Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Вода-источник жизни на Земле».
Цель:
активизировать умственные способности, логическое мышление,
творчество детей, умение делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
показать значение воды для всего живого (вода - источник жизни), закрепить свойства воды. Развивать диалогическую, монологическую речь детей, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.
Развивающие:
способствовать развитию детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
прививать навыки экономичного расходования воды в домашних условиях. Вызывать у детей желание прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.
Виды детской деятельности:
знакомство с окружающим миром, экспериментирование, знакомство с художественной литературой, изобразительная деятельность.
Материал и оборудование:
капельки, прикрепленные к потолку, фартуки, костюмы для Капелек. Проектор, экран, глобус, слайды: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно». Пластмассовые стаканы с водой, ложки, трубочки для коктейлей, воронки, пустые стаканы с ватным диском, гуашь, лупы, цветные льдинки, снег, фартуки, бутылка с водой, ведерко, посуда с песком, капли.
Предварительная работа:
Экскурсия на реку Рыча, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Мультфильм «Путешествие капельки».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град».
Ход занятия:
1 часть: вводная (информационно-познавательная)
(Звучит тихо музыка, дети входят в зал и приветствуют гостей.)
Дети:- Здравствуйте, гости!
Воспитатель:- Ребята, сегодня у нас непростое занятие. Сейчас мы будем проводить самостоятельные эксперименты так, как это делают взрослые ученые. В гостях у нас присутствуют воспитатели нашего района, они будут наблюдать, как мы проводим опыты. Но чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо отгадать загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети:- Вода.
Воспитатель:- Верно! В наших исследованиях и экспериментах помогут Капельки, которые принесли нам подсказки.
(заходят шесть Капелек с танцем, садятся).
Капелька бережливая.
Воспитатель: - Капелька бережливая, что ты нам принесла?
(Выходит с глобусом).
Капелька бережливая:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: - Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?
Дети: - Это глобус.
Капелька бережливая: - Так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз. То, что обозначено голубым цветом – это океаны и моря. В них очень много воды.
Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о воде? Что собой представляет вода?
Дети:- Вода жидкость.
Воспитатель:- Где находится вода?
Дети:- Вода находится в реках, морях, озерах.
Воспитатель:- Откуда берется вода в реках и озерах?
Дети:- Реки и озера наполняются за счет дождей и снега.
Воспитатель: - Что может произойти с водой летом и зимой на морозе?
Дети: - Вода может испаряться и замерзать.
Воспитатель:- Имеется ли вода в воздухе?
Дети:- Вода находится в облаках.
(Звучит тихая музыка)
Воспитатель:-
Что такое вода?
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Воспитатель:- Ребята. Как вы думаете, зачем нужна вода?
Дети:- Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать, поливать растения и т.д.
Воспитатель:- Верно, вода-источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех живых существ на планете. Сейчас мы с Капелькой бережливой проведем опыт вас для эксперимента «Берегите воду»: откроем бутылку с водой, а затем закроем ее не до конца. Много ли воды льется сейчас из бутылки напрасно? (Мало.) Давайте посмотрим, сколько воды наберется в ведерке к концу нашего занятия.
Капелька-труженица.
Воспитатель: - Капелька труженица, что-то хочет нам рассказать. Дети, посмотрите на экран.
Капелька труженица: - Вода не только поит, моет и поливает, она умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По Волге перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ слайда)
Вода ещё и кормит. Так рыбаки ловят рыбу. (Показ слайда).
На благо человеку
Вода работает на благо
Человечеству давно.
Очень мощные турбины
С водой, ребята, заодно.
А огромные машины
Током питают города.
ГЭС в движение приводит
Незаменимая вода.
(Показ слайда)
2 часть: практическая (опытно-экспериментальная)
Капелька любопытная.
Воспитатель:- Капелька любопытная, что ты хочешь нам показать?
Капелька любопытная: - А я люблю экспериментировать.
Воспитатель: - А теперь, пойдемте к столам. Нас ждут интересные опыты. Наденем фартуки.
-Вспомним как надо вести себя в лаборатории?
Дети: - Не шуметь, чтобы не мешать другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
-Нужно слушаться и внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Исследование воды.
Опыт №1 на цвет воды.
Капелька: - Приступаем к опытам. Объектом исследования является вода, взятая из разных источников: Проба №1-вода, пропущенная через фильтр;
Проба №2- вода из бутылки «Кубай»;
Проба №3-минеральная вода.
Проведем анализ на цвет воды.
Воспитатель:- Определим это с помощью листа бумаги, поставив его позади стаканов, и внимательно смотрим на цвет воды в пробе №1, затем в пробе №2 и наконец, в пробе №3. Какого цвета вода?
Дети:- Прозрачного.
