные понятия: униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь.

Важнейшие даты: 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1637 г. - «Азовское сидение»; 1654-1667 гг. - русско-польская война; 1648 г. - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого; 8 января 1654 г. - Переяславская рада; 1686 г. - «Вечный мир» с Речью Посполитой; 1687-1689 гг. - Крымские походы В.В. Голицына.

Выдающиеся личности: Богдан Хмельницкий, A.J1. Ордин- Нащокин; В.В. Голицын, Владислав IV - польский король и полководец; С. Чарнецкий, Е. Любомирский - выдающиеся польские полководцы.

Оборудование: карта 7 учебника.

Общие рекомендации: в ходе урока необходимо сформировать у ученика представление об основных целях и средствах внешней политики России в XVII в., следует активно использовать наглядные пособия - карты в учебнике и большую настенную карту.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (5 мин)

  • В чем причина никоновских реформ?

  • Какую позицию занял Алексей Михайлович по отношению к церковным реформам?

  • Кто такие старообрядцы?

И. Россия после Смуты. Смоленская война (3-4 мин) *

  • Какова основная внешнеполитическая задача правительства Михаила Романова? {Восстановление нарушенных международных отношений.)

Рассказывая о Смоленской войне необходимо подчеркнуть роль этого города в обороне российских границ («ключ-город»). Смоленск прикрывал прямую дорогу на Москву Неудачные действия воеводы М.Б. Шеина привели к капитуляции всей русской армии. Говоря об итогах Смоленской войны, надо отметить, что мир был заключен почти на прежних условиях. Было одно дипломатическое достижение: Владислав отказался от претензий на русский трон, что в глазах современников было очень важным событием - тем самым исчезал повод для вмешательства поляков в дела Русского государства.

  1. Украинско-белорусские земли в составе Речи

Посполитой (4 мин)

  • Вспомните судьбу украинских и белорусских земель в XIII-XVI в.? (Украинские и белорусские земли находились под властью Речи Посполитой и были подвергнуты насильственному ополячению.)

Находясь в составе Польши (Речи Посполитой), православное население этих территорий находилось в особо тяжелом положении, но не забывало о едином происхождении восточных славян, продолжая называть себя Русью. В 1596 г. состоялась Брестская уния, когда произошло объединение православной и католической церквей. Однако большая часть православного населения Украины и Белоруссии унию не признали. Давление со стороны правительства натолкнулось на сопротивление, в том числе вооруженное православных. В 20-е гг. роль защитников православной веры и русского населения Украины и Белоруссии постепенно переходит к казакам. Расскажите о Запорожской Сечи, В 20-30-е гг. XVII в. казацкие восстания на Украине случались регулярно.

  • Как вы думаете, почему? (Польское правительство не считалось с интересами православного населения.)

Казаки требовали не только увеличения реестра, т. е. количества оплачиваемых правительством Речи Посполитой воинов-казаков, но и прекращения гонений на православную церковь и население. Восстание началось после смерти лояльного по отношению к православному населению короля Владислава IV. Власть должна была перейти к его брату Яну Казимиру, который находился под влиянием иезуитов - ожидалось, что с его восшествием на престол начнутся гонения на православное население.

  1. Воссоединение Украины с Россией (15 мин)

Комментарий: Проследите по карте действия армии Богдана

Хмельницкого, найдите места крупнейших

  • Охарактеризуйте позицию России в начале войны? (Россия сочувствовала восстанию, но на первых порах не решалась его открыто поддержать.)

  • Какова была позиция Крымского ханства? (Крымское ханство не было заинтересовано ни в усилении России, ни Речи Посполитой.)

Обратите внимание на тот факт, что восставшие видели в России естественного союзника.

  • Почему российские власти долго колебались прежде чем прийти на помощь казакам? (Они не решались пойти на открытую помощь, зная военное могущество Польши.)

Комментарий: Используйте статью о Б. Хмельницком дополнительных материалов. Рассказывая о военных действиях необходимо активно использовать карту.

Россия выставила большую и хорошо вооруженную армию. Первые совместные действия с казаками принесли результаты: русско- казацкие войска порой доходили почти до Вислы. Действия русской армии и казачьих отрядов привели к взятию Смоленска и Вильно, ситуация в войне в 1655 г. Перемирие с Речью Посполитой и война со Швецией с целью вернуть выход на Балтику. Перемирие с Речью Посполитой в разгар успехов русских войск было тактическим ходом: Россия не желала чрезмерного ослабления Польши и, тем самым, усиления Швеции.

