СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водные богатства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Водные богатства»

Урок № 22 13.10.2020г.

Тема: Водные богатства нашего края.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах родного края, частях реки.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Личностные результаты:

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков, «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь 4 класс, карточки со схемой реки, карточки для групповой работы (кроссворд), физическая карта Крыма, презентация, видео «Озёра Крыма», ноутбук, проектор, экран, глобус, схема видов водоёмов, фотографии озёр Крыма (Сасык, Донузлав, Айгульское озеро, Бирюзовое озеро).


Ход урока


  1. Организация начала урока.

- Ребята, возьмемся за руки и настроимся на урок. Наш девиз:

(Учитель говорит по одной строчке, а ребята повторяют хором).

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится! (СЛАЙД 1)

II. Актуализация знаний

Срез знаний

Физминутка

III. Самоопределение к деятельности. (СЛАЙД 2)

Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом

рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд вам надо разгадать.


- Сейчас вам предстоит работать в группе. (СЛАЙД 3)

1.Кроссворд. (работа в группах)





1






2








3







4







5






6





7






1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Самое теплое море России. (Черное.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности раз­делена на природные .... (Зоны.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: водоемы.)

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.

- Тема сегодняшнего урока - «Водные богатства» (СЛАЙД 4)

- Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему?

- Какую цель мы поставим на уроке? Что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми водоемами нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять.

IV. Изучение новой темы.

- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нем?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- Какая вода в наших водоемах?

- А где вода соленая? (в морях и океанах)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.

 На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

- Что значит искусственные? (Созданные человеком)

- На доске у нас есть водоёмы, давайте с вами их распределим. (работа у доски, проверка на слайде). (СЛАЙД 5)

- Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по Крыму. Увидим разнообразие водоемов нашего края.

- Как называется край, в котором мы живём? (Республика Крым)

Рассказ учителя.( ПОКАЗЫВАЮ НА КАРТЕ)

- первый водоём мы узнаем отгадав загадку.

Направо вода и налево вода,
Плывут здесь суда и туда и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (море)

Наш Крым омывает два моря – Чёрное и Азовское.

Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря - 2210 м, средняя - 1240 м. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. (СЛАЙДЫ 6,7)

Азовское море - является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом - катраном. На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. (СЛАЙД 8,9)

Загадки об озере:

Посреди поля лежит зеркало: 
стекло голубое, рама зеленая. (озеро)

- Озера нашего края. (показ видеороликов об озёрах)

В Крыму более 300 озер. Почти все озера соленые (расположены в степной части Крыма), но есть и пресные озера, которые находятся в Крымских горах. (СЛАЙД 10)

1.Озеро Сасык . (СЛАЙД 11)

2. Донузлав -самое глубокое озеро в Крыму.Длина -27 км, ширина - 10 км, глубина -27 м. площадь - 47 кв.км. Целительный состав Донузлавской воды представляет собой смесь рапы лимана воды моря и родниковых вод. (СЛАЙД 12)

3. Айгульское озеро (СЛАЙД 13)

4. Бирюзовое озеро -пресное. Названо по цвету воды в нем. Расположено в Крымских горах ( в районе поселка Партенит) на высоте 650 м над уровнем моря. Это озеро является искусственным водоемом. Его размеры относительно небольшие, но при этом в некоторых местах глубина может достигать 6 м. Оно образовалось в результате добычи известняка. Рабочие выкопали глубокий котлован, откуда начал бить источник. И уже совсем скоро на месте глубокой ямы все увидели озеро необычайно красивого цвета. Вода имеет удивительно яркий зеленый оттенок, благодаря чему и получило свое название - Бирюзовое. (СЛАЙД 14)

Гимнастика для глаз.

В моря и озера впадают реки.

Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек.

- Какие части реки вы знаете? (работа в парах)

- Предлагаю вам сейчас в парах вспомнить части реки.

