СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода России. Лаборатория чистой воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках внеурочного занятия было разработано внеурочное занятие для школьников по теме: «Вода России. Лаборатория чистой воды» на основе всероссийского экологического урока экокласс.рф из серии «Вода России».

Просмотр содержимого документа
«Вода России. Лаборатория чистой воды.»


Аннотация к внеурочному занятию

«Вода России. Лаборатория чистой воды»


Россия входит в группу стран мира, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Такое богатство одновременно является и фактором благополучия населения, и большой ответственностью государства и граждан за рациональное использование и сохранение воды. В настоящее время ряд регионов России испытывает дефицит воды, что связано главным образом с неравномерным распределением водных ресурсов по территории страны. Значительное водное хозяйство страны

обязывает также уделять серьезное внимание состоянию гидротехнических сооружений, системам транспортировки воды и очистных сооружений, существенная часть которых нуждается в модернизации. Ведь важное значение имеет не только количество, но и качество воды.

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится:

«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

… решение следующих задач:

повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;

сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры; …»

Важную роль в повышении качества воды, сохранении и восстановлении ценных водных объектов играет не только правительство и технологии, но и ответственное поведение и активное участие граждан.

Именно поэтому в рамках внеурочного занятия было разработано внеурочное занятие для школьников по теме: «Вода России. Лаборатория чистой воды» на основе всероссийского экологического урока экокласс.рф из серии «Вода России».

Технологическая карта внеурочного занятия

Ф.И.О. учителя: Жердева Елена Сергеевна

Класс: 2

Внеурочное занятие: Юный эколог

Тема: Вода России. Лаборатория чистой воды.

Место и роль занятия в изучаемой теме: занятие № 2 из раздела «Человек и природа»

Тип занятия: открытие новых знаний

Цель: показ важности качества воды и развитие бережного отношения школьников к водным ресурсам.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Предметные знания:

- познакомиться с технологиями водоподготовки и водоочистки;

- повторить способы бережного отношения к водным ресурсам;

- выяснить, какую воду можно считать чистой и безопасной.

Предметные действия:

- проводят в группах опыты демонстрирующие свойства воды.

Принимает и сохраняет учебную задачу; адекватно воспринимает оценку; планирует свое действие; осуществляет контроль учебной деятельности.

Работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира, осуществляет постановку учебной задачи; развивает навыки наблюдения, сравнения, анализа информации, делать выводы.

Умеет извлекать информацию, представленную в иллюстрации, модели.

Умеет работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других

Уважительно относится к людям, готов прийти на помощь; готовы целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования сущности предмета, явления, события.




Ход занятия

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов занятия)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов занятия

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный, мотивационный момент

Подготовить учащихся на рабочий темп, мотивировать учащихся.

Фронтальная

Приветствие учащихся.

Настраиваются на работу.

Положительная мотивация.

Наблюдение.

2

Актуализация знаний

Стимулировать учащихся на извлечение информации из жизненного опыта

Фронтальная

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу. (вода)


Что вы знаете о воде?

Отгадывают загадку. На основе жизненного опыта отвечают на вопросы.

Активное участие детей.

Ответы детей.

3

Целеполагание

Создать условия для постановки цели на занятие

Фронтальная

Чему будет посвящено наше занятие? (воде)

Действительно, наше занятие будет посвящено одной из главных драгоценностей нашей планеты – воде.

Какую цель вы можете поставить на наше занятие?

Как вы думаете, почему я называю простую воду драгоценностью?

Мы устроим в нашем классе небольшую лабораторию и будем изучать свойства жидкости, без которой невозможна жизнь. Как настоящие ученые, мы будем проводить некоторые опыты и анализировать информацию, которую уже знаем или которую добудем во время экспериментов. Начинаем наше исследование!

Формулируют тему и цель занятия на основе актуализации знаний.

Поставлена цель на занятие

Ответы детей.

4

Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний

Создание условий для осознания затруднения в деятельности и решения осознанных дефицитов.

Фронтальная, групповая

Попробуйте вспомнить, сколько раз и для чего вы сегодня использовали воду?

А теперь вспомните, как часто и для чего вся ваша семья использует воду?

Получается, с одной стороны, вода для нас — самое привычное и простое вещество, а с другой — самое необходимое и ценное. Согласны?