Комментарий: Покажите на карте земли, вошедшие в состав России. Последствия воссоединения Украины с Россией.

V. Восточная политика России (Крымские походы) (5 мин)

  • Основной противник России на южном направлении? (Крымское ханство.)

Внешнеполитическая задача на юге России - борьба с Крымской угрозой. Отметьте, что на юге Россия отказалась от наступательных действий, ограничиваясь оборонительными (засечные черты, поддержка казаков).

  • Почему Земский собор отказал в помощи казакам во время «Азовского сидения»? (Россия не желала обострения отношений с Турецкой империей в годы затяжного конфликта с Польшей.)

В 30-е гг. XVII столетия, как показал военный опыт, Россия уже оправилась от поражений и неудачного опыта Смутного времени, но еще не готова была в военном и финансовом отношении к ведению долгих и широкомасштабных войн. Россия окрепла, расширила свои границы, однако основные внешнеполитические задачи - выход к Балтийскому морю, ликвидация крымской угрозы пока не были решены.

Комментарий: Используйте материалы статей об Ордине-Нащокине и Голицыне из дополнительных материалов.

VI. Освоение Сибири (5 мин)

  • Кто принимал участи в освоении Сибири? (Преимущественно казачество.)

Подчеркните роль казацкой и крестьянской колонизаций.

  • Как русские колонизаторы относились к покоренным народам? (Они пытались адаптировать московскую государственную систему к местным условиям. Происходила также инкорпорация местной элиты в общероссийскую.)

  • Осветите отличия российского типа колонизации от западного. (Российский тип колонизации фактически сводил к нулю разницу между метрополией и колонией.)

Домашнее задание: Рыбаков: § 32, задания 1, 2, 9, 10 из рабочей

тетради к данному параграфу; Данилов: § 9; вопросы на с. 75;

Пчелов: § 10; Черникова: § 10.

Рекомендуемые вопросы:

  1. Какие украинские и белорусские земли входили в состав Речи Посполитой в XVII в.?

  2. Какие земли были отвоеваны у Речи Посполитой в ходе войны 1654-1667 гг.?

  3. Укажите основные направления внешней политики России в XVII в.

  4. Чем была вызвана необходимость походов В.В. Голицына в Крым?

  5. Чем было вызвано восстание Б. Хмельницкого? Можно ли назвать развернувшуюся войну освободительной?

  6. В чем значение воссоединения украинских и русских земель для обоих народов?

  7. Оцените итоги внешней политики России в данный период. Какие задачи были решены, а какие - нет?

Дополнительный материал

Униаты - члены униатской (греко-католической) церкви. Отличие униатской церкви от православной заключалось, прежде всего, в подчинении папе римскому и принятии догматов, выработанных еще при подготовке Флорентийской унии. Уния (союз) между представителями католической и частью православных иерархов Украины и Белоруссии была заключена на соборе в Бресте в 1596 г. Однако большая часть православного населения Украины и Белоруссии унию не признавали, считая униатов отступниками. Переход в униатство более или менее значительных масс населения произошло лишь к концу XVII в.

Реестр - так называли на Украине список казаков, которые состояли на военной службе у короля, пользуясь определенными привилегиями и получая королевское жалование. Войти в реестр значило войти в такой список. Реестровое казачество - привилегированная часть запорожского казачества, входившая в реестр (в разное время от 8 до 20 тыс. чел.). Основным требованием запорожского казачества, неоднократно восстававшего против польского правительства в XVII в. было увеличение реестра (до 40 тыс. чел.).

Гетман - глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем. Должность выборная и сменяемая.

Рада - на Украине собрание и совет. Под радой в Литве понимали как узкий круг высших сановников и аристократов при короле (аналог боярской думы), так и вообще совещание. Переяславская рада - совет, совещание по вопросу о вхождении Украины в состав России, происходившее в г. 11ереяславле. В современной Украине Радой называется парламент.

Запорожская Сечь - главный центр казачества в XVII в. Представляла собой что-то наподобие военного поселения, где казаки жили в казармах. Женщины туда не допускались.

Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий (около 1595-1657) - гетман Украины, в 1648-1654 гг. возглавлял освободительное движение украинского народа против Польши. Принадлежал к числу средних украинских феодалов, его отец был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее образование, знал польский, турецкий, латинский языки, в молодости участвовал в сухопутных и морских походах казаков, так что имел за плечами и немалый военный опыт. Попал в плен и два года провёл в турецком плену. По возвращении в Сечь, Богдан стал войсковым писарем, а затем сотником. Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, более того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Совершив побег, Хмельницкий поклялся бороться с поляками и добиться независимости родины. С этим намерением Хмельницкий вернулся в Запорожскую Сечь, где был избран гетманом. С 1648 года начинается наиболее активный период борьбы украинского народа за независимость от поляков. Однако Хмельницкий понимал, что самостоятельно ему не справиться. Он нуждался в поддержке России, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия. Поэтому Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой принять Украину под покровительство России. Однако в Москве не торопились с ответом: согласие означало начало войны с Речью Посполитой, а в России не было средств на новую войну. Тогда Хмельницкий пригрозил, что он обратиться за покровительству к турецкому султану. После долгих колебаний в 1653 г. был созван земский собор, который и принял решение о присоединении левобережной Украины (Малороссии) в состав Российского государства. Год спустя в 1654 году Переяславская рада подтвердила намерение войти в состав России.

АЛ. Ордин-Нащокин

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (около 1605-1680) - выдающийся дипломат, боярин, крупный политический деятель XVII века.

Несмотря на незнатное происхождение, Нащокин получил прекрасное образование, а его дипломатические способности позволили сделать блестящую карьеру. Впервые Ордин-Нащокин смог проявить себя во время Псковского мятежа 1650 года. Царь оценил заслуги бедного дворянина и вскоре поручил ему размежевание русско-шведской границы. В 1654 году Ордин-Нащокин - воевода в Друе, в 1656 - воевода в Кок- несе (оба города находились недалеко от Швеции). Ордин-Нащокин сумел убедить царя в необходимости для России сближения с Польшей и был назначен туда в 1662 году в качестве полномочного посла. Весной 1665 года он стал окольничим. Продолжив службу, он считался дипломатом высокого класса. Именно ему Алексей Михайлович доверил вести мирные переговоры с поляками в 1667 году. Переговоры были очень тяжёлыми и от дипломата потребовалась невероятная выдержка и упорство. В результате Ордину-Нащокину удалось заключить Андрусовское перемирие на 13 лет. После такого успеха его поставили во главе Посольского приказа, которым он руководил вплоть до февраля 1671 года. Его влияние на государственные дела в этот период было неограниченным. Не оставлял своим вниманием Ордин-Нащокин и внутреннюю политику. Он разработал проекты преобразований в самых различных областях внутреннего управления, в военном устройстве, финансовой сфере, частично реализованные при царе, а частично при его сыне Великом Петре. В финансовых вопросах Ордин-Нащокин придерживался политики, защищавшей интересы российского купечества перед иностранным. Именно ему принадлежит инициатива выпуска первых ещё рукописных газет «Курантов» и «Вестей». Однако в начале 70-х годов его влияние на царя уменьшается. Алексей Михайлович возвышает А.С. Матвеева, в связи с чем блестящий дипломат получил отставку. В 1672 году Ордин-Нащокин уехал в родной Псков, где принял постриг.

Дипломатия A.JI. Ордина-Нащокина

Он склонялся к миру и даже к тесному союзу с Польшей и хотя хорошо знал, как он выражался, «зело шаткий, бездушный и непостоянный польский народ», но от союза с ним ждал разнообразных выгод. Между прочим, чаял он, турецкие христиане, молдаване и во- лохи, послышав про этот союз, отложатся от турок, и тогда все дети восточной церкви, обитающие от самого Дуная вплоть до пределов Великой России и ныне разъединяемые враждебной Польшей, сольются в многочисленный христианский народ, покровительствуемый православным царем московским, и сами собою прекратятся шведские козни, возможяые только при русско-польской распре.

Хлопоча о тесном союзе с вековым врагом и даже мечтая о династическом соединении с Польшей под властью московского царя или его сына, Нащокин производил чрезвычайно крутой поворот во внешней московской политике. Он имел свои соображения, оправдывавшие такую перемену в ходе дел. Малороссийский вопрос в его глазах был пока делом второстепенным. Если, писал он, черкасы (казаки) изменяют, то стоят ли они того, чтобы стоять за них? Действительно, с присоединением восточной Малороссии главный узел этого вопроса развязывался, 11олыпа переставала быть опасной для Москвы, твердо ставшей на верхнем и среднем Днепре. Притом нельзя было навсегда удержать временно уступленный Киев и присоединить западную Малороссию, не совершив международной неправды, не нарушив Андрусовского перемирия По его мнению, дело надобно было повести тяк, чтобы сами поляки, разумно взвесив свои и московские интересы, для упрочения русско-польского союза против басурман и для успокоения Украины добровольно уступили Москве и Киев, и даже всю западную Малороссию.

