СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воды суши. Реки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детально расписанный конспект урока по теме "Воды суши. Реки". Презентация к уроку представлена ранее.

Просмотр содержимого документа
«Воды суши. Реки.»

Тема урока: Воды суши: реки.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: атласы, учебник 6 класса «География: Физическая география» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.


Структура урока:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Проверка знаний и умений – 7 мин.

III. Изучение нового материала – 30 мин.

IV. Проверка усвоенного материала – 3 мин.

V. Домашнее задание – 3 мин.

VI. Организованный конец урока – 1 мин.


Ход урока:


I. Организационный момент (1 мин.)


Здравствуйте ребята! Садитесь.


II. Проверка знаний и умений (7 минут)


Урок начнем с проверки домашнего задания. Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

(Раздать карточки 4 ребятам, остальные – устный опрос)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДаНетка». Я читаю утверждение, а вы должны сказать, верно оно или нет. Итак, приступим.

Утверждения:

1. Гидросфера – это воздушная оболочка земли.(нет) А какая?

2. Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане (да) Что входит в состав М.о?

3. Изучением гидросферы занимается наука геология (нет) А какая наука?

4. Водяной пар и облака состоят из пресной воды (да)

5. Вода – основа жизни на нашей планете (да) аргументируйте ответ.

6. 97% всех вод планеты составляют пресные воды морей и океанов (нет) А какие это воды?

7. Вода в природе состоит только в жидком и твердом состоянии. (нет)

8. Моря бывают внутренними и окраинными. (да) приведите примеры.

9. Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан называют Мировым перемещением воды. (нет) а как называют?



Молодцы, вы хорошо подготовили домашнее задание .


III. Изучение нового материала (30 минут)

1) Введение

Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок.

Отгадайте одну из них:

«Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик- в роднике,

А широкий –в море.»

(река)

(ученики отвечают)

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о реках.

(Учитель читает стихотворение)

«Из недр Земли забил родник

Ручьем хрустальным ставший вмиг.

Спешат ручьи, вперед бегут-

И вот уже рекой текут.

Река течет не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь.

И море, как огромный рот

Все воды рек в себя вольет!

Ну а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он обмоет шар земной

Водою чистой, голубой.»


Каждый из вас наверняка знает и имеет представление, что такое река, поэтому долгих объяснений не потребуется. Тем не менее в ходе урока мы с вами познакомимся с основными понятиями, узнаем как называется начало и конец реки, какие реки называют горными, а какие – равнинными. А что бы вы еще хотели узнать о реках?

( ученики отвечают: познакомиться с понятием «река», узнать какие реки бывают, типы питания рек)

Я думаю, что в течение урока мы постараемся получить ответы на интересующие вас вопросы. На уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и  рассмотреть зависимость рек от рельефа. А теперь открываем тетради и записываем число и тему урока - «Воды суши: Реки».


Методы и приемы

Виды деят-ти учителя

Виды деят-ти ученика


Беседа


Постановка проблемного вопроса

Воспринимают информацию;

Отгадывают загадки;

Задают интересующие вопросы по данной теме.



2) Река и её составные части

Ребята, давайте все вместе дадим понятие термину «река».

(выслушиваются ответы учеников, делаются выводы).

Молодцы! Вы абсолютно правы. А теперь давайте запишем более точное определение: река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.

( ученики записывают определение)

Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. Начало реки принято называть истоком. (ученики записывают определение в тетрадь).

Обратите внимание на слайд.

Данная река берет начало из озера. Откуда еще реки могут брать начало? (ученики отвечают: из родника, от слияния ручьёв).

Река течет на десятки, а то и на сотни километров вперед и куда-то впадает. Давайте с вами подумаем, куда может впадать река? (отвечают: в другую реку, море, озеро)

Как называется это место? Давайте найдем понятие в тексте учебника, стр.109 (отвечают: устье)

Правильно! Записываем: устье – это место, где река впадает в другую реку, озеро или в море. Расстояние от истока до устья – длина реки.

