Вода, её свойства и значение
•Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций.
Просмотр содержимого документа
«Вода, её свойства и значение»
«Вода, её свойства и значение»
Цель урока:
- Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций .
Задачи занятия
- активизация познавательной деятельности студентов на уроке;
- обобщение знаний о физических и химических свойствах воды;
- закрепление умения объяснять физические процессы в природе и в быту;
- показать значение воды в природе и жизни человека.
Задачи занятия
- развитие умения применять свои знания о воде для объяснения конкретных природных явлений и применении воды в будущей профессиональной деятельности (в сфере туризма);
- развитие умения решать ситуационные задачи;
- формирование логического мышления;
- способностей к саморазвитию и самосовершенствованию;
- развитие междисциплинарных связей биологии, химии, физики, экологии
Задачи занятия
- формирование коммуникативных компетенций и культуры общения;
- развитие самостоятельности, умения работать в группе;
- воспитание духа соперничества.
Оборудование и оснащение занятия
- Мультимедиа
- ПК
- Видеофильм «Капля воды»
- Химические реактивы
- Интерактивная доска
- Компьютерный класс
- Наборы для моделирования молекул веществ
Методы обучения
- Словесный – лекция с элементами беседы.
- Наглядный – демонстрация фрагментов видеофильма, презентаций, таблиц
- Практический – выполнение демонстрационных опытов по химическим свойствам воды.
- Поисковый (метод кейсов) – проектно-исследовательская деятельность
План занятия
● Организационный момент
● Актуализация знаний
● Основной этап урока - повторение пройденного и объяснение нового материала :
- физические свойства воды
- строение молекулы воды
- химические свойства воды
- значение воды для природы и человека
● Закрепление материала в виде творческой работы
и защиты мини-проектов
● Подведение итогов занятия
● Домашнее задание
Девиз занятия
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…»
Антуан де Сент-Экзепюри
Значение воды
- Мы живем в мире, в котором на каждом шагу нас встречают химические вещества. Но есть одно вещество на Земле, которое знают все.
- Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы увидеть ярко выраженное преобладание водных пространств на земном шаре.
- Самым распространенным на Земле веществом является вода , которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни ».
Уникальность воды
Единственное вещество на планете в трех агрегатных состояниях.
парообразование
кристаллизация
конденсация
плавление
ЖИДКОСТЬ
сублимация
ГАЗ
ТВЁРДОЕ ТЕЛО
десублимация
Проверка знаний физических свойств воды
- Что такое критическая температура? Привести примеры.
- Что изменяется для одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях?
- Почему термометр в стакане, где находится вода и лед, показывает 0 о С?
- Почему вода, налитая на замороженные продукты питания, замерзает?
Проверка знаний физических свойств воды
- Что такое удельная теплоёмкость? Чему она равна для воды?
- Какой теплопроводностью обладает вода?
- Приведите примеры использования высокой теплопроводности человеком?
- Что происходит со скоростью движения молекул воды при переходе из жидкого в твёрдое состояние?
Проверка знаний физических свойств воды
- Какой электропроводностью обладает вода? Ответ поясните.
- Чему равна плотность воды?
- Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?
Объясните явление
Основные физические свойства воды
- Агрегатные состояния: пар, вода, лед
- t кип = 100 ° С f (p атм. )
- t пл. = 0 ° С f (p атм. )
- Плотность 1000 кг/м 3
- Большое поверхностное натяжение
- Малая сжимаемость
- Наибольшая удельная теплоемкость 4200 Дж/кг • ˚С
- Высокая теплопроводность
- Наибольшая теплота парообразования 2,3 • 10 6 Дж/кг
- Слабая электропроводность
- Прекрасный растворитель
Состав и строение молекулы воды ( моделирование молекулы Н 2 О )
Молекула воды имеет угловое строение
Н 2 О
Mr = 18 г/моль
Химические свойства воды
Взаимодействие с металлами
- С активными металлами образует основания (щелочи) и водород:
2Na + 2H 2 O → 2NaOH + H 2
- С менее активными металлами образует оксиды и водород:
Mg + H 2 O → MgO + H 2
- С неактивными металлами не взаимодействует.
