СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волейбол. Дополнительная образовательная программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по «Волейболу» адаптированная и составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности для общеобразовательной школы. (группы, 1-го и 2-го годов обучения), Москва, 1982   год, авторы Ю.Д. Железняк, доцент, заслуженный тренер СССР, К.А. Швец и Н.В. Долинская (кафедра спортивных игр МОГИ ФК). Для детей 13 - 17 лет.

Тип программы – адаптированная.

Уровень освоения программы – специализированная.

Направленность деятельности – физкультурно – спортивная.

По цели обучения – спортивно – оздоровительная.

Форма реализации программы – групповая.

Форма организации содержания – интегрированная.

Просмотр содержимого документа
«Волейбол. Дополнительная образовательная программа»

2.3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»



Утверждено

Заместитель директора по УВР

___________/__________/

«_____» _____________»2018







программа

дополнительного образования

секция «Волейбол»

Возраст: 13 - 17 лет

Срок реализации: 2 года













Руководитель:

Чистяков А.Д.











г.Югорск. 2018 год



Содержание программы.

1.Титульный лист.

2.Пояснительная записка.

3.Цель, задачи программы, практическая значимость.

4.Условия реализации программы.

5.Методы и формы проведения занятий.

6.Основные принципы и направления деятельности.

7.Учебно-тематический план.

8.Содержание программы.

9.Список литературы.































Пояснительная записка


Данная программа по «Волейболу» адаптированная и составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности для общеобразовательной школы. (группы, 1-го и 2-го годов обучения), Москва, 1982 год, авторы Ю.Д.Железняк, доцент, заслуженный тренер СССР, К.А.Швец и Н.В. Долинская (кафедра спортивных игр МОГИ ФК).

Тип программы – адаптированная.

Уровень освоения программы – специализированная.

Направленность деятельности – физкультурно – спортивная.

По цели обучения – спортивно – оздоровительная.

Форма реализации программы – групповая.

Форма организации содержания – интегрированная.

В программе представлены задачи работы в группах начальной подготовки; содержание материала по основным компонентам: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной подготовке для первого и второго годов обучения; типы тренировочных занятий по направленности; поурочное распределение программного материала; модельные занятия различной направленности.

Для программного материала, прежде всего технико – тактического содержания подготовки, определена последовательность изучения на весь учебный год. С учетом этой последовательности, сложности материала и положения методики обучения весь программный материал распределен по занятиям (35 занятий,70 часов). При этом выделены занятия, на которых программный материал изучается впервые, и те занятия, на которых этот материал повторяются и решаются вопросы совершенствования навыков.

На основании раздела 1.2. учиттель составляет график, где слева перечисляется программный материал, а справа откладываются 70 клеток – на каждое занятие. На основании таблицы 2.2 в соответствующих клетках (уроках) проставляются треугольники – начало обучения, кружочки – повторение. Таким образом, этот документ дает четкое представление о том, что надо делать на каждом занятии. В сочетании с данными распределения времени на компоненты тренировки разрабатываются с конкретной дозировкой. На графике проставляются сроки контрольных испытаний, зачетов и т.д.

По этому поурочному графику легко ориентироваться как в вопросах планирования, так и в вопросах контроля, как со стороны администрации школы, так и других организаций. Ниже приводится в концентрированном виде поурочное распределение программного материала.

Тренировочные занятия 1-го и 2-го года обучения проводятся 1 раза в неделю по 90 минут (25 минут – подготовительная часть, 60 минут – основная часть, 5 минут заключительная часть).











Цели и задачи.

Цели:

  1. Снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол.

  2. Содействовать укреплению здоровья детей 13-15 лет.

  3. Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.



Задачи:

  1. Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.

  2. Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.

  3. Научить занимающихся применять полученные знания в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях.




Условия реализации программы

и ожидаемый результат.



По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.



Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.



Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

I. Передача

мяча

1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз).

