СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война и мир. Вводный урок.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень сложно найти весь материал по роману "Война и мир" в одном месте, поэтому я поставила цель создать цикл уроков, в которых есть все изучаемые темы. В основном мои презентации - это адаптированные и видоизмененные работы, найденные на различных сайтах.  В ближайшее время будут выложены видеоматериалы к урокам, а также различные виды тестов. В заключительном файле выложены темы сочинений, созданные мною по аналогии тем "декабрьского сочинения", на примере которых можно обучать детей.

Просмотр содержимого документа
«Война и мир. Вводный урок.»

РОМАН – ЭПОПЕЯ  Л.Н.Толстого

РОМАН – ЭПОПЕЯ

Л.Н.Толстого

Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы

Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы

Урок №1 Тема : «Война и мир»: история создания, смысл названия, особенности жанра.»

Урок №1

Тема : «Война и мир»: история создания, смысл названия,

особенности жанра.»

Детская игра братьев Известный ученый Б.М.Эйхенбаум предполагал, что игра в «муравейных братьев», в которую часто играли маленькие Толстые – Николай, Сергей, Дмитрий и Лев, - была порождена в детском воображении разговорами взрослых о декабристах. Одиннадцатилетний Николенька объявил братьям,  что у него есть тайна. Если люди постигнут эту тайну, они все станут счастливыми. Исчезнут болезни, неприятности, никто не будет ни на кого сердиться, все станут любить друг друга.

Детская игра братьев

Известный ученый Б.М.Эйхенбаум предполагал, что игра в «муравейных братьев», в которую часто

играли маленькие Толстые – Николай, Сергей, Дмитрий и Лев, - была порождена в детском воображении разговорами взрослых о декабристах.

Одиннадцатилетний Николенька объявил братьям,

что у него есть тайна. Если люди постигнут эту тайну, они все станут счастливыми. Исчезнут болезни, неприятности, никто не будет ни на кого сердиться, все станут любить друг друга.

Только ли детская игра сподвигла Толстого  на создание романа  о декабристе?

Только ли детская

игра сподвигла Толстого

на создание романа

о декабристе?

Серьезный замысел писателя-реалиста «Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов, и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всякими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и  проведшие жизнь в службе, обедах, картах были  жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было и помянуть свою жизнь.» (Л. Толстой)

Серьезный замысел

писателя-реалиста

«Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов, и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и

пользовались всякими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и

проведшие жизнь в службе, обедах, картах были

жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было и помянуть

свою жизнь.» (Л. Толстой)

Переписка Толстого и Герцена «Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России… Скажите, пожалуйста, что вы думаете о своевременности такого сюжета.»  (Толстой – Герцену) «Декабристы возвратились из-под сибирского снега моложе потоптанной на корню молодежи, которая встретила их»  (А.Герцен) «Все, касающееся до великой передовой фаланги наших вождей, наших героических старцев,  должно быть отмечено у нас.»  (А.Герцен)

Переписка Толстого и Герцена

«Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России…

Скажите, пожалуйста, что вы думаете о своевременности такого сюжета.»

(Толстой – Герцену)

«Декабристы

возвратились из-под сибирского снега моложе потоптанной на корню молодежи, которая встретила их»

(А.Герцен)

«Все, касающееся до великой

передовой фаланги наших вождей,

наших героических старцев,

должно быть отмечено у нас.»

(А.Герцен)

Творческий замысел автора «Все хорошо, что хорошо кончается»- первое название исторического романа о декабристе . 1856г - герой-декабрист, возвращающийся с семьей в Россию 1825 – время «заблуждений и несчастий» героя 1812г – молодость героя, формирование его мировосприятия; время побед и торжества над Наполеоном.  - год  амнистии декабристов 1805г – неудачи в войне (в союзе с Австрией против Наполеона).

Творческий замысел автора

«Все хорошо, что хорошо кончается»- первое

название исторического романа о декабристе .

1856г - герой-декабрист, возвращающийся с семьей в Россию

1825 – время «заблуждений и несчастий» героя

1812г – молодость героя, формирование

его мировосприятия; время побед и торжества

над Наполеоном.

- год

амнистии

декабристов

1805г – неудачи в войне (в союзе

с Австрией против Наполеона).

 Временное пространство  романа-эпопеи «Война и мир» 1824 год- время появления тайных обществ декабристов. 1812  Победа русского народа . 1805 год- год неудач и поражений русской армии Кульминация романа Роман о герое «перерос» в роман-эпопею о народе

Временное пространство

романа-эпопеи «Война и мир»

1824 год-

время появления

тайных обществ

декабристов.

1812

Победа русского

народа .

1805 год-

год неудач

и поражений

русской

армии

Кульминация

романа

Роман о герое «перерос» в роман-эпопею о народе

 Символическое значение названия романа  «Одно из понятий слова «мир» - это все люди, весь свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого является народ, Толстой имел в виду не «мир» - как противопоставление войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа… Название «Война и мир», то есть «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь.» (Э.Е.Зайденшнур)

Символическое значение названия романа

«Одно из понятий слова «мир» - это все люди, весь

свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого

является народ, Толстой имел в виду не «мир» -

как противопоставление войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа… Название «Война и мир», то есть «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь.»

(Э.Е.Зайденшнур)

Война Мир Военные столкновения враждующих армий. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Вражда, непонимание, эгоистический расчет. Это крестьянский сход. Разъединение. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество. Дуэль и поединок между героями. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой. Конфликт человека с самим собой. Весь свет. Вселенная. Насилие и кровопролитие, зло. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. Все, что разрушает гармонию. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба. Это смерть. Это жизнь.

Война

Мир

Военные столкновения враждующих армий.

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Вражда, непонимание, эгоистический расчет.

Это крестьянский сход.

Разъединение.

«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет. Вселенная.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

Это смерть.

Это жизнь.

Особенности жанра произведения «Это обширное произведение овеяно эпическим духом;  в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века воссоздана мастерской рукой. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми…развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества…»  (И.С.Тургенев)  Роман-эпопея

Особенности жанра произведения

«Это обширное произведение овеяно эпическим духом;

в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века воссоздана мастерской рукой. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми…развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества…»

(И.С.Тургенев)

Роман-эпопея

«Это не роман, еще менее историческая хроника.

«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)

Признаки эпического начала повествования:

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.

• Испытания героев исключительными обстоятельствами.

• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.

• Использование приема антитезы, резкого контраста.

• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500. неизменяемые изменяющиеся Анна Шерер Андрей Болконский Анатоль Курагин Пьер Безухов Элен Курагина Наташа Ростова князь Василий княжна Марья маленькая княгиня   Николай Ростов

«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.

неизменяемые

изменяющиеся

Анна Шерер

Андрей Болконский

Анатоль Курагин

Пьер Безухов

Элен Курагина

Наташа Ростова

князь Василий

княжна Марья

маленькая княгиня

  Николай Ростов

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. Л.Н. Толстой Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Л.Н. Толстой

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека.

Л.Н. Толстой

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Л.Н. Толстой

Работа по индивидуальным карточкам. Тема урока – изображение высшего света в романе: Анна Шерер и ее салон. Андрей Болконский и Пьер Безухов Князь Василий и его дети (Ипполит, Анатоль и Элен) Княгиня Друбецкая и маленькая княгиня.

Работа по индивидуальным карточкам. Тема урока – изображение высшего света в романе:

  • Анна Шерер и ее салон.
  • Андрей Болконский и Пьер Безухов
  • Князь Василий и его дети (Ипполит, Анатоль и Элен)
  • Княгиня Друбецкая и маленькая княгиня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!