(проверка на слайде 15)

IX. Зрительная гимнастика.

X.- Реки Крыма. (сообщения учащихся)

Речная сеть отличается небольшими показателями плотности и водности из-за достаточно засушливого . Всего на территории Крыма насчитывается 1657 постоянных и временных водотоков общей длиной 5996 км. Из них только около 150 имеют статус рек. Остальные представляют собой балки или сухие русла, так называемые крымские сухоречья, заполняющиеся водой во время ливней и таяния снега. Большая часть Крымских рек имеет длину менее 10 км.

- О крымских реках нам сейчас расскажут ребята.

  1. Салгир - самая длинная река Крыма ( длина- более 200км). Ниже Симферополя ежегодно пересыхает более чем на 3 км. Необычное для звучания слово «Салгир» имеет черкесские корни. «Сал» - означает «приток», «гир» - водный источник. Люди, жившие в древнем Крыму звали Салгиром любые встреченные источники, в том числе временные, образующиеся после паводков.(СЛАЙД 16)

  2. Кача - длина - 69 км. На реке сооружены два крупных водохранилища - Бахчисарайское (6,89 млн м³), используемое для снабжения питьевой водой города и (27,8 млн м³), снабжающее водой через систему гидротоннелей.  Возможно, название реки означает «запруда» либо «крест» (тюрк.). С одной стороны, еще в XVIII веке в долине Качи крымскими татарами сооружались запруды для выращивания риса, а с другой — поводом могли послужить древние кресты Качи-Кальона — высеченные и нерукотворные. В верхнем течении Кача называлась Мачин («качи» — родовое имя киргизов; «мачин» — современная народность Восточного Туркестана). (СЛАЙД 17)

  3. Альма - (переводится с крымско-татарского как « яблоко») -длина 83 км. (по берегам реки много яблоневых садов) (СЛАЙД 18)

  4. Бельбек - длина - 63 км. Самая полноводная из рек Крыма (имеет самый большой среди крымских рек среднегодовой расход воды). В верховьях сама река и её притоки представляют собой бурные, никогда не пересыхающие потоки, с узким руслом, быстрым течением и крутыми высокими берегами. Название «Бельбек» имеет тюркские корни. В переводе с древнего языка это слово означает «сильная (в некоторых источниках — крепкая) спина». Это название совершенно оправданно, так как во время весеннего разлива река из спокойного потока превращается в бурный, с сильным течением. (СЛАЙД 19)

- Мы совершили небольшое путешествие, познакомились морями, реками, озерами Республики Крым. Увидели их богатства и разнообразие.

Давайте сейчас с вами поговорим о значении водных богатств и их охране.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице 146 прочитайте. (СЛАЙД 20)

Вода - одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы. К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. Давайте с вами попробуем определить экологические проблем.

Работа в РТ

Открой те свои рабочие тетради на странице 62. Давайте с помощью картинок запишем экологические проблемы. (СЛАЙД 21)

. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

Давайте с вами попробуем составить памятку о поведении у водоёма. (СЛАЙД 22)

- Как вы в быту можете беречь и экономить чистую воду? (Закрывать кран )

- Правильно, молодцы.

.Закрепление изученного материала

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с вопросами.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «да» и «нет». Если моё высказывание правильное - показываете зеленый цвет, а если неправильное - красный.

1. Озеро -это искусственный водоём. (нет)

2. Водохранилище - это естественный водоём. (нет)

3. Начало реки - это исток. (да)

4. Место, где река впадает в море, называется руслом. (нет)

5. Если смотреть в сторону течения реки, то слева будет левый берег реки.(да)

6. Углубление, по которому течет река, называется руслом. (да)

7. В Крыму реки глубокие и полноводные. (Нет)

Итоги урока. Рефлексия.

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в парах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок?

- Что показалось вам более интересным?

- Что на уроке получалось хорошо?

- Над чем еще нужно поработать?

- Кто на уроке нам сегодня очень помог?

На доске нарисована речка с порогами в виде ступенек в Море знаний. Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас на столе капельки, прикрепите свою капельку на ту ступеньку, какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке. Кто считает, что он очень плохо поработал, не отчаивайтесь. В следующий раз получится лучше.

Оценивание

Домашнее задание.

У вас у каждого на партах лежат листочки разного цвета, это ваше домашнее задание, вложите, пожалуйста, их в дневники.

- Урок окончен. Спасибо всем за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!