Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: проектор, ноутбук
Организационная структура урока
Проверка домашнего задания
КИМ с.32 Наш край
2.Мотивация к учебной деятельности
На уроках окружающего мира мы знакомимся с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, по ходу которого непросто поговорим о природе родного края, а понаблюдаем как композиторы отражают её красоту посредством звуков. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Сообщение темы урока
Водные богатства нашего края
Слайд Водоемы нашего края
Изучение нового материала
Беседа по теме урока
(Перед учащимися физическая карта России)
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
Слайд Земля- голубая планета
Слайд Цели урока

- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)
- Разделите водоемы на группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)
Слайд Водоемы
Водоемы |
естественные | искусственные |
река | канал |
озеро | пруд |
море | водохранилище |
океан | |
ручей | |
- Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?
- Что дает начало любой реке? (Родник)
- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники.
- Куда девается вода, которая вытекает из родника?
Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие.
Слайд: схема реки
Маленькие реки впадают в большую реку, называются притоки.
Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Как называется место, откуда вытекает река? ( называется исток,)
Как называется место куда впадает река ?(– устье)
. Длина рек бывает разная, от 10 до 10 000 километров.
Слайд правило определения правого и левого притока
- Откуда еще, кроме притоков, берется вода в реках?
- В реку постоянно поступает вода.
Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами.
- Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?
Слайд разлив реки
- За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод)
- Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
2. Работа с картой
- Как реки обозначаются на карте?
(дети подходят к физической карте России)
Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена.
- Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой.
Подумайте, чем отличаются озера от рек?
- Озера бывают пресные и соленые.
Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в 1 литре воды. В морской воде 35 г солей в 1 л.
В озера могут впадать реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
Необходимо быстро ответить на вопросы:
Как называется край, где мы живём?
Пензенская область
Слайд 1 Карта Пензенской области
2. На каком материке расположен?
Пензенская область расположена на материке Евразия.
3. В какой природной зоне?
Область лежит в на стыке лесной и степной природных зон.
4. В каком климатическом поясе?
Область лежит в умеренном климатическом поясе, в области умеренно-континентального климата.
5. Как называется равнина, на которой расположен наш район?
Пензенская область лежит на восточно-Европейской равнине и занимает западную часть Приволжской возвышенности.
6. Какая поверхность нашего края?
Всхолмленная равнина, отдельные участки которого находятся ниже уровня моря.
7. Как называется район, в котором мы живём?
Белинский район
(Ответы детей сопровождаются работой с картами).
Что вы хотели бы узнать нового о родном крае?
Какие водоемы расположены на территории нашей области?
Слайд 3 Естественные и искусственные водоемы
Естественные водоёмы – созданы природой | Искусственные водоёмы – созданы человеком |
Реки и ручьи 302 (более 10 км) | Пруды 839 |
Озёра 240 | Водохранилища 2 |
Родники более 40 | Каналы |
Моря и океаны | - |
Слайд Водные ресурсы Пензенской области
Водные ресурсы Пензенской области слагаются из речного стока, вод, накопленных в прудах, в водохранилищах, в природных водоемах (озерах) и подземных вод.
Речная сеть области представлена двумя основными бассейнами: Волжским (р. Сура, р. Труев, р. Кадада, р. Уза, р. Атмисс, р. Выша, р.Вад, ) и Донским (р. Хопер, р. Сердоба, р. Ворона, р. Чембар).
– На берегу какой реки расположено наше село?
Слайд Ворона – река протекающая…
Сообщение Аляпкиной А.
Ворона – название для реки необычное. Одни объясняют это тем, что в старые времена берега Вороны были облюбованы множеством вороньих стай, благодаря которым река и получила своё название, другие утверждают, река была названа «вороньей» из-за характерного темного цвета природного ила, ну а в переводе с древних языков «вор» - это лес. И действительно берега были богаты лесом, к самой воде подходят крепкие дубы, вязы, осины, купает в реке свои гибкие ветви ольха.
Слайд Река Ворона
Воро́на — река протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской областях России. Является правым притоком реки Хопёр.
Река берет начало возле села Пачелма Пачелмского района Пензенской области России. Далее протекает по Тамбовской области
в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России.
Протяженность реки Ворона 454 км. Ширина долины 6-8 км.
Основные притоки:
-левые притоки реки Ворона: Чигорак, Богана, Шибряйка, Балыклей, Карай, Вяжля, Оржевка, Нюдяевка, Ольшанка, Сюверня, Чембар,
- правые притоки реки Ворона: Малая Алабушка, Большая Алабушка, Подгорная, Ржакса, Мокрая Панда, Иноковка, Калаис, Ира, Карша, Мошля, Шумика, Поим, Печелма.
Слайд Исток реки Ворона
Сообщение Кердяшовой А.
Исток реки находится на Керенско-Чембарской возвышенности. Правый берег практически везде высокий и покрыт лесом; левый берег пологий и чаще безлесный. Местность около реки равнинная.
Слайды Растительность
Почти на всем протяжении
Рогоз
Растительность.
Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина), растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость. Из водной растительности попадаются рогоз, ежеголовник, кувшинки, стрелолист.
Река Ворона – это равнинная река с извилистым руслом и спокойным течением.
Питание реки преимущественно снеговое. Замерзает с декабря по апрель.
Сообщение Чаткина Л.
Слайд Воронинский природный заповедник
В 1994 г. на реке организован единственный в регионе государственный природный заповедник – Воронинский.
Слайд птицы
Птицы.
Ряд редких видов птиц гнездятся на водоемах - тростниковая и индийская камышевки, белощекая крачка, серощекая и черношейная поганки. На пролете встречается скопа, на зимовке отмечена оляпка.
Слайд Рыбы
Рыбы.
В настоящий момент в реке установлено обитание 29 видов рыб. Среди выявленных, встречаются редкие, охраняемые виды. Украинская минога.
Слайд Развит сплав по реке на байдарках
На реку Ворона приезжают многие любители активного отдыха на воде. Развит сплав по реке на байдарках и рыбалка.
Слайд Околоводные животные
5. Работа по учебнику
- А вы знаете, как себя правильно вести у водоема?
Прочитайте об этом в учебнике (с.146 – 147).
Ответить на вопросы учебника на с.147
Слайд Негативное воздействие человека на природу.
- Как взрослые и дети должны охранять водоем?
Слайд Правила поведения…
(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
Связь природы и музыки.
Звучит музыка Евгения Дога Вальс «Ручейки»
(щелчок по иконке)
Релаксация. А теперь отвлечёмся от карты и цифр и попробуем почувствовать, что нас окружает посредством музыки.
Стихия воды - будь то маленький ручеёк, река или море - близки переживаниям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Сейчас вы послушаете музыкальную картинку, название которой я не буду говорить, вы потом определите сами. Написал её композитор Евгений Дога.
Звучит музыка Евгения Дога Вальс «Ручейки»
(щелчок по иконке)
- Кто, что увидел, представил в звучании этой музыки? Что передают эти звуки?
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ключа, который бьёт из-под земли.
6. Обобщение
Стих. Читает Кердяшова А.
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
Слайд Значение водоемов в жизни…
Значение дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
водоемов вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.
Итог урока
- Что нового узнали?
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- Где пригодятся эти знания?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
Молодцы !
В память о нашем уроке я приготовила буклет Водные богатства нашего края.
(раздать буклеты)
Домашнее задание
План изучения водоёма с.145
РТ с.38