СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода, её свойства и значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода, её свойства и значение

Систематизация знаний о свойствах воды,  её значении  в природе и жизни человека, использовании этих знаний  в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Вода, её свойства и значение»

  «Вода, её свойства и значение»

«Вода, её свойства и значение»

Цель урока: Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций .

Цель урока:

  • Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций .
Задачи занятия Образовательные: активизация познавательной деятельности студентов на уроке; обобщение знаний о физических и химических свойствах воды; закрепление умения объяснять физические процессы в природе и в быту; показать значение воды в природе и жизни человека.

Задачи занятия

  • Образовательные:
  • активизация познавательной деятельности студентов на уроке;
  • обобщение знаний о физических и химических свойствах воды;
  • закрепление умения объяснять физические процессы в природе и в быту;
  • показать значение воды в природе и жизни человека.
Задачи занятия Развивающие: - развитие умения применять свои знания о воде для объяснения конкретных природных явлений и применении воды в будущей профессиональной деятельности (в сфере туризма); развитие умения решать ситуационные задачи; формирование логического мышления; способностей к саморазвитию и самосовершенствованию; развитие междисциплинарных связей биологии, химии, физики, экологии

Задачи занятия

  • Развивающие:

- развитие умения применять свои знания о воде для объяснения конкретных природных явлений и применении воды в будущей профессиональной деятельности (в сфере туризма);

  • развитие умения решать ситуационные задачи;
  • формирование логического мышления;
  • способностей к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • развитие междисциплинарных связей биологии, химии, физики, экологии
Задачи занятия Воспитательные: формирование коммуникативных компетенций и культуры общения; развитие самостоятельности, умения работать в группе; воспитание духа соперничества.

Задачи занятия

  • Воспитательные:
  • формирование коммуникативных компетенций и культуры общения;
  • развитие самостоятельности, умения работать в группе;
  • воспитание духа соперничества.
Оборудование и оснащение  занятия Мультимедиа ПК Видеофильм «Капля воды» Химические реактивы Интерактивная доска Компьютерный класс Наборы для моделирования молекул веществ

Оборудование и оснащение занятия

  • Мультимедиа
  • ПК
  • Видеофильм «Капля воды»
  • Химические реактивы
  • Интерактивная доска
  • Компьютерный класс
  • Наборы для моделирования молекул веществ
Методы обучения Словесный – лекция с элементами беседы. Наглядный – демонстрация фрагментов видеофильма, презентаций, таблиц Практический – выполнение демонстрационных опытов по химическим свойствам воды. Поисковый (метод кейсов) – проектно-исследовательская деятельность

Методы обучения

  • Словесный – лекция с элементами беседы.
  • Наглядный – демонстрация фрагментов видеофильма, презентаций, таблиц
  • Практический – выполнение демонстрационных опытов по химическим свойствам воды.
  • Поисковый (метод кейсов) – проектно-исследовательская деятельность
План занятия ●  Организационный момент ●  Актуализация знаний ●  Основной этап урока - повторение пройденного и объяснение нового материала : физические свойства воды строение молекулы воды химические свойства воды значение воды для природы и человека ● Закрепление материала в виде творческой работы  и защиты мини-проектов ● Подведение итогов занятия ● Домашнее задание

План занятия

● Организационный момент

● Актуализация знаний

● Основной этап урока - повторение пройденного и объяснение нового материала :

  • физические свойства воды
  • строение молекулы воды
  • химические свойства воды
  • значение воды для природы и человека

● Закрепление материала в виде творческой работы

и защиты мини-проектов

● Подведение итогов занятия

● Домашнее задание

Девиз занятия «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…»  Антуан де Сент-Экзепюри

Девиз занятия

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…»

Антуан де Сент-Экзепюри

Значение воды Мы живем в мире, в котором на каждом шагу нас встречают химические вещества. Но есть одно вещество на Земле, которое знают все. Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы увидеть ярко выраженное преобладание водных пространств на земном шаре. Самым распространенным на Земле веществом является вода , которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни ».

