СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокальные упражнения на фонемы гласных звуков

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вокальные упражнения на фонемы гласных звуков»

Вокальные упражнения на фонемы гласных


Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяжённость пропевания их является основой пения. Перед вами упражнения для начинающих вокалистов на фонемы гласных.


  1. Вокальные упражнения на фонему (О).

Гласный звук (о) хорошо поднимает мягкое нёбо, наводит на ощущение зевка, помогает округлить звук, снять горловой призвук и зажатие.

Рекомендуется при чрезмерно близком, резком и плоском звучании.


Детям можно рассказать сказку о том, как однажды малыш научился читать, и прочёл слово "Колобок". Ему понравилось это слово, и он захотел его спеть. Малыш открыл рот, губы сделал колесом и звонким голосом запел: "Ко - ло - бок".

Звук (о) есть и в других словах, которые можно спеть: "Ноты", "Колесо", "Молоко", "Молоток" и.т.д.
















  1. Вокальные упражнения на фонему (И).


Звук (и) образуется при значительном сокращении голосовых связок, активизирует их смыкание и потому рекомендуется при сиплом призвуке, особенно детям, у которых отмечается вялость певческих складок.

Пропевание фонемы (и) поднимает гортань, поэтому он противопоказан при зажатом горловом тембре. Также он способствует активной атаке звука.











  1. Вокальные упражнения на фонему (Е).

Учитель должен знать, что при пении гласной (е) немного расширяется овал рта, средняя часть языка поднимается немного вверх.

Г ласный (е)- йотированный, сложный, применяется в тех случаях, что и гласный (и)- для создания собранного, яркого и высокого звучания, а также для активизации голосовых связок в момент атаки (При зажатости следует применять осторожно).









  1. Вокальные упражнения на фонему (Э).


Гласный (э) по артикуляции не всегда удобен. Его целесообразно применять в случаях, когда голос ребёнка или целого хора звучит на этом гласном лучше, чем на других. Он способствует активной атаке звука.


В попевке "Эхо" я отрабатываю фонему (э). Она должна звучать в спокойном темпе, протяжно. Эпизод "Эхо" следует отрабатывать индивидуально, затем группами, выравнивая общее звучание.


  1. Вокальные упражнения на фонему (У).


Гласный (у) больше, чем все другие гласные, способствует поднятию мягкого нёба, очень хорошо организует зевок. Он самый тёмный и глубокий гласный, поэтому его лучше не применять при глубоком и глухом фоне звучания.


Гласный (у) активизирует вялое мягкое нёбо, голосовые связки и губы, помогает бороться с плоским звучанием, способствует формированию головного регистра, особенно у детей. Хорошо выравнивает звучание отдельных партий и всего хора. В песне "Музыкальный ёжик" на стихи Г. Виеру используются упражнения на фонему (у). Песню можно преподносить как весёлую, увлекательную игру, включая в момент отработки фонемы (у) различные движения, что помогает раскрепостить детей.

Фонируемый гласный «У» «включает» головной регистр уже на «а1», «в1».
















  1. Вокальные упражнения на фонему (Ы).


Гласный (ы) неудобен по артикуляционному укладу пения. При его произнесении корень языка напрягается, и поэтому может возникнуть или усилиться зажим горла и появиться горловой призвук. Гласный (ы) в русском языке представляет своеобразный вариант гласного (и). Поэтому в пении, приближая звучание (ы) к (и), делая его более близким. Можно уменьшить неудобство его артикуляции.








  1. Вокальные упражнения на фонему (Я).








  1. Вокальные упражнения на фонему (А).


Гласный (а) занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными. У детей часто звучит плоско, открыто, но легко поддаётся округлению.

При произнесении рупороглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани близко к певческому. Гласный (а) помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу голосовых связок и индивидуальный тембр.

Благодаря этим качествам, гласный (а) часто применяется как основной гласный при выработке вокального звучания. Следует обратить внимание на то, что пение гласного «А» в пределах переходных тонов отодвигает вверх момент включения головного регистра









Поскольку пение существует лишь при реализации гласных, формирование их образа осуществляется за счет ряда приемов:

а) имитационные — подражание по принципу сходства и контраста.

б) описательные — с помощью различного рода сравнений:

«пойте острее, уже, ближе и пр.»;

с помощью ассоциаций по сходству и контрасту.

в) реализация эмоциональных состояний — радостно, печально, кокетливо и пр.


Процесс пения должен протекать на основе физиологически верной работы голосообразующей системы на всем звуковысотном и формантном диапазонах при увеличении времени удержания результата. Поэтому должно быть исключено фонирование гласных, при неполном смыкании связок.

Признак такого пения — появление негармонических обертонов. Ещё одним условием верного физиологического пения является своевременное переключение регистров на всех фонируемых гласных. Переключение регистров, как известно, зависит как от высоты основного тона, так и от величины частот I и II формант фонируемых гласных (т. е. от тех характеристик, которые определяют тот или иной звучащий гласный).

У начинающих певцов раннее переключение (т. е. на более низких частотах основного тона) осуществляется на фонирующем гласном «У» («Ю»).

Следует также знать последовательность освоения фонируемых гласных.

В начале обучения гласные «И», «У» («Ю»), «Е» осваиваются «снизу-вверх», а гласные «О» и «А» «сверху-вниз». Последним осваивается гласный «А».

Однако выбор тактики освоения фонируемых гласных осуществляется индивидуально для каждого обучающегося.