Химические свойства воды
Взаимодействие с оксидами
- С оксидами активных металлов образует основания (щелочи ):
Na 2 O + H 2 O → 2NaOH
- С оксидами неметаллов образует кислоты:
С O 2 + H 2 O → H 2 С O 3
Значение воды
- Покрывая две трети поверхности планеты, вода влияет практически на все процессы, происходящие на Земле. Тяжело найти такое природное тело, которое не содержало бы в себе влаги. Влагу содержат даже камни и огненная магма, а растения состоят из воды на 70-95%.
Биологическая роль воды
- Для организма человека вода – второе по значимости вещество после кислорода. Наш организм почти на две трети состоит из воды. Неслучайно человек может жить без пищи не более 4 недель, а без воды – не более 3-4 дней. Некоторые ученые считают нашу жизнь «борьбой за воду».
Биологическая роль воды
- Жизнь возникла в воде, вода входит в состав живых тел и является той средой, где в любом организме протекают все биохимические реакции.
- Вода составляет основную часть цитоплазмы растительной и животной клетки, растительных соков, жидких тканей животных.
- Вода – это и внутренняя среда большинства организмов, и внешняя среда для многих из них.
Биологическая роль воды
- Вода – индикатор старения. Тело ребенка от рождения до 1 года содержит 80-85% воды. При достижении 18 лет содержание воды в организме уменьшается до 65-70%, а в старости до – 30%.
- Некоторые ученые считают обеспечение организма качественной водой секретом продления молодости .
Биологическая роль воды
- Вода помогает функционировать почти каждой части организма человека:
- мозг на 75% состоит из воды, обезвоживание может привести к головным болям и головокружению;
- Вода регулирует температуру тела;
- Кровь на 90% состоит из воды, которая несет растворенные питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела;
Биологическая роль воды
- Физиологическое значение для живых организмов имеют именно водные растворы микроэлементов и питательных веществ.
- Вода - источник кислорода, образующего в процессе фотосинтеза в растениях под действием света.
- Организм все время расходует воду и получает ее вновь из окружающей среды, участвуя в круговороте воды в природе. Для поддержания водного баланса человеку необходимо в день употреблять 2-3л жидкости.
Значение воды
- Человек использует воду в быту, в промышленных и производственных целях.
- Водные ресурсы природы используются как туристско-рекреационные, т.е. для организации отдыха, досуга, путешествий, поддержания здоровья, лечения и профилактики заболеваний .
Загадка воды
- Даже в наши дни ученые продолжают изучать свойства воды и делать новые открытия.
- Сегодня уже доказано, что вода обладает информационной памятью - способностью воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Часть 1. Поиск ответов на вопросы :
- 1.Какие явления природы объясняются конденсацией пара? Приведите примеры.
- 2. Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее?
- 3. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания , человек ощущает холод?
- 4. Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры.
- 5. Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать?
- 6. При какой температуре происходит испарение воды?
- 7. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? Как это сделать?
- 8. Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленнее, чем горячая вода в такой же чашке?
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Часть 2. Выполнение мини-проекта с использованием информационных технологий и интернет-ресурсов (с рассмотрением возможного использования знаний в профессиональной деятельности) на темы :
- «Свойства воды»
- «Вода – какая она?»
- « Качество воды, источники её загрязнения и очистка»
- «Роль воды в природе»
- «Использование водных ресурсов»
Интернет-ресурсы
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Вода
- http://provodu.kiev.ua/oleg-mosin/voda-ee-svoistva-i-ochistka-vody
- http://watershealth.ru/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21392/
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a35daaee-bd19-e79f-ad90-bd80bbded13a/1004245A.htm
Подведение итогов занятия
- Проверка решения бытовых ситуаций и ответов на вопросы.
- Защита мини-проектов обучающимися.
- Выставление оценок за работу.
Домашнее задание
- § 3.4,
- Составить 5 уравнений реакций взаимодействий воды с другими веществами
- Закончить оформление презентаций