Вокальные упражнения как основа формирования певческих навыков
Обучение певца немыслимо без вокальных упражнений. Те, кто учится вокалу, бесспорно, согласятся с этим утверждением. Любой вокалист на собственной практике не один раз оценивал пользу вокальных упражнений. Собственно, само развитие певческих навыков напрямую связано с набором упражнений, исполненных нужное количество раз конкретным голосом.
Невозможно перечислить все упражнения, созданные и используемые вокалистами: их слишком много. Однако любой вокальный педагог использует в своей практике их определённый набор, так как нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века.
Феномен голоса – это, в первую очередь, мышечная работа, а мышцы развиваются при постепенном увеличении нагрузки за них. В данном случае речь не об их росте, как в спортзале, а о приобретении ими соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы строго определённым образом, иначе в тембре, появится пестрота, а в голосе – фальшь, перенапряжение и усталость.
Пением является сложным психофизическим актом, в котором тесно переплетается интеллект, эмоции, волевые процессы и собственно мышечная работа – органов дыхания, гортани и резонаторов. Изучение закономерностей, определяющих формирование и развитие певца, и творческое применение их на практике – одна из важнейших задач их по педагогики. Практика показывает, что пение, как искусство, есть результат продолжительной подготовительной работы. Певец под руководством педагога должен освоить певческие ощущения, возникающие в органах дыхания, в гортани и в надгортанных полостях во время пения. Разобравшись в этих ощущениях нужно понять мышечную работу, которая обусловливает их, и затем подчинить эту работу своему волевому управлению. Помочь в этом могут вокальные упражнения, представляющие собой относительно короткие мелодические фрагменты, которые исполняются в различных тональностях с целью выработки определённых вокально-технических навыков.
Общеизвестно, что значение вокальных упражнений для постановки голоса сложно переоценить: опытный педагог, умело используя вокальные упражнения, может научить учащегося для правильного профессионального функционирования, кроме того, упражнения помогут неопытному исполнителю на начальном этапе научиться преодолевать многие вокальные трудности, сформировать навыки, необходимые для правильного механизма певческого звукообразования.
Основная цель упражнений – разогревание голоса и развитие эластичности певческого аппарата. Так тренируется вокальный слух, то есть обострённое внимание к звучанию голоса, что является непременным условием развития певца. Для эффективности обучения вокалиста необходимо развить слух настолько, чтобы он мог правильно квалифицировать звучание голоса. А так же с первых уроков формировать слуховой и мышечный самоконтроль, который для развития голоса имеет основополагающее значение.
Распевание, настройку голоса певца нужно проводить обязательно. Категорически противопоказано петь упражнения сразу на forte, так как не разогретый голосовой аппарат в следствие внезапного и сильного напряжения будет утомляться. Это же относится и к упражнениям, содержащим большие интервальные скачки и высокую тесситуру: такие упражнения надо петь, когда голосовой аппарат уже разогрет. Работу над развитием эластичности голосового аппарата нужно начинать с тех мышц, которые подвижны, и которыми можно управлять. Это язык, губы, щёки, мышцы гортани. Все эти мышцы приходят в движение десятки раз в день, но эти движения бессознательны, а учащийся должен стремиться научиться управлять ими сознательно.
Необходимо с первых шагов добиваться от певца сознательного и активного движения к делу, развивать в нём способность к самоанализу. Эта способность повысит возбудимость нервных центров, и будет способствовать эффективному усвоение изучаемого материала.
И ещё раз хочется подчеркнуть чрезвычайное значение, которое имеет практически вырабатываемый автоматизм работы голосового аппарата. Усвоение любых вокально-технических навыков требует бесчисленного повторений знаний, рассчитанных на формирование этих навыков. И чем труднее эта техническая задача, тем более она требует автоматизации механизма звукообразования. Было бы ошибочным, не освоив предварительно начальных навыков, заниматься выработкой подвижности, филированием, staccato, и подобными техническими упражнениями. При правильном принципе звукоизвлечения все трудности вокальной техники осваиваются значительно проще и легче.
В заключение хотелось бы напомнить, что постановка голоса, развитие музыкальности учащегося, раскрытие содержания произведения, его интерпретация, поиски средств выразительности – вся эта многогранная работа базируется на профессиональной надежности голосового аппарата, вокально-технический оснащенности вокалиста, которые приобретаются при помощи вокальных упражнений.