дНачало формыКонец формыКонспект урока географии в 8 классе Регистрация .
Тема урока: «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ. РЕКИ».
Цель: познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод Осетии, дать экологическую оценку рекам Осетии.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными видами внутренних вод Северной Осетии;
-выявить особенности размещения внутренних вод на территории
республики;
- совершенствовать приёмы учебной работы с картами различного содержания.
-рассмотреть источники загрязнения рек и пути решения
этой проблемы.
Развивающие: продолжить работу по развитию познавательных способностей;
-географического мышления
- совершенствовать приёмы учебной работы с картами различного содержания.
-использовать произведения литературы, при описании рек и других вод Осетии.
Оборудование: Демонстрационный материал: настенные карты («Физическая карта России», Физическая карта Северной Осетии»), материалы презентаций: «Внутренние воды Осетии»
Раздаточный материал: контурные карты, таблицы, пр.работы Станкевича.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Орг. момент.
II. Повторение изученного.
Фронтальный опрос:
- Какие факторы формируют климат Северной Осетии ?
- В каком климатическом поясе располагается наша республика?
- Каковы показатели средних температур января, июля; годового количества осадков?
-На какие компоненты природы оказывает влияние климат?
III. Актуализация знаний.
- Вода – чудесный дар природы. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.
- Вспомните виды внутренних вод. (Реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды, пруды, водохранилища, каналы).
- Какие виды внутренних вод имеются на территории Северной Осетии?
( Реки, озера, подземные воды, минеральные воды, ледники, пруды).
- Какова роль внутренних вод в хозяйстве?
IV.Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и определение задач урока.
- Сегодня на уроке мы начнем изучать внутренние воды Северной Осетии. (Запись темы урока в тетради).
- Что конкретно вы хотели бы узнать? (Какие водоемы имеются в С.О.? Какова география поверхностных вод С.О.? Какие экологические проблемы возникают в связи с использованием внутренних вод? Почему они загрязняются и каковы пути решения этой проблемы?)
1.Общая характеристика внутренних вод Северной Осетии.
Объяснение учителя.
Республика исключительно богата высококачественными подземными и поверхностными пресными и минеральными водами, играющими в жизни человека важную роль. Территория Осетии , за исключением северной части, относится к водонасыщенным районам северного Кавказа. Наиболее возвышенные части гор покрыты вечными снегами и ледниками, дающими начало основным рекам. Республика обладает значительными запасами подземных вод. Особую ценность представляют целебные минеральные и термальные воды, что создаёт благоприятные условия для развития курортов и создания крупного тепличного хозяйства.
2.Реки.
Работа с терминами: исток, устье, система, бассейн, водораздел, половодье, паводок, межень, падение, уклон, годовой сток,. (Термины записаны на доске).
- К какому виду внутренних вод относятся эти понятия?
- Дайте определение реки.
- Дайте определение терминам, записанным на доске.
Суммарный среднегодовой сток более чем 70 рек , речек и ручьёв, достигает 13 млрд . куб м. в год или 22,7 тыс.куб.м. на одного жителя .
республика относится к областям с достаточными ресурсами поверхностных вод. Для сравнения, в Орловской области на душу населения приходится 6200 кубометров, в Калужской - 1400 кубометров)
3.Общая характеристика рек.
- Пользуясь физической картой Осетии, определите, к каким бассейнам относятся реки нашей республики?
Речная сеть СО принадлежит к бассейну реки Терек.
-Определите исток и устье реки?
Он берёт своё начало за пределами Осетии в ледниках горы Зилга – хох на высоте 2713 м . и имеет длину 623 км . На территории СО его протяжённость составляет 110 км.
Терек принимает множество притоков :
Ардон - 108 км. Площадь водосбора – 2700 кв. км.
Урух -104 км. -1280 кв. км.
Камбилеевка -103 км. -954 кв. км.
Гизельдон -81 км. -577 кв. км .
Фиагдн -75 км. -714 кв. км.
Урсдон -48 км. -395 кв.км.
-Подпишите на контурной карте
4.Питание и режим рек.
По таблице сделайте вывод: какое питание имеют реки Осетии?
Реки С.О. имеют смешанное питание
Река | В % от речного стока |
подземное | снеговое | ледниковое | дождевое |
Урух Ардон Фиагдон Гизельдон Терек | 35,7 40.9 46,4 35,1 34.1 | 31,7 38,0 29,8 23,0 26.6 | 16,0 5,5 6,3 26,3 26,5 | 16,6 15,6 17,5 15,7 12,8 |
По типу водного режима все реки подразделяются на 2 группы.
-Работа с учебником. Стр.29 выписать в тетрадь
5. Годовой сток.
Величина стока рек зависит от количества осадков и испарения, а также от рельефа. Существенную роль в формировании стока имеют ледники.
Из-за больших скоростей течения и легкоразмываемых горных пород реки характеризуются большой мутностью воды. Годовое количество наносов, выносимых рекой Терек, достигает 8,2 млн.т.
Физминутка. Гимнастика для глаз
6.Опережающие задания
Учащиеся дают характеристику рекам: Терек, Камбилеевка, Ардон
Терек – является основной водной артерией, длиной 623 км. , в пределах СО – 110 км. Берёт начало на склонах горы Зилга – хох , расположенной на Водораздельном хребте , из-под ледника Зилга на высоте 2713 м . Вначале Терек течёт на юго – запад по Трусовскому ущелью, а затем у села Коби, круто поворачивает на север. Далее он прорывает Боковой , Скалистый и Пастбищный хребты , образуя каньонообразные ущелья . На этом участке Терек принимает множество притоков: Нарвал, Байдарка, Кистинка, Арамхи. Терек протекает здесь по неровному каменисто – галечному дну. Русло его загромождено крупными валунами. По выходе из Дарьяльского ущелья, Терек меняет свой характер . Русло его разделяется на рукава. Между рукавами появляются острова, покрытые травой и кустарником. Перед Эльхотовскими воротами, где Терек прорезает Сунженский хребет, принимает ряд притоков: Ардон, с притоками Фиагдон и Гизельдон, Камбилеевку, Урсдон, собирая воду со всей наклонной равнины Осетии. После Сунженского хребта , направление течения реки меняется с северо – западного на северное, затем на северо – восточное и наконец на восточное. Здесь Терек принимает Урух и Малку. От Малки до Сунжи проходит среднее течение. Русло становится песчанно – илистым, встречается много островов, песчаных отмелей и кос. Здесь все притоки маловодные и небольшие по длине: Куян, Курп . В нижнем течении берега реки низкие, легко размываемые . Терек прокладывает себе путь в собственных наносах, поднимающих русло реки над местностью.
7. Экология рек
Сообщение эколога. Материал по книге Бероева, «Терек гибнет почему?»
V. Закрепление нового материала.
Заполнить карточки
Заданин №1. Дополни предложение
Речная сеть Осетии относятся к бассейну………
Реки имеют питание………..
Исток Терека………, устье……..
Притоки Терека………..
Творческие задания
Задание №2. Рассмотрите схему горной реки. Что обозначают цифры на данной схеме?

Задание№3. Рассмотрите рисунки типичных долин рек. Определите , какой из рисунков соответствует верхнему среднему и нижнему течениям .

6.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
7.Домашнее задание.
пр.8, стр.31 по плану дать характеристику реки по выбору ученика.