Тема: Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
17.12.2015
Урок истории и в 7 классе
К няжеский, великокняжеский, позднее также царский (в Москве) и королевский (в Галицко-Волынской земле) род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Большинство представителей династии являлись правителями Древнерусского государства (Киевской Руси) и образовавшихся после его распада русских княжеств.
Федор Иванович (1557— 1598)
царь всея Руси и великий князь Московский с 1584 года, третий сын Ивана IV последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский»
Борис Федорович Годунов (1552-1605)
шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 1598 года — русский царь.
- Представьте себя на месте Бориса Годунова.
- Вспомните, в каком состоянии оказалась страна в результате проведения опричной политики Ивана Грозного.
?
- Какие задачи вставали перед государственным деятелем в такой ситуации?
Самостоятельная работа с текстом учебника:
- Что удалось сделать Борису Годунову во время царствования Федора Иоанновича.
- Заполните схему:
Правление Бориса Годунова
Внутренняя политика
Правление Бориса Годунова
Внутренняя политика
Конец династии Рюриковичей
Исторический факт
При невыясненных обстоятельствах 15 мая 1591 г. Царевич Дмитрий погиб в Угличе в возрасте 9 лет. Вместе со своей нянькой Дмитрий вышел погулять во двор, где в тот момент другие дети играли в «тычку». Что произошло в тот момент во дворе, до сих пор никому достоверно не известно.
Царевич Дмитрий родился за два года до смерти Ивана Грозного. В Угличе наблюдать за царевичем и его матерью Борис Годунов приставил своего доносчика, Михайлу Битяговского. Дмитрий от рождения страдал падучей болезнью (эпилепсией), от чего временами падал на землю и бился в судорогах.
17 февраля 1598 г. – Земский Собор избрал нового царя
Самостоятельная работа с текстом учебника: страница 9.
- Выделите трудности, с которыми столкнулась страна в начале XVII в.
Указ царя Бориса Годунова (1598 -1605)
И мы великий государь царь и великий князь Борис Федорович всея Русии самодержец велели в нашем царствующем граде Москве, и в наших московских, и во всех городах нашего царского содержания, хлебных скупщиков и тех всех людей, которые цену на хлеб подняли и хлеб закупали, и затворили, и затаили, сыскивать чтоб от тех скупщиков нигде хлеб не дорожал и от той дороговизны нужды и скудности никаким людям не было.
Указ царя Бориса Годунова (1598 -1605)
И за таким нашим царским великим утверждением и за крепко учиненною заповедью велели мы учинить хлебную цену одну
И как к вам эта наша грамота придет, и вы б вперед про закупщиков и про закупной хлеб сыскивали и проведывали накрепко, да где у кого у московских гостей и посадских, у богатых торговых людей, закуплен хлеб а всыпан во дворах по житницам, и по амбарам, и по лавкам и вы б тот хлеб переписывали. А переписав, велели бы тем людям, у кого хлеб перепишите, продавать всяким людям врозь понемногу по нашей указной цене.
Сообщение о Лжедмитрии I
Проверим себя: выберите правильный ответ
1
Первым патриархом на Руси был:
А) Гермоген
Б) Филарет
В) Иов
Проверим себя: выберите правильный ответ
2
Борис Годунов стал русским царем, потому что:
А) имел на это право старшинства
Б) был избран на Земском соборе
В) на этом настоял польский король
Проверим себя: выберите правильный ответ
3
Отметьте основные направления внутренней политика БГ:
А) укрепление поместного и вотчинного хозяйства
Б) широкое строительство крепостей
В) отправка дворянских детей на учебу за границу
Г) приглашение иностранных специалистов в Москву
Д) массовые казни своих противников
Е) учреждение патриаршества
Проверим себя:
Первым самозванцем стал сын небогатого галичского дворянина _______, постригшийся в монахи московского Чудова монастыря под именем______. Он бежал в Речь Посполитую, где обрел покровителя в лице сандомирского воеводы______, пообещав жениться на его дочери______. В русской истории самозванец остался под именем_______.
Домашнее задание:
- Параграф 1, прочесть, ответить на вопросы устно. Знать понятия.
- Быть готовыми к опросу / тесту