СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воинские и другие прикладные аспекты использования духовых и ударных инструментов в цивилизациях древнего мира»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был собран и разработан в помощь студентам ОДУИ музыкальных СУЗов при работе над подготовкой к занятиям по предмету История исполнительского искусства.

Просмотр содержимого документа
««Воинские и другие прикладные аспекты использования духовых и ударных инструментов в цивилизациях древнего мира»»

«Воинские и другие прикладные аспекты использования духовых и ударных инструментов в цивилизациях древнего мира»


Традиционные музыкальные инструменты коренных американцев .

. Вот некоторые из музыкальных инструментов, используемых различными племенами коренных американцев по всей Северной Америке. Многие из них имели и имеют огромное значение для их образа жизни, культуры и духовности. В них есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд!

1. Флейты коренных американцев То, что сегодня в США называют флейтой коренных американцев, обычно представляет собой флейту с 5-6 отверстиями, изготовленную из натуральных материалов, таких как кедр или речной тростник. Флейта из речного тростника была музыкальным инструментом, распространенным среди многих североамериканских племен, таких как навахо, хопи и племена реки Колорадо. Речной тростник, который является разновидностью бамбука, идеально подходит в качестве материала для этой флейты, поскольку он полый от природы. Когда ее иногда делали из дерева, флейту собирали из двух вырезанных половинок, склеивали их соком и перевязывали кожевенными нитями. Флейта коренных американцев известна под многими названиями, такими как тапено и домба, и имеет несколько различных вариаций. Одна из них называется дрон-флейта, и вы можете представить ее как две индейские флейты в одной. На ней играют обеими руками, и она полифоническая.

2. Буль-ревун Современная раскрашенная буль-ревун - это музыкальный инструмент, который использовался индейскими племенами по всей Северной Америке. Его использовали и как игрушку, и как музыкальный инструмент. Он состоит из струны, прикрепленной к деревянной пластинке, которая при вращении по кругу издает ревущий звук. Инструмент назван в честь своего звучания, которое может напоминать рев быка. Он использовался в духовных целях, например, для установления контакта с предками. 3. Барабан для братства Барабан для братства, также известный как барабан хозяина, является обычным элементом на собраниях братства. Это священный барабан, с которым обращаются как с человеком на собрании, где его приветствуют перед началом церемонии. Обычно в него бьют много людей одновременно. И поэтому это довольно большой барабан, так что на нем могут поместиться все желающие. Он двусторонний, поэтому с обеих сторон у него барабанная обшивка. Когда он будет готов, по краям обшивки будут прорезаны отверстия, чтобы скрепить обе стороны вместе.

4. Скрипка апачей, известная как ”Ции'Эдо'Ай”, - это скрипка, используемая коренным народом апачей. Она состоит из высушенного стебля растения, к которому прикреплена струна из конского волоса, и нота меняется, когда вы нажимаете на нее пальцем во время игры. В нее играют смычком, который натирают смолой, чтобы создать трение о струны. Аналогично тому, как работают многие другие струнные инструменты, такие как виолончель, скрипка и контрабас!

5. Скребок Скребок, также известный как рашпиль, - это музыкальный инструмент, используемый коренными американцами. Скребки делаются из продолговатых кусочков дерева или кости, и на них делаются насечки, чтобы при трении палочкой по ним раздавался звук из-за шероховатой поверхности. На нем играли многие племена коренных американцев в Соединенных Штатах, и до сих пор можно увидеть, как на этом инструменте играют на собраниях. На некоторые скребки кладут сушеную тыкву, которая служит резонатором, усиливающим звук. В прошлом его иногда изготавливали из человеческих костей.

6. Рамные барабаны Рамный барабан - древний музыкальный инструмент, который исторически использовался людьми по всему миру. И коренные американцы не являются исключением. Существует очень много видов рамных барабанов, и их стиль варьируется в зависимости от племен коренных американцев. На изображении выше вы можете увидеть рамный барабан племени Дакота с нарисованным на нем буйволом. И многие каркасные барабаны по всей Северной Америке выдержаны в этом стиле, с очень смелым, акцентированным символом наверху. Особенностью индейских версий является то, что каркас барабана сделан из кусков дерева, в то время как многие другие каркасные барабаны по всему миру изготавливаются путем сгибания одного куска дерева до образования обруча. Каркасные барабаны использовались как для исцеления, так и для танцев.

7. Погремушки ворона Погремушка ворона - один из самых очаровательных инструментов коренных американцев. Считается, что он появился у народа нисга и использовался на всем Северо-западном побережье. Одна из особенностей, которая отличает эту погремушку от всех остальных, заключается в том, что она очень замысловато стилизована и изображает сразу несколько животных. Ранние записи говорят о том, что она обычно использовалась вождями племен для передачи части своей духовной силы молодым людям. Шаманы также использовали его для вызова своих духов-наставников.

8. Танцевальные палочки Некоторые племена коренных американцев, такие как сиу, использовали танцевальные палочки, которые состояли из кусочков металла, когтей животных, копыт или других предметов, прикрепленных к палке. Когда держатель танцевал с палочкой, погремушка автоматически звенела в такт движениям танцора. Интересно, что этот музыкальный инструмент был настолько распространен, что его использовали племена на Среднем Западе, а также племена в регионе Аляски.