Значение воды

  • Мы живем в мире, в котором на каждом шагу нас встречают химические вещества. Но есть одно вещество на Земле, которое знают все.
  • Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы увидеть ярко выраженное преобладание водных пространств на земном шаре.
  • Самым распространенным на Земле веществом является вода , которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни ».
Уникальность воды Единственное вещество на планете в трех агрегатных состояниях.

Уникальность воды

Единственное вещество на планете в трех агрегатных состояниях.

парообразование кристаллизация конденсация плавление  ЖИДКОСТЬ сублимация  ГАЗ ТВЁРДОЕ ТЕЛО десублимация

парообразование

кристаллизация

конденсация

плавление

ЖИДКОСТЬ

сублимация

ГАЗ

ТВЁРДОЕ ТЕЛО

десублимация

Проверка знаний физических свойств воды  Что такое критическая температура? Привести примеры. Что изменяется для одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях? Почему термометр в стакане, где находится вода и лед, показывает 0 о С? Почему вода, налитая на замороженные продукты питания, замерзает?

Проверка знаний физических свойств воды

  • Что такое критическая температура? Привести примеры.
  • Что изменяется для одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях?
  • Почему термометр в стакане, где находится вода и лед, показывает 0 о С?
  • Почему вода, налитая на замороженные продукты питания, замерзает?
Проверка знаний физических свойств воды Что такое удельная теплоёмкость? Чему она равна для воды? Какой теплопроводностью обладает вода? Приведите примеры использования высокой теплопроводности человеком? Что происходит со скоростью движения молекул воды при переходе из жидкого в твёрдое состояние?

Проверка знаний физических свойств воды

  • Что такое удельная теплоёмкость? Чему она равна для воды?
  • Какой теплопроводностью обладает вода?
  • Приведите примеры использования высокой теплопроводности человеком?
  • Что происходит со скоростью движения молекул воды при переходе из жидкого в твёрдое состояние?
Проверка знаний физических свойств воды Какой электропроводностью обладает вода? Ответ поясните. Чему равна плотность воды? Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?

Проверка знаний физических свойств воды

  • Какой электропроводностью обладает вода? Ответ поясните.
  • Чему равна плотность воды?
  • Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?

Объясните явление

Объясните явление

Основные физические свойства воды Агрегатные состояния: пар, вода, лед t кип = 100 ° С f (p атм. ) t пл. = 0 ° С f (p атм. ) Плотность 1000 кг/м 3 Большое поверхностное натяжение Малая сжимаемость Наибольшая удельная теплоемкость 4200 Дж/кг • ˚С Высокая теплопроводность Наибольшая теплота парообразования 2,3 • 10 6 Дж/кг Слабая электропроводность Прекрасный растворитель

Основные физические свойства воды

  • Агрегатные состояния: пар, вода, лед
  • t кип = 100 ° С f (p атм. )
  • t пл. = 0 ° С f (p атм. )
  • Плотность 1000 кг/м 3
  • Большое поверхностное натяжение
  • Малая сжимаемость
  • Наибольшая удельная теплоемкость 4200 Дж/кг • ˚С
  • Высокая теплопроводность
  • Наибольшая теплота парообразования 2,3 • 10 6 Дж/кг
  • Слабая электропроводность
  • Прекрасный растворитель
Состав и строение молекулы воды  ( моделирование молекулы Н 2 О ) Молекула воды имеет угловое строение Н 2 О Mr  = 18 г/моль

Состав и строение молекулы воды ( моделирование молекулы Н 2 О )

Молекула воды имеет угловое строение

Н 2 О

Mr = 18 г/моль

Химические свойства воды Взаимодействие с металлами С активными металлами образует основания (щелочи) и водород: 2Na + 2H 2 O → 2NaOH + H 2 С менее активными металлами образует оксиды и водород: Mg + H 2 O → MgO + H 2 С неактивными металлами не взаимодействует.