Его дипломатический взгляд обращался во все стороны, всюду внимательно высматривая или заботливо подготовляя новые прибыли для казны и народа. Он старался устроить торговые сношения с Персией и Средней Азией, с Хивой и Бухарой, снаряжал посольство в Индию, смотрел и на Дальний Восток, на Китай, помышляя об устройстве казацкой колонизации Поамурья. Но в этих поисках на первом плане, разумеется, оставалась в его глазах ближайшая западная сторона, Балтийское море. Руководясь народнохозяйственными соображениями не меньше, чем национально-политическими, он понимал торгово-промышленное и культурное значение этого моря для России, и потому его внимание было усиленно обращено на Швецию, именно на Ливонию, которую, по его мнению, следовало добыть во что бы ни стало: от этого приобретения он ждал громадной пользы для русской промышленности и казны царя Составить коалицию против Швеции, чтобы отнять у нее Ливонию, - это была заветная мысль Нащокина, составлявшая душу его дипломатического плана. Для этого он хлопотал о мире с ханом крымским, о тесном союзе с Польшей, жертвуя западной Малороссией. Эта мысль не увенчалась успехом; но Петр Великий целиком унаследовал эти по мысли отцова министра.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 127-130

Дипломатия и замыслы реформ В.В. Голицына

Один из преемников Ордина-Нащокина по управлению Польским приказом, кн. Голицын развивал идеи своего предшественника. При его содействии состоялся в 1686 г. Московский договор о вечном мире с Польшей, по которому Московское государство приняло участие в коалиционной борьбе с Турцией в союзе с Польшей, Германской империей и Венецией и этим формально вступило в концерт европейских держав, за что Польша навсегда утверждала за Москвой Киев и другие московские приобретения, временно уступленные по Андрусовскому перемирию. И в вопросах внутренней политики кн. Голицын шел впереди прежних дельцов преобразовательного направления. Еще при царе Федоре он был председателем комиссии, которой поручено было составить план преобразований московского военного строя. Эта комиссия предложила ввести немецкий строй в русское войско и отменить местничество (закон 12 января 1682 г.). Голицын без умолку твердил боярам о необходимости учить своих детей, выхлопотал разрешение посылать их в польские школы, советовал приглашать польских гувернеров для их образования. Несомненно, широкие преобразовательные планы роились в его голове.

Проекты военной и поземельной реформы

Голицына сильно занимал вопрос о московском войске, недостатки которого он хорошо изведал, не раз командуя полками. Он хотел, чтобы дворянство ездило за границу и обучалось там военному искусству, ибо он думал заменить хорошими солдатами взятых в даточные и непригодных к делу крестьян, земли которых оставались без обработки на время войны, а взамен их бесполезной службы обложить крестьянство умеренной поголовной податью. Значит, даточные рекруты из холопов и тяглых людей, которыми пополняли дворянские полки, устранялись, и армия вопреки мысли Ордина-Нащокина сохраняла строго сословный дворянский состав с регулярным строем под командой обученных военному делу офицеров из дворян же. Военно-техническая реформа в мыслях Голицына соединялась с переворотом социально-экономическим. Преобразование государства Голицын думал начать освобождением крестьян, предоставив им обрабатываемые ими земли с выгодой для царя, т. е. казны, посредством ежегодной подати, что, по его расчету, увеличивало доход казны более чем наполовину. Иноземец кое-чего не дослышал и не объяснил условий этой поземельной операции. Так как на дворянах оставалась обязательная и наследственная военная служба, то, по всей вероятности, насчет поземельного государственного оброка с крестьян предполагалось увеличить дворянские оклады денежного жалованья, которые должны были служить вознаграждением за потерянные помещиками доходы с крестьян и за отошедшие к ним земли. Таким образом, по плану Голицына операция выкупа крепостного труда и надельной земли крестьян совершалась посредством замены капитальной выкупной суммы непрерывным доходом служилых землевладельцев, получаемым от казны в виде возвышенного жалованья за службу. При этом не стесненный законом помещичий произвол в эксплуатации крепостного труда заменялся определенным поземельным казенным налогом.

Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 139-141




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!