СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Водное богатство Курского края. Река Сейм»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заочное  путешествие по родному краю Тема: «Водное богатство  Курского края. Река Сейм»

Просмотр содержимого документа
««Водное богатство Курского края. Река Сейм»»

Моисеенко Ирина Михайловна

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Рышковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

учитель ОПК, ОДНКНР, ОРКСЭ

квалификационная категория - высшая

педагогический стаж- 41 год

Сценарный план внеурочного занятия

4 класс

Форма проведения занятий: заочное путешествие по родному краю

Тема: «Водное богатство Курского края. Река Сейм»

Цель: продолжить формирование образа реки Сейм как главной водной артерии Курского края

Задачи:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к реке, показывая её прямую связь с жизнью.

  • развивать логическое мышление, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе, желание

больше узнавать о своем крае и желании его изучать.

  • создать условия для обобщения представлений учащихся о реке Сейм

Оборудование: карта Европейской части России, карта и атласы Курской области, презентация, текст легенды и стихотворения.

Планируемые результаты:

предметные: понимание ценности главной реки края, отношения людей к ней, умения  анализировать, какую роль играет река в жизни людей;

метапредметные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

регулятивные: понимание задачи, планирование совместной деятельности по изучению темы занятия,

познавательные: развитие познавательной активности, формирование умения осуществлять поиск необходимой информации, обогащение словарного запаса

коммуникативные: развитие  коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения друг к другу, воспитание  умения  выражать своё мнение;

личностные: умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы,

развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству.

Формы организации деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения

Программное содержание: авторская программа по курсу «Наш край»

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: Презентация

Результаты занятия: воспитание чувства гордости за свою малую Родину, формирование   интереса к природе родного края и желания ее изучать.

Ход занятия

1. Орг. момент (Учащиеся образуют две группы)

СЛАЙД 2 Встали все и подали руку своему соседу. Чувствуете, как тепло ваших рук перетекает друг к другу? Пожмите руку товарищу и вместе прочитаем стихотворение Николая Доризо « Другу ты отдать сумей всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал, что сберег и не отдал, то навеки потерял».

Давайте дарить тепло своей души товарищам и каждый станет от этого ещё щедрее и богаче. Вот теперь мы бодры и к занятию готовы.

2.Введение в тему. Прослушайте загадку.

СЛАЙД 3 Полями, лесом и лугами

Она бежит меж берегами,

Петляет от обрыва к мели,

Тут – быстро, где-то - еле-еле.

Она течёт уже века,

Вот - полноводная … СЛАЙД 4 (река).

Назовите слово – отгадку. Правильно - река. У каждого из нас в жизни есть своя речка. Людей, особенно детей, выросших вдали от речных берегов, можно считать обделенными очень многими впечатлениями и радостями. Трудно представить мальчишку никогда не сидевшего с удочкой. А шумные купания до посинения, прыжки в воду с разбега. Курская область — это один из красивейших по своей природе уголков России. Наши реки и озера— неоценимое природное богатство. А какая река нашей области считается самой главной? Верно Сейм.

СЛАЙД 5 И для нас, жителей села Клюква, окрестности реки Сейм – наша малая родина. Николай Асеев, поэт- курянин так писал о Сейме:

«Хороша наша Сейм-река,

Хоть она не Ока, и не Волга,

Но по зарослям ивняка

Соловьи гремят без умолка...»

3. Актуализация знаний.

Курская область принадлежит к регионам с наиболее благоприятными условиями для жизни людей.

СЛАЙД 6 Общий уклон поверхности территории идет с востока на запад, поэтому и реки текут преимущественно в этом направлении. Наклон речных русел крайне незначителен, реки текут тихо и образуют в своем течении много извилин. С течением времени реки иногда меняют свое русло, отсекая отдельные излучины. Эти остатки частей старых русел рек, носящие название «старицы» постепенно теряют связь с рекой и образуют небольшие озера.

СЛАЙД 7 По территории области протекает около 800 рек и речек, но длиной более 10 километров только 180. Однако главная водная артерия - это конечно Сейм.

Питаются наши реки водами: атмосферными, почвенными и грунтовыми. Многие реки возникают на дне оврагов, когда те врезаются в водоносный слой. В конце - концов, овраг прекращает свой рост и превращается в русло речки.

СЛАЙД 8 Начинается он в Скороднянском районе Белгородской области из заболоченного лога «Голова Сейма». Течет по территории России и Украины.

СЛАЙД 9 Первое достаточно полное описание реки Сейм содержится в старейшем географическом труде России - «Книге Большому Чертежу» составленной в 1627 году. На всех старинных картах река называлась Семь. По одной из версий считается, что название произошло от семи ручьев, слияние которых и дало начало реки. Трудно даже понять, какой же ключ является началом реки, которая имеет длину по разным источникам от 717 до 748 километров.

Однако с конца 17 столетия появляется написание Сейм, постепенно вытеснившее старое. Это связывают с тем, что наши места одно время принадлежали Литовскому княжеству.

4. Работа с картой.

СЛАЙД 10 По карте Курской области проследите направление течения реки. (Течет сначала на северо-запад, затем на запад, а после поворачивает на юг).

Показать на карте Европейская часть России исток Сейма;

СЛАЙД 11 Притоком какой реки является Сейм? Десны.

СЛАЙД 12 Куда же несёт свои воды Десна? – в Днепр

А Днепр? в Чёрное море.

Вывод. Воды нашего Сейма, Десны и Днепра вливаются в Чёрное море.

Как назвать одним словом? Система.

СЛАЙД 13 Как наш вывод можно оформить схематично? Водная система: Сейм Десна Днепр Чёрное море

5. Активизация созидательной деятельности.

СЛАЙД 14 На высоких берегах Сейма часто встречаются норки береговых ласточек и стрижей. Они живут большими колониями. На пойменных лугах около реки, на озёрах живут белые и серые цапли. Также сюда на поиски пищи прилетают много аистов, которые гнездятся в окрестных сёлах.

СЛАЙД 15 В Сейме насчитывается более 30 видов рыб: сом, сазан, карп, окунь, линь, краснопёрка, горчак, голавль, плотва, щука. В верхнем течении встречается карась, плотва, пескарь, ёрш, вьюн.

СЛАЙД 16 Кувшинка белая- нежное и изящное по своей красоте водное растение занесено в Красную книгу. Это растение охраняется законом. Поэтому срывать белую кувшинку категорически запрещено. Сорванная кувшинка очень быстро завянет и потеряет свою природную красоту.

Владимир Тяптин написал стихотворение «Разговор с рекой Сейм»

Прослушайте текст стихотворения

Какая дивная река!
Как живописны берега!
«Как звать, красавица, тебя!»
«Я Сейм. – Все так зовут меня».

«Да ты красавец! Молодец!
Какой, однако, удалец!
Влюбил в себя все реки тут.
Все сорок три к тебе бегут».
«Они мне воды отдают.
Семь Семиц имя мне дают.
И потому-то Сеймом в честь
Их всех меня зовут все здесь».
«Какие чудные луга
Спешат к тебе на берега!
И камыши, и сеть дубрав
Бегут к тебе, помимо трав.
Ольха, клён, липа, верба, вяз!..
Ну, братец! Ты меня потряс.
И даже крымская сосна
И та порою здесь видна.
Цветы на сказочных лугах
В душе восторг рождают «Ах!»
Кувшинки белые красой
В душе рождают следом «О!»

Косуля, лось, лиса, русак,
Куница, норка, ласка, хряк,
Хорёк и суслик – все они
В тебя, красавец, влюблены.
Ондатра, нутрия, бобры,
И выхухоль, и выдра – при
Тебе всегда, в тебе живут.
Как ты богат, приятель, тут!
Как не любить такого! Я
И то влюбился, не шутя.
И даже, слышал, что Десна
В тебя безумно влюблена!
И даже более того –
Её ты суженый! Всего,
Что только можно пожелать
Ты всё сумел от жизни взять».
«Да, верно – счастлив я! Десна
Моя любимая жена.
Прощай! Бегу на встречу с ней
Прелестной любушкой моей».
«Ну, что ж, привет ей передай.
Пусть будет вечен с ней твой рай.
Пора и мне в другую даль,
Хотя и расставаться жаль

Творческая работа в группах.