Тогда это и будет нашим первым открытием. Открытия будем помещать на сайдах.

Любая ли вода подходит для нужд человека? Продолжим наше исследование и проведем мысленный эксперимент. Представьте, что из крана больше не течет вода. Вы крутите краники,

дергаете рычажки, но ни капельки воды не появляется. У соседей тоже нет воды. Что же делать? Где взять воду?


Если мы заглянем в историю человечества, то обнаружим, что люди всегда селились рядом с источниками воды, ведь без нее нельзя выжить. Когда не было водопровода, воду из реки или озера носили в дома ведрами: для питья, приготовления еды, мытья и уборки. Близость воды позволяла обрабатывать землю и выращивать растения, водить домашних животных на водопой.

На территории России примерно 2 миллиона 700 тысяч рек и примерно столько же, даже немного

больше, озер. Нам с вами повезло, потому что мы живем в стране, богатой водой. А ведь есть страны, в которых очень мало воды. Земля в таких местах превращается в пустыню, и люди не могут там жить, или им приходится с трудом добывать воду, а не просто открывать кран, как нам.

Давайте посмотрим, а какие реки есть в нашем регионе. РАЗДАТЬ КАРТЫ (приложение 1).

Какое второе открытие? Вот и наше второе открытие: Россия — страна, богатая водными ресурсами. Однако важно не только то, сколько воды есть в нашем распоряжении, но и то, какая она, какого качества. Посмотрите, у меня есть три стакана с водой.

Опыт № 1. Применение воды разного качества

Какую воду вы смогли бы использовать и для каких целей?

(Какую воду вы смогли бы пить? Какой могли бы вымыть пол, полить цветок, умыться? Для чего

можно использовать воду из этого стакана?)


Получается, для разных нужд может подойти вода разной степени чистоты. Водой из лужи можно отлично отмыть резиновые сапоги, а вот стирать одежду такой водой мы не станем. В озере или пруду почти всегда можно искупаться, а вот пить оттуда воду может быть опасно для здоровья. Какую воду вы могли бы назвать чистой? Что значит «чистая вода»?

Чтобы проверить ваши предположения, нам понадобится провести эксперимент.

Опыт № 2. Прозрачность и чистота.

У вас по три стакана с водой и АЛГОРИТМ работы (приложение 2). Попробуйте выполнить все пункты и ответить на главный вопрос ГДЕ ЧИСТАЯ ВОДА?

Какой вывод можно сделать? (прозрачность воды не обозначает то, что она чистая) на глаз можем не увидеть разницу, а как можем определить без специального оборудования? (на запах и вкус)

Какой способ является самым опасным? (На вкус)

Какая вода в стакане №1, №2? (соленая, сладкая)

Почему мы это почувствовали, но не увидели? (вещества растворяются)

Отвечают на вопросы, анализируют информацию, представленную в разных видах (карта, алгоритм), проведение опытов, фиксирование полученных результатов. Оценивают себя.

Активная фронтальная и групповая работа.

Положительные эмоции. Зафиксированные результаты работы.

Ответы детей, наблюдение за групповой работой

5

Физминутка

Создать условия для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.

Фронтальная

Включение класса в выполнение физических упражнений.

Активное участие в физминутке

Положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу

Наблюдение

6

Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний

Создание условий для осознания затруднения в деятельности и решения осознанных дефицитов.

Фронтальная, групповая

Вы, наверное, знаете, что все вещества состоят из маленьких частичек — молекул. Вода — очень дружелюбное вещество. Это значит, что ее молекулы всегда рады подружиться с молекулами других веществ и перемешаться с ними. Посмотрите на картинку и догадайтесь, на какой из них изображено вещество, которое растворилось в воде, а на какой — то, которое не растворилось.


Да, на первой картинке молекулы вещества не захотели дружить с молекулами воды, и оно не растворилось. Какие это вещества из ваших опытов?


А на третьей картинке молекулы воды и другого вещества очень крепко подружились друг с другом. Какие это вещества из ваших опытов? (соль, сахар)

Какой вывод сделаем из данного опыта?