А теперь возьмите карточку с картой, которые я вам раздала, и найдите исток и устье реки Амур.

(ученики находят их, называют: образуется от слияния двух рек-Шилки и Аргуни, устье – Татарский пролив(Охотское море))

В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, их называют притоками.

Чтобы определить, какой приток является левым, а какой правым, нужно встать лицом по течению, слева будут левые притоки, справа – правые.

А теперь определим, каким притоком, левым или правым, является:

-река Зея по отношению к Амуру; (левый)

-река Сунгари по отношению к Амуру.(правый)

(вызываются два ученика, по желанию, к карте).

Главная река со всеми её притоками образует речную систему. (запись определения в тетрадь)

Участок суши, с которого вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

(запись определения)

Самый большой бассейн имеет река Амазонка, площадь его составляет 7 млн.кв. км.. Это чуть меньше площади Австралии(!). (показать на слайде Амазонку и Австралию)

Граница, разделяющая речные бассейны называется водоразделом.(запись определения)

Особенно хорошо водоразделы выражены в горах, где границей служат вершины горных хребтов. Они буквально «разделяют» воду, ведь с каждого склона хребта вода стекает в разные стороны и попадает в разные реки. На равнине же определить местоположение водораздела бывает непросто.

Методы и приемы

Виды деят-ти учителя

Виды деят-ти ученика

Беседа

Задает вопросы


Размышляют, отвечают на вопросы

Работа с текстом параграфа

Дает задание найти определение

Находят понятие, отвечают

Работа с атласом

Дает задание найти исток и устье р. Амур

Находят в атласе реку, её исток, устье, называют

Работа у доски

Дает задание определить по карте какими притоками являются реки Зея и Сунгари

Выходят к доске, определяют притоки, называют


3) Зависимость рек от рельефа.

Реки очень сильно зависят от рельефа. В зависимости от рельефа выделяют равнинные и горные реки. Равнинные реки, как правило, спокойные, длинные, извилистые и имеют широкое русло. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы проложить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия , по этому образуется извилистое русло. К примеру, река Волга, которая изображена на слайде, является типично равнинной рекой.

Горные реки наоборот - имеют бурное течение, короткие, с узким руслом и не удобны для судоходства, перейти их вброд практически невозможно. Горной рекой является река Терек, протекающая на территории Северного Кавказа. (показать на карте)

Итак, мы познакомились с вами с равнинными и горными реками и теперь небольшая проверочная работа. На партах у вас лежит таблица «сравнение горных и равнинных рек» и карточка с характеристиками той или иной реки. Нужно вставить характеристику в нужный столбец. На выполнение вам дается 3 минуты. После того, как вы выполните работу, поменяйтесь табличками с соседом по парте и глядя на слайд исправьте ошибки, если таковы имеются. Время пошло.

Равнинная река

Горная река




1. Бурное течение

2. Узкая долина

3. Прямое русло

4. Короткая река

5. Неудобна для судоходства

6. Спокойное течение

7. Широкая речная долина

8. Длинная

9. Извилистое русло

10.Удобна для судоходства














(Проверка выполнения работы) Кто выполнил таблицу без ошибок, поднимите руки.


Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Если на пути реки оказывается крутой уступ, вода свободным потоком обрушивается с этого уступа вниз, образуя водопад. Итак, записываем определение: водопад – это крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

А кто знает, как называется самый высокий водопад в мире? (ученики отвечают)

Верно, это Анхель. Он находится в Южной Америке в бассейне реки Ориноко и назван именем лётчика Эйнджела, который открыл его в 1935 году с самолета. Джимми Эйнджел так описал свои впечатления: "Увидев водопад, я едва не потерял управление самолетом. Каскад воды прямо с неба!" Поток воды с шумом падает с высоты 1054м на дно глубокого ущелья.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

4) Питание рек

Ребята, а знаете ли вы что реки питаются, как все живые организмы? (отвечают)

Да, это действительно так, реки питаются. Существует несколько типов питания рек – дождевое, снеговое, ледниковое, подземное и смешанное. Запишем это в тетрадь.