9. Свистки коренных американцев Свистки коренных американцев были тесно связаны с танцами и ритуалами. На некоторых свистках были вырезаны изображения духовных существ, и звук свистка, как правило, также соответствовал звуку духовного существа. Они могли изготавливаться из дерева и кости и иногда украшались душицей, священной травой, которая использовалась для очищения. Некоторые свистульки состояли не из одного, а из нескольких свистулек, связанных вместе.

10. Тростниковые трубки использовались различными племенами коренных американцев и состоят из деревянной трубки, в которую вставлена тростинка. Существуют тростниковые трубки коренных американцев с отверстиями и без них, а также двойные тростниковые трубки и одинарные тростниковые трубки. Двойные язычки были созданы простым нажатием на тростинку на конце, и когда игрок дул в них, края вибрировали. Версия с одним язычком состояла из тростинки, сделанной из дерева, а после колонизации коренные американцы получили доступ к новым материалам и начали использовать медь. Этим металлом было легко манипулировать. Поскольку он такой мягкий, его можно легко взбить, чтобы получилась тонкая полоска, необходимая для изготовления тростинки.

11. Погремушки из панциря черепахи Погремушка из панциря черепахи на картинке известна как Гус-да-ва-са у племен ирокезов. Но черепашьи погремушки, подобные этой, не редкость среди музыкальных инструментов коренных американцев. Они во многом напоминают маракасы, но вместо тыквы в них используется панцирь черепахи, прикрепленный к палочке. Панцири черепах наполнены галькой или семенами, которые издают звук, когда ими гремят. Среди племен сенека и ирокезов использовались большие черепахи, в то время как в других местах использовались черепахи поменьше, и, согласно мифологии ирокезов, земля покоится на спине черепахи.

Духовые и ударные инструменты народов Сибири и Центральной Азии.

Населявший Туранские степи кочевой тюркский народ, как и другие народы региона, активно использовали музыкальные инструменты в своей воинской традиции. На полях сражений наши предки использовали звуки даулпаза и барабана чтобы предупредить наступление или отступление врага. Вместе с тем, эти инструменты были своего рода приказом, призывом к внезапной мобилизации и отправке в боевой поход. Музыкальные инструменты широко использовались в траурных церемониях прощаний с бойцами, положившими жизнь в борьбе с вражескими захватчиками, или же в торжественных церемониях, встрече гостей и т. д.


По словам исследователей, обыкновение использовать музыкальные инструменты в военных целях берет начало очень давно. Наряду с тюркскими народами торжественные религиозные сборы и военные походы народов древнего Ирана, Египта, Индии и Китая сопровождались игрой на духовых и ударных инструментах. Позже, в XVII-XVIII веках, эта традиция перекочевала в Европу. В воинские образования Российской империи они впервые попали на рубеже XVII и XVIII веков.

Сегодня историки одаривают вниманием лишь некоторые виды музыкальных инструментов (барабан, труба), ранее использовавшихся в боевых действиях. Тем не менее, это не говорит о том, что другие инструменты в эпоху тюрков не использовались.

Теперь попробуем внимательно рассмотреть и другие виды музыкальных инструментов, которые использовали наши предки. В книге известного исследователя Серикбола Кондыбая «Книга боевого духа» («Жауынгерлік рух кітабы») рассказывается об инструменте «шың» (литавры). По словам автора, литавры – исконно казахский инструмент.

Литавры. Древний ударный музыкальный инструменты, который изготавливался из латуни и железа и обладал мощным звучанием. Во время набегов литавры использовались наравне с барабаном, трубой и гармонью.

Шәкпір. Одна из разновидностей или же наименование барабана. По словам С. Кондыбая, слово «шәкпір» имеет персидское происхождение.

Кепшік. Перетянутый кутырем либо тонкой кожей круглая дангыра.

Керней. Медный духовой инструмент с длинной трубой.

Керуіш. Щипковый музыкальный инструмент, изготовленный из дерева и обработанной кожи и внешне напоминающий лук (оружие).

Набат. Большой медный барабан.

Накар. Барабан, кимвал. Также имеет персидское происхождение.

Литавры. Ударный музыкальный инструмент в форме полушарий (дека) обтянутых кожей.

Дагыра. Музыкальный инструмент, изготовленный путем вырезания тесьмы из сыромятины, натягиванием невыделанной телячьей шкуры на деревянный круг. Похож на барабан.

Дангыра. Круглый деревянный ободок, одна сторона которого обтянута навешанной металлическими погремушками кожей.

Барабан. Ударный музыкальный инструмент, полый корпус которого натянут мембраной.

Най. Духовный музыкальный инструмент. В сведениях Марко Поло о татарах (тюрки) встречается такая запись: «(они) не смеют начинать битвы, пока не забьет накар их предводителя; как только он забьет, тут они начинают битву. Есть у татар и такой обычай: когда они изготовляются и ждут битвы, прежде накар забьет, поют, играют и веселятся, поджидая схватку... Просто удивительно, как хорошо они пели и играли». Другими словами, автор книги говорит, что роль инструментов на психологическое состояние поднятии духа, настроения, на отдых, празднования и бодрости особенна.