11

12

13

14

4

7

9

12

3

5

6

9

2

3

4

5

1

1

2

3

4

6

7

9

3

4

5

7

2

3

3

4

1

1

2

3

2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток)

11

12

3

5

2

4

1

2

0

1

3

4

2

3

1

2

0

1

3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток)

11

12

4

6

3

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

3

1

2

4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток)

13

14

15

16

17

4

6

6

6

7

3

5

5

5

5

2

3

3

3

3

1

2

2

2

2

3

5

5

5

6

2

4

4

4

5

1

2

3

3

3

0

1

2

2

2

5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

13

14

5

6

4

5

3

3

2

2

4

5

3

4

2

3

1

2

6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток)

15

16

17

4

4

5

3

3

4

2

2

2

1

1

1

3

4

4

2

3

3

1

2

2

0

1

1

7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток)

15

16

17

5

5

7

4

4

5

3

3

4

2

2

2

4

4

5

3

3

4

2

2

3

1

1

2

II. Подача мяча

1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

11

12

7

8

4

6

3

4

1

2

6

7

4

5

3

3

1

2

2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

11

12

4

6

3

4

2

3

1

2

4

5

3

4

1

2

0

1

3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток)

13

14

8

9

5

7

3

5

2

3

6

7

4

5

3

4

2

2

4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

13

14

5

6

4

5

2

3

1

2

4

5

3

4

2

2

1

1

5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки)

15

16

17

6

7

8

5

5

6

3

4

4

2

3

3

5

5

6

4

4

4

2

3

3

1

2

2

6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток)

15

16

17

5

7

8

4

6

7

2

4

5

1

2

3

4

5

6

3

3

5

2

2

3

1

1

2



Технический прием

Контрольные упражнения

Возраст лет

Оценка

мальчики

девочки

высокий

Выше среднего

средний

низкий

высокий

Выше среднего

средний

низкий

III. Нападающий удар

1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)

11

12

13

14

3

4

6

8

2

3

5

6

1

2

3

4

0

1

2

3

2

3

6

6

1

2

5

5

-

1

3

3

-

-

2

2

2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3

15

16

17

6

7

8

5

6

7

4

4

5

3

3

4

5

6

7

4

5

6

3

3

4

2

2

3

3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток)

15

16

17

5

7

8

4

6

6

3

5

5

2

4

4

4

6

6

3

5

5

2

4

4

1

3

3









Методы и формы проведения занятий.

В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике игры волейбол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры в волейбол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащийся получают представления о судействе игры, о жестах судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При изучении 2 раздела программы «Технические и тактические приемы» применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.

Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их

дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.

Материально-техническое обеспечение:

  • Спортивный зал;

  • Волейбольные мячи – 8 шт;

  • Набивные мячи -4 шт;

  • Скакалки – 20 шт;

  • Стойки с волейбольной сеткой;














Основные принципы и направление деятельности.


Основные принципы проведения занятий:


1.Безопасность.

Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.


2.Возрастное соответствие.

Учитывают индивидуальные  возможности детей.


3.Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».


4.Наглядность

Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.


5.Дифференцированный подход.  Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.


6.Рефлексия.

        

Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.

Форма подведения итогов – контрольные занятия.  Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по волейболу.

Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.




















Наполняемость учебных групп и тренировочные режимы


п/п

Год обучения

Возраст занимающихся

Число занимающихся в группе

Кол-во учебн. часов в неделю

Кол-во учебн.часов в год

Требования по спортивной подготовке

1

1-й

9-10 кл.

15

2

70

Нормативы программ

2

2-й

10-11 кл.

15

2

70

Нормативы программ






Учебно- тематический план


п/п

Содержание занятий

1-й год обучения (9-10 кл.)

2-й год обучения (10-11 кл.)

1

Теоретическая подготовка

2

4

2

Общая физическая подготовка

10

8

3

Специальная физическая подготовка

10

14

4

Техническая подготовка

32

22

5

Тактическая подготовка

12

16

6

Интегральная подготовка, в том числе контрольные игры

2

3

7

Зачеты, контрольные испытания

2

3


Итого часов

70

70



Содержание программы дополнительного образования

первого года обучения.



Программный материал

Номера занятий

Номера занятий, на которых происходит повторение.

I Теоретическая подготовка

II Физическая подготовка

III Техническая подготовка

1.Техника нападения


Действия без мяча

Перемещение и стойки:


Стартовая стойка (исходные положения): основная, низкая.


