Урок по предмету «Мир истории»
6 класс Вода и земледелие
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия и использовании воды при обработке земли.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие: охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни людей, познакомить с понятием «земледелие».
2.Коррекционно-развивающие: корректировать мыслительную деятельность через упражнения обобщения, исключения, сопоставления.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
предметные: выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия;
метапредметные: формулировать свою точку зрению; решать тестовые задания; навыки публичного выступления;
личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду.
Основные понятия: земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка.
Оборудование: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир истории. 6 класс». Авторы: И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Возникновение земледелия и использование воды», карточки с заданиями.
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Огр.момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь. Для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов.
Давайте посмотрим с вами видеоролик «Вода – основа жизни».
Считается, что более 2 тыс. лет вода была фактически единственным источником постоянной энергии вплоть до изобретения в XII в. ветряных мельниц. Еще в древние времена человек заметил, что если до половины погрузить в реку колесо с лопастями, то оно начнет вращаться. Тем самым энергия текущей воды даже в примитивной гидроустановке (от греч. «hydor» — «вода») превращалась в механическую энергию.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока: Вода и земледелие.
Миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием, т.е. перешел к производящему хозяйству.
-Что такое земледелие?
Запишите в тетради словарное слово: Земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений
- Как же появилось земледелие?
Появление мотыжного земледелия. Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы. Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.
Чтение текста пункта учебника, беседа по вопросам / работа по карте (определить районы земледелия).
Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур.
Земледельцы научились применять искусственное орошение земли (полив земли и растений). Строить дамбы и каналы. Такое земледелие называется орошаемое(просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=t4lvSoeP_O4)
Для подъёма воды в оросительные каналы служили водяные колёса (первые простейшие гидравлические двигатели), использующие ее энергию. Первые водяные колеса начали применяться более чем за 3000 лет до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах. Древние греки поняли, что вращающееся водяное колесо может не только поднимать
воду, но и совершать другую полезную работу, если его ось соединить с каким-нибудь механизмом. От этой догадки оставался лишь шаг до изобретения водяной мельницы. И этот шаг был сделан. В Древней Греции и Риме водяные колеса уже использовались для вращения мельничных жерновов.
Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=ZB-5phY5VDo
3.Физкультминутка: двигательные упражнения повторяют за учителем.
Гидроэлектроста́нция (ГЭС) — электростанция, использующая в качестве источника энергии движение водных масс в русловых водотоках и приливных движениях; вид гидротехнического сооружения. Гидроэлектростанции обычно строят на реках.
Просмотри видео https://www.youtube.com/watch?v=z0gqTB0KJI8
Запишите в тетради словарные слова:
Орошаемое земледелие - земледелие, ведущееся с применением искусственного орошения.
Шадуф – приспособление для полива, при его помощи поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива.
Водяное колесо — механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу.
6. Первичное закрепление нового материала.
1.Устный опрос
1.Когда появилось земледелие? (примерно 10 тыс. лет назад )
2.Как появилось оно?
3.Место, где возникло земледелие. (Передняя Азия)
4.Орудия труда земледельцев. (Мотыга, плуг, серп)
5. Азия является родиной…(Ячменя, риса, чая)
6.Земледелие возникло из … (Собирательства)
7. Земледелие, ведущееся с применением искусственного орошения. (Орошаемое)
8. Приспособление для полива (Шадуф)
2. Проводиться письменная проверочная работа по карточкам.
Найдите правильные ответы.
Вода – это:
а) вещь в доме;
б) природное прозрачное вещество;
в) непрозрачное вещество с запахом.
В воде растворяется:
а) мел;
б) соль;
в) глина.
При нагревании вода:
а) расширяется;
б) делается мутной;
в) затвердевает.
Скопление воды в воздухе – это:
а) ветер;
б) облако;
в) дым.
Ответы: 1. Б. 2. Б. 3. А. 4. Б.
3. Верные – неверные утверждения. Проверь себя
1.Первоначально люди занимались земледелием – верно
2.Количество древних людей было больше, чем количество современных людей – неверно
3.Первые люди современного типа появились в Восточной Африке – верно
4.Единственный незаселённый материк до наших дней - Антарктида – верно
5.На данный момент на Земле не осталось незаселённых территорий - неверно
Подведение итогов.
Домашнее задание: Параграф учебника читать, учить записи.
Карточка
Найдите правильные ответы.
Вода – это:
а) вещь в доме;
б) природное прозрачное вещество;
в) непрозрачное вещество с запахом.
В воде растворяется:
а) мел;
б) соль;
в) глина.
При нагревании вода:
а) расширяется;
б) делается мутной;
в) затвердевает.
Скопление воды в воздухе – это:
а) ветер;
б) облако;
в) дым.
3. Верные – неверные утверждения. Проверь себя
1.Первоначально люди занимались земледелием –
2.Количество древних людей было больше, чем количество современных людей –
3.Первые люди современного типа появились в Восточной Африке –
4.Единственный незаселённый материк до наших дней - Антарктида –
5.На данный момент на Земле не осталось незаселённых территорий -