Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий колледж технологий и дизайна»
Государственной организации высшего профессионального образования
«Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
Доклад на тему:
Военно - патриотическое воспитание,
его направления.
подготовил: инженер по охране труда,
преподаватель второй квалификационной категории
дисциплин: БЖД, НВ и МСП
Шестаков А.В.
Донецк 2017 г.
Военно - патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству. Высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы, убежденности в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов.
Основной целью военно - патриотического воспитания является формирование у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству и его защите.
Основополагающие принципы военно - патриотического воспитания и направления их реализации
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия Донбасса, его духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:
- государственное - базируется на обеспечении государством системы военно-патриотического воспитания; важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы граждан ДНР. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
- социальное - основывается на изучении норм морали, их соблюдении. Ориентировано на осознание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициям народа; способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма; познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение истории Отечества, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность республики.
- военное - предусматривает изучение военной истории, битв славянского войска, основных образцов техники и вооружения Вооруженных Сил ДНР, приобретение начальных навыков использования их, повышение физической подготовки в интересах защиты Отечества;
- психолого-педагогическое - основывается на изучении психологических особенностей молодежи, их учете в процессе подготовки юношей к военной службе, проведении методической работы по обобщению и распространению передового опыта военно-патриотического воспитания, совершенствовании форм и направлений этой деятельности; формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
- правовое - предполагает формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой правовой культуры; формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил ДНР, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и республики.
Включает ознакомление с законами республики, особенно с правами и обязанностями гражданина ДНР, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Содержание военно-патриотического воспитания основывается на системе ценностей, сформировавшихся на протяжении многих веков, таких как: преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка и т.д.
Система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии. Всю систему можно разделить на подсистемы:
- военно-патриотическо воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в учебных заведениях;
- массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;
- начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;
- деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Методами военно-патриотического воспитания молодежи являются:
- убеждение - формирование уверенности в общественной полезности деятельности по подготовке к защите Отечества;
- стимулирование - реализуется в различных формах поощрения и соревнованиях;
- личный пример - деятельность педагога, воспитателя, который должен быть образцом для молодежи, должно обеспечивать педагогические требования, умеет давать поручения и проверять его выполнение;
- самоподготовка - процесс активного формирования и самосовершенствования молодого человека, воспитания чувства патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля.
Военно - патриотическое воспитание осуществляется в форме лекций, бесед, рассказов, экскурсий в музеи воинских частей, встреч с ветеранами войны, труда и военной службы, походов по местам боевой славы, поисковой работы, участия в работе клубов и кружков военно-патриотического.
В СПО воспитание осуществляется в рамках занятий по дисциплинам БЖД и ОБЖ. В ряде разделов данных дисциплин имеется специализированный курс занятий «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.
Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:
- изменение ценностных ориентиров молодежи;
- снижающийся образовательный уровень молодежи.
Ценности, которые были актуальными для молодого поколения 20 лет назад, существенно изменились, сдвинувшись в сторону прагматизма.
Коллективный успех, который являлся первостепенным ранее, сегодня значительно уступает индивидуальному и многие представители подрастающей молодежи ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально - техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной службе и др.
Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания
При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо:
а) прежде всего, следует исходить из наличия в нашем обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;
б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой.
Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов. Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.
В соответствии с этим выделяют следующие направления и условия:
Информационно - разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами республики и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов.
Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе.
Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.
Обеспечение взаимодействия субъектов Республики в системе военно-патриотического воспитания - повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне республики и местного самоуправления комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в ДНР.
В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме военно-патриотического воспитания молодежи. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К.Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Таким образом, система военно-патриотического воспитания, которая создается в республике, должна эффективно действовать в управлении процессом подготовки студентов к защите Родины, придавать всей проводимой в республике работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивать преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности на всех уровнях воспитания молодежи.
Определение реального состояния, уровня и оценки работы по патриотическому воспитанию, осуществляемому различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями молодежи, предполагает проведение мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.