Уран. Изготавливается путем сложения двух полых, без сердцевин деревянных труб, снаружи они заматываются сыромятиной. Звук мощный, низкий, но не превышает 1-2-х звуков. В древности уран использовался во время набегов, охоты.

Дауылпаз. Древний народный музыкальный инструмент. Его использовали во время обычной охоты и охоты с ловчими птицами. Корпус его выполнен из полой древесины, а наружная часть украшена орнаментом. На дауылпазе играют при помощи деревянных колотушек во время народных праздников и в составе оркестра.

Дабыл. Ударный музыкальный инструмент, обе стороны которого обтянуты кожей. Для натягивания кожи существуют специальные рукоятки. Играют на нем руками или нагайкой. Сила звука зависела от того, как натянута кожа и от способа хранения. Корпус дабыла изготавливается из гибких деревьев: ивы, березы, тополя.



Шындауыл. В древности использовался во время охоты. Корпус полностью металлический, а одна из сторон обтянута кожей. До непосредственного обтягивания кожей внутрь корпуса вставляются металлические подвески и колокольчики, целью которых является придание шумного звучания

Не секрет, что музыкальные инструменты нередко использовались для поднятия боевого духа своих войск и устрашения врагов. Для достижения этих целей широко применялись свист стрел и короткие, легкие копья.

Бытует мнение, что именно такие звуки издавал символ дракона, изображение которого нанесено на племенные знамена саков, гуннов и сарматов. О изображении дракона на боевых знаменах саков свидетельствуют записи греческого историка Флавий Арриана. Рассказывая о военных знаках аланов в своем труде «Тактика», Арриан пишет: «скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и тела драконов вплоть до хвостов сделаны похожими на змеиные. Смысл в следующем. Когда лошади стоят смирно со знамен свешиваются лишь разноцветные лоскутья, но как только начинается движение лоскутья надуваются ветром, а при быстрой езде они издают свист. Это объясняется сильным ветром, проходящим сквозь них.

Музыка в Древнем Египте


Музыка подчёркивала повседневную жизнь в Египте: она использовалась в религиозных церемониях, подбадривала уши фараона, сопровождала похороны и придавала бодрость марширующей армии. К сожалению, ноты не сохранились, но известно, что их передавали устно, и музыкант импровизировал. Чем выше мастерство, тем лучше импровизация. Были и оркестры, управлялись кем-то вроде дирижёров. Есть записи, свидетельствующие о существовании музыкальных школ при дворе фараона и в храмах. Но всё-таки к музыке приучали в семьях. То, что египтяне любили музыку, во многом подтверждается богатой и разнообразной документацией, хранящейся на стенах гробниц, в папирусах, в мелких предметах повседневной жизни.

Музыкальные инструменты


Любовь к музыке зародилась на заре истории Египта. Первым музыкальным «инструментом» были… хлопки в ладоши, которые затем заменили хлопушки, похожие на кастаньеты и имеющие форму руки. Среди старейших и самых известных инструментов был систр. Он напоминал удлинённую подкову, в которую вставлены поперечно три или более подвижных перекладин. Чтобы заставить систр звучать, достаточно было схватить его за гриф и встряхнуть – подвижные палочки звучали, ударяя по раме. Систр был женским музыкальным инструментом, используемым жрицами, принцессами и королевами во время религиозных церемоний. Этот инструмент до сих пор используется в христианской литургии коптской церкви в Эфиопии.

Другой очень древний инструмент – флейта, которая могла достигать почти метра в длину. Она была оснащена тремя или четырьмя отверстиями. Это мужской инструмент, который до сих пор используется в Персии, Египте, Турции и Аравии.

В период Нового царства стали прибывать инструменты с Ближнего Востока. Одним из популярных на то время был гобой. Он был чисто женским инструментом, но им, однако, не пренебрегали даже мужчины. Даже царь Птолемей XII получил прозвище гобоист. Гобой пришёл на смену двойному кларнету, который до сих пор ценится в Египте и на Ближнем Востоке. С Востока также прибыла лира, которая в Месопотамии возникла как сольный, мужской инструмент, а в Египте стала женским. На ней играли в оркестрах. Наконец, арфа, один из самых любимых инструментов, её часто изображали на стенах гробниц. В неё играли мужчины и женщины. Существовало несколько моделей – на одних играли с медиатором, на других обеими руками без него.

Музыка и война


Музыка также сопровождала марши солдат, чтобы придать им силу и бодрость. Инструментами, связанными с войной, был барабан кемкем, на котором также играли во время некоторых религиозных церемоний. Он был разных размеров и имел цилиндрическую или бочкообразную форму. К каркасу из дерева или металла крепились гвоздями, шнурками или клеем кожаные мембраны.

Многие изображения барабана восходят к Новому Царству. Изображают его в руках солдат, обычно нубийцев, что наводит на мысль о его африканском происхождении. Труба встречается на изображениях, где победившие солдаты танцуют под неё. В гробнице Тутанхамона были найдены две трубы – серебряная и медная, которые молчали более трёх тысяч лет. Но для репортажа BBC 16 апреля 1939 года они снова зазвучали. Ролик с их звучанием можно найти в Ютубе.

