15
ПРИНЯТА Решением педагогического совета Протокол от 13.06.2017 года № 8 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ "СОШ №41 им. В.В.Сизова" от «13» 06. 2017 года № 106 Директор школы _______ Т.П. Бринева М. П. |

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
5-7 классы
2017-2018 учебный год
Автор-составитель:
Полянская Наталья Валентиновна
МБОУ СОШ №41
КУРСК – 2017 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.
Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему ( а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой ), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре ( исключение – высокие мужские голоса ), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.
Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Привитие интереса к кружку « Вокальное мастерство » может проходить не только через занятие, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка водевиля, мюзикла.
Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Программа представляет учебный курс по эстрадному пению для учащихся образовательных учреждений с 1 по 4 класс. Обучение детей по предлагаемой программе длится 4 года. Основными критериями установления сроков обучения являются возраст и способности учащихся.
Программа даёт возможность:
Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.
Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
Основная концепционная идея программы:
- привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;
- приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
- развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
- заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Деятельность преподавателя опирается на следующие принципы:
Доступность
Интерес
Активность
Трудолюбие
Оптимизм
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
Максимальное проявление внимания к каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство.
Создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий.
Реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия как внутри школы, так и за её пределами.
Музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками
- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики кружка «вокальное мастерство»
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
развивающие
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма
- развитие исполнительской сценической выдержки
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
-развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
1.1 Форма учебной деятельности.
Данная программа рассчитана на преподавание кружка «Вокальное мастерство» по 4- летней форме обучения. Занятия носят практический характер и проходят в форме групповых занятий 2 раза в неделю в объеме 1 часа (45 мин.). Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня имеющихся способностей учащихся и по мере решения определенных задач в обучении.
1.2 Формы, принципы и методы работы.
Принципы:
В основе кружка «вокальное мастерство» должны лежать следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Формы:
- учебное групповое занятие;
- контрольный урок;
- музыкальные спектакли;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Методы:
Метод демонстрации : прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2.Словесный метод:
- беседа;
- рассказ;
- обсуждение;
- сообщение задач.
Метод разучивания:
- по элементам;
- по частям;
- в целом виде.
4. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
5 класс
Цель:
Задачи:
формирование певческой установки;
постановка певческого дыхания;
формирование начальных навыков певческой артикуляции;
формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне
1-ой октавы;
Содержание учебного материала.
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания
( диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы ( головной, грудной ). Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).
Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним.
Рекомендуемый репертуарный список :
Е.Крылатов «Крылатые качели»
М.Дунаевский «Лев и Брадобрей»
Е. Крылатов «Колокола»
Е.Крылатов «Песенка о шпаге»
Е.Крылатов «Едет-едет»
В.Шаинский «Песня про папу»
В. Шаинский «Уголок России»
В. Шаинский «Крейсер Аврора»
К.Кельми «Замыкая круг»
М. Дунаевский «Ветер перемен»
Д. Гершвин « Летом»
С. Никитин «Летающая лошадь»
В. Резников «Домовой»
М. Дунаевский «Гадалка»
Е. Крылатов «Песня о надежде »
Е.Крылатов «Лесной олень»
Е.Крылатов «Прекрасное далёко»
М.Дунаевский «Моя маленькая леди»
А.Гладких «Розовый слон»
А.Рыбников «Песенка красной шапочки»
Г. Гладков «Песня о волшебниках»
Д. Тухманов «Папа»
Р. Паулс «Золотая свадьба»
М. Минков «Дорога добра»
А.Зацепин «Остров невезения»
Г.Фиртич «Добрый жук»
В.Моцарт «Колыбельная»
В.Шаинский «Вместе весело шагать»
В. Шаинский «Улыбка»
В Шаинский «Антошка»
В. Шаинский «Чунга-чанга»
В.Шаинский «Голубой вагон»
Д.Тухманов «Дровосек-жук»
Б. Савельев «Настоящий друг»
Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»
6 класс
Цель:
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);
развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука(с целью активизации звукообразования);
развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
выработка ощущения головного резонирования;
формирование высокой певческой позиции;
расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);
усовершенствование навыка работы с микрофоном;
Содержание учебного материала.
Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат дает упражнение на «ха» «хэй».
Необходимо следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося и уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над вокализом добиваться плавного звуковедения.
Рекомендуется включать в репертуар песни с элементами джаза или песенки с переходами из мажора в минор или наоборот. Также возможно включать в репертуар маленькие несложные песенки на иностранном языке и детские русские народные песни. Необходимо уделять достаточно внимания актёрским задачам при работе над репертуаром.
Полезны упражнения, помогающие при работе с микрофоном: в момент исполнения песни поворачивать голову, корпус, делать шаги в разные стороны, фиксируя при этом руку с микрофоном.
