СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока технологии в 11 классе

Просмотр содержимого документа
««Внутренний мир человека и система представлений о себе»»

ПЛАН РАБОТЫ


  1. Просмотреть прикрепленную презентацию «Темперамент».

  2. Прорешать прикрепленный тест.

  3. Нарисовать шарж (добродушно-юмористическое изображение) на свой тип темперамента.

  4. Сфотографировать и выслать на проверку [email protected] или в вк.



«Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Ссылка на тематический видеоролик https://www.youtube.com/watch?time_continue=177&v=SlWAJdN97jQ&feature=emb_logo

Вы, наверное, часто задумываетесь над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз на всю жизнь?

Рассмотрим три основных компонента, составляющих процесспрофессионального самоопределения.

Первый компонент – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я».

Второй - получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности.

Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой, умный или глупый, сильный, красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

Рождается человек, не имея ничего социального, а когда человек научится отделять «Я» от всего общества, он становится личностью. По мере того, как мы приобретаем жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе.

Имея некоторые знания о мире профессий необходимо исследовать себя, определить свои интересы, склонности, способности, выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям.

Некоторые люди считают, что уж себя-то они всегда понимают, это чужая душа – потёмки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счёте, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.

Как можно человеку лучше себя узнать?

В ответах на вопрос «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть всё многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нём вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики, в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаёте самих себя.

Познавать своё «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения.

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или Я-концепция) – сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я – концепция» создаёт специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто Я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?)

Становление устойчивого образа «Я»

 

Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы всё было возможно).

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день ещё не имеет чёткого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, всё равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своём воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мачтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальное «Я»- реальное – отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обыденность «Я»- концепции затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка.

На основе самооценки формируется образ собственного «Я».

Самооценка

 

Я-реальное………………………………есть сейчас

Я-динамическое……………………..стараюсь быть

Я-идеальное……………………………должен стать

Я-фантастическое…………………….мог бы быть…

Я-… (другое)

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый – это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человек с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки – это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе мнит, а в числителе – то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата – можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний, ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха.

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе.


Практическая часть.

«Методика определения самооценки»

Инструкция: ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

«иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

«никогда» - 0 баллов

1.  Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2.  Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

3.  Я беспокоюсь о своём будущем.

4.  Многие меня ненавидят.

5.  Я обладаю меньшей интуицией, нежели другие.

6.  Я беспокоюсь за своё психическое состояние.

7.  Я боюсь выглядеть глупцом.

8.  Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9.  Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10.  Я часто допускаю ошибки.

11.  Как жаль, что я не умею говорить, как следует, с людьми.

12.  Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13.  Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14.  Я слишком скромен(а).

15.  Моя жизнь бесполезна.

16.  Многие неправильного мнения обо мне.

17.  Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18.  Люди ждут от меня очень многого.

19.  Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20.  Я слегка смущаюсь.

21.  Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22.  Я не чувствую себя в безопасности.

23.  Я часто понапрасну волнуюсь.

24.  Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25.  Я чувствую себя скованным.

26.  Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.

27.  Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

28.  Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29.  Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30.  Как жаль, что я не так общителен.

31.  В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32.  Я думаю о том, что ждут от меня люди.

Ключ:Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощён «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большей степени страдает от «комплекса неполноценности».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!