Ходьба и бег, перемещаясь лицом вперед.


Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед.


Двойной шаг вперед.


Скачок вперед


Сочетание способов перемещений


Сочетание стоек и перемещений


Действия с мячом

Передача мяча:


Передача мяча сверху двумя руками.

Передачи мяча, подвешенного на шнуре, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера, в различных направлениях на месте и после перемещения. Передачи в парах и тройках.


Передачи в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены. Передачи мяча в стену в сочетании с перемещениями. Передачи на точность с собственного подбрасывания.


Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее. Отбивание мяча, подвешенного на шнуре, с собственного подбрасывания, подброшенного партнером – с места и после перемещения.


Подачи мяча:


Подача нижняя прямая. Подача мяча, подвешенного на шнуре, установленного в держателе, через сетку. Подача в стену и через сетку с расстояния 6-9м. Подача через сетку из-за лицевой линии.


Подача нижняя боковая.


Нападающие удары:


Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Прыжок вверх толчком двух ног: с места 1,2,3-х шагов разбега. Овладение ритмом разбега. Удар кистью по мячу. Бросок теннисного мяча через сетку. Удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания.


2.Техника защиты.


Действия без мяча.

Перемещения и стойки:


Стартовая стойка (исходное положение): основная, низкая.

Ходьба и бег, перемещаясь лицом вперед.

Перемещение приставными шагами лицом вперед, боком вперед.

Скачок вперед.


Остановка шагом, прыжком.


Сочетание способов перемещений, перемещений с остановкой.


Действия с мячом.

Прием мяча:


Прием мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены после броска в стену, после броска через сетку. Прием мяча от нижней подачи.


Прием мяча снизу двумя руками. Отбивание мяча, подвешенного на шнуре, наброшенного партнером – на месте и после перемещения. Отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями. Многократное подбивание мяча снизу над собой. Прием снизу подачи.


Блокирование:


Одиночное блокирование прямого удара по ходу (из зон 4, 2,3),стоя на подставке задерживание мячей на кисти рук. Тоже в прыжке.



IV Тактическая подготовка.


  1. Тактика нападения.

Индивидуальные действия.

Выбор места:


Выбор места для выполнения второй передачи (в зоне 3)


Выбор места для выполнения подачи (нижней).


При действиях с мячом:


Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу.


Вторая передача (из зоны 3) игроку, которому передающий обращен лицом.


Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки.


Подача (нижняя) на точность в зоны – по заданию.

Групповые действия.

Взаимодействие игроков передачей линии:


Игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче)


Игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).


Взаимодействие игроков задней и передней линии (при первой передаче):


Игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.


Командные действия.


Система игры со второй передачи игрока передней линии:


Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, которому передающий обращен лицом.


2.Тактика защиты.


Индивидуальные действия.

Выбор места:


При приеме нижней подачи.

При приеме мяча, посланного противнику через сетку.

При блокировании (выход в зону удара).

При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи.


При действиях с мячом:


Выбор способа – сверху двумя руками или снизу – прием мяча, посланного через сетку противником.

Групповые действия.


Взаимодействие игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи:


Игроков задней линии:


а) игрока зоны 1 с игроком зоны 6

б) игрока зоны 5 с игроком зоны 6

в) игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1


Игроков передней линии: игрока зоны 3 с игроком зоны 4 и 2


Взаимодействие игроков задней и передней линии:


Игроков зон 5,1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманах)


Игроков зон 2 и 4 с игроками зоны 6.

Командные действия.

Прием подачи:


Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.


Системы игры:


Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед»


V Интегральная подготовка


Система переключений


Игровые тренировки (мини - волейбол, учебно-тренировочные, контрольные и товарищеские игры).

VI Зачеты.

VII Контрольные испытания.