Музыка и смерть


В Древнем Египте было обычным делом украшать гробницы сценами из повседневной жизни, изображающими умершего вместе со своими семьями, когда он пировал, потягивал чашку хорошего вина или наслаждался танцами стройных танцовщиц. Рисунок для египтян был волшебным: они верили, что изображения определённых сцен внутри гробниц превратились бы в реальность для души мёртвого. Музыка должна оживить умершего, как только он войдёт в загробную жизнь.

До нас дошли тексты песен, которыми украшали стены домов, храмов, гробниц. Песни посвящались семейной любви. Как, например, в фиванской гробнице Неферхотепа, где дочь произносит песню в честь своего отца, играя на лютне:

Это я твоя дочь, которая любит твоё сердце,
первая, которая от тебя родилась.
Я молюсь, чтобы ты был здоров,
а твои конечности энергичны.


Со временем в Среднем царстве появляется один образ, и он в Новом царстве становится классическим. Это образ арфиста, играющего на своём музыкальном инструменте, пока посетители пируют. Этих музыкантов называли «еретиками», потому что тексты их песен полны скептицизма по отношению к загробной жизни, существование которой ставят под сомнение. Это песни, которые задаются вопросом о человеческой смерти и о необходимости ловить момент и наслаждаться земными удовольствиями до того, пока смерть не унесёт их у нас.

Есть текст песни, которая называется: «Пение, которое находится в гробнице провозглашённого праведником короля Антефа, стоящего перед певцом-арфистом». Его нашли на папирусе, который сейчас находится в Британском музее. Слова из отрывка:

Следуй за своим сердцем и счастьем,
исполняй свою судьбу на земле.
Не напрягай сердца твоего,
пока не наступит день плача [смерти];
но не слышит плача
тот, у кого уже мертво сердце;
плач их
не спасает никого из могилы.
Подумай об этом,
проведи счастливый день
и не устанешь от него.
Видишь, нет тех, кто забирает с собой своё имущество,
видишь, не возвращается тот, кто ушёл.


В фиванской гробнице Птахемхата, жившей во время правления Тутмоса IV, есть текст песни, в котором говорится:

«Пей, пока не напьёшься, и празднуй!»


В другой фиванской гробнице текст песни заканчивается таким образом:

«Даруй пьянство своему сердцу в течение каждого дня, пока не наступит день приземления!»


День приземления – это день смерти, и только позволив себе наслаждаться удовольствиями жизни, можно забыть о страданиях. Нет египетских текстов, которые описывают банкет, но Геродот оставил нам свидетельство. Оно может быть не полностью правдивым, но отражает мысль про веселье и смерть. По словам греческого историка,

«на банкетах богачей, как только они заканчивали есть, хозяин носил деревянную скульптуру, изображающую труп в его гробу, и показывал её каждому из собравшихся со словами: «Смотри, пей и наслаждайся: когда ты умрёшь, ты будешь таким». Это они делают, когда собираются, чтобы выпить.»


Принцип древних египтян – наслаждайся жизнью, пока живой. И это остаётся актуальным даже сейчас, спустя несколько тысячелетий.


Музыкальная культура древней Индии.

История и основные направления

Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.

Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.

Также мелодии Индии использовал в своем творчестве музыкант из Великобритании Джон Маклафлин.

Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях». 

Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.

Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:

Карнатака – распространено в южной части страны, использует по большей части такие инструменты, как вена, вина, мриданга, скрипка, канджира.

Хиндустани – музыка северной Индии, складывается из звуков ситары, бансури, саранга, сарода, таблы.

С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.

Основные инструменты Барабан

Традиционный индийский барабан называется табла. Вернее, это не один, а два барабана, которые всегда играют в паре. Они не отличаются большими размерами, но это не мешает им издавать ритмичный, гибкий и высокий звук, когда музыкант ударяет по ним ладонью или всего лишь подушечками пальцев.Слово «табла» имеет арабские корни и имеет буквальный перевод – «барабан» Оба инструмента полые внутри, с кожаной мембраной, покрытой специальным составом, от которого зависит звуковой диапазон. Также сверху находится пергамент, прикрепленный полосками из кожи. Они используются для настройки: под ремешки кладут небольшие палочки из дерева и перемещают их посредством специального молоточка. В остальном барабаны отличаются друг от друга:

Табла, или дахин – главный барабан, находится с правой стороны, изготовлен из дерева, в размерах больше по высоте – около 30-35 сантиметров, по форме похож на маленькую бочку в 15 сантиметров в диаметр.

Дагга – располагается слева, по размеру на 4-6 сантиметров ниже, чем табла, но шире в диаметре, по материалу медный, глиняный, серебряный или латунный, по форме похож на чашу.

Табла считается одним из первых инструментов в государстве. Точная дата не указывается, но о нем есть упоминания в священном тексте «Натьяшастра», который датирован началом нашей эры. 

Чаще всего его используют в северной традиции, а по происхождению он имеет персидские корни. Всемирно известный в музыкальных кругах исполнитель, играющий на этом нетривиальном инструменте – Закир Хуссейн.

