СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренние воды Северной Осетии. Реки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод Осетии, дать экологическую оценку рекам Осетии.

Просмотр содержимого документа
«Внутренние воды Северной Осетии. Реки.»

дНачало формыКонец формыКонспект урока географии в 8 классе Регистрация .

Тема урока: «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ. РЕКИ».
Цель: познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод Осетии, дать экологическую оценку рекам Осетии.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными видами внутренних вод Северной Осетии;
-выявить особенности размещения внутренних вод на территории 
республики;

- совершенствовать приёмы учебной работы с картами различного содержания.

-рассмотреть источники загрязнения рек и пути решения
этой проблемы.
Развивающие: продолжить работу по развитию познавательных способностей;

-географического мышления

- совершенствовать приёмы учебной работы с картами различного содержания.

-использовать произведения литературы, при описании рек и других вод Осетии.


Оборудование: Демонстрационный материал: настенные карты («Физическая карта России», Физическая карта Северной Осетии»), материалы презентаций: «Внутренние воды Осетии»
Раздаточный материал: контурные карты, таблицы, пр.работы Станкевича.
Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I.Орг. момент.
II. Повторение изученного.
Фронтальный опрос:
- Какие факторы формируют климат Северной Осетии ?
- В каком климатическом поясе располагается наша республика?
- Каковы показатели средних температур января, июля; годового количества осадков?

-На какие компоненты природы оказывает влияние климат?
III. Актуализация знаний.
- Вода – чудесный дар природы. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.

- Вспомните виды внутренних вод. (Реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды, пруды, водохранилища, каналы).
- Какие виды внутренних вод имеются на территории Северной Осетии?
( Реки, озера, подземные воды, минеральные воды, ледники, пруды).
- Какова роль внутренних вод в хозяйстве?

IV.Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и определение задач урока.
- Сегодня на уроке мы начнем изучать внутренние воды Северной Осетии. (Запись темы урока в тетради).
- Что конкретно вы хотели бы узнать? (Какие водоемы имеются в С.О.? Какова география поверхностных вод С.О.? Какие экологические проблемы возникают в связи с использованием внутренних вод? Почему они загрязняются и каковы пути решения этой проблемы?)

1.Общая характеристика внутренних вод Северной Осетии. 
Объяснение учителя.

Республика исключительно богата высококачественными подземными и поверхностными пресными и минеральными водами, играющими в жизни человека важную роль. Территория Осетии , за исключением северной части, относится к водонасыщенным районам северного Кавказа. Наиболее возвышенные части гор покрыты вечными снегами и ледниками, дающими начало основным рекам. Республика обладает значительными запасами подземных вод. Особую ценность представляют целебные минеральные и термальные воды, что создаёт благоприятные условия для развития курортов и создания крупного тепличного хозяйства.


2.Реки.

Работа с терминами: исток, устье, система, бассейн, водораздел, половодье, паводок, межень, падение, уклон, годовой сток,. (Термины записаны на доске). 
- К какому виду внутренних вод относятся эти понятия?
- Дайте определение реки.
- Дайте определение терминам, записанным на доске.
Суммарный среднегодовой сток более чем 70 рек , речек и ручьёв, достигает 13 млрд . куб м. в год или 22,7 тыс.куб.м. на одного жителя .
республика относится к областям с достаточными ресурсами поверхностных вод. Для сравнения, в Орловской области на душу населения приходится 6200 кубометров, в Калужской - 1400 кубометров)

3.Общая характеристика рек.

- Пользуясь физической картой Осетии, определите, к каким бассейнам относятся реки нашей республики?

Речная сеть СО принадлежит к бассейну реки Терек.

-Определите исток и устье реки?

Он берёт своё начало за пределами Осетии в ледниках горы Зилга – хох на высоте 2713 м . и имеет длину 623 км . На территории СО его протяжённость составляет 110 км.

Терек принимает множество притоков :

Ардон - 108 км. Площадь водосбора – 2700 кв. км.

Урух -104 км. -1280 кв. км.

Камбилеевка -103 км. -954 кв. км.

Гизельдон -81 км. -577 кв. км .

Фиагдн -75 км. -714 кв. км.

Урсдон -48 км. -395 кв.км.

-Подпишите на контурной карте


4.Питание и режим рек.

По таблице сделайте вывод: какое питание имеют реки Осетии?

Реки С.О. имеют смешанное питание



Река

В % от речного стока

подземное

снеговое

ледниковое

дождевое

Урух

Ардон

Фиагдон

Гизельдон

Терек

35,7

40.9

46,4

35,1

34.1

31,7

38,0

29,8

23,0

26.6

16,0

5,5

6,3

26,3

26,5

16,6

15,6

17,5

15,7

12,8

По типу водного режима все реки подразделяются на 2 группы.

-Работа с учебником. Стр.29 выписать в тетрадь

5. Годовой сток.

Величина стока рек зависит от количества осадков и испарения, а также от рельефа. Существенную роль в формировании стока имеют ледники.

Из-за больших скоростей течения и легкоразмываемых горных пород реки характеризуются большой мутностью воды. Годовое количество наносов, выносимых рекой Терек, достигает 8,2 млн.т.

Физминутка. Гимнастика для глаз

6.Опережающие задания

Учащиеся дают характеристику рекам: Терек, Камбилеевка, Ардон

Терек – является основной водной артерией, длиной 623 км. , в пределах СО – 110 км. Берёт начало на склонах горы Зилга – хох , расположенной на Водораздельном хребте , из-под ледника Зилга на высоте 2713 м . Вначале Терек течёт на юго – запад по Трусовскому ущелью, а затем у села Коби, круто поворачивает на север. Далее он прорывает Боковой , Скалистый и Пастбищный хребты , образуя каньонообразные ущелья . На этом участке Терек принимает множество притоков: Нарвал, Байдарка, Кистинка, Арамхи. Терек протекает здесь по неровному каменисто – галечному дну. Русло его загромождено крупными валунами. По выходе из Дарьяльского ущелья, Терек меняет свой характер . Русло его разделяется на рукава. Между рукавами появляются острова, покрытые травой и кустарником. Перед Эльхотовскими воротами, где Терек прорезает Сунженский хребет, принимает ряд притоков: Ардон, с притоками Фиагдон и Гизельдон, Камбилеевку, Урсдон, собирая воду со всей наклонной равнины Осетии. После Сунженского хребта , направление течения реки меняется с северо – западного на северное, затем на северо – восточное и наконец на восточное. Здесь Терек принимает Урух и Малку. От Малки до Сунжи проходит среднее течение. Русло становится песчанно – илистым, встречается много островов, песчаных отмелей и кос. Здесь все притоки маловодные и небольшие по длине: Куян, Курп . В нижнем течении берега реки низкие, легко размываемые . Терек прокладывает себе путь в собственных наносах, поднимающих русло реки над местностью.

7. Экология рек

Сообщение эколога. Материал по книге Бероева, «Терек гибнет почему?»

V. Закрепление нового материала.

Заполнить карточки

Заданин №1. Дополни предложение

Речная сеть Осетии относятся к бассейну………

Реки имеют питание………..

Исток Терека………, устье……..

Притоки Терека………..

Творческие задания

Задание №2. Рассмотрите схему горной реки. Что обозначают цифры на данной схеме?


Задание№3. Рассмотрите рисунки типичных долин рек. Определите , какой из рисунков соответствует верхнему среднему и нижнему течениям .

6.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
7.Домашнее задание.
пр.8, стр.31 по плану дать характеристику реки по выбору ученика.