СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен для проведения памятных дат по теме Бородино

Просмотр содержимого документа
«Война 1812 года»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с определением «отечественная война»; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими источниками, организовывать рабочее место.

Метапредметные: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://www.youtube.com/watch?v=iRspm6R93Y0

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портрет М.И. Кутузова, Наполеона; иллюстрация с изображением Бородинской битвы

Основные понятия

Отечественная война



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

СЛАЙД 2



1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва (князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I)

- А сейчас давайте настроимся на урок.

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткем из ниточек урок

Он знакомства нашего исток.

А исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

- Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по страницам истории. А чтобы узнать год нашего путешествия, надо ответить на два вопроса.

Со скольки лет можно получить водительское удостоверение.

Какого числа отмечают праздник День России.


(1812 год.)

- Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России. М. Ю. Лермонтов написал такие строки:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Назовите одним словом событие описывающее эти строки стихотворения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

  1. Почему эту войну называют отечественной?

  2. Сколько времени продолжалась эта война?

  3. Кто победил в этой войне?


Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, организация рабочего места

2.Открытие нового знания

Фронтальный опрос














































































  1. Работа со словарем

- Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество».

(Ответы детей.)

- Где можно узнать определение этого слова?

(В словаре.)

- В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Видео Нашествие

Презентация

- Кто такой Наполеон Бонапарт? О нем нам расскажет Красильников Аркадий

Презентация

(Наполеоновские планы-Фразеологизм) Что-то грандиозное сделать быстро.

Презентация

Работа с картой

Главнокомандующим Русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов.


О Кутузове нам расскажет Кириченко Мария

Отступив из Смоленска российская армия выиграла время для подготовки к главному сражению этой войны.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ВИДЕО

УЧИТЕЛЬ

- Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова рассказывал так:

… Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус …

Работа со схемами на карте бородинское сражение

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой …

(М.Ю. Лермонтов)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1812 года на военном совете в Филях решили оставить Москву, чтобы сберечь армию. Это решение Кутузов об'яснял так:"Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву и Россию". - Почему же Кутузов принял решение оставить Москву врагу?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЕО

Неприятель вошел в Москву, но Кутузов вел "малую войну" силами регулярной армии и партизанских отрядов, и в декабре 1812 года остатки "великой" наполеоновской армии были изгнаны из России.

- А как воевал народ и партизанские отряды против Наполеона?

МЫ с вами тоже должны быть сильными и смелыми. И не забывать о зарядке.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая,

Мы растем

Смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые,

Метки

Наши выстрелы,

Крепки

Наши мускулы

И глаза

Не тусклые.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая,

Мы растем

Смелыми,

На солнце

Загорелыми.


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И РАБОЧЕЙ ТЕТРАДьЮ

В нашей стране

- Много построено памятников героям войны 1812 года.

- В Петербурге, например, построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли.

А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова.

(Демонстрирует фотографии памятника)

- О других памятниках героям войны 1812 года вы подготовите к следующему уроку.


Отвечают на вопросы





























































































Рассказывает Савина Яна



Внимательно слушают















Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в группе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета


Устные ответы

3.Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

- О каком историческом событии мы сегодня говорили?

- Что произвело на вас самое большое впечатление?

- Объясните, почему война 1812 года называется отечественной.

- Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ, превратился в войну Отечественную.

СЛАЙД 12

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

СЛАЙД 13

В 1812 году Россия вела Отечественную войну против захватчиков. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Я узнал …

  • Я научился …

  • Мне понравилось …

(Самооценка. Комментарий учителя)

СЛАЙД 15

Высказывания детей














Дети обращают внимание на доску, где записаны вопросы

















Фронтальная, коллективная














Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

4.Домашнее задание

Комментарий учителя

1.Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 39-40.

2.Найти дополнительный материал о других героях и памятниках героям войны 1812 года.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач








































Задание для первой группы


Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».


- Прочитайте текст на стр. 112-113 учебника. Ответьте на вопросы.


1. В каком году началась война?




В июне 1812

2. Между какими странами шла война?




Между Россией и Францией

3. Кто первым начал войну и почему?




Французская армия вторглась в Россию, потому что Наполеон мечтал покорить весь мир.

4. Кто возглавил французскую армию?




Наполеон Бонапарт

5. Кто возглавил русскую армию?




Михаил Илларионович Кутузов





Задание для второй группы


Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года.


- Прочитайте текс на стр. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на стр. 114-115. Ответьте на вопросы.


1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года?




Бородинское сражение

2. Где оно произошло?




На широком и просторном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы

3. Чем закончилось?




Полководец Кутузов принял нелегкое решение отступить

4. Какой момент боя был самым тяжелым?




Оборона Курганной высоты

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на стр. 114-115?




Во главе защитников стоял генерал Николай Николаевич Раевский. В течение нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. Все же после ожесточенных атак враг занял высоту



Задание для третьей группы


Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны.


- Прочитайте текст на стр. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.


1. Кто такие партизаны?





Те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооруженные вилами, дубинами, брошенным оружием, а также небольшие отряды русской армии

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?





Денис Васильевич Давыдов. Он был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?





Партизаны и ополченцы изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Действия партизан были внезапны и стремительны. Конные отряды неожиданно появлялись в тылу врага и наносили удары с тыла. Рейды партизан нанесли огромный ущерб французам. Есть было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде. Силы французов таяли. Отступление было мучительным. Наступившая зима измучила французских солдат. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг













Отечественная

война

1812 года

Наполеон

Бонапарт



Михаил

Илларионович

Кутузов

Бородинское

сражение

Уголок

безопасности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!