Обеспечение информационной поддержки военно-патриотического воспитания в ДНР возможно посредством:
- активного использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб, ведомственных СМИ и т.д.) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- расширения социальной рекламы в средствах массовой информации, (на билбордах, стендах и т.д.);
- издания книг, брошюр, буклетов, газет, пособий и иных печатных изданий по вопросам патриотического воспитания в ДНР;
- участия в выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного фонда;
- расширения сети музеев ДНР;
- изготовления художественных и документальных кинофильмов, видеофильмов, слайд-шоу о ДНР;
- проведения ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о ДНР, научно-практических конференций, круглых столов;
- расширения сотрудничества с региональными телеканалами с целью создания тематических передач, посвященных вопросам патриотического воспитания и допризывной подготовки, продвижения информации о патриотическом воспитании в новостные и иные программы;
- создания на телеканале «Оплот» и др., радиостанции «ДНР 24» передач о патриотическом воспитании детей и учащейся молодежи;
- увеличения присутствия информации о патриотическом воспитании в глобальной сети «Интернет», активного использования возможностей блог сферы, форумов, живых журналов, социальных сетей, размещения короткометражных роликов о патриотическом воспитании на различных информационных порталах, видео блогах и т.д.;
- создания во всех структурах учебных учреждений ДНР музеев, комнат боевой славы, стендов патриотического воспитания;
- проведения и участия в региональных и местных массовых акциях по патриотическому воспитанию, включая авто и велопробеги, пешие переходы;
- проведения военно-патриотических игр и соревнований;
- учреждения в ДНР памятных дат;
- создания тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы;
- организации взаимодействия с производителями компьютерных игр с целью создания специализированных игр, посвященных допризывной подготовке, истории ОСО АВИА ХИМ а и т.д.
Нормативно - правовое обеспечение процессов патриотического воспитания
Нормативно - правовое обеспечение процессов патриотического воспитания предполагает разработку нормативно-правового механизма взаимодействия субъектов в сфере патриотического воспитания, оказание помощи в разработке правовых основ этой взаимосвязи.
Организационно - методическое обеспечение процессов патриотического воспитания
Организационно - методическое обеспечение процессов патриотического воспитания предусматривает разработку специальных пилотных проектов, целевых программ и методик по реализации идей патриотического воспитания в учреждениях образования различного типа. Разработку методических пособий по организации научно-исследовательской деятельности, организацию консультационной работы, использование всего многообразия педагогических методов и средств с учетом возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, специфики региона.
Организация взаимодействия государственных институтов, ветеранских, творческих, молодежных и других организаций и объединений
Улучшение состояния и уровня патриотического воспитания возможно только при условии создания системы этой деятельности, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера. В системе работы по патриотическому воспитанию тесно взаимодействуют различные министерства: образования и науки, культуры, юстиции, обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, другие силовые министерства, СМИ, ветеранские, детские и молодежные общественные объединения и организации патриотической направленности, субъекты ДНР, призванные решить проблемы в отношении подрастающего поколения.
В качестве партнеров для обеспечения патриотического воспитания в учреждениях образования Республики выступают высшие учебные заведения, республиканские библиотеки, музеи родного края и боевой славы, подвижники, стоящие у истоков развития Донбасса, литературные деятели, деятели искусства, ученые, герои войны и труда.
Подготовка и повышение квалификации кадров
Патриотическое воспитание населения невозможно без подготовленных специалистов, которые способны осуществлять воспитательный и учебный процесс непрерывно, начиная с дошкольных общеобразовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями.
Решение проблемы подготовки кадров к эффективной реализации задач патриотического воспитания детей и учащейся молодежи возможно через систему повышения квалификации педагогических кадров. Донецким ИППО разработана интегрированная, динамичная, много векторная модель научно-методического сопровождения подготовки кадров к реализации идей Концепции патриотического воспитания, направленная на осуществление аналитико-прогностической, мотивационной, информационной, технологической, рефлексивной функций через систему учебной, методической, научной, научно-методической, проектной, исследовательской деятельности в рамках курсовой и межкурсовой подготовки с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов по патриотическому воспитанию молодежи.
Финансово - экономическое обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания
Финансово-экономическое обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания осуществляется в рамках существующего законодательства ДНР.
