СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водород. Общая характеристика и получение.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Водород. Общая характеристика и получение.»

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом


Цель урока: сформировать представления о характеристики, способах получения и собирания водорода в лаборатории.

1. Организационный момент:

Французский химик Жан де Розье в 18 веке дважды набирал в легкие газ (вдыхал водород), но ничего не чувствовал. Позже он написал: на столе горела свеча, он выдохнул прямо на нее, ему показалось, будто зубы вылетели вместе с корнями. О каком веществе идет речь? 2. Изучение нового материала:

Чтобы найти разгадку данного явления сначала посмотрим на происхождение латинского слова водород "гидрогениум": «гидро» (означающего воду) и «генез» (означающего рождение). Гидро- (водо-) ген (род) — порождающий воду.

Учащиеся самостоятельно характеризуют водород как химический элемент, используя план характеристики химического элемента. Затем вместе с учителем характеризуют водород как простое вещество.

Водород как химический элемент

Водород как простое вещество

Химический знак элемента

Химическая формула: Н2

Латинское название

Относительная молекулярная масса: Mr2) = 2

Ar (Н)

Физические свойства: газ без вкуса, запаха и цвета, плохо растворим в воде, плотность = 0,09 г/л, температура сжижения низкая (= - 252,8 градусов С).

Валентность:

Способы получения: в лаборатории:

1) Разложение воды под действием постоянного электрического тока:

2О = 2Н2↑ + О2

2) Взаимодействие металла и кислоты:

Водород при смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь - так называемый гремучий газ. 

В лаборатории водород получают в аппарате Киппа. Аппарат Киппа состоит из нескольких частей: реакционная колба с резервуаром; воронка с длинной трубкой; газоотводная трубка. Поместим в реакционную колбу кусочки цинка. В качестве кислоты воспользуемся серной кислотой. Водородом можно заполнить мыльный пузырь. Для этого необходимо опустить газоотводную трубку в мыльный раствор. Со временем пузырь отрывается и улетает вверх, что доказывает легкость водорода. С учетом того, что водород намного легче воздуха, для сбора водорода сосуд, в котором собирается газ, необходимо располагать вверх дном, или производить собирание методом вытеснения воды. При поднесении пробирки к пламени водород вступает в реакцию с кислородом, содержащимся в воздухе. При малых количествах реакция кислорода и водорода сопровождается хлопком.

Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑;

Способы получения в промышленности: из природного газа (составная часть которого метан), либо из воды

1) CH4 → t 350 = C + 2H2↑;

2) Конверсия водяных паров

C + H2O → t = CO + H2,

CH4 + 2H2O (пар) t, Ni = CO2 + 4H2↑;


Распространенность в природе:


Применение: водородная энергетика; атомарный водород используется для атомно-водородной сварки; в пищевой промышленности водород зарегистрирован в качестве пищевой добавки E949, как упаковочный газ; с помощью водорода из жидких растительных масел делают маргарин; используют при производстве аммиака, мыла и пластмасс; раньше дирижабли и воздушные шары наполняли водородом, но дирижабли взрывались и сгорали. В наше время дирижабли наполняют газом гелием.


3. Закрепление: а) Объясните различие в записях: 5Н и 5Н2. Что они означают?


б) Вещество, содержащее в своем составе водород и кислород часто используется для отбеливания волос, в качестве чистящего средства и для обработки ран. Что это за вещество, определите его формулу, если в его состав входит 2 атома водорода и 2 атома кислорода.


в) Вычислите массовую долю водорода в гидриде кальция CaH2, серной кислоте Н2SO4 и аммиаке NH3.


г) - Запишите реакцию: Mg + HCl = MgCl2 + H2

- расставьте коэффициенты;

- определите тип реакции;

- объясните, как это уравнение связано с темой урока.


д) Водород используется в качестве альтернативного топлива для транспорта. Химическая энергия водорода высвобождается при его сжигании способом, подобным тому, который применяется в традиционных двигателях внутреннего сгорания. На его основе также создаются топливные элементы, в которых задействован процесс образования воды и электричества путем осуществления химической реакции водорода с кислородом. Почему автомобили до сих пор не перешли на водородное топливо?


4) Рефлексия: стратегия ХИМС

Х - что было хорошего на уроке?

И - что было интересного?

М - что мешало, отвлекало?

С - что возьмете с собой?


5) Домашнее задание: § 28, придумать синквейн или сочинить стих на тему: "Водород".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!