Окружающий мир 2 класс
Урок № 55
Тема: Водные богатства.
Цель: познакомить с разнообразием водоёмов; с частями реки, красотой водоёмов родного края.
способствовать расширению знаний о родном крае,
развивать у учащихся умение устанавливать связи между живой и неживой природой;
воспитывать чувства любви, гордости за свой родной край.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Формируем умение находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
Формируем умение слушать и понимать других;
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Личностные УУД:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологическая подготовка к уроку. Учебник, дневник, пенал и тетрадки
На парте всё в образцовом порядке.
Подарим улыбки,
Мне и друзьям,
свободно вздохнём
И, не волнуясь, урок наш начнём.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Игра «Угадай-ка»
Равнины, которые имеют ровную поверхность. (Плоские равнины)
У горы, у холма он бывает крутой и пологий. (Склон)
Возвышенности на равнине. (Холмы)
Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (Равнины)
Горы, расположенные рядами. (Горные хребты)
2.Беседа.
- Как называется твой родной край?
-Каких форм земной поверхности в твоем крае больше?
III. Самоопределение к деятельности.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в ручейке,
А широкий – в море.
Что это такое? (Река)
Ручей, река, море – как назовём одним словом? (Водоемы)
Водные богатства.
Как вы думаете, почему богатства?
IV. Открытие новых знаний.
1.Беседа
Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы- водные богатства нашей планеты.
Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода.
Все водоемы делиться на естественные и искусственные.
Искусственные – созданы руками человека.
Естественные – водоемы созданы природой.
(Слайд 2)
Водоемы:
искусственные естественные
водохранилища озеро
канал река
пруд болото
море
2.Работа по учебнику (стр.82)
Загадки.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд) Слайд 3
Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря. (Река) Слайд 4
3. Беседа.
Реки бывают горные и равнинные. Если река течет спокойно, не спешит, хочет широко разлиться, то это – равнинная река. (Слайд 5).
Если река бежит быстро, крутит и клокочет, после дождей все затопить хочет, то это – горная река. (Слайд 6)
Где начинаются и где заканчиваются реки?
Куда они текут?
Почему вода в реке не заканчивается?
Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы.
4.Работа по учебнику. ( учебник на стр.83.)
Рассмотрите схему реки.
Расскажите по ней о частях реки.
Итак, исток – это начало реки.
Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
У реки два берега (левый и правый).
Как определить левый и правый берег реки? (Если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)
В реку обычно впадают ручейки или другие реки- притоки.
Русло – углубление, по которому течет река.
Самая длинная река Крыма – Салгир. Его протяженность 204 км. Это единственная река, которая впадает в озеро Сиваш. Приток Салгира река Биюк-Карасу (Большая Карасевка). Наша река Кучук–Карасу (Малая Карасевка) является притоком Биюк-Карасу.
Река Малая Карасевка (Кучук-Карасу) относится к маленьким и мелким рекам, течение медленное (Слайд 7).
Река впадает в озеро или море.
Что же такое озеро?
Как образуется озеро?
На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.
В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненное водой.
У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения.
Что такое море?
Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.
Какое оно море?
Кто из вас летом был на море?
Какие у вас впечатления, поделитесь?
V. Физминутка.
Море волнуется – раз! (шагаем на месте)
Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево)
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри! (присели)
VI. Закрепление и осмысление знаний.
1.Работа в тетради.
На наших уроках в путешествие с нами отправляется наш друг – Муравей. Муравей Вопросик раньше никогда не слышал слов «исток», «устье», «русло». Он хочет знать, что это такое.
-Откройте тетрадь на с.51. Научите Муравьишку, соединив таблички линиями.
2.Беседа
Предгорный Крым – это сельскохозяйственный район. По берегам рек высаживают сады и виноградники. Часть удобрений, которые вносят в почву, после выпадения осадков попадают в реку. Население выбрасывает в реки бытовой мусор.
Половина болезней в мире связана с хозяйственным и бытовым загрязнением рек и морей. Мозг человека «забирает» ¾ воды потребляемой организмом. Выходит, какова вода, таковы и …мысли. Хотим мыслить разумно – давайте пить чистую, здоровую воду.
Водоёмы должны быть чистыми!
В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор. (Слайд 8)
Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. (Слайд 9).
3. Работа в парах. Составить правила поведения возле воды.
VII. Рефлексия.
1. В течение урока вы знакомились с водоёмами нашей планеты. Давайте обобщим новые знания в виде схемы. Добавьте пропущенные слова.
Водоёмы
естественные
искусственные
1.____________ 1.______________
2____________ 2.______________
3____________ 3._______________
2.Объясни пословицу.
Где вода, там и жизнь.
VIII.Подведение итогов урока.
Закончите предложения.
- Сегодня я узнал…
- Я себя похвалю за…
- Для чего нужны в жизни знания, полученные на уроке?
-Оцените свою работу с помощью смайликов.
Домашнее задание
Для закрепления новых знаний выполните домашнее задание.
1.с. 82-84 читать, отвечать на вопросы
2.Кого заинтересовала тема урока, найдите материал о водных богатствах родного края.