Ситара

Еще один популярный инструмент – ситара, или ситар. Он относится к группе струнных щипковых группы лютневых. Звук его уникален и, как говорят многие, способен затмить собой целый оркестровый ансамбль.

Дело в том, что ситар имеет множество струн: семь главных (из них пять – мелодические, две – бурдонные), а также от девяти до тринадцати вспомогательных. Вспомогательные струны резонируют с остальными, как бы отзываясь эхом, и создается глубокая, многогранная мелодия.

Чтобы играть на ситаре, необходим особый медиатор, который носит название «мизраб». Его надевают на правую руку, на указательный палец, так что он становится похожим на длинный ноготь. Основная характерная черта ситара – большой тыквенный резонатор.

Считается, что инструмент пришел в индийскую культуру в XIII столетии в период завоеваний мусульман, а его отец – так называемый сетар, распространенный у персов. Однако в Индии ситар приобрел собственный внешний вид с декорированием материалами из слоновьей кости и куста розы. Близким родственником ситары можно назвать двадцатиструнный эсрадж. Однако он появился всего два столетия назад, а играют  на нем при помощи смычка.

Сарод

Сарод – следующий по популярности щипковый инструмент. У него нет ладов, зато количество струн колеблется от 20 до 25. Современные модели обладают максимальным количеством струн: четыре создают мелодию, две – поддерживают ритм, а остальные настроены по-особенному, благодаря чему резонируют при игре.

Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла. 

Мелодия создается специальным медиатором и в итоге получается удивительно глубокой, даже медитативной. Звуки могут быть мелодичными, протяжными, а также отрывистыми.

Один из главных виртуозных игроков на сароде прошлого века – Аладдин Хан. Он был создателем собственной гхараны, то есть школы – майхарской. Именно от конкретной школы зависит количество струн и извлекаемая мелодия.

Бансури

Флейта Кришны – так чаще всего называют в миру бансури. В древних священных писаниях индуизма существуют иллюстрации, где бог Кришна изображен с этой флейтой. Также она была любимым инструментом Вишну.

Конструкция выглядит следующим образом: в бамбуковом стебле проделывается 7-9 отверстий, причем те 1-2, что на конце, нужны для настройки. По длине стебель варьируется от 30 сантиметров до метра, но чаще всего встречается полуметровый бансури. От длины зависит звук: чем больше, тем ниже мелодия.

Существует два вида бансури:

  • продольный – применяется в народном творчестве, выступлениях;

  • поперечный – характерен для классических произведений.

Звуки, исходящие из флейты Кришны, словно переливаются, перетекают друг в друга. Нередко их можно услышать под аккомпанемент таблы и ситара.

Мриданга

Мриданге большое внимание уделяют жители Южной Индии в своей духовной практике, ведь считается, что людям его подарил сам Кришна. Многое о нем, в том числе способ изготовления, рассказывается в индуистском священном тексте «Натья-шастра». Согласно ему, с помощью священного барабана можно извлечь 108 разных звуков, а сам он являет символ непоколебимой божьей силы.

Мриданга представляет собой барабан, напоминающий по форме два соединенных горшка для цветов. Полый внутри гляняный, деревянный, а в последнее время и пластиковый корпус на концах венчается мембраной, закрепленной ремешками из кожи. Для большего эффекта резонанса на мембраны иногда наносят специальный глиняный состав с добавлением порошка и муки.

При этом мембрана изготавливается из кожи быка или коровы, но животные не должны погибать от насильственной смерти. Чаще всего этот барабан используется в религиозных обрядах и ритуалах. Чтобы извлечь звук, нужно стучать по нему ладонями или кончиками пальцев.

Cаранги

Сарнаги – струнный смычковый инструмент, по многим характеристикам напоминающий скрипку. Изначально он был распространен в североиндийской культуре, а сейчас чаще всего используется на театрализованных представлениях, сопровождает танцы.

Деревянная дека, выполненная из цельного ствола, сверху покрыта кожей, а по бокам – особыми отверстиями. В зависимости от школы встречаются инструменты с 14-19 струнами: всего 3-4 из них игровые, а все остальные – резонирующие. Звук саранги может охватить две октавы.

Остальные инструменты

Список, перечисленный выше, охватывает далеко не все индийское музыкальное искусство. Кратко расскажем еще о некоторых любопытных экземплярах.

  • Вина (с ударением ни И) – напоминает лютни, имеет четыре главные и три вспомогательные струны, предназначенные для аккордов. Корпус, так же, как и гриф, производится из цельного ствола мореного дерева. Вина считается трудным для обучения и требует многолетней упорной практики.

  • Вина ассоциируется с прекрасной Сарасвати – богиней познания и искусства. Существует несколько видов этого инструмента: рудра-вина, сарасвати-вина, мукха-вина, вичитра-вина.

  • Канджира – похожий на бубен, он изготавливается из джекфрута. В диаметре он редко превышает 20 сантиметров, а в ширине – 10 сантиметров. На корпус из дерева натягивается кожа ящерицы, а на специальную раму помещаются небольшие диски из металла.

  • Долак (или дхолак) – похожий на бочонок барабан, с двух сторон различного диаметра. Чаще всего игрой сопровождают танцы, ритуалы. Музыкант сидит, сложив инструмент между коленями, или стоит, поддерживая его с помощью ремешка, и играет руками или особой палкой.

