Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Рабочая программа кружка
«Звонкие голоса»
Класс – 5,6
Количество часов в неделю – 1
Количество часов за год - 34
Составитель:
Кваша Т.П
учитель музыки
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Звонкие голоса» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Музыка» и предназначена для с учащимися 5-6х классов во внеурочное время.
Вокальное искусство является частью мировой музыкальной культуры, отражая общий культурный уровень каждого народа.
В современном обществе гораздо больше внимания стало уделяться воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей стала более открытой и доступной в общении. В связи с этим возросла роль дополнительного образования детей, в частности музыкального воспитания.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказания. Знакомя детей с эмоционально-образным содержанием музыкальных произведений, мы побуждаем их к сопереживанию, сочувствию, состраданию, радости, восторгу и, наконец, дети получают положительный заряд энергии.
Данная программа направлена на развитие творческих вокальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые позволят им более успешно адаптироваться как в школе, так и в обществе в целом. Программа учитывает ограничения жизнедеятельности детей и способствует их преодолению через включение в творческую деятельность.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Используя эти краски, выдающиеся представители русской вокальной школы достигали небывалых художественных высот; "звучание любого музыкального инструмента не может соперничать с красотой и теплотой человеческого голоса" (Ю. Якушенко - солист Большого театра).
Детский голос - тончайший хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: "Помогая - не навредить".
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Голос ребенка формируется постепенно в течение длительного периода на фоне физического, психического и гормонального развития. Отрезок времени, когда у ребенка меняется голос, происходит мутация, может протекать резко или незаметно на протяжении от одного года до четырех лет и более. В результате подобной "ломки" тембр голоса перестраивается от детского к взрослому. В связи с этим обучение вокалу является процессом длительным, трудоемким, рассчитанным на много лет; требующим от исполнителя терпения; воспитывающим трудолюбие, веру в свои силы, видение перспективы дальнейшей цели.
В основу обучения положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики и укрепление диафрагмальной мышцы; озвучивание естественных природных резонаторов и их фокусировка; активизация дикции и улучшение артикуляции; округление вокального звука и владение им. На каждом занятии проводится теоретическая и практическая работа.
В ходе реализации программы применяются следующие формы работы: пение ансамблей, дуэты, трио, солисты, а также - коллективное пение во время массовых праздничных мероприятий.
Настоящая программа ставит перед собой следующую цель: научить ребенка ориентироваться в огромном мире музыкальных жанров и течений; ценить творческое и духовное наследие своего народа; дать возможность ощутить себя полноценной личностью, ответственной за себя и свое дело.
Поставленная цель может быть реализована с помощью решения следующих задач:
1. социальная:
способствовать развитию творческого потенциала ребенка, помогая ему реализовать свои способности и культурные потребности;
развивать интерес к музыке, поэзии, драматическому искусству и т.д.
помочь подростку адаптироваться в очень сложный для него период "мутации";
прививать навыки культурного общения и поведения в обществе.
2. педагогическая:
развивать дыхательную систему ребенка, способствуя укреплению его физического здоровья;
научить ребенка фокусировке звука в резонаторы;
включать в репертуар произведения, различные по жанру, стилю, позволяющие раскрыть для исполнителя различные грани мирового музыкального наследия;
регулярно проводить открытые уроки, отчетные концерты, выдвигая наиболее подготовленных ребят на фестивали и конкурсы различных уровней.
Основные направления коррекционной работы
развитие музыкально-слуховой памяти;
развитие интересов к исполнению музыки;
развитие навыков общения;
способствовать снятию эмоционального напряжения.
развитие навыков свободного выступления, умение держать себя на сцене
3. Общая характеристика вокального кружка «Звонкие голоса»
Музыка, как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания.
Программа кружка «Звонкие голоса» направлена на развитие вокальных навыков именно у детей с ОВЗ коррекционной школы. Она позволяет не только научиться петь, но и преодолеть ограничения, связанные с нарушениями жизнедеятельности.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Вокальные занятия полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.
Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что во время работы над песней ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения.
Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте 11 -12 лет.
Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению и посещению кружков.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами.
