СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокально-хоровые умения и навыки, методы их формирования у детей младшего школьного возраста.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокально-хоровые умения и навыки, методы их формирования у детей младшего школьного возраста.Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

Просмотр содержимого документа
«Вокально-хоровые умения и навыки, методы их формирования у детей младшего школьного возраста.»

Вокально-хоровые умения и навыки, методы их формирования у детей младшего школьного возраста.

Для того чтобы дети усвоили основные задачи музыкального воспитания, необходимо, чтобы они обладали определенными умениями и навыками. Основные умения и навыки – это певческая установка, вокальные и хоровые навыки, звукообразование и дикция. Рассмотрим подробнее вокальные и хоровые умения и навыки.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями ни жней челюсти.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», то есть правильное соотношении силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное, чистое певческое интонирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам детей школьного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара учитывается следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.

Перед разучиванием песен обязательно дают певческие упражнения, которые развивают певческую технику и музыкальный слух. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.

При этом педагог старается поддерживать эмоциональные переживания детей, создает теплую, дружелюбную атмосферу и трудовой настрой, использует разные игровые приемы, чтобы процесс обучения проходил активно и увлеченно.

Очень большое внимание уделяет певческой установке. Среди всех певческих навыков особое внимание уделяет звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяет такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Педагоги учат детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными: «Чук-чук», «Динь-дан-дон» и др.

В процессе работы над звукообразованием укрепляют и развиваю певческий диапазон детей. Постепенному расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые поем с модуляцией в игровой форме. В работе над певческим дыханием применяют главным образом указание — не разрывать слово, фразу — а также для сравнения дети пропевают свои имена «с разрывом» и без него, с взятием дыхания перед началом пения. Хорошо помогает и следующий прием — кто больше протянет звук на одном дыхании.

Для выработки правильной дикции педагог применяет следующие приемы: выразительный свой показ. Постоянно обращает внимание на подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти), предлагаю в помощь разные попевки . Осмысленное произнесение текста делает пение более выразительным. Этому способствует ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) является одним из самых важных хоровых певческих умений. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте.

Чтобы дети смогли легко определять направление мелодии, применяют моделирование «ручные знаки», музыкально-дидактические игры, демонстрация звуков мелодии на фланелеграфе с нотным станом, на неозвученной и озвученной лесенках. Для развития чистоты интонации в процессе пения используют следующие приемы: настройка на первом звуке песни, исполнение мелодии педагогом без сопровождения, исполнение мелодии на фортепиано, баяне, металлофоне, разучивание песни по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать песню обычно с более простых, запоминающихся фрагментов, например, с припева. Педагог просит петь детей негромко, выразительно, внимательно слушая себя и других, поют вместе, подгруппами и соло.

В раннем возрасте учат детей подпевать взрослому, воспроизведя отдельные интонации. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание взрослому. Также используют следующий методический прием - пение индивидуально с каждым ребенком. Это позволяет выявить наиболее активных, объединить их в небольшую группу.

Налаживанию чистоты интонации в пении способствует регулярное повторение выученных песен как с сопровождением, так и без него, исполнение их на праздниках и развлечениях, в группе и семье, а также слушание песен в хорошем исполнении взрослыми и детьми.

Для развития чистоты интонации используют и другие методические приемы: пение музыкальных фраз цепочкой, поочередный запев и припев подгруппами, использование элемента дирижирования, привлечение хорошо поющих детей для показа и др.

Много внимания уделяют ансамблю детского пения. С раннего возраста приучают детей слушать вступление, проигрыш, побуждаю к слуховому вниманию, слаженности звучания. Навык слаженного пения формируется путем постоянных упражнений в коллективном пении. При этом стараются донести детям смысл, настроение, характер песни, ее жанр, динамику и т.д. В таком случае дети знают, почему праздничную песню надо петь торжественно, радостно, а колыбельную — спокойно, ласково. При осознанном исполнении каждый из ребят чувствует себя участником поющего коллектива и «подравнивает» свой голос по силе, темпу, тембру к общему звучанию.