Пути реализации Концепции
Основным инструментом реализации Концепции является разработка и реализация республиканских программ и проектов патриотического воспитания.
Среди путей реализации Концепции следует выделить следующие:
1. Разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи:
- подготовка нормативно-правовых актов по вопросам патриотического воспитания, внесение соответствующих изменений в законодательство;
- подготовка целевых программ и пилотных проектов патриотического направления;
- содействие развитию профессионализма, гражданской активности;
- популяризации здорового образа жизни, повышение престижа и привлекательности государственной и военной службы;
2 Активизация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в сфере патриотического воспитания молодого поколения:
- координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, учебных и культурно-просветительских учреждений, общественных организаций;
- обеспечение преемственности и системности патриотического воспитания;
- воплощение планов действий, направленных на реализацию молодежью интеллектуальных и творческих проектов на благо ДНР, улучшение профессиональной ориентации, развитие мотивации к труду;
- привлечение подрастающего поколения к изучению культуры, истории ДНР, пропаганда лучших достижений культурного и духовного наследия, поддержка профессионального и самодеятельного художественного творчества, деятельности творческих объединений, клубов по интересам, фольклорных коллективов;
- активное привлечение к патриотическому воспитанию молодежи деятелей современной культуры, искусства, науки, спортсменов;
- обеспечение активного участия детей и молодежи в мероприятиях патриотического направления, в том числе, приуроченных к республиканским праздникам;
- популяризация молодежного туризма, популяризация памятников отечественной истории, культуры и природы, исторических мест и событий, этнографии и жизнеописаний известных деятелей;
- обеспечение проведения мероприятий спортивной подготовки, физического воспитания, направленных на утверждение здорового образа жизни молодых граждан и создание соответствующих условий;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей и молодежи;
- содействие работе клубов по месту жительства, центров патриотического воспитания, внешкольных учреждений и других организаций, осуществляющих мероприятия по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- разработка и реализация планов действий и программ по патриотическому воспитанию молодежи органами местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества.
3. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями:
- активное привлечение к патриотическому воспитанию детей и молодежи общественных организаций, использования их опыта и духовного потенциала в воспитании патриотов ДНР;
- возрождение и развитие казачества как важной общественной силы, способной внести весомый вклад в патриотическое воспитание молодежи, ее подготовку к защите Отечества;
- поддержка средств массовой информации, которые действуют при молодежных и детских общественных организациях и освещают вопросы, направленные на патриотическое воспитание детей и молодежи;
- усиление общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти относительно патриотического воспитания;
- содействие консолидации и координации деятельности общественных организаций при подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности.
4. Усиление роли семьи в процессе патриотического воспитания детей и молодежи:
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, надлежащих условий для физического, интеллектуального, нравственно-эстетического, образовательного и духовного развития детей и молодежи на основе отечественных традиций, педагогической науки и лучшего мирового опыта;
- повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем подготовки научно-популярной и методической литературы по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи в семье, активизация деятельности органов государственной власти и общественных структур в этом направлении.
Управление процессами патриотического воспитания
Для создания системы управления процессом патриотического воспитания, формирования и реализации общей стратегии и тактики в этой сфере деятельности, объединения усилий министерств и ведомств, общественных организаций и движений. Оказания им помощи и поддержки создается Координационный совет (далее - КС), который принимает меры по реализации образовательной, информационной, культурной и молодежной политики в области развития патриотизма у подрастающего поколения.
Координационный совет создаются решением высших органов исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов ДНР и территориально-муниципальных образований.
Координационный совет организовывает разработку руководящих документов по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи, рассматривает представляемые проекты программ, а также осуществляет контроль над их исполнением.
Для осуществления функций рабочего органа КС могут создаваться отдельные центры (рабочие группы) по реализации программ (планов) по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Мониторинг
Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для решения первой из этих задач - определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.
Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического воспитания включает в себя следующие моменты:
- составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: формулирование цели и задач анализа состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;
- сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
- анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;
- анализ и оценку действенности патриотического воспитания с различными категориями, группами детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);
- определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия.
Ожидаемый результат
Ориентированность патриотического воспитания на конечный результат предполагает достаточно высокую эффективность осуществляемой в этой сфере деятельности.
