1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. СЛАЙД 2 1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский); 1380 год – Куликовская битва (князь Дмитрий Донской); 1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III); 1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский); 1709 год – Полтавская битва (Пётр I) - А сейчас давайте настроимся на урок. Ниточку души от каждого из вас В руки бережно возьму сейчас. Мы соткем из ниточек урок Он знакомства нашего исток. А исток начало многих дел. Я хочу, чтоб каждый захотел Прямо здесь и слушать, и читать, Думать, говорить, мечтать. - Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по страницам истории. А чтобы узнать год нашего путешествия, надо ответить на два вопроса. Со скольки лет можно получить водительское удостоверение. Какого числа отмечают праздник День России. (1812 год.) - Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России. М. Ю. Лермонтов написал такие строки: Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Назовите одним словом событие описывающее эти строки стихотворения. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года». - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? - Что мы будем делать для достижения этой цели? - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. Почему эту войну называют отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
2.Открытие нового знания | Фронтальный опрос | Работа со словарем - Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество». (Ответы детей.) - Где можно узнать определение этого слова? (В словаре.) - В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Видео Нашествие Презентация - Кто такой Наполеон Бонапарт? О нем нам расскажет Красильников Аркадий Презентация (Наполеоновские планы-Фразеологизм) Что-то грандиозное сделать быстро. Презентация Работа с картой Главнокомандующим Русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. О Кутузове нам расскажет Кириченко Мария Отступив из Смоленска российская армия выиграла время для подготовки к главному сражению этой войны. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ВИДЕО УЧИТЕЛЬ - Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова рассказывал так: … Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый, Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус … Работа со схемами на карте бородинское сражение Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой … (М.Ю. Лермонтов) ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1812 года на военном совете в Филях решили оставить Москву, чтобы сберечь армию. Это решение Кутузов об'яснял так:"Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву и Россию". - Почему же Кутузов принял решение оставить Москву врагу? ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЕО Неприятель вошел в Москву, но Кутузов вел "малую войну" силами регулярной армии и партизанских отрядов, и в декабре 1812 года остатки "великой" наполеоновской армии были изгнаны из России. - А как воевал народ и партизанские отряды против Наполеона? МЫ с вами тоже должны быть сильными и смелыми. И не забывать о зарядке. По порядку Стройся в ряд! На зарядку Все подряд! Левая! Правая! Бегая, Плавая, Мы растем Смелыми, На солнце Загорелыми. Ноги наши Быстрые, Метки Наши выстрелы, Крепки Наши мускулы И глаза Не тусклые. По порядку Стройся в ряд! На зарядку Все подряд! Левая! Правая! Бегая, Плавая, Мы растем Смелыми, На солнце Загорелыми. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И РАБОЧЕЙ ТЕТРАДьЮ В нашей стране - Много построено памятников героям войны 1812 года. - В Петербурге, например, построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли. А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова. (Демонстрирует фотографии памятника) - О других памятниках героям войны 1812 года вы подготовите к следующему уроку. | Отвечают на вопросы Рассказывает Савина Яна Внимательно слушают Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в группе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Личностные: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Устные ответы |
3.Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | - О каком историческом событии мы сегодня говорили? - Что произвело на вас самое большое впечатление? - Объясните, почему война 1812 года называется отечественной. - Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ, превратился в войну Отечественную. СЛАЙД 12 - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? СЛАЙД 13 В 1812 году Россия вела Отечественную войну против захватчиков. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Я узнал … Я научился … Мне понравилось … (Самооценка. Комментарий учителя) СЛАЙД 15 | Высказывания детей Дети обращают внимание на доску, где записаны вопросы | Фронтальная, коллективная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |