СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водные ресурсы Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проведения образовательной деятельности  по познавательному развитию  (для детей старшей группы 5- 6 лет)

Тема: «Водные ресурсы Земли»

Просмотр содержимого документа
«Водные ресурсы Земли»»

Конспект проведения образовательной деятельности по познавательному развитию (для детей старшей группы 5- 6 лет)

Тема: «Водные ресурсы Земли»

Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать представление о многообразии водоёмов.

2.Закрепить знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека.

3.Познакомить детей с тем, как человек пользуется водой в своей жизни и как нужно экономично относиться к водным ресурсам.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к воде и ее изучению.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Предварительна работа: Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Беседы о
водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных
обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими растениями и
животными. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеек».

Материал и оборудование: Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага формата А2 (лист ватмана); картинки с изображением морских и речных обитателей (вырезанные из журналов и газет), ножницы, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: (Показывает глобус) Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли). Посмотрите на него. Как изображена вода на глобусе? (Ответы детей) Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие – моря и океаны.

Воспитатель: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде и водоемах). Что вы знаете о воде? (ответы детей). Как мы можем узнать больше?

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир воды и поговорим о Водных ресурсах нашей планеты и узнаем много интересного. Путешествие нам поможет совершить волшебный экран. Занимайте, пожалуйста, места. Наше путешествие начинается!

1 слайд.

Водные ресурсы — это пригожие для использования в хозяйстве воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей и океанов. Сюда же входят подземные воды, почвенная влага, болота, ледники, а также водяные пары атмосферы. Вода возникла на планете около 3,5 млрд лет тому назад На сегодняшний день вода является наиболее важным элементом в биосфере Земли, ведь ее заменить ничем невозможно.

Вопрос детям: Ребятки для чего же нам нужна вода? Правильно вода поддерживает жизнедеятельность всего живого на Земле (человека, растений и животных). Вода является основой всего живого. 

Отгадайте загадку.

4 слайд. Ручей.

Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал. 
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его…(Ручей)

Остановка 2. «Ручей».
Воспитатель: Ребята, а вы задумывались, откуда появляется ручей? Ведь у всего есть своё начало и конец. Начало ручья называется “исток”. Найдём начало ручья и посмотрим, что ему служит.

5 слайд «Родник» Отгадайте загадку.

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

Ответ: Родник

Ребятки как вы думаете, что изображено на этом слайде?

Ответ детей.

Правильно перед вами родник (ключ, источник). Вода чудесным образом тонкой струёй вытекает из недр земли. Это очень чистая, прохладная даже летом, вода. Зимой она практически не замерзает. Именно родник даёт начало большинству ручьёв, связывая собой подземные воды и воды, находящиеся на поверхности земли.

Воспитатель – Как появляется родник? (ответ детей)

Правильно ребятки, Родник  вытекает из земных недр, это выход грунтовых и подземных вод на поверхность. Та часть осадков, которая просачивается в землю, а не выпивается растениями и не стекает в водоемы, попадает в трещиноватые и пористые горные породы. Там она скапливается, свободно передвигается, но в конце концов попадает на породы с мелкими порами, такими, как глина, называемые водоупорами. Так создается давление воды, под которым она в конце концов выплескивается на поверхность и из родника появляется и течет ручей.


Игра ручеек под музыкальное сопровождение.


Слайд №6

И вот бежит, наш ручеек торопится.

А куда впадает ручеек?

Тихо, между берегами
Широка и глубока,
Наполняясь ручейками
Вдаль бежит, течёт...(река) 

Вода в реке какая? – речная

Воспитатель: - Ребята, названия каких рек вы знаете? А на какой реке находится наш город? (ответы детей) Конечно же, красивая река Упа. А еще какая река протекает у на

Воронка. Воронка это приток реки Упы.

У́па – река в Европейской части России, в Тульской области; правый приток р. Оки (бассейн Волги).

Упа берёт начало из озера у пос. Верхоупье на юго-востоке Тульской области. Протекает по Среднерусской возвышенности. Впадает в Оку выше г. Чекалина. Длина реки 345 км,

Слайд №7

Течёт - течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит. Так говорят про реки. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей) Река – это водный поток, также достаточно значительных размеров, который течет по руслу. Река питается за счет подземных, а также поверхностных вод. Множество различных рек впадают в одно море.

Горные реки имеют более низкую температуру воды, большую скорость потока и, как правило, протекают в узких долинах. Равнинные же реки неспешные, глубокие и широкие. Различаются реки и дном: горные имеют дно подвижное, каменистое дно; у равнинных оно песчаное.

Слайд №8

Реки играют большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции)

Слайд №9

Загрязнение воды

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что без воды все живые организмы заболеют и погибнут. А вы знаете, что водоёмы тоже могут болеть, как люди?

Источники загрязнения воды - сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

Слайд № 10

Воспитатель- Дети скажите мне пожалуйста, а мы можем помочь нашим водоемам стать чистыми? Как мы можем помочь? Ответы детей.

Показ слайдов как люди очищают водоемы.

Слайд №11

Воспитатель: Загадывает детям еще одну загадку':
Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)

Физкультминутка

Воспитатель. Давайте, покажем какое море:

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Воспитатель - Ребята скажите мне пожалуйста чем море отличается от реки?
Моря это достаточно большие водные пространства, которые ограничены с нескольких сторон сушей. В морях вода соленая, а реках пресная;

- в реках вода течет по руслу, а в морях волны;

- в море берега не видно, а у рек – видно; Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха. 

Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством.

Слайд №12.

В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. Вы слышите, как оно спокойно шумит? Давайте закроем глаза. Какие картины рисует ваше воображение?

Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны.

В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно, опасно море во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли. Давайте закроем глаза и послушаем как шумит море. Какие картины сейчас рисует ваше воображение? Дети закрывают глаза и слушают шум моря.

Слайд №13

Скажите какие вы знаете название морей? Ответ детей.

Дидактическая игра

В подводном мире кипит своя жизнь. Назовите характерные отличия обитателей рек и земноводных животных. (Жабры, плавники, чешуя) Морские обитатели хотят проверить, узнаете ли вы их, готовы отвечать на загадки?


Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть. (Дельфин)


Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете. (Кит)


Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (Акула)


Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)


Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей. (Краб)


На лошадку так похоже,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской. (Конёк)


Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)


Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо …(Осьминог)


Голова в нём есть и хвост,

Удлиняет шею рост.

Клешни острые для драк –

Приготовил в речке…(Рак)



Воспитатель. Какие вы молодцы, всё отгадали.

Скажите, какие же свойства воды мы знаем? (Прозрачная, бесцветная, растворимая, изменяет при нагревании и охлаждении свою структуру)

Как человек использует воду? (Ответы детей) Вода используется для мытья и питья. Водой орошают поля, сады. Любое производство без воды невозможно. Поэтому воду нужно беречь.

Не умыться, не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда,

Всем везде нужна вода!


А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.


Рефлексия

Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что вам понравилось? (Ответы детей) Я предлагаю пойти на прогулку и поиграть в игры «Ручеёк» и «Море волнуется раз».














8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!