СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода и земледелие

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вода и земледелие 

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия и использовании воды при обработке земли.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие: охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни людей, познакомить с понятием «земледелие».

2.Коррекционно-развивающие: корректировать мыслительную деятельность через упражнения обобщения, исключения, сопоставления.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Вода и земледелие»

Урок по предмету «Мир истории»

6 класс Вода и земледелие

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия и использовании воды при обработке земли.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие: охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни людей, познакомить с понятием «земледелие».

2.Коррекционно-развивающие: корректировать мыслительную деятельность через упражнения обобщения, исключения, сопоставления.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.


Планируемые результаты: 

предметные:  выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия; 

метапредметные:  формулировать свою точку зрению; решать тестовые задания; навыки публичного выступления; 

личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду.

Основные понятия: земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка.

Оборудование: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир истории. 6 класс». Авторы: И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Возникновение земледелия и использование воды», карточки с заданиями.

Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Огр.момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь. Для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов.

Давайте посмотрим с вами видеоролик «Вода – основа жизни».

Считается, что более 2 тыс. лет вода была фактически единственным источником постоянной энергии вплоть до изобретения в XII в. ветряных мельниц. Еще в древние времена человек заметил, что если до половины погрузить в реку колесо с лопастями, то оно начнет вращаться. Тем самым энергия текущей воды даже в примитивной гидроустановке (от греч. «hydor» — «вода») превращалась в механическую энергию.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока: Вода и земледелие.

Миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием, т.е. перешел к производящему хозяйству.

-Что такое земледелие?

Запишите в тетради словарное слово: Земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений

- Как же появилось земледелие?

Появление мотыжного земледелия. Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы. Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.

Чтение текста пункта учебника, беседа по вопросам / работа по карте (определить районы земледелия).

Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. 

Земледельцы научились применять искусственное орошение земли (полив земли и растений). Строить дамбы и каналы. Такое земледелие называется орошаемое(просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=t4lvSoeP_O4)
Для подъёма воды в оросительные каналы служили водяные колёса (первые простейшие гидравлические двигатели), использующие ее энергию. Первые водяные колеса начали применяться более чем за 3000 лет до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах. Древние греки поняли, что вращающееся водяное колесо может не только поднимать
воду, но и совершать другую полезную работу, если его ось соединить с каким-нибудь механизмом. От этой догадки оставался лишь шаг до изобретения водяной мельницы. И этот шаг был сделан. В Древней Греции и Риме водяные колеса уже использовались для вращения мельничных жерновов.

Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=ZB-5phY5VDo

3.Физкультминутка: двигательные упражнения повторяют за учителем.

Гидроэлектроста́нция (ГЭС) — электростанция, использующая в качестве источника энергии движение водных масс в русловых водотоках и приливных движениях; вид гидротехнического сооружения. Гидроэлектростанции обычно строят на реках.

Просмотри видео https://www.youtube.com/watch?v=z0gqTB0KJI8

Запишите в тетради словарные слова:

Орошаемое земледелие - земледелие, ведущееся с применением искусственного орошения.

Шадуф – приспособление для полива, при его помощи поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива.

Водяное колесо — механическое устройство для преобразования энергии падающей воды в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу.

6. Первичное закрепление нового материала.

1.Устный опрос

1.Когда появилось земледелие? (примерно 10 тыс. лет назад )

2.Как появилось оно?

3.Место, где возникло земледелие. (Передняя Азия)

4.Орудия труда земледельцев. (Мотыга, плуг, серп)

5. Азия является родиной…(Ячменя, риса, чая)

6.Земледелие возникло из … (Собирательства)

7. Земледелие, ведущееся с применением искусственного орошения. (Орошаемое)

8. Приспособление для полива (Шадуф)

2. Проводиться письменная проверочная работа по карточкам.

Найдите правильные ответы.

  1. Вода – это:

а) вещь в доме;

б) природное прозрачное вещество;

в) непрозрачное вещество с запахом.

  1. В воде растворяется:

а) мел;

б) соль;

в) глина.

  1. При нагревании вода:

а) расширяется;

б) делается мутной;

в) затвердевает.

  1. Скопление воды в воздухе – это:

а) ветер;

б) облако;

в) дым.

Ответы: 1. Б. 2. Б. 3. А. 4. Б.

3. Верные – неверные утверждения. Проверь себя

1.Первоначально люди занимались земледелием – верно

2.Количество древних людей было больше, чем количество современных людей – неверно

3.Первые люди современного типа появились в Восточной Африке – верно

4.Единственный незаселённый материк до наших дней - Антарктида – верно

5.На данный момент на Земле не осталось незаселённых территорий - неверно

Подведение итогов.

Домашнее задание: Параграф учебника читать, учить записи.




Карточка

Найдите правильные ответы.

  1. Вода – это:

а) вещь в доме;

б) природное прозрачное вещество;

в) непрозрачное вещество с запахом.

  1. В воде растворяется:

а) мел;

б) соль;

в) глина.

  1. При нагревании вода:

а) расширяется;

б) делается мутной;

в) затвердевает.

  1. Скопление воды в воздухе – это:

а) ветер;

б) облако;

в) дым.

3. Верные – неверные утверждения. Проверь себя

1.Первоначально люди занимались земледелием – 

2.Количество древних людей было больше, чем количество современных людей – 

3.Первые люди современного типа появились в Восточной Африке – 

4.Единственный незаселённый материк до наших дней - Антарктида – 

5.На данный момент на Земле не осталось незаселённых территорий - 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!