  • Пунги – духовой инструмент, напоминающий кларнет. Его конструкция имеет много трубочек: мундштук, затем воздушную камеру из тыквы и еще две трубочки. Пунги – главный атрибут заклинателей змей.

  • Комбу – это три-четыре соединенных части рога. Он является специфичным «участником» ритуалов в храмах штата Керала.

Китайские народные инструменты

10 минут

1164 прочтения

22 июля 2023

Каждая страна и её народ по-своему уникален. Он создаёт свои традиции, обычаи, слагает мифы и легенды, воспевает в песнях своих героев, создаёт музыку и инструменты. И Китай не исключение. В первую очередь Китай известен своими разработками, новейшими технологиями, которые внедряются и в другие страны. Поклонники аниме смотрят аниме-сериалы, выпущенные из студий в Китае. Но мы мало знаем о музыкальной стороне этой страны. Какие, например, у них народные музыкальные инструменты? В этой статье я расскажу вам о некоторых популярных народных музыкальных инструментах.

Классификация

Китайские народные инструменты делятся на восемь категорий(Ба Инь). Эта классификация включает в себя:

  1. Дерево

  2. Бамбук

  3. Металл

  4. Камень

  5. Кожа

  6. Шёлк

  7. Глина

  8. Тыква

Эта первая китайская классификация музыкальных народных инструментов. На сегодняшний день существует более современная категория, на которую делятся музыкальные инструменты. В этой статье мы рассмотрим некоторые инструменты каждой категории.

Дерево

Чжу – пятиструнный древний китайский музыкальный инструмент с вытянутым корпусом. Он широко был известен в Период Сражающих царств (от V века до н.э. до объединения Китая в 221 году до н.э.). Инструмент исчез ближе к X столетию. На сегодняшний день чжу не используется, однако осталось три его образца. Один из них был найден в провинции Хубэй, в Гробнице маркиза И.

Пайбань – это маленькие дощечки, связанные между собой. Они могут быть сделаны как из дерева (сандал, палисандр), так и бамбука. Есть много разных версий этого инструмента. В переводе он означает «сандаловая колотушка». Обычно на пайбань играли вместе с маленьким барабаном одним человеком. Сочетание двух инструментов называется губань.

Звонкое, пощёлкивающее звучание пайбань подходит для оперной и оркестровой музыки.

Бамбук

Пайсяо – это древний музыкальный духовой инструмент, представляющий собой прикреплённые друг к другу бамбуковые трубочки, располагающиеся по убыванию. Эту флейту часто использовали в оркестре Древнего Китая. Она имела мягкое и спокойное звучание.

Спустя время инструмент исчез, но его возрождение началось в XX веке. Образ пайсяо послужил для создания других поколений этого инструмента. Например, корейский инструмент хангыль, который использовался в создании ритуальной музыки.

Сяо или же дунсяо – это традиционная китайская бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. История этого инструмента точно не известна, но есть предположение, что это одно из древнейших музыкальных инструментов, которому семь тысяч лет.

Формой сяо напоминает обычную флейту, однако корпус у сяо значительно больше. Количество отверстий так же превышает количество отверстий на флейте. Если у сяо их 9-10, то у обычной флейты их не меньше 6-7. Сяо обладает мягким, приятным звуком. Этот инструмент подходит для спокойных и нежных композиций.

Металл

Бяньчжун представляет собой подвешенные на стойке рядами колокольчики разных размеров. Их располагали в соответствии со звуком – от низкого к высокому. По колоколам били деревянным молоточком или жезлом, получая разные звуки в зависимости от их форм и размеров. Этот инструмент способен производить тонкие и чистые звуки, а также бяньчжун способен воспроизвести звукоряд пианино.

Первоначально бяньчжун находились только в императорском доме, считался ритуальным инструментом, символом власти и богатства. Тогда колокольчиков было всего три. Позже на бяньчжун начали играть по важным поводам. Например, перед военными походами или важными церемониями. Со временем число колоколов увеличилось.

Также на бяньчжун высекались надписи. Ученые используют их в качестве справочных материалов, чтобы изучать древние китайские письмена.

Древнекитайским родственником бяньчжун является бяньцин.

Самой известной находкой бяньчжун является набор из 64 колоколов, который был найден в гробнице маркиза И.

Цин – древний китайский инструмент в виде широкой пластины с изогнутым углом. В древности люди постукивали по камням, выбивая ритм, и танцевали. Позже они превращались в музыкальные инструменты «цин».

Цин можно разделить на «тэ цин» и «бянь цин». Первый употреблялся в обрядах жертвоприношений, которые устраивал император. Второй - для дворцовой музыки.

Так же, как и бяньчжун, цин использовался для игры ритуальной музыки. Обычно он имел Г-образную форму.

Также Цин, на котором играл Конфуций, упоминается в его Аналектах.

Камень

Бяньцин – это китайский ударный инструмент, который состоит из плоских Г-образных колокольчиков, подвешенных на деревянной раме. По ним били либо молотком, либо палочками с шариками на конце.

Звучание у бяньцин звонкое, слышится на дальних расстояниях.

