СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Волейбол в системе физического воспитания населения России»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волейбол – игра миллионов людей по всему миру. Это игра – страсть, игра – эмоция, игра –развитие, игра – отдых, игра – фантазия, игра – мечта и, наконец, игра –жизнь.

Просмотр содержимого документа
««Волейбол в системе физического воспитания населения России»»











Реферат по дисциплине:


«Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности»


По теме:


«Волейбол в системе физического воспитания населения России»









Исполнитель:

Смирнова Елена Юрьевна












Содержание.


Введение…..………………………………………………………………………3


1. История развития волейбола…………………...………………………………5


2. Правила игры в волейбол…………………………………………….…….......7


3. Волейбол в системе физического воспитания………………….. .....……….10


Заключение………………………………………………………………………..13


Список литературы……………………………………………………………….14










Введение.



Волейбол – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе

которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой

сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы

он приземлился на площадке противника, либо игрок защищающейся

команды допустил ошибку.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,

получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное

двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь

быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко

прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные

напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме

занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и

дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном

аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании

укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными,

повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом

способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и

ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную

реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и

способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет

на рост юных спортсменов. Игра волейбол требует от занимающихся

максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и

умения пользоваться приобретенными навыками. В процессе игровой

деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции:

жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить. Благодаря

своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не

только физического развития, но и активного отдыха.

Волейбол – игра миллионов людей по всему миру. Это игра – страсть, игра – эмоция, игра –развитие, игра – отдых, игра – фантазия, игра – мечта и, наконец, игра –жизнь. Роль волейбола трудно переоценить. С момента своего «изобретения»игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов

Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта

игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене. Игра в

волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие

волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством

организации досуга, поддержания здоровья и восстановления

работоспособности.










































История развития волейбола.



Волейбол – это игровой вид спорта, пользующийся немалой популярностью. Занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических качеств: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени.

Появился волейбол в США в 1895 году. Основоположником этой игры был пастор Уильям Морган – преподаватель колледжа, предложивший назвать игру «волейбол», что в переводе с английского «летящий мяч» (от «volley» – отбивать на лету и «ball» – мяч). В 1900 году появились первые правила волейбола.

В западной Европе стал очень популярным пляжный волейбол (2 × 2), в последние годы по этому красивейшему виду спорта проходят чемпионаты Европы и мира, и он включен в программу Олимпийских игр.

Волейбол, возникнув в 1895 году, в США, быстро стал популярным в разных странах, особенно на европейском континенте. Первоначально это была игра развлечение. Мяч подолгу находился в воздухе, т. к. большое количество игроков в команде (8 – 10 человек) и слабая техника нападения подолгу не позволяли мячу упасть на площадку. Однако постепенно стали появляться способы перебивания мяча через сетку, затруднявшие защитные действия соперников. Это привело к выделению основных технических приемов: подача, передача, нападающий удар, блок.

Менялась и тактика игры. Если первоначально вся тактика сводилась к равновесной расстановке игроков на площадке, то усложнение игры сделало необходимым согласованные групповые и командные действия. Волейбол становился коллективной игрой.

В 1947 году была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Развитие волейбола пошло ускоренными темпами. Стали проводиться первенства Европы и мира, разыгрывается Кубок европейских чемпионов. В 1964 г. волейбол включен в программу Олимпийских игр. В настоящее время членами ФИВБ являются более 110 стран. Весомый вклад в становление мирового волейбола внесли советские спортсмены.

У нас в стране волейбол появился в 1920–1921 гг. в Казани, Нижнем Новгороде и в других городах Поволжья. С 1925 г. он активно развивался на Украине, на Дальнем Востоке. Активным популяризатором спортивного волейбола выступило созданное в 1923 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского физкультурно-спортивное общество «Динамо». В 1925 г. в Москве были утверждены первые в нашей стране официальные правила по волейболу, по которым вскоре (в 1926 г.) были проведены первые соревнования. В этом же году была проведена первая междугородная встреча между волейболистами Москвы и Харькова. А уже в 1928 г. на I Всесоюзной спартакиаде в Москве впервые был разыгран всесоюзный чемпионат по волейболу среди мужских и женских команд. Встречи на Спартакиаде способствовали единому толкованию правил соревнований, убедили в необходимости коллективных командных действий. После этого волейбол повсеместно стал массовым видом спорта.

Привлечению молодежи к занятиям волейболом способствовал введенный в 1931–1932 гг. физкультурный комплекс ГТО, одной из задач которого было улучшение общей физической подготовленности занимающихся спортом. На этой базе повышалось мастерство волейболистов, расширялись технические возможности игроков и команд. Волейбол становится в полном смысле слова спортивной игрой. Его включали в программы многих крупных соревнований.