1,5,8,10,12,49,51,54,58,62







2,4,6,7,8,9,10,11,13



2,4,6,7,8,9,10,11,13



2,4,6,7,8,9,10,11,13




11


11


40



43





15,17,19,21










57,59








29











16,20







16,20




29,30,33,42















6


6


6



13


13


33







16,20,22






15,18,29,42













49,50













18



10





12





21,22




36




41






42




33








45








30,31










11

19


14


19






16












7,9


7,9


7,9



9






17









10,12







31






47,60






65,66

4,67

8, 48

2,6,11,13,19,21,28,32,35,46,53,61,63,64

















21,32


21,32


42,56








32,34,35,36,38,51,55,63


















35,44










26,31,35






20, 24, 28,





56,58,62















20


20


20



24,50


24,50


56,60







36,40,42,44,46






51,52,53,60













53,54,59













48,52



61,64





42





44,45




51




60






48,55




50,56








62








33,35,39,57










21

20,26,39


5747,50








17,18












15,24,26


15,24,26


15,24,26



16






18









22,23,34







63








Содержание программы дополнительного образования

второго года обучения


Программный материал

Номера занятий

Номера занятий, на которых происходит повторение.

I Теоретическая подготовка

II Физическая подготовка

III Техническая подготовка

1.Техника нападения


Действия без мяча

Перемещение и стойки:


Стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями.


Ходьба скрестным шагом вправо, влево; бег спиной вперед.


Перемещения приставными шагами спиной вперед.


Двойной шаг назад, вправо, влево.

Остановка прыжком.


Прыжки.


Сочетание способов перемещений


Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами.


Действия с мячом

Передача мяча:


Передача мяча сверху двумя руками; передача на точность; передача с перемещениями в парах; встречная передача, передача в треугольнике.


Передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара..


Передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению.

Передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх).


Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от нее.


Подача мяча:


Подача нижняя прямая. Подача верхняя прямая.


Нападающие удары:


Нападающий удар прямой по ходу сильнейшей рукой, нападающий удар с разбега (1,2,3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах, по мячу, установленному в держателе, нападающий удар с разбега через сетку по мячу, наброшенному партнером, нападающий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

2. Техника защиты.


Действия без мяча

Перемещения и стойки:


Стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями.

Ходьба и бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, влево, спиной вперед.

Перемещение приставными шагами спиной вперед.

Скачок назад, право, влево.


Остановка прыжком.


Падения и перекаты после падений.

Сочетание способов перемещений с остановками и стойками.

Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.


Действия с мячом

Прием мяча:


Прием мяча сверху двумя руками.

Прием мяча снизу двумя руками;

нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3 и2.


Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим перекатом на бедро и спину.


Блокирование:


Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.


IV Тактическая подготовка.


  1. Тактика нападения.

Индивидуальные действия

Выбор места:


Для выполнения второй передачи в зоне 3, стоя спиной по направлению


Для выполнения подачи (верхней прямой).


Для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зоны 4 и 2).


При действиях с мячом:


Чередование способов подач (нижних и верхней прямой)


Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке или в прыжке), снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке).


Вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен спиной.

Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.

Групповые действия

Взаимодействие игроков передачей линии:


При первой передачи: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2.


Игрока зоны 3 с игроком зоны 4.


При второй передаче: игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3.


Игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач в зоны).


Игроков зон 6, 1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и нижних подач).


Командные действия


Система игры со второй передачи игрока передней линии:


Прием нижних и верхней прямой подач и первая в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи.


Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3.


Прием мяча от нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая игроку, к которому передающий стоит спиной.

2.Тактика защиты.


Индивидуальные действия

Выбор места:


При приеме нижней и верхней подач.

Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.

При страховке партнера, принимающего мяч от верхней подачи, обманной передачи.

При действиях с мячом:


Выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия


Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приеме мяча от подачи, передачи и др.:

Игрока зоны 1 с игроками зон 6 и 2.

Игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.

Игрока зоны 6 с игроками зон 1, 5 и 3.


Командные действия

Прием подачи:


Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 оттянут назад.


Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4.


Системы игры:


Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.


V Интегральная подготовка


Система переключений


Игровые тренировки (мини - волейбол, учебно-тренировочные, контрольные и товарищеские игры).

VI Зачеты.

VII Контрольные испытания.


