Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал»
ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКАЯ РАБОТА
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Подготовка вокального аппарата
Физические упражнения.
Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.
Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.
Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах.
Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз (гамма – поступенное движение вверх и обратно).
Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.
Упражнения на формирование ощущений резонаторов
(Упражнения даются в начале занятия.)
Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.
Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.
В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.
Упражнения с использованием алгоритма Д. Е. Огородного.
Все упражнения построены на музыкальной основе (согласно законам музыкальной формы, метроритма, лада). В ходе упражнения согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг Ребенок начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой. Данные упражнения также развивают творческие способности, навыки импровизации, более емкое и полноценное восприятие художественного слова. Кроме того, мышечное раскрепощение тела, воспитание пластичности двигательного аппарата, умения произвольно управлять им облегчает овладение хореографическими навыками.
Используется вокально – затемненная гласная «У». Звук пропевается на одной высоте (например ре первой октавы).
Следует фиксировать внимание на свободе мышц челюсти и мышц всего лица. Особое внимание уделяется моменту дыхания, глубине и звучания. Движение по полутонам вверх и вниз.
Добавляется слог «Уль».(третья ступень лада). Задача данного упражнения- правильный способ произношения восходящего слога. Легкость исполнения staccato на слоге «Уль», выполнение мягкой атаки звука на тонике.
В следующем упражнении закрепляется правильное произношение гласной «О» (вторая ступень лада).
Добавляется гласная «А». Следует уделять внимание мягкому исполнению гласных звуков на высоком дыхании.
После ряда разогревающих, без четкой организации звуковых упражнений, идет распевание голоса на уже звуковысотно выстроенном вокальном материале , которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Вокальные попевки. (Жук, Петушок, Кукушечка и т.п.) Попевки направлены на развитие интонирования, поются в пределах квинты. Пение обязательно сопровождается показом руками каждого звука, т.е. ощущение, получаемое от движения рук помогает детям в правильном воспроизведении мелодии; движение наталкивает на более точное интонирование.
Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.
Прием «эхо».
Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.
Прием «перекличка».
Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Прием «соревнование».
Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.
Упражнение на развитие активного слуха.
«Живая гамма». Детям поручается пропевание звукоряда. Одному ребенку – одна нота. Далее показывать на определенного ребенка, который поет свою ноту. Полезно при пении показывать каждую ноту звукоряда руками, это дает ощущение тональности и помогает интонированию. Положение рук:
Упражнения на развитие активного слуха.
Ребенок должен уметь воспринимать не только то, что, что производит голосом вслух, но и пропевает внутренним слухом как бы «про себя». Для развития активного слуха помогает попеременное пение:
пение цепочкой: каждый ребенок поет только один звук мелодии, например, на определенной высоте; можно петь по очереди каждый звук мелодии, выстраивая таким образом мелодическую линию.
пение с паузами: по руке учителя часть мелодии поется вслух, часть «про себя».
Упражнения на развитие гармонического слуха.
Вид деятельности, направленный на становление многоголосия в коллективе:
пение отдельно разложенных аккордов;
пение элементраных гармонических цепочек;
нахождение и пение «своей» ноты в аккорде.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти Упражнение «Речевой портрет».
Попробуйте изобразить голосом:
1) пение птиц (кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»);
2) возгласы зверей;
3) воспроизвести голоса родных, друзей.
Это упражнение развивает у детей речевой регистр.