СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутришкольная система оценки качества образования – промежуточный результат, проблемы, пути решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Просмотр содержимого документа
««Внутришкольная система оценки качества образования – промежуточный результат, проблемы, пути решения»»


Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым

условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые

результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам, специалистам в области измерений, разработчикам программ и др.), но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса – детям и родителям.

В школе организовано целостное пространство для образования и развития младшего школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни.

В свете требований ГОС наши школьники учатся способам получения знаний, то есть «учатся учиться».

Система оценки освоения образовательных программ создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

 предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

 метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

 личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.)

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым обучающимся планируемых

результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.

Одно из основных назначений системы оценки результатов образования – выявить достижение требований к освоению общеобразовательных программ, которые заданы в образовательных стандартах. Следовательно, содержание требований должно служить основанием при определении содержания и критериев оценки.

Оценка достижения требований к освоению образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Систему оценки результатов образования необходимо переориентировать на другой принцип оценивания по сравнению с традиционно используемым в современной школе –

необходимо перейти на накопительную систему оценивание на основе «сложения», а не

«вычитания».

Требования представляют собой описание целевых установок начального общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты начального общего образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ отражают специфику основных образовательных результатов на разных ступенях обучения.

Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этом уровне обучения.

Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам.

На уровне начального общего образования основным результатом образования должна

стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение

которыми обеспечивает возможность продолжения образования на уровне основного общего образования; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

Основными документами, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ, являются «Требования к результатам начального образования» и планируемые результаты освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру.

В соответствии с Требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

 осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

 желание и умение учиться, готовность к образованию на уровне основного общего образования и самообразованию;

 инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

 математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Таким образом результаты начального образования можно представить как:

 предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования на уровне основного общего образования;

 умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

 индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов функциональная грамотность в области отдельных предметов (математики, чтения и русского языка, естествознания и др.), т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и универсальных способов действий.

Под планируемыми результатами освоения основной программы начального образования ОУ по отдельным учебным предметам понимают систему операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира).

Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфолио («Портфель достижений обучающегося») – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Он представляет собой подборку личных работ обучающегося, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучающегося в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности обучающегося – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких «портфелей» основывается на анализе способностей обучающегося, его интересов. При отборе образцов работ учителю следует задуматься над следующими вопросами:

 что считать хорошим показателем для этого конкретного обучающегося;

 какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;

 как этот образец работы обучающегося соотносится с другими образцами из его «портфеля».

В идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить:

1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

 выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;

 дневники читателя;

 выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения миниисследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

2) систематизированные материалы текущей оценки:

 отдельные листы наблюдений;

 оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;

 результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;

 выборочные материалы самоанализа и самооценки обучающихся;

3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.

Целесообразно использовать два вида портфелей достижений: рабочий и оценочный.

В первом собираются все продукты учебной деятельности учащегося по данному курсу.

Систематически обучающийся производит «ревизию» своего рабочего портфеля и отбирает в оценочный портфель обязательные работы и те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают прогресс в обучении, помечая их буквой «У», что значит «отобрано учащимся». Аналогичную процедуру просмотра рабочих портфелей осуществляет и учитель. Он может отобрать в дополнение к уже выбранным учащимся работы, свидетельствующие о его успехе, но неявно выраженном для него. Свой выбор учитель обозначает буквой «П», «педагог». Степень совпадения выбора обучающегося и выбора учителя соответствует уровню адекватности конкретной ученической самооценки. «Портфолио достижений», как правило, имеет четыре основных раздела: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения. Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, свидетельства раскрывающие интересы, любимые занятия учащегося (характеристика от тренера, преподавателя (музыкальной (художественной) школы, грамоты за выступления и др.). Коллектор – это папка, куда собираются все текущие материалы, подлежащие регулярному отбору и оценке. Папка «Рабочие материалы» представляет собой работы, отобранные самим учащимся на предмет представления их как достижения. Учитель регулярно просматривает эту папку вместе с папкой «Коллектор» с тем, чтобы откорректировать выбор учащегося. В папку «Достижения» помещаются работы, получившие соответствующую оценку учащегося и учителя. Единицей сбора в «Портфеле достижений» являются текущие учебные материалы, из которых обучающийся выбирает те, которые он считает своими достижениями. Общие требования по оформлению презентационного варианта «Портфеля достижений» и количество и содержание рубрик обговаривается с обучающимися до начала работы по отбору материалов.

Умелое использование «Портфеля достижений обучающегося» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

Совокупность представленных для ознакомления материалов дает разработчикам возможность соотнести применяемую в ОУ систему оценивания с той, которая позволит в полной мере вести внутренний мониторинг за достижениями обучающихся, степенью приближения к планируемым результатам.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» междисциплинарной программы формирования УУД у обучающихся на уровне начального общего образования.

Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно формируются в образовательном процессе, а не в семье или сфере дополнительного образования, т. е. те, за формирование которых в основном должно нести ответственность образовательное учреждение.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и ОУ.

Оценка метапредметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия «междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Итоговое оценивание. В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация обучающихся не предусматривается. Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это значит, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.

В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающихся первого класса на второй год не оставляют.

К структуре итоговой оценки выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех обучающихся.

Таким образом, результаты начального образования можно представить как:

 предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования на уровне основного общего образования;

 умение учиться – способность к самоорганизации

 с целью решения учебных задач;

 индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

При этом подлежит итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов функциональная грамотность в области отдельных предметов (математики, литературного чтения и русского языка, естествознания и др.), т. е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений и универсальных способов действий.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!