Химические свойства воды

Взаимодействие с металлами

  • С активными металлами образует основания (щелочи) и водород:

2Na + 2H 2 O → 2NaOH + H 2

  • С менее активными металлами образует оксиды и водород:

Mg + H 2 O → MgO + H 2

  • С неактивными металлами не взаимодействует.
Химические свойства воды Взаимодействие с оксидами С оксидами активных металлов образует основания (щелочи ): Na 2 O + H 2 O → 2NaOH С оксидами неметаллов образует кислоты: С O 2 + H 2 O → H 2 С O 3

Химические свойства воды

Взаимодействие с оксидами

  • С оксидами активных металлов образует основания (щелочи ):

Na 2 O + H 2 O → 2NaOH

  • С оксидами неметаллов образует кислоты:

С O 2 + H 2 O → H 2 С O 3

Значение воды Покрывая две трети поверхности планеты, вода влияет практически на все процессы, происходящие на Земле. Тяжело найти такое природное тело, которое не содержало бы в себе влаги. Влагу содержат даже камни и огненная магма, а растения состоят из воды на 70-95%.

Значение воды

  • Покрывая две трети поверхности планеты, вода влияет практически на все процессы, происходящие на Земле. Тяжело найти такое природное тело, которое не содержало бы в себе влаги. Влагу содержат даже камни и огненная магма, а растения состоят из воды на 70-95%.
Биологическая роль воды Для организма человека вода – второе по значимости вещество после кислорода. Наш организм почти на две трети состоит из воды. Неслучайно человек может жить без пищи не более 4 недель, а без воды – не более 3-4 дней. Некоторые ученые считают нашу жизнь «борьбой за воду».

Биологическая роль воды

  • Для организма человека вода – второе по значимости вещество после кислорода. Наш организм почти на две трети состоит из воды. Неслучайно человек может жить без пищи не более 4 недель, а без воды – не более 3-4 дней. Некоторые ученые считают нашу жизнь «борьбой за воду».
Биологическая роль воды Жизнь возникла в воде, вода входит в состав живых тел и является той средой, где в любом организме протекают все биохимические реакции. Вода составляет основную часть цитоплазмы растительной и животной клетки, растительных соков, жидких тканей животных. Вода – это и внутренняя среда большинства организмов, и внешняя среда для многих из них.

Биологическая роль воды

  • Жизнь возникла в воде, вода входит в состав живых тел и является той средой, где в любом организме протекают все биохимические реакции.
  • Вода составляет основную часть цитоплазмы растительной и животной клетки, растительных соков, жидких тканей животных.
  • Вода – это и внутренняя среда большинства организмов, и внешняя среда для многих из них.
Биологическая роль воды Вода – индикатор старения. Тело ребенка от рождения до 1 года содержит 80-85% воды. При достижении 18 лет содержание воды в организме уменьшается до 65-70%, а в старости до – 30%. Некоторые ученые считают обеспечение организма качественной водой секретом продления молодости .

Биологическая роль воды

  • Вода – индикатор старения. Тело ребенка от рождения до 1 года содержит 80-85% воды. При достижении 18 лет содержание воды в организме уменьшается до 65-70%, а в старости до – 30%.
  • Некоторые ученые считают обеспечение организма качественной водой секретом продления молодости .
Биологическая роль воды Вода помогает функционировать почти каждой части организма человека: мозг на 75% состоит из воды, обезвоживание может привести к головным болям и головокружению; Вода регулирует температуру тела; Кровь на 90% состоит из воды, которая несет растворенные питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела;

Биологическая роль воды

  • Вода помогает функционировать почти каждой части организма человека:
  • мозг на 75% состоит из воды, обезвоживание может привести к головным болям и головокружению;
  • Вода регулирует температуру тела;
  • Кровь на 90% состоит из воды, которая несет растворенные питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела;
Биологическая роль воды Физиологическое значение для живых организмов имеют именно водные растворы микроэлементов и питательных веществ. Вода - источник кислорода, образующего в процессе фотосинтеза в растениях под действием света. Организм все время расходует воду и получает ее вновь из окружающей среды, участвуя в круговороте воды в природе. Для поддержания водного баланса человеку необходимо в день употреблять 2-3л жидкости.

