СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Водные дороги и перекрестки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Водные дороги и перекрестки"»

Тема: Водные дороги и перекрестки.

 Цели урока:
      • Раскрыть связь человека с реками, морями.
      • Выявить значение рек, морей, каналов  в жизни общества.
      • Раскрыть значение водных путей в развитии страны.

  • Развивать умения и навыки учащихся работать с картами учебника, контурными картами

  • Воспитывать у учащихся экологическое мышление, бережливость по отношению к водным ресурсам страны.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, проблемный.

Оборудование: физическая карта России, атлас 8 класс, учебник 8 класс, контурные карты, ИКТ(презентация  по теме урока).  

Ход урока

I.  Организационный момент. Сообщение темы и плана урока. Слайд №1

II. Проверка домашнего задания.

1. Географический диктант. На физической карте России отмечены озёра, реки. Слайд №2

Выпишите в тетрадь название географического объекта, показанного на карте цифрами        

      I вариант – красным цветом                    II вариант – синим цветом

2. Тестовое задание:

1вариант.

 1.Выберите верный ответ. Основной причиной образования болот является:
      а) недостаточное увлажнение;
      б) плоский рельеф;
      в) близость грунтовых вод.
      2. Выберите верный ответ. Большинство озер европейской части России:
      а) сточные и соленые;
      б) сточные и пресные;
      в) бессточные и пресные.
      3. Выберите верный ответ. Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:
      а) озер;
      б) рек;
      в) ледников;
      г) болот

2 вариант. 

1. Выберите верный ответ. В какой части России находится «озёрный край»?

а) на Дальнем Востоке

б) В Западной Сибири

в) в Восточной Сибири

г) На северо-западе Русской равнины.

2. Выберите верный ответ. Каково происхождение  котловины Онежского озера?

а) искусственное

б) ледниковое

в) тектоническое

г) вулканическое

3. Выберите верный ответ. Укажите самое глубокое озеро России:

а) Ладожское

б) Каспийское

в)  Байкал

г) Онежское

III. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте по ключу. Выставьте оценки.    Норма оценок:

8 правильных ответов – оценка »5»

7 правильных ответов - оценка »4»

5-6 правильных ответов - оценка »3»

1. Географический диктант:  

I вариант:

2 вариант

  1. Каспийское озеро

  1. Волга

  2. Ладожское озеро

  3. Енисей

  4. Байкал

  • 1. Лена

  • 2. Обь

  • 3. Волга

  • 4. Амур

  • 5. Ангара

Тест

1-в

2-б

3-б

Тест

1-г

2-б

3-б

Слайд № 4,5

IV. Работа над новым материалом.

1.  Почему человек издревле селился у воды? Слайд №5

1вариант -  Прочитать текст на стр.126. При ответе используйте рис. 54 на стр.127

2 вариант - По карте Иркутской  области определить, какие населенные пункты располагаются на реках, озерах или вблизи них. Чем это обусловлено?

Вывод: берега морей и рек были и остаются удобными для ведения хозяйства, торговли, отдыха, строительства портов.

2. Как менялось значение рек в жизни общества?

Человек преобразовывает реки, сооружая каналы, водохранилища, гидроэлектростанции. На карте (рис. 55 на стр.  128 учебника) найти крупные каналы: Волго- Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской. Слайд № 9,10,11

Задание: по физической карте России определите, к каким морям получила выход Москва, как проходят эти маршруты?

Канал имени Москвы длиннее Панамского, шире Суэцкого. Его создание позволило решить проблему водоснабжения 10 млн. жителей столицы.

 Крупнейшие водохранилища: Горьковское, Куйбышевское, Вологоградское, Цимлянское, Брасткое, Иркутское

Крупнейшие гидроэлектростанции: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская. Слайд № 8

Дискуссия:

 – Строительство каналов,  ГЭС, водохранилищ — хорошо это или плохо? Ответ обоснуйте. Что такое экологическое равновесие?

3. Практическая работа.

А. Нанести на контурную карту крупные морские порты: - Санкт – Петербург,  Мурманск. Новороссийск. Владивосток, Находка, Туапсе, Махачкала,  (Сообщения о крупных морских портах страны). Слайд № 12,13,14

Б. Нанести на контурную карту крупные речные  порты: Архангельск, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек, Якутск, Салехард, Астрахань,Нижний Новгород,, Волгоград, Ростов на Дону.

V. Закрепление

Установи соответствие: Слайд № 15, 16

Море

Порт

1. Чёрное

2. Японское

3. Охотское

4. Белое

5. Берингово

6. Балтийское

А.  Провидения

Б.Новороссийск

В.Владивосток, Находка

Г. Магадан

Д. Архангельск

Е. Санкт-Петербург

Проверка по ключу:

1. Б    2. В    3.Г    4. Д.    5. А.   6. Е

VI.  Домашнее задание: 1. Изучить  §26

2. Ответить на вопросы после §26 №1 – 7.

3. Индивидуальное сообщение: вопрос № 13

VII. Выставление оценок за урок.

VIII. Рефлексия урока. Слайд № 17

 1. Что я делал на уроке?

2. Какими способами достиг цели?

3. Что в результате получил?

4. Что я чувствовал на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!