Немало рек, питающихся исключительно дождевой водой – это реки Амазонка и Конго.

Талыми водами горных ледников питаются реки, исток которых находится высоко в горах. Самый высокий уровень воды в этих реках – летом, когда тают ледники. К таким рекам относится Амударья.

Большинство равнинных рек в нашей стране имеют смешанное питание. Зимой, когда они покрыты льдом, питаются исключительно грунтовыми водами, весной в реки стекают талые снеговые воды, переполняют русла и заливают дно долин – это называется весенним половодьем, летом главным снова становится подземное питание, а осенью уменьшается испарение, идут затяжные дожди, тем самым количество воды в реках увеличивается, при слишком затяжных дождях уровень воды повышается, образуются паводки. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года. Значительный паводок может вызвать наводнение. Одно из таких наводнений – катастрофическое наводнение 2013 года на Дальнем Востоке.


Методы и приемы

Виды деят-ти учителя

Виды деят-ти ученика

Работа в парах

Раздает таблицы, которые ученикам нужно заполнить в парах за 3 минуты


Читают информацию с карточек, заполняют таблицу

Беседа

Задает вопрос о самом высоком водопаде

Отвечают на поставленный вопрос

Постановка вопроса

Задает вопрос ученикам

Отвечают на вопрос, размышляют



IV. Проверка усвоенного материала (4 минуты)


А сейчас проведем географический диктант. Я буду зачитывать вам определение, а вы должны будете записать понятие на листке. По окончанию работы, поменяйтесь листиком с соседом по парте, проверьте на наличие ошибок и поставьте отметку по критериям оценивания (критерии на слайде):


«5» - все определения верны;

«4» - верно 4-5 определений;

«3» - верно 2-3 определения;

«2» - ни одно из определений не верно.

  1. Место, где начинается река, называется… (исток)

  2. Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет, называется… (русло)

  3. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется… (бассейн реки)

  4. Место впадения реки в море, озеро или другую реку, называется… (устье)

  5. Граница, разделяющая речные бассейны, называется… (водораздел)

  6. Самый высокий водопад - …(Анхель)

А теперь географические задачки. Я вам зачитываю описание водного объекта, а вы должны угадать его.

1. В этой реке воды столько, сколько в Конго, Миссисипи, Янцзы и Оби, вместе взятых. Жители говорят о ней: «Бог сотворил Землю, а дьявол, нашу реку». Ее называют царицей рек. Она имеет самый большой по площади водосборный бассейн, в пределах которого свободно могли бы разместиться такие страны, как: Австралия или США. (Амазонка)

2. Это самая крупная река Европы. Древние греки называли эту реку Ра, что в переводе означает «Щедрая». На языке древних племен ее имя означает «светлая, священная». О ней слагают стихи, поют известные всем песни. В России ее называют «матушкой – рекой», поскольку она протекает по Русской равнине. (Волга)

На слайде показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:

! – Всё понятно

?-  Есть вопросы

…. – Ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите руки. (пролистать знаки на слайдах)

Вижу, что большинство поняли тему урока и это замечательно.


V. Домашнее задание (2 минуты)

Параграф 30, ответить на вопросы после параграфа, выучить понятия, написать сочинение о реке, которую вы видели.

VI. Организованный конец урока (1 минута)

И завершить наш урок хочу словами поэта Э.Огницвет:


«Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода».


Вы все большие молодцы, хочу поблагодарить вас за работу. Оценки сегодня получают…(фамилии учеников, активно принимавших участие в ходе урока).

На сегодня всё, урок окончен, до свидания!

























Равнинная река

Горная река




1. Бурное течение

2. Узкая долина

3. Прямое русло

4. Короткая река

5. Неудобна для судоходства

6. Спокойное течение

7. Широкая речная долина

8. Большая длина

9. Извилистое русло

10.Удобна для судоходства




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!