В 1932 г. была создана Всесоюзная секция волейбола, а с 1933 г. стали регулярно проводиться первенства Советского Союза.

Первые международные встречи наши волейболисты провели в 1935 г. с командами Афганистана. В двух играх победили советские спортсмены.

Вскоре уже стали проводиться чемпионаты мира по волейболу. Мужские ЧМ с 1949, а женские с 1952 года. Интересно то, что уже на первом чемпионате мира, сборная СССР заняла первое место, а женская сборная в том же году первое место в Чемпионате Европы. С того времени наши спортсмены и до сих пор в рядах лучших на мировой арене.

Уже в 1964 году волейбол был в включен в программу Олимпийских игр, проходивших в Токио. На этих соревнованиях золото взяли волейболисты СССР, и волейболистки Японии.

За все время прохождения Олимпийских игр(с того времени как волейбол вошел в программу Олимпийских игр), наши волейболисты и волейболистки семь раз становились олимпийскими чемпионами.

Популярность волейбола в мире продолжала расти. Проводились первенства стран и континентов. Встал вопрос об включении его в программу летних Олимпийских игр. в 1957 г. сессия Международного олимпийского комитета приняла решение признать волейбол олимпийским видом спорта. На прошедших после этого олимпиадах советские волейболисты и волейболистки по три раза становились чемпионами. Победили наши спортсмены и на XXII Олимпийских игр в Москве.

Из года в год росло количество международных соревнований и турниров. С 1965 г. установилась такая их последовательность проведения по годам: волейбольный турнир на Олимпийских играх, в следующем году – кубок мира, затем – первенство мира, затем – первенство Европы, и наконец – вновь Олимпийские игры.









Правила игры в волейбол.


В волейбол играют на площадке размером 9х18 метров. Вся площадка разделена на две равные половины средней линией, над которой подвешивается сетка. Высота сетки зависит от возраста и пола играющих. В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны), и ведётся она мячом весом 250грамм и окружностью 65-68 сантиметров.

Смысл игры в том, чтобы не дать мячу упасть на своей площадке, прилагая усилия для падения его на стороне противоположной команды. Действия играющих, ограниченные правилами, выполняются игровыми приёмами: подачей, передачей, нападающих ударом и блокированием. Исходными положениями для игровых приёмов будут стойки (при действиях на месте) и перемещения (при действиях в движении).

Игра состоит из трёх или пяти партий, в каждой счёт ведётся до 15 очков. Побеждает та команда, которая выиграет две партии из трёх или три из пяти. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья, решающая. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии команды меняются площадками.

Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занимают место на передней линии у сетку, остальные – на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу.

Когда игроки занимают свои места на площадке, судья подает команду начинать игру. На подачу отводится не более 5 секунд. Один игрок выполняет подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке.

Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются мяча, то засчитывается два касания. Если же мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится повторная подача для розыгрыша спорного мяча.

Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничительными лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых линий, или коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка) входят в площадь игрового поля.

Команда теряет право на подачу или соперник выигрывает очко, если:

– мяч падает на своей площадке;

– команда совершает более трех касаний;

– мяч брошен или задержан;

– мяч коснулся тела игрока ниже пояса;

– игрок касается сетки;

– игрок совершал два касания подряд;

– ступня игрока полностью находится на стороне соперника и не касается средней линии;

– игрок производит нападающий удар на стороне соперника;

– игрок задней линии из площади нападения перебивает на сторону соперника мяч, который находится выше верхнего края сетки;

– игрок задней линии участвовал в блокировании и коснулся мяча;

– команда нарушает расстановку в момент подачи;

– игрок во время удара по мячу пользуется поддержкой товарища по команде;

– игрок получает персональное замечание;

– игрок касается мяча или игрока противоположной команды, когда мяч находится на стороне противника;

– умышленно затягивается игра;

– замена игрока произошла неправильно;

потребован третий перерыв для отдыха после предупреждения;

– использовано более 30 секунд на второй перерыв для отдыха;

– игрок без разрешения судьи уходит с площадки во время перерывов в игре;

– игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать сопернику;

– нарушены правила блокирования.

Партия считается выигранной, если одна из команд набрала 15 очков с преимуществом не менее 2=х очков. При счете 14:14 игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не добьется преимущества в 2 очка (16:14; 17:15 и т.д.)

Команда имеет право на два перерыва по 30 секунд в каждой партии. Разрешена замена игроков, но не более шести в каждой партии.

Волейболисты должны иметь одинаковую форму. Тапочки не должны иметь каблуков. Игрокам запрещается иметь украшения, которые в ходе игры могут явиться причиной травмы. На майки наносят номера (с 1-го по 99-й), причем в команде не должно быть двух и более игроков с одинаковыми номерами на майках.