Рекомендуемый репертуарный список :
В. Протасов «Ромашковая кошка»
Д. Тухманов «Божья коровка»
Д.Тухманов «Песенка про ноты»
М.Дунаевский «Когда поют светофоры»
В.Комаров «Человек собаке друг»
Н. Трегубов «Жила-была песенка»
А.Островский «Азбука»
Е.Крылатов «Кабы не было зимы»
А.Рыбников «Песня мастеров»
Р.Вильданов «Веселая песенка»
Б.Савельев «Если добрый ты»
Ю.Чичков «Зимняя сказка»
М.Минков «Дельфины»
А.Флярковский «Будьте добры»
Р.Бойко «Небылицы»
И.Ефремов «Под дождем»
А.Рыбников «Песня о звездах
В.Шаинский «Облака»
М.Гладков « В коробке с карандашами»
В.Шаинский «Песенка мамонтенка»
7 класс
Цель:
Задачи:
развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);
развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);
закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
работа над высокой певческой позицией;
сглаживание переходных звуков;
формирование ощущения головного и грудного резонирования;
развитие навыков звуковедения: пение на легато,стаккато,нонлегато;
развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата),динамической нюансировкой;
работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
Содержание учебного материала
В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.
В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой. Помогает освоить ту или иную манеру исполнения. Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво.
Рекомендуемый репертуарный список :
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
Г.Гладков «Звезды континентов»
В.Шаинский «Песня про папу»
В.Шаинский «Небылицы»
Е.Крылатов «Не волнуйтесь понапрасну»
К.Румянова «В мире много сказок»
В.Рубашевский «Край, в котором ты живешь»
В.Шаинский «Дважды два – четыре»
Е.Крылатов «Где водятся волшебники»
Б.Савельев «Лучше папы друга нет»
В.Шаинский «Вместе весело шагать»
В.Шаинский «Все мы делим попалам»
В.Шаинский «Пропала собака»
О.Хромушин «Новый бант»
Г.Струве «Пестрый колпачек»
Е.Тиличеева «Восьмое Марта»
А.Аверкин «В летний полдень»
И.Кадомцев «Веселая песенка»
М.Парцхаладзе «Барабанщик-воробей»
В.Синенко «Полон музыки весь свет»
С.Пожлаков «Волшебный дождь»
Содержание учебного материала
В этом классе большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой.
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Продолжается работа с микрофоном.
Рекомендуемый репертуарный список :
Я.Дубравин «Незнайка»
В.Иванников «Самая хорошая»
И.Конвенан «Облака»
Г.Реброва «Мамин праздник»
Б.Савельев « Из чего наш мир состоит»
Г. Гладков «Песня о волшебниках»
Д. Тухманов «Папа»
Р. Паулс «Золотая свадьба»
М. Минков «Дорога добра»
А.Зацепин «Остров невезения»
Г.Фиртич «Добрый жук»
В.Моцарт «Колыбельная»
В.Шаинский «Вместе весело шагать»
В.Шаинский «Все мы делим попалам»
В.Шаинский «Пропала собака»
Р.Бойко «Небылицы»
И.Ефремов «Под дождем»
А.Рыбников «Песня о звездах»
В.Синенко «Два барабана»
5 Форма проведения занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная рапсодия» в 5-7 классах
№п/п | Задачи | Кол-во времени | Пояснения | Примечания |
1 | Выполнение комплекса упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания, а так же дикционная гимнастика и мимический тренинг и др. | 5-10 мин. | Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей. Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и, как в тренажёрном зале, постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения. | Важна системность занятий. Определённые упражнения должны даваться детям в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем занятии. Упражнения можно комбинировать по урокам. |
2 | Выполнение вокальных упражнений – распевок. | 10-15 мин. | Основная функция вокальных упражнений – систематическое совершенствование вокальных данных: постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, лёгкости и гибкости голоса и т. д. Кроме того, выполнение вокальных упражнений помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы. | Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ученика, так и для групп учеников с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые на уровень сложнее. |
3 | Работа над репертуаром. | 25- 30 мин. | В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы: - разучивание песни ( точность мелодии, ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты). - работа по тексту ( дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи ) - исполнение песни под аккомпанемент фор-но или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания , работа с микрофоном) - сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа ). | Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1 – 4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения ученика. Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от поставленных задач в обучении ученика и его возможностей на момент подбора песни. |
Список литературы.
Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. – М., 1983.
Виноградов В.П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.–П., 1997.
Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. Методическая разработка. – М., 1987.
Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань, 1985.
Самарин В.А., Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1999.
Соколов В. Работа с хором. – М., Музыка, 1983.
Стулова Г.П. Детский хор. – М., Музыка, 1978.
Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. В.9. – М., Музыка, 1974.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.
Стулова Г.П. Теория и практика вокальной работы в школе. Учебное пособие для учителей. – М., 1983.
Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сб. научно-методических трудов. – Иркутск, 2003.