2) Работа с текстом стихотворения - назвать обитателей на берегах Сейма

1-я группа назвать растения

СЛАЙД 17 камыши, цветы, дубравы, ольха, клён, липа, верба, вяз, крымская сосна, кувшинки белые

2-я группа - назвать животных

СЛАЙД 18 Косуля, лось, лиса, русак, куница, норка, ласка, хряк, хорёк, суслик, ондатра, нутрия, бобры, выхухоль, выдра

6. Систематизация знаний по изучению реки Сейм.

СЛАЙД 19 По старым описаниям река была полноводной, широкой и глубокой. Сохранилось ее название – «Знатная река», а с 18 века «Большая река». Тогда река была основным путем передвижения и общения. Известно, что Сейм служил связующим звеном между Днепром, Волгой и Доном. По этим рекам велась торговля с другими странами. Затем Сейм стал мелеть. Его русло перегораживалось многочисленными мельницами и мостами. Постепенно торговля все больше стала вестись по сухопутным дорогам.

Какую же роль река играла в жизни людей?

Вывод: Вода для жизни, для передвижения, как дорога

С.Н. Ефременко записал в начале века у украинцев легенду, опубликованную в его работе «Историко-поэтическое описание рек Курского края»

Прослушайте текст легенды

«Жил - был когда-то старик богатырь, по имени Днепр и имел он дочь Десну. Веселая и красивая была Десна, а уж умница такая, что другой, почитай, и в целом мире не найдешь. Любил старик дочурку, как говорится, души не чаял в ней.

Шли годы за годами, Днепр дряхлел, а Десна становилась все краше и краше. Много молодцев присватывалось к Десне, но ни один из них не понравился ей. Полюбила она небольшого паренька по имени Семь. Был он трудолюбивый, честный и добрый, но не так резв и умен, как Десна, да и притом старику Днепру малыш не понравился. Как ни просил Семь, как ни упрашивала Десна, старик наотрез отказывался выдать за него дочь.

В одно время заболел Днепр. Призывает к себе дочь и говорит ей: «Дочь ты, моя дорогая и милая, надоело мне жить на свете. Разольюсь я рекой, рекою быстрою, широкою, длинною и глубокою. Стану я смывать города да села, деревни да слободы, степи привольные бесконечные, да луга великие, заливные. Протянусь я доченька, до самого моря, а ты, доченька, так разлейся рекой близ сердца моего, омывай ты также города и села, леса и степи, луга и пески. Будем вместе жить и по-прежнему, как любил я тебя, так и буду любить.

- Как же, тятенька, останется мой дорогой друг, милый Семушка? - зарыдала дочка. -Не горюй, не кручинься, доченька, - ответил старик - От судьбы не уйдешь. Если Семушка - твой суженый, быть тебе его подругой, а не суженый и толковать не о чем»

Призвал старик Семушку и говорит ему: - Сейчас с доченькой разольемся мы реками быстрыми и глубокими. Если хочешь жить с дочкой в парочке, отправляйся ты за полтысячи верст и оттудова догоняй ее. Сроку тебе даю один месяц. Догонишь - твоя будет, не догонишь - на себя пеняй.

Заплакал Семушка, простился с Десной и отправился за полтысячи верст. Это, где теперь три Семицы: Донецкая, Сухая и Пузацкая. Разлился он реченькой, но не быстрой, как Десна и ее старик. На пути его дороги все кривые да извилистые, овраги, леса да пески, пески сыпучие. Минует пески - чернозем густой, не дает уму воли - волюшки. А к тому же еще горе - горькое, сам не знает, куда направляется.

А тем временем разлились Десна и Днепр. Рвут дубы столетние, обрывы и овраги размывают, роют пески сыпучие, прокладывая себе путь.

Как только старик далеко ушел и стал к морю подходить, Десна стала искать милого. Еще несколько дней, и минет срок, назначенный батюшкой. Трудно было ей, но любовь помогла. Не прошел срок, как две реченьки - и Десна и Семь - шлют привет старику, низко кланяются.

Рад и не рад старик, а должен принять зятя в дом. И с той поры живут в мире да

согласии. Дочь и зять, сколько в силах помогают старику».

Творческая работа в группах.

1) работа с текстом легенды- дать характеристику реки

1-я группа - реки Сейм

Сейм трудолюбивый, честный, добрый, не быстрый

2-я группа - реки Десна

СЛАЙД 20 Десна веселая, красивая, быстрая , глубокая.