Как и бяньчжун, этот инструмент был предназначен для ритуальной и придворной музыки Китая. Экспертом в создании бяньцин с 770 года по 486 год до н.э. считался Конфуций.

Как и Бяньчжун, бяньцин был найден в гробнице маркиза И.

Течжун – это большая широкая табличка, подвешенная на верёвке на деревянную раму. По течжун также ударяли молотком.

К сожалению, фотографию этого инструмента найти не удалось. Если вам удастся её отыскать, буду премного благодарна.

Кожа

Яогу – поясной барабан средних размеров. На нём играют либо палочками, либо руками. Особенно барабан был известен в 13-14 веках в провинции Шэньси.

В яогу раньше били во время войн, для поднятия боевого духа, послания важных сообщений или в честь победы над врагом. Позже барабаны превратились в фольклорный танец: жители молились богам, праздновали хороший урожай.

Считается, что звук яогу приносит удачу.

На этом инструменте также исполняют традиционный аньсайский танец во время уличных празднеств в провинции Шеньси. На нём же играли ещё и крестьяне на северо-западе Китая во время танца «Янко». Он помогал избавиться от усталости после работы в поле.

Танцы под яогу энергичные: исполнители бьют в такт, двигаются в ритме, машут головами и плечами. Музыканты вкладывают в танцевальные движения личные переживания, чувства и эмоции.

В наше время в некоторых школах обучают игре на этом инструменте.

Тангу – традиционный китайский барабан XIX века. Он имеет бочковатую форму. Тангу обычно подвешивают на четыре кольца или ставят на деревянную подставку. Инструмент изготавливался из дерева айланты, берёзы или клёна и обтягивался из шкуры буйвола, коровы или же свиньи. Чаще всего красится в красный или чёрный цвет.

Различают два вида тангу: Сяо Тангу и Да Тангу(ещё называют «большой тангу» или «львиный тангу». Единственное отличие состоит в том, что Сяо Тангу меньше, поэтому издаёт более высокий звук, чем Да Тангу.

На втором играют во время танца льва и в первые дни китайского Нового года.

На тангу играют во время буддистских ритуалов и театральных постановок. Тангу включен в оркестровые произведения, например, в «Песнь рыбака Восточно-Китайского моря» и «Команда генерала».

Шёлк

Дусяньцинь – это струнный щипковый инструмент с одной струной. Дуньсяньцинь очень похож на вьетнамский đàn bầu(Дан Бау). Источники Китая описывают дусяньцинь как инструмент этнической группы цзин. Эта этническая группа играет на этом инструменте и на сегодняшний день. Кстати, корпус этого инструмента делают из бамбуковой трубки, которая растёт во Вьетнаме.

Китай признал дусяньцинь «носителем нематериального культурного наследия», который может быть определён как музыка, песня, драма, танец и другие ценные навыки, с которыми нельзя взаимодействовать, а можно только записывать. Культурное значение этого инструмента широко распространено в Китае.

Музыканты, играющие на этом инструменте, чаще собираются вместе и играют на различных китайских фестивалях.

Хуцинь – это семейство вертикальных скрипок, используемых в китайской музыке. Хуцинь представляет собой коробку(может быть шестиугольной, восьмиугольной или же круглой), от которой тянется гриф с двумя струнами. Коробку изготавливают из дерева и обтягивают кожей питона. Играют на хуцинь смычком, который похож на лук со струнами из конского волоса.

Появился этот струнный смычковый инструмент к периоду империи Сун(960 – 1279 годы). Китайский путешественник Шэнь Ко услышал звуки хуцинь в лагерях военнопленных. Инструмент особенно известен в этнической группе сино-тибетской языковой семьи – Хань. Она проживает на территориях Тайваня, Макао и Гонконга.

Каждая народность принесла свои изменения в хуцинь. Существуют такие виды инструмента:

Цзинху – представитель с самым высоким звучанием.

Эрху – инструмент со средним диапазоном.

Диху и Гэху относятся к басовым хуцинь.

Баньху – вид хуцинь, изготовленный из кокосового ореха.

На хуцинь обычно играют в опере и оркестре.

Глина

Сюнь – это флейта в форме шара. Это один из древнейших инструментов Китая, который используется вот уже семь тысяч лет. Раньше сюнь изготавливали из камня, обожжённой глины или кости. Позже его начали создавать из глины и керамики, а иногда и из бамбука.

Сюнь обладает яйцевидную форму с отверстиями. Два из них предназначены для пальцев спереди и два для большого пальца сзади. Сюнь может иметь до десяти отверстий маленького размера по одному на каждый палец.

История сюнь уходит в каменный век. Его использовали в охотничьих делах, например, как свисток. Позже его звучание сподвигнуло на создание музыкального инструмента. Позже с помощью сюнь начали играть торжественную музыку при дворе. Звучание сюнь также подходит для мучительных, страшных тонов. Инструмент ассоциируется с отшельничеством, горем и героем в упадке сил. Он олицетворяет особенную красоту, в которой смешались и одиночество, и элегантность.

На сюнь играют в оркестре. Инструмент издаёт мягкое звучание, может создавать гармоничные пропорции высоких и низких тонов. Гармония является одной из важнейших ценностей Китая, и её олицетворяет сюнь.