4.Описание места предмета в учебном плане
Программа кружка «Звонкие голоса» разработана для занятий с учащимися 5 и 6 классов и рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения в каждом классе составляет 34 учебных часа практических и теоретических занятий. Обучение проводится в течение года,1 раз в неделю по 1 часу.
Для реализации программы имеется кабинет музыки, оборудованный всеми необходимыми музыкально-техническими средствами.
5. Личностные, предметные планируемые результаты в освоении учебного предмета
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех участников вокального кружка «Звонкие голоса». Минимальный уровень является обязательным для всех.
Уровни усвоения результатов в вокальном кружке «Звонкие голоса»
Минимальный уровень
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
Достаточный уровень:
Самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него.
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
Содержание
Каждое занятие состоит из следующих этапов:
Распевка (7-10 мин) Цель: развитие музыкального слуха детей, развитие детского голоса (расширение диапазона)
Разучивание нового произведения.
Вокально-хоровая работа над ранее выученными произведениями.
В 5 и 6 классах по данной программе, от особенностей психофизического и голосового развития, может быть сформировано одна или несколько групп: хор, вокальный коллектив, солисты и т.д.
Цели и задачи деятельности по вокально-хоровому направлению:
развить вокальные данные детей, чувство ритма
уметь работать с микрофоном
научить петь под фонограмму.
Учебная:
Распевание и вокальные упражнения.
Вокальная постановка голоса, упражнения на развитие речевого аппарата, дыхания, музыкального слуха, интонирования, диапазона. Работа над ансамблем, строем и дикцией.
Индивидуальная и групповая работа над музыкальным произведением.
Развитие умения передавать смысл песни через образы, действа с помощью исполнительских навыков.
Расширение кругозора учащихся.
Воспитание певческой, хоровой культуры.
Воспитательная:
Воспитание любви и интереса к народной, классической и современной песне.
Воспитание музыкально-эстетических чувств, эмоций, музыкально-эстетического вкуса.
Посещение концертов.
Творческая:
Участие в общешкольных мероприятиях: День Знаний, День Учителя, Новогодние праздники, Смотр строя и песни, 8 Марта, День Победы, Последний звонок.
2. Участие в смотрах-конкурсах и фестивалях района, города, республики.
умение различать характер музыки, ее динамические, интонационные особенности.
формирование сценической культуры.
активное участие во всех концертах, конкурсах.
формирование у личности уверенности в себе.
В ходе занятий дети не только научатся основам вокального искусства, но и смогут общаться на языке музыки, станут увереннее в себе, заинтересуются эстрадным вокалом, как видом творческой деятельности.
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
Школьники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, мимику, характерные для того или иного образа. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.
В сюжетно-ролевой игре школьники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий, например, "Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие", распределяют роли, и сюжет получает развитие.
Речевые игры – наиболее доступная предпосылка к импровизации. Словесная фантазийная игра выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки ("Снежный ком")
Средством развития творческой деятельности школьников являются, например, такие задания, как сочинение мелодии в заданном жанре. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами. Ноты последней части припева песни потерялись, и им нужно закончить произведение. Можно также предложить придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.
Продуктивны творческие игры, например, "Эхо", когда один ребенок напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Можно предложить детям закончить знакомую им мелодию небольшой фразой. Взрослый поет: "Где обедал воробей?", а ребенок придумывает музыкальный ответ
Система оценки достижений по работе участников вокального кружка «Звонкие голоса»
Контрольно-оценочные средства - зачет
Зачёт (практика) состоит из трёх заданий —
1. Проверка вокальных навыков на примерах учебно-тренировочного материала, соответствующего возрасту и диапазону. Исполнение предложенной песни
2. Проверка хоровых партий, чистое интонирование, четкая дикция.
3. Общее исполнение произведений, эмоциональная, осмысленная трактовка.
В вокальном кружке «Звонкие голоса» – обучение безотметочное. Но в конце каждой четверти участникам предлагается сдать небольшой практический зачет. Он будет служить контролем знаний, умений, навыков как для детей, так и для педагога и для самооценки учащихся.
8. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
1 . Библиотечный фонд, программа по вокальному кружку «Звонкие голоса»;
Хрестоматия с нотным материалом; Сборники песен; Методические пособия;
Книги о музыке и музыкантах; Справочные пособия, энциклопедии.
