Тема: вокруг СВЕТА С МАТЕМАТИКОЙ
МАСШТАБ
Тип урока: применение знаний и умений. Цели:
- образовательные: повторение действий с обыкновенными дробями; закрепление умений нахождения неизвестных членов пропорции; применение полученных знаний в стандартных и измененных условиях;
- воспитательные: формирование организованности, дисциплинированности, аккуратности, чувства коллективизма;
- развивающие: развитие логического мышления, познавательного интереса, умений преодолевать трудности.
Оборудование : набор географических карт мира, проектор, компьютер.
Ход урока
Пояснение. Предварительно .за две недели каждой паре учащихся предлагается домашнее задание: собрать, пользуясь знаниями по истории, географии, биологии, информацию о странах - России, Индии, Китае, Индонезии, Австралии, Канаде, США, Мексике, Бразилии, Аргентине, Южно-Африканской Республике, Египте, Великобритании. Необходимо подготовить «Визитную карточку» страны (рассказ, музыкальное сопровождение, слайд-шоу и т. д.) на 2-3 минуты.
Учитель . Сегодня мы совершим кругосветное путешествие по странам и континентам. Но путешествие необычное - математическое. Итак, поехали!
Конечно, первое, о чем мы должны подумать, - это план нашего путешествия. Возьмем в руки географическую карту мира и проложим маршрут. Обязательное условие нашего путешествия - необходимо пересечь четыре части света.
Наш маршрут проходит через такие города: Москва - Бомбей - Пекин - Джакарта - Сидней - Ванкувер - Нью-Йорк - Мехико - Рио-де-Жанейро - Буэнос-Айрес - Кейптаун - Каир - Лондон - Москва.
Для выполнения всех заданий каждая группа учащихся должна найти город своей страны и определить по географической карте с указанным на ней масштабом длину кратчайшего пути в следующий пункт.
Для обеспечения ситуации успешности каждого ученика учитель может распределить страны в зависимости от сложности предлагаемых заданий.
Всем мини-группам раздаются задания и необходимое оборудование. Время работы - 7 минут, по истечении которого каждая группа поочередно представляет «свою» страну и приводит решение задания. Все остальные учащиеся проверяют решение, записывают результаты и оценивают презентацию и 'решение в таблице, .
В случае проведения данного урока как внеклассного мероприятия для оценки работ можно пригласить жюри из учителей и старшеклассников.
Оценочный лист
| Баллы | Баллы |
Номер команды | за решение | за «Визитную |
(название страны) | задач | карточку» |
Россия | | |
Индия | | |
Китай | | |
Индонезия | | |
Австралия | | |
Канада | | |
США | | |
Мексика | | |
Бразилия | | |
Аргентина | | |
Южно-Африканская Республика | | |
Египет | | |
Великобритания | | |
Расчетные расстояния между городами
Москва - Бомбей. Масштаб 1 : 60000000, длина отрезка на карте 9 см (фактически- 5400 км).
Бомбей - Пекин. Масштаб 1 : 60000000, длина отрезка на карте 7,7 см (фактически-4620 км).
Пекин - Джакарта. Масштаб l : 150000000, длина отрезка на карте 3,7 см (фактически- 5500км).
Джакарта - Сидней. Масштаб 1 : 150000000, длина отрезка на карте 3,2 см (фактически-4800 км).
Сидней - Ванкувер. Масштаб 1 : 150000000, длина отрезка на карте 8,7 см (фактически- 13050 км).
Ванкувер - Нью-Йорк. Масштаб 1 : 50000000, длина отрезка на карте 7,6 см (фактически - 3800 км).
Нью-Йорк - Мехико. Масштаб 1 : 5_0000000, длина отрезка на карте 6,7 см (фактически- 3350 км).
Мехико - Рио-де-Жанейро. Масштаб 1 : 150000000, длина отрезка на карте 4,8 см (фактически- 7200 км).
Рио-де-Жанейро - Буэнос-Айрес. Масштаб 1 : 40000000, длина отрезка на карте 4,7 см (фактически - 1880 км).
Буэнос-Айрес - Кейптаун. Масштаб l : 150000000, длина отрезка на карте 4,3 см (фактически -6450 км).
Кейптаун - Каир. Масштаб l : 50000000, длина отрезка на карте 14,4 см (фактически - 7200 км).
Каир - Лондон. Масштаб l : 150000000, длина отрезка на карте 2,3 см (фактически - 3450 км).
Лондон - Москва. Масштаб 1 : 60000000, длина отрезка на карте 4 см (фактически-2400 км).
Общая длина маршрута - 69100 км.
Учитель. Первый пункт, откуда мы начнем наше путешествие, - Евразия. Здесь вы встретите леса и тундру, моря и пустыни. В этой части света находится наша страна. Начнем мы с Москвы - столицы нашей родины.
Задача для команды «Россия».
Кратчайший путь из Москвы в Бомбей - авиаперелет. Подсчитайте, за сколько часов вы достигнете пункта назначения на самолете со скоростью 2160 км/ч? (2, 5 ч.)
Задача для команды «Индия».
Найдите время пути из Бомбея в Пекин по сухопутному пути, который на 20 % больше кратчайшего расстояния по карте, если половину пути вы будете ехать на поезде со скоростью 231 км/ч, а затем на автомобиле-внедорожнике со скоростью 77 км/ч. (48 ч.)
Задача для команды «Китай».