7. Закрепление полученных знаний.

СЛАЙД 21 Составить синквейн о Сейме.

СЛАЙД 22

I 1 Сейм

2 Родной, любимый

3 Стремится, плещет, играет

4 Царь рек Курского края

5 Сокровище

СЛАЙД 23

II. 1 Сейм

2 Красивый, спокойный

3 Бежит, извивается, радует

4 Береги красоту наших рек

5 экология

СЛАЙД 24

III 1 Сейм

2 Равнинный, прекрасный

3 Течёт, шумит, искрится

4 Левый приток реки Десны

5 Река

СЛАЙД 25

IV 1 Река

2 Игривая, плавная

3 Питает, ласкает, очаровывает

4Течёт в Чёрное море

5Сейм


8. Беседа об охране рек.

СЛАЙД 26 Природа щедро наградила дарами нашу область. Курская область принадлежит к регионам с наиболее благоприятными условиями для жизни людей. Голубые ленты рек бороздят просторы нашего края, тысячи родников выходят на поверхность земли. Сейчас Сейм стал мелеть и зарастать. Причиной тому считают глобальное потепление климата и добычу торфа в районе истока реки.

Причина этого явления ещё проще. Вырубили леса, которые удерживают воду. Осушили болота. Исчезли родники и речушки, питавшие Сейм. Засоряют берега. А между тем, многие города могут позавидовать Курску, через который протекает хорошая полноводная река.

СЛАЙД 27 В настоящее время природа нашей области находится в критическом состоянии. На территории области выявлено большое количество проблем: загрязнение воздуха, воды, почв химическими веществами, рост оврагов, нарушения растительного и животного мира. В результате воздействия человека на природу резко ухудшилось состояние окружающей среды.

Лишь совсем недавно люди стали понимать, что необходимо изменить отношение к природе и сознательно искать пути примирения, сотрудничества с окружающей средой.

Скажите, ребята, а как мы можем сотрудничать с природой? (ответы детей)

СЛАЙД 28

9.Итог СЛАЙД 29 История древних курских рек учит: пройдут столетия, сменятся поколения и государства, а реки будут течь. И важно сохранить реки в том состоянии, в котором они способны радовать и помогать людям.

СЛАЙД 30- Есть ли будущее у рек с богатым историческим прошлым?

- Продлится ли жизнь древних рек или им суждено стать еще одним печальным уроком прогресса?

Трудно ответить на эти вопросы. И всё же постарайтесь высказать своё мнение

(Учащиеся высказывают свои предположения)

СЛАЙД 31 Вывод: Красоту реки надо сохранять, и не только из-за того, что она полезна для человека, а просто потому, что она ценность сама по себе.

«Спасти природу может только любовь, только чувство восхищения, а не расчет!»

10. Рефлексия

Как вы думаете, о чём бы попросила Река человека, если бы умела говорить?

Что расскажете дома интересного про это занятие?

11. Источники, используемые при подготовке к занятиям:

  1. Большая Курская энциклопедия / Персоналии в 4-х томах под редакцией Ю.А. Бугрова / Курск, 2004-2010 г.г.

  2. География Курской области / Сост. Р.В. Кабанова, М.Р. Кудинова, Л.Б. Соколовский. – Курск,1997.

  3. Курск. Краеведческий словарь-справочник / Под редакцией Ю.А. Бугрова. – Курск: Изд-во ЮМЭКС, 1997.

  4. Курский край» / Издание Курского областного краеведческого общества / 2000-2004

  5. «Курский край» Часть1 Составители Моисеенко И.М., Моисеенко Т.П. Издательство ООО «Учитель» КИНПО(ПК и ПП) СОО 2016

  6. Очерки о природе Курской области. Книга для чтения / Под ред. Р.В. Кабановой и О.П. Лукашовой. - Курск: изд-во КГПУ, 1999.

  7. http://.narod.ru/biblio/st_leto.htm

  8. ru.wikipedia.org/wiki/Курск

  9. old.kurskcity.ru

  10. http://turlog.ru/

  11. http://gttp.ru/PC/pc_64.htm

  12. old.kurskcity.ru/mans.html

  13. http://gorenka.org/index.php/iz-istorii-kraya/7486-istoriko-poeticheskoe-opisanie-rek-kurskogo-kraya