Во время игры к судье может обращаться только капитан команды. Игрок не имеет права:

– оспаривать решение судей и делать замечания в их адрес;

– вести себя нетактично по отношению к сопернику или делать оскорбительные замечания в адрес игроков противоборствующей команды.

Каждый игрок обязан хорошо знать правила игры, строго их выполнять и соблюдать нормы поведения.



































Волейбол в системе физического воспитания.



Волейбол – одна из популярных видов спортивных игр. Если профессиональный волейбол – зрелищная и захватывающая игра с силовыми подачами в прыжке, виртуозными защитными действиями, мощными нападающими ударами у сетки и с задней линии, комбинационная игра высокорослых, то волейбол любительский – не менее привлекателен и эмоционален. Интерес к игре обусловлен тем, что волейбол доступен людям различных возрастно-половых групп и типов телосложения, он, что немаловажно, бесконтактен, и существует в различных вариантах: с ограничением в счете, на уменьшенной площадке, с не полными составами, на открытой площадке, и на песке, и на снегу, и даже волейбол без рук (ногейбол, сепактакроу).

Волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования. Это объясняется тем, что во время этой игры создаются благоприятные возможности для проявления ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, волевых качеств, смекалки, взаимопомощи и других личностных качеств.

Обучение технико-тактическим действиям в спортивных играх в соответствии с программой начинается с пятого класса. (В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол).

Техника игры – это комплекс специальных приемов, которым необходимо овладеть для успешного участия в игре. Рациональная техника дает возможность игроку достичь эффективности действий в игре при экономном расходовании сил. Каждый технический прием представляет собой систему движений, т.е. нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом и базирующихся на естественной координации движений человека.

Под тактикой понимают рациональное использование приёмов игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, игровые задания создают неограниченные возможности для всестороннего развития учащихся.

Программный материал по волейболу направлен на освоение учащимися технических приемов игры (стоек и перемещений, передач сверху и снизу, подач нижней и/или верхней, нападающего удара, блокирования), индивидуальных, групповых и командных тактических действий (обусловленных уровнем технической и физической подготовленности) в нападении и защите, на развитие физических качеств, на формирование знаний (терминология игры, правила игры, правила безопасности при организации игры), на овладение организаторскими умениями (выбор и подготовка места для проведения игры, комплектование команды, помощь в судействе, руководство группой при выполнении игрового упражнения или организации подвижной игры с элементами волейбола).

Обучение технике игры в волейбол представляет собой педагогический процесс, предполагающий передачу, восприятие и переработку информации. Для обучения и совершенствования технических приемов игры применима схема:

- терминологически правильное название приема;

- показ выполнения приема учителем (или на плакате, слайде, при помощи видеотехники) с комментариями о его роли в игре;

- объяснение техники выполнения приема с демонстрацией (положение частей тела до выполнения, в момент выполнения и после выполнения технического приема);

- имитация приема в целом или по частям;

- выполнение подводящих упражнений, с акцентированием внимания на направленности каждого из них;

- выполнение технического приема в самых простых условиях;

- выполнение технического приема в условиях, приближенных к игровым.

На всех стадиях обучения технике игры необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения: чем раньше замечена и исправлена ошибка, тем больше вероятность успешного овладения рациональной техникой игры.

Типичными причинами возникновения ошибок учащихся при выполнении упражнений в процессе обучения техническим приемам игры в волейбол являются:

- недостаточность развития двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы);

- неправильное представление учащегося о движении при выполнении технического приема;

- не соответствие мышечных ощущений учащегося и его движений;

- несистематическое посещение уроков, в результате чего двигательный навык не стабилизируется.

Знание типичных ошибок при выполнении упражнений и причин их возникновения позволяет подобрать методические приемы их исправления и предупреждения:

- создание условий для ясного понимания техники движения;

- оказание внешней помощи для получения учащимися представления о правильном движении через ощущения;

- применение избирательных упражнений в отдельных компонентах технического приема или упражнений, имеющих направленное воздействие на развитие конкретного двигательного качества.

Овладение техническими приемами будет успешным, если при обучении используются:

- принцип постепенности, наглядности, доступности и систематичности;

- целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательных навыков;

- знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов игры в волейбол;

- знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры в волейбол и исправление этих ошибок.





























Заключение.



Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования.

Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.


















Список литературы.



1. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.

2. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.

3. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002. - 368 с.

4. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М., 1988. - 192 с.

5. Махов, С.Ю. Волейбол./ Изд. ЛитагентМАБИВ – 2016

6. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979 – 168 с.

7. https://xn--80achdsmthemz.xn--p1ai/publication/2117/

17