МАОУ Бурятская гимназия № 29 г. Улан-Удэ, Октябрьского района, Республики Бурятия
Учитель истории и обществознания
Айдаева Сыренцу Васильевна
Открытие памятника Александру I в Москве
20 ноября 2014 года. Скульптор Салават Щербаков
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда».
А.С. Пушкин
«Дней Александровых прекрасное начало…».
А.С. Пушкин
?
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 г.г.
Исследование проблемы:
На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику.
Задание (§6, п.1)
- Прочтите текст учебника, используя технику скорочтения и ответьте на вопрос:
- Какие настроения преобладали в обществе (в разных его слоях) после победы над Наполеоном?
Перемены во внутренней политике
Вопросы по тексту:
либеральных дворян? (запишите)
- 2. …крестьян? (запишите)
- 3. …поляков? (запишите)
- 4. …консервативных дворян? (запишите)
Ожидания перемен в обществе после Отечественной войны 1812 г:
- А) Свободомыслящее дворянство: Конституция!
- Б) Крестьяне: Свобода! Отмена крепостного права!
- В) Поляки: послаблений в национальной политике!
- Г) Консервативное дворянство: Реформы вредны и не нужны! (Считали, что победа в Отечественной войне доказала превосходство системы).
Решение Александра 1: Не отказываясь от реформ вести их разработку, но тайно!
1815 г. –дарование конституции Царству Польскому
Крепостное право было отменено с 1816 по 1819 г. в:
Прибалтике:
- Эстляндии,
- Курляндии,
- Лифляндии
1820 г. «Уставная грамота Российской империи» (проект конституции Н.Н.Новосильцева)
Либеральные
(прогрессивные) черты
Консервативные
черты
Уничтожалось
ли самодержавие?
- создание двухпалатного парламента, без одобрения, которого царь не мог издать закон
- провозглашение суверенитета (верховенства) императорской власти ,
а не народа
- право внесения законопроектов принадлежало царю
гражданам свободы слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство перед
законом
- не решался вопрос отмены крепостного права
- самодержавие не уничтожалось, но ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы.
- только император обладал правом законодательной инициативы
Отказ от реформ
Началось попятное движение:
- Право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.
- Крепостным крестьянам – запрет на жалобу против своих господ.
- Усилился надзор за СМИ.
- Запрет всех тайных организаций и начало преследования их членов.
- Запрет ордена иезуитов за пропаганду католицизма в России.
- Министерство народного просвещения переименовано в Министерство духовных дел и народного просвещения для усиления религиозных основ образования.
Чем объяснить перемены во внутренней политике Александра 1?
- Главная причина – боязнь разделить участь отца.
- Важная причина – царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов. (Не забываем, что проект Конституции разрабатывался в строжайшей тайне, без привлечения сторонников реформ).
- Противоречивость общего замысла преобразований – сочетать :
- Либеральные реформы и существующее крепостное право!
- Конституцию и самодержавие!
- Освобождение крестьян и интересы большинства дворян!
Итоги внутренней политики Александра 1 в 1815-1825гг:
Реформаторские начинания Александра 1 не были воплощены в жизнь.
Проекты Конституций, разработанных по его поручению, готовили почву для реформирования России в будущем.
Проверочная работа по теме «Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг»
Соотнесите термин с его определением
Термин
Определение
1.Ценз
А. Независимость, верховенство императорской власти
2.Сейм
Б. Условие, ограничивающее участие человека в выборах
3.Суверенитет
В. Высший законодательный орган власти Польши в 1815-1831 гг
4.Конституция
Г. Основной закон государства
1
2
3
4
Запишите ответы:
2. Установите соответствие :
А) Конституция Царства Польского
Б) «Уставная грамота Российской империи»
НН Новосильцева
1) глава государства — император России
2) понятие «граждане» не включало крепостных
3) федеративное устройство страны
4) сейм не мог принимать законы
5) неприкосновенность личности
Запишите ответы:
А
Б
3.Дайте письменные краткие ответы на вопросы:
Вопросы
Ответы
- Как назывался разработанный
НН Новосильцевым в 1820 году конституционный проект?
2.Кто назывался «свободным сословием»?
3.Где было отменено крепостное право с 1816-1819 гг?
4.В каком году Александр 1 даровал Конституцию Польше?
На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику.
Метод 6 шляп
Белая шляпа : информация.
Вопросы:
1. Какой мы обладаем информацией?
2. Какая нам нужна информация?
Красная шляпа : чувства и интуиция.
Вопрос:
Какие у меня возникают чувства по этому поводу?
Черная шляпа : критика.
Вопросы:
1. Правда ли это?
2. Сработает ли это?
3. В чем недостатки?
4. Что здесь неправильно?
Метод 6 шляп
Желтая шляпа : логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа : креативность.
Вопросы: Каковы альтернативы?
Синяя шляпа : управление процессом.
Вопросы:
1. Чего мы достигли?
2. Что нужно делать дальше?
Домашнее задание : параграф 6 учебника-читать. На выбор:
1.Составить тест по теме.
2.Нарисовать одежду дворян и крестьян 1 четверти 19 века.
3. Заочное путешествие по России первой четверти 19 века.
4.Составить синквейн на понятия:
Родина, свобода, суверенитет, Конституция
(на выбор).
Желаю удачи в достижении цели!!!