СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренний мир русской избы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.

Просмотр содержимого документа
«Внутренний мир русской избы»

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.

Задачи

Образовательная:

формировать практические навыки работы с художественными материалами;
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, иллюстративный материал по теме: «Интерьер русской избы».

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

Структура урока

  • Организационная часть.

  • Актуализация опорных знаний.

  • Формирование новых знаний.

  • Практическая работа.

  • Закрепление знаний.

  • Итог урока.

  • Домашнее задание, завершение урока.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

Напомните, ребята, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Декор русской избы».)

Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

А сейчас отгадайте загадку: 

Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? В этом нам поможет следующая загадка:

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)

Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку:

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом).

Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) 
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)

Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считадось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. («По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.) Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами. «Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.

4. Практическая работа.

А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли. Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением.

Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, придумайте свою композицию интерьера избы. Объяснение последовательности выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся.

5. Закрепление знаний.

Ребята, ответьте на вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.

6. Итог урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

7. Домашнее задание:

- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!