Фоу – ударный инструмент, который состоит из глиняного или бронзового кувшина, по которому ударяли палкой. Его происхождение уходит к династиям Ся( с 2070 по 1765 год до н.э.) и Шан(с 1554 по 1046 год до н.э.). Фоу использовался в ритуальной музыке, а позже он стал использоваться в конфуцианских ритуальных ансамблях.

Факт того, что фоу – это музыкальный инструмент, был подтвержден в 2004 году. В гробницах знати государства Юэ, города Уси, провинции Цзянсу археологами было найдено 500 музыкальных инструментов, в числе которых был фоу.

Современный вид фоу приобрёл во время открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине. К началу церемонии артисты устроили синхронную презентацию, ударяя по фоу светящимися палочками. У инструментов была светодиодная матрица, которая окружала каждый барабан. Это позволяло воспроизводить не только музыку, но и дисплей, который воспроизводил иероглифы и фигуры.

И так как китайский иероглиф fou (缶 или 缻) вышел из употребления и использовался только для обозначения банок, разгорелись споры, что музыкальный инструмент на Олимпийских играх мог оказаться обычным контейнером.

У Фоу также есть родственник - Бу (хангыль: 부; ханджа: 缶). Этот музыкальный инструмент, сделанный из глиняного горшка, по которому бьют бамбуковым венчиком. Он используется в ритуальной музыке и корейской конфуцианской музыке при дворе.

Тыква

Шэн – это губной орган. Один из древнейших инструментов Китая. Шэн состоит из чашеобразного корпуса, сверху которого вставлены бамбуковые или тростниковые трубки разной длины. Корпус может быть деревянным, медным или тыквенным. Трубок в шэн всего 17, однако, некоторые из них не участвуют в создании музыки и являются декоративными.

На крыше чаши по окружности расположены отверстия. В них вставлены тростниковые или деревянные трубки с язычками. У каждой трубки у основания есть по одному отверстию, которые закрываются пальцами.

Только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами. Он гармонизует тембр и обогащает звучание оркестра. Инструмент выразителен и вариативен. Звук чистый.

Впервые шэн можно встретить в изображениях, датируемых 1100 годом до н.э. Инструмент был одним из важных в опере куньцю и других китайских форм оперы.

Существует и баошэн – большая версия шэн.

Юй – язычковый инструмент, который использовался в Древнем Китае. Бамбуковыми трубками, закреплёнными в духовом ящике, он внешне напоминает шэн. Каждая трубка имеет язычок, который тоже сделан из бамбука. Юй в больших количествах использовался в придворных оркестрах Древнего Китая. Сейчас же он не используется.

Юй приобрёл свою известность благодаря китайской поговорке(濫竽充數), которая означает «занимать должность, не имея необходимой квалификации». Она рассказывает о человеке, который присоединился к оркестру короля Ци Сюаня( 319 г. до н.э. –300 г. до н.э.) государства Ци. Он хотел играть на юй. И хотя он не умел играть на этом инструменте, человек знал, что помимо него на юй будут играть ещё 300 музыкантов. Так бы человек мог просто делать вид, что играет и получать за это деньги. После смерти короля обманщик был разоблачён: сын короля Мин (300 г. до н.э. –283 г. до н.э.) потребовал, чтобы все музыканты играли ему индивидуально. В ночь перед тем, как ему играть, человек сбежал и больше не возвращался.

Музыкальные инструменты в музыке Античности

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

 

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

Существовали три категории:

  • лира–гитара

  • треугольник–арфа

  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

 

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире  встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

 

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот. 

 

Существует много типов лир с различными названиями:

 

«формингс» (древнейшая лира)

гитара

лира

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками). 

Эти термины часто путают при пользовании.   

Треугольник – это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре. 

 

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское. 

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

 

трубы (с язычком)

свирели (без язычка) 

 

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

 

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

 

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса.  Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком – одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

 

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система. 

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо  медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

Ромбы

Деревянный предмет в виде трапеции или ромба, перевязанный веревкой и, издающий при вращении демонический шум. Использовался во время обрядов инициации, а также на войне для устрашения врагов. 

Ударные инструменты

Эти инструменты имеют сопроводительный характер, главным образом для подчеркивания ритма или создания музыкальной атмосферы. Использовались они большей частью при оргиях в честь культа Кибелы и Диониса.

Трещотки

Они похожи в использовании на современные кастаньеты. Это были две пары деревяшек длиной в 10-15см, которые держал по одной в каждой руке исполнитель и бил ими друг о друга.

Барабан

Он был похож на большой бубен (даиру), то есть деревянный обруч с натянутой кожей с одной или с обеих сторон. Играли на нем, как и сегодня, ударяя ладонями в центре, а пальцами – по краям. (На барабанах играли исключительно женщины, и считалось позором для мужчины играть на нем.) 

Тарелки

Они были похожи на меленькие тарелки, имеют азиатское происхождение. Использовались во время культовых служб.

Погремушки

Погремушки египетского происхождения, имели форму подковы с рукояткой. Поперечные небольшие стержни поддерживали металлические пластины, издающие звуки при встряхивании.