17,24, 55,60

2,3,5,6,18,19,22,23







4




4




4



4,11


7,11


20,48


36,37



2,5,27,29







7,11,15,20







12,13





13



26,27,33




20,21,46,52







40,41

21,22,23,27,30,57,58





29,30,31,


50,52,53


















4



4



4


7


7,11


47,48,49


22,23,24



12,14,16








21,25,32,33


24,25,26


44,45,48






13,14,15







19,20,21,22










33,36




12,17



19,22






14,15



27,28,33








23,27,46




20,21







11,14





15,28,29



18,23





14,17,22




10,11










35,37,50,52






39,43,50,52




45,51










20,27


35,49





16,17






17,18









21,22


15,18


16,17




30,31






17,18,19













16,18


4,7,11,20,25,33,36,40,41,44,45,48,49,52,56,57,58







7




7




7





15,20,62


53,58


40,45,48










21,32,33,36,37,49,63







25,26





29, 30



44,46




25,32,53,54,55







45,48,52

45,46,47,51,52,60





32,33,34,35,36,37,


51,54,55,56


















7



7



7


15


15


51,52,53


42,43,44



17,19,20








36,37,40,44,45,53,57,58,65,66


33,34,35,36


53,57,58,65,66






44,45,46,57







39,40,41,44










41,64




35









31,43,50



35,46,55,64








26,41,44




48







29,33,41,47





48,49,51,55



37,41,48





49




26,34,37










42,45,58






42,50




58,63










45,55


65





60






47









45




34,50




34



















27

14,29,49






16,20,24,46,48,50

8,12,66



Методическое обеспечение программы дополнительного образования


Ниже дано модельное занятие для 1-го года обучения.


Занятие комбинированное по физической, технической и тактической подготовке


Задачи:

  1. Развитие быстроты перемещений.

  2. Совершенствование приема мяча сверху и снизу.

  3. Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении при подачах.


Инвентарь: мячи волейбольные, набивные, теннисные.


Подготовительная часть – 25 минут. Орг. вопросы – 1 – 2 мин.


  1. Ходьба обычная – руки в стороны, на носках – руки на поясе, на пятках – руки за голову; ускоренная (чередование указанных способов). Во время ходьбы рассчитаться на первый – второй (2 мин).

  2. Игра в «Салки» в парах. Один водящий. Осалив игрока, он меняется с ним ролями (1 мин).

  3. Бег обычный, с круговыми движениями руками вперед, назад, с поворотом на 360 градусов (2 мин).

  4. Перемещения приставными шагами выполняется под счет: на 4 счета лицом вперед, на 4 счета правым боком вперед, на 4 счета – левым; затем на 2 счета лицом вперед, на 2 счета – правым, на 2 – левым (1 мин).

  5. Игра «Невод». Два водящих, взявшись за руки, ловят остальных играющих в пределах волейбольной площадки. Пойманные игроки становятся водящими. Игра заканчивается, когда все игроки будут пойманы. Из числа последних пойманных выбираются новые водящие и игра повторяется (5мин).

  6. Построение в две шеренги лицом друг к другу, упражнения с набивными мячами, на двоих занимающихся один мяч: 1) Броски набивного мяча двумя руками от груди, одной снизу (правой, левой) с выпадом противоположной ноги вперед. 2) Прыжки через мяч вперед, после приземления повернуться и снова сделать прыжок (10 раз) – на два упражнения 7- 8 мин. 3) Перемещение правым (левым) боком вперед с мячом в руках, передать мяч партнеру из рук в руки, вернуться на свое место без мяча, партнер выполняет то же задание (2 мин).

  7. Игра. Разделить занимающихся на две команды, которые располагаются на обеих сторонах площадки по кругу, в центре каждого круга – водящий с мячом. Все играющие перемещаются приставными шагами вправо (влево). Водящий поочередно бросает мяч всем игрокам. После того, как водящий получает мяч от последнего игрока, игра заканчивается. Выигрывает команда, закончившая игру раньше. В роли водящего должен быть каждый член команды (3 мин).


Основная часть – 60 мин.


  1. Развитие быстроты перемещений – 15 мин: 1) Бег с высокого старта – 10 – 15м с максимальной скоростью. 2) То же из положения сидя, лежа. 3) Перемещение приставными шагами лицом, правым или левым боком вперед, то же, постепенно сгибая ноги и сохраняя прежнюю скорость, то же, но с ускорениями. 4) Построение в две шеренги за лицевой линией, тренер располагается на противоположной лицевой линии. По определенному зрительному сигналу тренера все перемещаются приставными шагами правым, левым боком, лицом или спиной вперед. Тренер определяет, кто из игроков быстрее приблизится к нему (3 мин).