2. Печатные пособия: Портреты композиторов и исполнителей; таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания;
3. Экранно-звуковые пособия: видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
4.Учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты: синтезатор, микрофоны, компьютер, фонограммы «плюс» и «минус»
9.Контрольно-измерительныематериалы
Этапы педагогического контроля
Вид п/к | задачи | форма | сроки |
базисный | Определить уровень подготовки голосового аппарата | прослушивание | Сентябрь |
текущий | Проверить усвоенный материал | прослушивание | В течение года |
Контроль-наблюдение | Проследить развитие, индивидуальный рост каждого ребёнка | прослушивание, выступления на общешкольных мероприятиях | 1 раз в четверть |
рубежный | Проследить развитие, индивидуальный рост каждого ребёнка | участие в конкурсах, фестивалях различных уровней | в течение года |
итоговый | обучающийся должен овладеть вокальными навыками, уметь работать с ТСО (микрофоном), уметь свободно чувствовать себя на сцене, пользоваться предлагаемыми приемами вокального звуковедения, проявлять индивидуальность в исполнении произведений. | отчетный концерт для родителей, участия в конкурсах различного уровня и т.д. | Апрель |
10. Тематическое планирование
№ занятия | Содержание занятий | Музыкальный репертуар. | Количество часов | Дата |
1 четверть- 9 часов. |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Прослушивание. Правила пения. | | 1 | |
2,3 | Унисонное звучание в пении. Дирижер и дирижерские жесты. | «Дай мне руку» | 2 | |
4,5 | Понятие о высоких и низких звуках. | «Дай мне руку» | 2 | |
6,7 | Дыхание – основа пения. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. | «Мамина улыбка» | 2 | |
8,9 | Выразительные и изобразительные возможности звуков. Знакомство с различной манерой пения | «Мамина улыбка» «Новогодние игрушки» | 2 | |
2 четверть – 7 часов |
10,11 | Голос. Строение голосового аппарата. Охрана голоса. Тембр. | "На воздушном шаре" | 2 | |
12,13 | Характеристика звуков. Устойчивые и неустойчивые звуки. Вокально-хоровая работа | "На воздушном шаре" | 2 | |
14,16,17 | Лад и тональность. Строение мажорного и минорного звукоряда. | «Закружились огни хоровода» | 3 | |
3 четверть-10 часов |
17,18 | Унисон в партиях. Интонация. | «Если музыка звучит» | 2 | |
19-22 | Знакомство с народным творчеством. Разучивание колядок. | «Если музыка звучит» | 3 | |
23,24 | Вокально-хоровая работа. Звуковедение. | «Тыки там» | 2 | |
25,26,27 | Музыкально-теоретическая подготовка. Основы музыкальной грамоты. | «Тыки там» | 3 | |
«Если музыка звучит» «Тыки там» |
4 четверть – 8 часов |
28,29 | Развитие музыкального слуха и памяти. | «Если музыка звучит» «Тыки там» | 2 | |
30,31,32 | Вокальная позиция. Сценическое движение. | | 3 | |
33,34 | Дыхание – основа пения. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. | | 2 | |
Список учащихся 5 класса.
Аркатова Л
Борисов М
Вильмов Г
Голубчиков М
Голубчикова Н
Иванов Д
Карпов Е
Козлова Ж
Леонтьев Д
Попов С
Терехин С
Усмаев В
Федоров К
Черных В
Список учащихся 6 класса
Афанасьев Ю
Ващалкин А
Грудинин В
Жаров Ж
Заганшин А
Карбовская В
Карнаков А
Квитка Я
Петров К
Пушкарев А
Сокольников А
Хасанов А
Якуш К
Список литературы.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-6 классы/ Сборник 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов/сост. В.В.Фадин.- Волгоград: Учитель, 2005. -99с.
Настольная книга школьного учителя - музыканта.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 336с.
Распевки: Хрестоматия для вокалистов. – СПб.: «Издательство Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. -72с.
В. Соколов «Живи и здравствуй наша школа», сборник песен для школьных хоров, С-П., 2000г.
«Музыка в школе», песни и хоры для учащихся, сост. Г.П. Сергеева, М., «Музыка» 2000г.
11