Важное значение в воспитании патриотизма имеет привитие любви к родному городу, району, двору, - местам, с которыми человек связан эмоционально. Это места, где человек чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где формировался как личность. Именно такой патриотизм является фундаментом, на котором строится общегосударственное патриотическое самосознание.
Благодаря формированию и развитию у детей и молодежи таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут их возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением общества, преодолением претерпеваемого им кризисного периода исторического развития.
В результате внедрения Концепции ожидается:
- утверждение патриотизма и патриотического самосознания молодежи, углубление процесса формирования основ гуманистического мировоззрения;
- приоритетности высоких моральных, культурных общечеловеческих ценностей, что будет способствовать укреплению духовной, морального единства общества;
- формирование у молодежи характерных черт патриота: активная поддержка и развитие государственности, соблюдение Конституции ДНР;
- бережное отношение к богатствам родной природы, к родной культуре, языку, традициям, уважение к исторической памяти;
- повышение заинтересованности молодежи относительно государственной службы и службы в армии ДНР, ее готовности к защите Родины;
- сохранение стабильности в обществе, социальном и экономическом развитии страны, укрепление ее обороноспособности и безопасности;
- создание эффективной воспитательной системы патриотического воспитания молодежи;
- консолидация усилий общественных институтов в деле воспитания подрастающего поколения;
- социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов.
Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее ДНР.
Система патриотического воспитания в профессионально-технических учебных заведениях
Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания - направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Патриотическое воспитание осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Для успешной реализации задач патриотического воспитания учащихся в профессионально-технических учебных заведениях (ПТУУ) создается воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества; функционирует система дополнительного образования; разрабатывается система традиционных мероприятий и творческих проектов; развивается музейная работа, ученическое самоуправление. Углубляются, расширяются знания учащихся ПТУУ о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. В процессе общественной деятельности учащиеся совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей, умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в различных сферах, формируют здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждан ведения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни, приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).
Становление личности невозможно без осознания принадлежности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса, оказывает воспитывающее значение.
Значительную роль в решении педагогических задач историко-краеведческого характера играет краеведческий музей. На базе ПТУУ создаются училищные музеи, которые способствует формированию у обучающихся чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Училищный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни училища, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное - музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой, которая позволяет формировать практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать инициативу, общественную активность учащихся, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы.
Через урочную деятельность и систему внеклассных мероприятий у учащихся формируется бережное отношение к родным истокам, традициям своего народа, своей культуре, эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным ценностям как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Широкий выбор возможностей для учащихся ПТУУ представляет внеаудиторная музыкально-эстетическая работа в различных её формах. Это кружки (инструментальные, хоровые, музыкально-театральные и др.), массовые мероприятия: посещение концертов, музыкальных театров, музеев; организация творческих встреч с известными музыкантами, ветеранами и героями ВОВ; участие в народных праздниках, организация конкурса военной и солдатской пени «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня» и т. д.. Это и изучение народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов.
Защита Отечества - священный долг гражданина и готовиться к выполнению этого долга нужно с детства. Одним из основополагающих факторов высокой боевой готовности воинов армии является их отменная физическая, психологическая и нравственная подготовленность. Одна из задач, решаемых педагогами ПТУУ по патриотическому воспитанию учащихся, - воспитать в своих учениках, завтрашних призывниках, морально-волевые, физические качества, необходимые для службы в армии. Через работу кружка «Юный воин» осуществляется системная работа по формированию у учащихся высокого патриотического сознания: юные армейцы изучают русскую военную историю, знакомятся с воинскими традициями, изучают воинский Устав Армии, реликвии воинской славы, военную символику. В кружке медицинских сестер «Здравушка» учащиеся приобретают основные медицинские навыки, учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
На уроках физической культурой, учебно-полевых сборах, марш-бросках, в военно-спортивных играх, конкурсах и соревнованиях, кружках спортивной направленности у учащихся воспитывается выносливость стойкость, мужество, дисциплинированность.
Комплекс мероприятий урочной и внеурочной деятельности СПО прививает студентам осознанное отношение к нравственным ценностям, формирует чувство причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.