Определите время перелета из Пекина в Джакарту на самолете со скоростью 2200 км/ч? Сколько часов потребуется для путешествия в Джакарту только поездом со скоростью 300 км/ч?
(2, 5 ч; доехать только поездом нельзя, так как Джакарта находится на острове.)
Задача для команды «Индонезия».
Сколько часов потребуется для перелета из Джакарты в Сидней на самолете со скоростью 2400 км/ч? (2 ч.)
Учитель. Ну а сейчас нас ждет самый засушливый континент - Австралия. Только здесь мы встретим кенгуру, коалу, утконоса и ехидну.
Задача для команды «Австралия».
Морской путь из Сиднея в Ванкувер имеет промежуточные остановки на островах: Сидней - Сува на о. Фиджи (3200 км), Сува - Западное Самоа (1200 км), Западное Самоа - Гонолулу (4200 км), Гонолулу - Ванкувер (4500 км). Найдите время пути на корабле со скоростью 65,5 км/ч. На сколько процентов морской путь больше авиаперелета кратчайшим курсом (ответ округлить до десятых). (200 ч; 0,4 %)
Учитель . Далее нас ждет Америка. На юге нас встретят броненосцы и ягуары, а на севере - медведи гризли, волки, лисы.
Задача для команды «Канада».
Определите время пути из Ванкувера в Нью-Йорк, если 40 % пути мы проделаем на внедорожнике со скоростью 209 км/ч, а оставшийся путь - на поезде с той же скоростью и при этом путь увеличивается на 1 О %. (20 ч.)
Задача для команды «США».
Определите время прибытия в Мехико, если мы отправились в рейс на самолете со скоростью 1675 км/ч в 10.00, но при этом задержались в Нью-Йорке для осмотра достопримечательностей на 3 часа. (12 .00.)
Задача для команды «Мексика»,
Определите время пути из Мехико в Рио-де-Жанейро на самолете со скоростью 1800 км/ч. (4 ч.)
Задача для команды «Бразилия».
Определите время пути из Рио-де-Жанейро в Буэнос-Айрес на автомобиле со скоростью 141 км/ч, если трасса увеличивает кратчайшее расстояние на 5 %. (14 ч.)
Задача для команды «Аргентина»,
Определите время морского путешествия из Буэнос-Айрес в Кейптаун, если скорость корабля 46,01 км/ч и морской путь длиннее кратчайшего расстояния на 7 %. (150 ч.)
Учитель . Ну а теперь мы пересекли океан и попали в Африку.
Задача для команды «IOAP»,
Определите время пути из Кейптауна в Каир, если 5 % пути мы едем на автомобиле со скоростью 135 км/ч, остальной путь - по железной дороге со скоростью 171 км/ч, и длина всего пройденного нами пути больше кратчайшего расстояния на 50 %. (64 ч.)
Задача для команды «Египет».
Определите время пути самолета со скоростью 230 км/ч из Каира в Лондон, если при этом была произведена одна дозаправка топлива в Риме на 2 часа. (17 ч.)
Задача для команды «Великобритания»,
Определите время перелета из Лондона в Москву, если скорость самолета 240 км/ч. (1 О ч.)
Учитель. Вот мы и вернулись в начальную точку нашего путешествия. Давайте подсчитаем, сколько же времени потребовалось для нашего кругосветного путешествия?
Задание для всех команд.
Найдите, сколько полных дней длилось путешествие. (23 дня.)
За самое быстрое и верное решение команде начисляется дополнительный балл.
Учитель. Послушайте отрывок из литературного произведения: «Итак, Филеас Фогг выиграл пари. Он в восемьдесят дней объехал вокруг света! Он использовал для этого вес средства передвижения: пакетботы, железные дороги, коляски, яхты, торговые суда, сани и даже слона». О каком романе идет речь?
Конечно! Как тут не вспомнить знаменитую книгу Ж. Верна и путешествие Филеаса Фогга вокруг света за 80 дней. Мы с современными средствами передвижения справились гораздо быстрее. Остальные 57 дней мы смогли бы более подробно познакомиться со всеми странами мира. Однако чего мы не учли в нашем путешествии? (Время на отдых, сои, еду и т. д.) Оцените тогда время нашего путешествия.
Задание для всех команд.
Смогли бы мы улучшить наш результат, если все путешествие провели бы в кабине самолета со скоростью 3455 км/ч?
Учитель. Как мы знаем, герои романа передвигались на самых разных транспортных средствах. Однако мало кто знает, что в 1992 году во Франции был учрежден приз Жюля Верна тем, кто установит рекорд кругосветного плавания не более чем за 80 суток. Был проложен маршрут: от пролива Ла-Манш по Атлантическому океану, огибая мыс Доброй Надежды, австралийский мыс Луин и Горн и вновь на север к месту старта. Средняя длина маршрута около 50 ООО км. В 201 О году французский экипаж установил новый мировой рекорд кругосветного плавания за 48 дней.
Задание для всех команд.
Определите, с какой скоростью (в морских узлах) необходимо было двигаться судну для установления этого рекорда? (Около 2 3 узлов.)
Справка. 1 морской узел - это_ 1 морская миля в час, 1 миля равна 1852 метрам.
Учитель. Все мы славно потрудились, узнали много нового, и пора оценить результаты нашего труда.
Подведение итогов урока.
Учащиеся сдают оценочные листы, учитель называет баллы. Домашнее задание. Составить задачи на различное применение масштаба ( определение расстояния между пунктами, размеров детали на чертеже и т. п.).