  2. Эстафета. Две команды располагаются в колоннах по одному на обеих сторонах площадки за лицевой линией. У первых игроков в команде в руках набивной мяч (2 кг). По сигналу они бегут к сетке, бросают мяч через сетку, пробегают под сеткой и ловят мяч, бегут до лицевой линии, затем обратно, выполняя то же задание. Передают мяч в руки следующему и т.д. Побеждает команда, которая раньше закончила бег и у которой было меньше потерь мяча (5мин).

  3. Совершенствование приема мяча сверху и снизу двумя руками – 10 мин: 1) Передача в парах через сетку на свободное место площадки. Партнер, с выходом, принимает мяч сверху или снизу и передает мяч через сетку обратно своему партнеру. Выбор приема (сверху, снизу) зависит от высоты передачи и дальности от места, где стоит игрок. Через 5-6 приемов игроки меняются ролями. 2) То же, но передача через сетку в прыжке с собственного подбрасывания. 3) То же, но ударом с собственного подбрасывания. 4) Трое занимающихся стоят за линией нападения в зонах4, 3, 2 и наблюдают за тренером, стоящим в зоне3 – на противоположной стороне площадки. Тренер выполняет передачи над собой и, выбрав момент, посылает мяч через сетку в зоны 4, 3 и2. Стоящий там игрок старается вовремя выйти к мячу и принять его. После 3 -4 приемов в каждой зоне игроки меняются зонами, а затем в расстановку встают другие игроки. 5) То же, но тренер направляет мяч на игроков нападающим ударом. 6) То же, что и в упражн5, но игрок зоны 3 подтягивается к сетке и ему направляется передача после приема. Игрок из зоны 3 передает мяч через сетку тренеру.

  4. Обучение индивидуальным тактическим действиям при подаче – 20 мин: 1) Подача нижняя прямая в парах. Один игрок подает, другой принимает мяч снизу двумя руками. Игрок, который принимает мяч, меняет зоны приема, поднимает руку, тем самым определяет куда его партнер должен подать мяч (по 5-6 подач и игроки меняются местами). 2) Подача нижняя прямая на точность в дальнюю (ближе к лицевой) зону площадки и ближнюю (в зону нападения). Подача выполняется с места подачи – по 2-3 подачи по зонам и чередование зон (один раз в дальнюю, один в ближнюю). 3) Подача нижняя прямая во все шесть зон площадки. Для ориентира в каждую зону поставить какой-нибудь предмет (гимнастический мат) – по 2 раза в каждую зону. 4) Нацеленная подача между зонами 5 и 6, 6 и 1, 3 и 2; для ориентира в каждую из этих зон положить гимнастические маты. 5) Соревнование между двумя командами на большее количество попаданий в цель. Подача выполняется с обеих сторон площадки. Для ориентира на обеих сторонах площадки ставится один – два предмета. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков по попаданию подачей в цель.

  5. Двусторонняя игра – 15 мин. Подачу применять только целенаправленную. В первой партии – в ближнюю и дальнюю зоны площадки. Во второй партии – между зонами 5 и 6, 6 и 1, 3 и 3. Прием мяча от игроков, подающих нижней прямой подачей – сверху, нижней боковой – снизу; после передачи через сетку верхней передачей мяча – прием сверху, с нападающего удара – снизу двумя руками.

Заключительная часть – 5 мин.


Список литературы


Для педагога

Для детей

  1. Богданов Г. Волейбол в школе. Москва, « Просвещение», 1982г.

  1. Белов С. Первые шаги вволейбола Москва, 1998 г.

  1. Железняка Ю. Спортивные игры. Москва, 2002г.

  1. Пауэр Ф. Любимая игра. Москва, 1984г.

  1. Коузи Б. Волейбол.. Москва, 1997г.


  1. Пертнов Ю. волейбол. Москва, 1997г.


  1. Пертнов Ю. Теория и методика волейбола. Москва, 2004г.