Воспитатель:- Какой сделаем вывод?
Дети: - Этот опыт показал, что вода во всех пробах прозрачная.
Опыт №2 на осадок.
Капелька: - Следующий опыт на осадок.
Воспитатель:- Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие-либо частицы. Обычно различают ничтожный, незначительный или напротив заметный, большой осадок. Смотрим через лупу.
Воспитатель:- Какой сделаем вывод?
Дети:- Во всех образцах в воде осадка нет.
Опыт №3 на запах.
Капелька:- Теперь анализ на запах. Присутствует ли какой-либо чужеродный запах?
Воспитатель: - Понюхайте воду в пробе №1, №2 и №3. Какой сделаем вывод?
Дети:- Вывод: во всех пробах запах не ощущается.
Воспитатель:- А сейчас я добавлю несколько капель настойки в пробу №3. Снова понюхайте воду.
Дети: - У воды появился запах, растворенного в ней вещества.
Физкультурная минутка
Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и отдохнем.
(Музыкальная физминутка.)
Воспитатель:- От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт №4 на вкус.
Капелька:- Следующий анализ-это на вкус. Нужно попробовать воду на вкус.
Воспитатель:- Пробуем воду пробу №2- воду «Кубай» и пробу№3-минеральную воду. Делаем вывод.
Дети:- Вода в пробе №2-безвкусная.
Дети:- Проба №3 имеет солоноватый вкус. В ней присутствуют минеральные соли.
Опыт №5 на прозрачность.
Капелька: - Есть еще анализ на прозрачность.
Воспитатель:- Чтобы определить на сколько вода прозрачна, нужно посмотреть на листок со словами, на котором находятся стаканы и определить насколько буквы различимы. Что мы увидели?
Дети: - Вода прозрачна во всех пробах. Через воду можно прочитать все до мельчайших буковок.
Воспитатель: - Отсюда делаем вывод.
Дети: - В результате проведенного исследования воды выяснилось, что все источники являются пригодными для питья.
Воспитатель: - Для того, чтобы вода была пригодна для питья, что нужно сделать?
Дети:- Для этого необходимо проводить дополнительную обработку питьевой воды:
Дети: - отстаивание водопроводной воды;
Дети: - кипячение воды: вода имеет микробы, которые мы не можем увидеть, через некоторое время они себя проявляют (зеленый налет на стакане), если воду прокипятить, то микробы погибнут.
Дети: фильтрование: фильтры уменьшают жесткость воды и содержание взвешенных частиц.
Воспитатель: - Капелька чистюля просит очистить речную воду.
4. Капелька чистюля.
Опыт №6 - фильтрование.
Капелька чистюля: - К сожалению, в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Люди придумали фильтры. Сейчас мы попробуем сами очистить воду. В стакан с водой под №1добавьте песок и перемешайте.
Воспитатель:- Какой стала вода?
Дети:- Мутной.
Воспитатель: - Перелейте в пустой стакан через ватный диск мутную воду. Какая вода стала?
Дети: - Чистая, прозрачная.
Воспитатель: - Какой делаем вывод?
Дети: - Песок остался на ватном диске, а в стакан попала очищенная вода.
5. Капелька - художница.
Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, а может ли вода менять свой цвет? Об этом скажет Капелька художница.
Капелька художница: - Для этого возьмем ложечки, наберем краски и добавим в пробу под №2.
Воспитатель: - Что же случилось с водой?
Дети: - Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.
Воспитатель: - Капелька художница принесла разноцветные льдинки.
Капелька художница: - Давайте нарисуем дождь.
(Дети рисуют дождь, тихо звучит музыка.)
Воспитатель:- Какие красивые рисунки получились!
6. Капелька бережливая.
Воспитатель: - А сейчас Капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке?
Капелька бережливая: - Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведерко воды. Столько воды пропало бы зря.
Воспитатель: - Ребята, как нужно беречь воду?
Дети: - Плотно закрывать кран.
-Зря не лить воду.
-Не разбрасывать мусор.
3 часть: итог занятия.
Воспитатель: - Что вы сегодня узнали нового?
Дети: - Мы выяснили, для чего нужна вода, какой должна быть питьевая вода и как нужно беречь воду.
Воспитатель: - Что вы узнали из опытов о воде?
Дети:- Мы определили, что вода прозрачная, без запаха, без вкуса, может менять цвет, может появиться запах и цвет, растворенного в ней вещества.
Воспитатель:- Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.
7. Капелька - игралочка.
Воспитатель:- Капельки –игралочка приготовила вам сюрприз.
(открывает коробку, а в ней снег)
Капелька – игралочка: - В снежки ведь любим мы играть,
Сейчас пойдем комки кидать!
Воспитатель:- На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
Дети:- До свидания!
(Звучит музыка капелек)