Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Урок № 3
Учитель Удод И.В.
Дата ____________________________________________________________________________
Тема: Внутренний мир русской избы
Цели урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище.
Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале.
Тип урока: комбинированный.
Предметная цель:
Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы интерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Метопредметная цель:
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Регулятивные:
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Оборудование урока:
Общеклассный: плакаты «Этапы построения интерьера», «Солярные знаки».
Литературный ряд: стихотворения И. Денисов.
Музыкальный ряд: народные песни.
Видео ряд: презентация
Учебные понятия (на доске): декор, конструкция, интерьер, конник, красный угол.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что мы знаем о строении русской избы (фасад).
-Фасад: окна, наличники, ставни
-Коньки крыш
-Подзоры и причелины (украшенные резьбой доски)
-Перила
-Дымник
Во всем было чувство меры.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?
Сегодня мы с вами рассмотрим внутреннее пространство русской избы.
Тема сегодняшнего урока: «Внутренний мир русской избы»
4.Первичное усвоение новых знаний.
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?
(Размышления учащихся)
На самом деле эти три буквы очень символичны:
Д – похоже на строение, сооружение;
О – практически у всех народов, является символом оберега;
М – напоминает нам забор, ограду, отделяющую от внешнего мира.
Стены в избе белились белой известью, почесть миру Яви. Окна, как глаза избы, так же украшались знаками оберегами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.
Пол – почесть нижнему миру (Нави) – окрашивали в коричнево-охристые тона, отдавая дань уважения матери – Сырой Земле, таинственному нижнему миру.
- Внутренняя часть избы, условно, делилась на две половины: женскую и мужскую.
Но по-прежнему верю я после мороза,
Русской печке, привету её и теплу,
Где не раз под тулупом,
Тяжёлым как туча,
Благодарный своей человечьей судьбе,
Забываясь от всех неурядиц грядущих,
Засыпал я счастливый под песни в трубе.
И. Денисов.
(Чья половина у печи?)
- Русская печь – домашний очаг, место окружённое почитанием всей крестьянской семьи: она является источником существования и благополучия. Печь – место чистое, нельзя плевать на печь и сжигать в ней мусор. Гость, вошедший в избу, первым делом, прислонялся ладонями к печи, таким образом, отдавая почесть хозяйке дома и прося благосклонности у домового.
У окна находилась лавка со спинкой с одной стороны (Конник) – это место считалось мужской половиной. В долгие зимние вечера мужчины рукодельничали здесь, плели лапти, вырезали ложки из дерева и т.д.
Главным местом в избе был передний или как его еще называли «красный угол». Здесь, в самом дальнем углу избы, обращенном к востоку, устанавливались иконы, перед которыми всегда горела лампадка. Красный угол устраивался с таким расчетом, что бы иконы были первым, что встретит взгляд, каждого входящего в избу. В красном же углу, под иконами стояла лавка, на которой сидел, глава семьи или почетный гость, это место называлось «большим». Остальные члены семьи рассаживались за столом в порядке старшинства.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь ставили стол, за которым проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, обряды. Во время уборки урожая первые и последние колосья устанавливали в красном углу – это сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол старались держать всегда в чистоте и нарядно украшали. Красный цвет означает в нашей традиции прежде всего божественный огонь – сравни слова «красный», «красивый» и «крада», т.е. жертвенный огонь. Красный резко амбивалентен. В древности он символизировал божество, жизнь, оберег, силу, очищение, мужское начало, действие, здоровье, любовь, владычество, солнце, с одной стороны, и войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира, смерть – с другой. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные бумаги, предметы. Люди очень заботились о своей душе, так как верили в загробную жизнь.
-Словно птицы зазвенели-
Сколько света и тепла…
Бабка радугу постелит
От порога до стола.
Все сомнения отбросте:
Хоть избушка на земле,
Но идут по небу гости
Прямо к солнцу на столе.
Каждый ноги вытирает
И проходит не дыша
Там, где радуга играет,
Словно бабкина душа.
-Радугой называли длинные половички в избе. У русского народа было принято всё укрывать, прятать от чужих глаз. Потому в доме было огромное количество самотканых украшенных вышивкой занавесок, скатертей, полотенец. В мифологии радуга символизирует связь между миром естественным и сверхъестественным, мост между небом и землёй. Радуга является символом плодородия, самой жизни (радуга, посланная Ною после потопа), её многоцветья. Такое многоцветье присуще раю, идеальному образу природы, праздничной брачной одежде женщины в традиционных культурах.
-В каждой избе на потолке есть крюк, кто знает, зачем он?
(размышления учеников)
-На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца.
(демонстрация 6 слайда)
Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.
5.Первичная проверка понимания.
–Сколько интересного мы с вами сегодня узнали.
Описание интерьера русской избы. Уч-ся проговаривают основные предметы интерьера в русской избе.
6.Первичное закрепление.
Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель интерьера русской избы.
С чего начнём? (размышления учащихся)
Выбор композиционного решения. Детальная прорисовка предметов. Подмалёвок. Передача в цвете деталей.
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
-Требования к самостоятельной работе учащихся:
Эстетичность работы.
Передача в рисунке особенностей уклада жизни русских крестьян.
Законченность композиции в цвете.
Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием). Выставка работ (самооценивание).
8.Информация о домашнем задании.
Подобрать иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.
9.Рефлексия.
В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?
Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?
6