Давайте зафиксируем наше открытие № 3. Прозрачность воды не всегда означает ее чистоту. А если мы взглянем на каплю воды под микроскопом, то обнаружим, что в ней есть не только разные вещества, но и разные существа! Это бактерии, вирусы, микроскопические водоросли, грибки. Некоторые из них безвредны для человека, а некоторые способны вызвать серьезные и даже смертельно опасные заболевания, например, дизентерию, холеру, брюшной тиф, от которых очень сильно болит живот. Кстати, вы наверняка знаете один из способов избавления от вредных

микроорганизмов в воде. Что можно сделать с водой, чтобы уничтожить бактерии?


Верно: прокипятить. Кипячение помогает воде избавиться от болезнетворных микроорганизмов и от некоторых загрязнений. Но, к сожалению, не от всех. И тут возникает вот какой интересный вопрос.

Вода моет нас и помогает поддерживать чистоту. А как она сама моется? Откуда у нас в кране все время берется чистая вода? И может ли она когда-нибудь закончиться?


Количество воды на нашей планете всегда одно и то же. Новая вода ниоткуда не берется, а та, что есть, никуда не девается. Так что мы с вами пьем ту же воду, которую пили динозавры миллионы лет назад. Вода постоянно путешествует и превращается. В науке это называется круговоротом воды в природе. Но люди сильно загрязняют воду, и чистая вода превращается в грязную.


То есть вода на планете не закончится. А вот чистая вода вполне может закончиться.

Отвечают на вопросы, анализируют информацию, представленную в разных видах (текст, модель, схема), проведение опытов, фиксирование полученных результатов.

Активная фронтальная и групповая работа.

Положительные эмоции.

Ответы детей, наблюдение за групповой работой

7

Закрепление полученных знаний.

Создание условий для анализа и подбора способов решения жизненных ситуаций.

Фронтальная, самостоятельная работа в группах

Я предлагаю вам решить задачу. (Приложение 3.)


Подтвердить свой ответ опытом. провести опыт по Опыта № 4. Загрязнению и очищению воды.

Получите схему (Приложение 4.) по проведению опыта, нужный материал вы можете самостоятельно взять на этом столе. По результатам подготовьте ответы на вопросы: Прав ли был Саша, когда предложил очистить воду? Что легче загрязнить или очистить воду?

Представляете, ребята, сколько усилий нужно, чтобы очистить воду и сделать ее чистой и безопасной для питья? К нам в дом поступает чистая вода. Но когда мы ее используем, она загрязняется. Куда же девается грязная вода?

Как думаете, что произойдет, если в грязную воду добавить чистую?


И теперь мы с вами можем очень хорошо понять, что происходит, когда мы забываем закрыть кран и вода льется впустую. Получается, что из крана вытекает чистая вода и сразу же отправляется в канализацию, где смешивается с грязной и тоже становится грязной.


Так же, как природа не может убрать за нами весь наш мусор, она не может очистить за нами всю воду, которую мы используем и загрязняем.


Природа и технологии помогают нам очищать воду. Но если загрязнений будет слишком много, наши помощники могут не справиться, и вот тогда уже чистую воду будет взять неоткуда.

Анализируют, определяют пути возможного решения проблемы в жизни и доказывают свою правоту при помощи опыта.

Заинтересованность детей в решении поставленной задачи, положительные эмоции в процессе проведения опыта.

Наблюдение

8

Итог занятия

Соотнести поставленной цели с результатом урока

Фронтальная

Почему важно говорить о проблеме загрязнения воды?

Почему воду называют драгоценностью?

Что легче: загрязнять или очищать воду?

Какой вывод мы можем сделать? Мы достигли поставленной задачи?

Отвечают на вопросы, анализируя полученную информацию во время занятия.

Положительная эмоциональная реакция

Ответы детей

9

Рефлексия

Создать условия для самооценки детей по результатам работы на занятии

Фронтальная

Продолжи фразу:

1. Мне понравилось…

2. Мне было интересно…

3. Я бы хотел(а) узнать больше о…

4. Я бы хотел(а) изменить…

Оценивают свою активность, качество своей работы, полученные знания.

Положительная эмоциональная реакция

Ответы детей









ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Два друга Петя и Саша пошли на поляну играть в мяч. Они взяли с собой воду, печенье. Но вот Петя имел неосторожность, когда попил, плохо закрутил крышку. Саша пошёл пить, но вода оказалась грязной. В неё попала земля. Петя хотел вылить всю воду, но Саша остановил его и сказал, что знает, как это исправить. Как думаете, что предложил Саша?




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!