Биологическая роль воды

  • Физиологическое значение для живых организмов имеют именно водные растворы микроэлементов и питательных веществ.
  • Вода - источник кислорода, образующего в процессе фотосинтеза в растениях под действием света.
  • Организм все время расходует воду и получает ее вновь из окружающей среды, участвуя в круговороте воды в природе. Для поддержания водного баланса человеку необходимо в день употреблять 2-3л жидкости.
Значение воды Человек использует воду в быту, в промышленных и производственных целях. Водные ресурсы природы используются как туристско-рекреационные, т.е. для организации отдыха, досуга, путешествий, поддержания здоровья, лечения и профилактики заболеваний .

Значение воды

  • Человек использует воду в быту, в промышленных и производственных целях.
  • Водные ресурсы природы используются как туристско-рекреационные, т.е. для организации отдыха, досуга, путешествий, поддержания здоровья, лечения и профилактики заболеваний .
Загадка воды Даже в наши дни ученые продолжают изучать свойства воды и делать новые открытия. Сегодня уже доказано, что вода обладает информационной памятью - способностью воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию

Загадка воды

  • Даже в наши дни ученые продолжают изучать свойства воды и делать новые открытия.
  • Сегодня уже доказано, что вода обладает информационной памятью - способностью воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Часть 1. Поиск ответов на вопросы : 1.Какие явления природы объясняются конденсацией пара? Приведите примеры. 2. Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее? 3. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания , человек ощущает холод? 4. Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры. 5. Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать? 6. При какой температуре происходит испарение воды? 7. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? Как это сделать? 8. Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленнее, чем горячая вода в такой же чашке?

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Часть 1. Поиск ответов на вопросы :

  • 1.Какие явления природы объясняются конденсацией пара? Приведите примеры.
  • 2. Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее?
  • 3. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания , человек ощущает холод?
  • 4. Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры.
  • 5. Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать?
  • 6. При какой температуре происходит испарение воды?
  • 7. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? Как это сделать?
  • 8. Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленнее, чем горячая вода в такой же чашке?
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Часть 2. Выполнение мини-проекта с использованием информационных технологий и интернет-ресурсов (с рассмотрением возможного использования знаний в профессиональной деятельности) на темы : «Свойства воды»  «Вода – какая она?» « Качество воды, источники её загрязнения  и  очистка» «Роль воды в природе»  «Использование водных ресурсов»

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Часть 2. Выполнение мини-проекта с использованием информационных технологий и интернет-ресурсов (с рассмотрением возможного использования знаний в профессиональной деятельности) на темы :

  • «Свойства воды»
  • «Вода – какая она?»
  • « Качество воды, источники её загрязнения и очистка»
  • «Роль воды в природе»
  • «Использование водных ресурсов»
Интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/ Вода http://provodu.kiev.ua/oleg-mosin/voda-ee-svoistva-i-ochistka-vody http://watershealth.ru/ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21392/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a35daaee-bd19-e79f-ad90-bd80bbded13a/1004245A.htm

Интернет-ресурсы

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Вода
  • http://provodu.kiev.ua/oleg-mosin/voda-ee-svoistva-i-ochistka-vody
  • http://watershealth.ru/
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21392/
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a35daaee-bd19-e79f-ad90-bd80bbded13a/1004245A.htm
Подведение итогов занятия Проверка решения бытовых ситуаций и ответов на вопросы. Защита мини-проектов обучающимися. Выставление оценок за работу.

Подведение итогов занятия

  • Проверка решения бытовых ситуаций и ответов на вопросы.
  • Защита мини-проектов обучающимися.
  • Выставление оценок за работу.
Домашнее задание § 3.4, Составить 5 уравнений реакций взаимодействий воды с другими веществами Закончить оформление презентаций

Домашнее задание

  • § 3.4,
  • Составить 5 уравнений реакций взаимодействий воды с другими веществами
  • Закончить оформление презентаций


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!