СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волевая сфера детей младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волевая сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством,  особенностью мотивов. Волевая сфера нуждается в коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Волевая сфера детей младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.»

Волевая сфера детей младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Подготовила: Гомоль М.А.,

учитель – дефектолог.





Что такое воля?

Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Все волевые действия целенаправленны.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

Основные фазы волевого процесса.

Первоначальным моментом всякого волевого действия - его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие.

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

После постановки цели и определения ее достижения наступает следующий момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.

Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека. Для понимания всей сложности волевой сферы личности необходимо учитывать, что человеческая деятельность состоит не только из произвольных, то есть целенаправленных, преднамеренных, действий. Человек совершает немало и таких полезных действий, которые принято называть непроизвольными, неволевыми. Неволевыми действиями называются действия, которые в каждом частном случае совершаются без контроля со стороны человека и не нуждаются в постоянно осознанном регулировании.

К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия. Это, например, отдергивание руки от чего – то, причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т. д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными.

Основные функции воли.

1) функция волеизъявления (инициации),

2) функция выбора при конфликте целей и мотивов поведения,

3) функция организации всех психических процессов в единую систему,

4) функции контроля совершаемых действий,

5) функция торможения наших действий.

Ильин Е.П. сгруппировал волевые качества в три группы:

Первая – волевые качества, характеризующие целеустремленность: терпимость, упорство, настойчивость.

Вторая - волевые качества, характеризующие нравственность: мужество, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность.

Третья - волевые качества, характеризующие самообладание: выдержка, решимость, смелость. [11, с.10].

Основные волевые качества:

1.Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

2. Самостоятельность – это волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь от достижения поставленной цели. Если человек необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, если он без особой нужды обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону, а не самостоятельно и творчески, то нельзя признать, что у него развито такое волевое качество, как самостоятельность. Бывают, однако, случаи, когда негативизм (необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Негативизм – это признак не силы, а слабости человека.

3. Самообладание – это волевое качество, характерное для людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

4. Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Если человек в какой-либо сложной обстановке не принимает решения действовать определенным образом, потому что растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как правило, неуверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.

5.Настойчивость – это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизировать свои силы для относительно длительной и сложной работы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять на своем и бороться за выполнение принятого решения, не может быть решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.

6.Энергичность - это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед трудностями, они его не размагничивают, а, наоборот, мобилизуют. Такой человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.

7.Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет.

8.Исполнительность - волевое качество; оно заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.







Развитие волевой сферы младших школьников.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младших школьников, но формирование произвольности и особенностей волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий – процесс длительный и сложный. Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируется волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно, так как перед ним возникает все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. В начале обучения цель, как первый этап волевого акта, возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получены из учебников и дополнительной литературы. В ходе психического развития, с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим, взаимоотношения его с коллективом, младшие школьники совершают тот или иной акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно – мотивационной сферы - важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной чертой волевого характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Они способны управлять собой, руководствуясь взглядами и убеждениями (их еще нужно сформировать) и поэтому часто подражают другим. В связи с этим учитель и окружающие люди должны показать им положительные примеры поведения. Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам.)

Другой важнейшей волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младших школьников возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распоряжаться временем после школы, самостоятельно организуя выполнение домашнего задания и своего досуга.

У него также появляется и противоположная сдержанности отрицательная черта характера – импульсивность. Импульсивность, как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте, проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на всё то, что своей новизной захватывает ребёнка. К третьему классу она встречается у детей уже реже. Вместе с тем, в некоторых случаях, импульсивность становится индивидуальной особенностью школьника.

Настойчивость, как важнейшая волевая черта характера, развивается к третьему классу и позволяет учащемуся добиваться успеха в учебе, даже при больших трудностях. Ярче всего это черта проявляется при выполнении домашнего задания, на уроке труда, во время уборки школьного помещения или двора.

Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связанно с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств.

Волевые качества функционируют не изолированно друг от друга, а образуя определенную структуру. Структура волевых качеств представляет собой динамическую систему. Динамика определяется изменчивостью самой деятельности и возникающих в ней препятствий, требующих проявлений определенных качеств. [21, с. 27].

Чем сильнее интерес к процессу деятельности и его результату, тем успешнее преодоление препятствий. В этих условиях быстрее происходит формирование волевых качеств. Для воспитания волевых качеств ребёнка надо приучать к самостоятельному преодолению посильных трудностей. Наибольший эффект воспитание дает в том случае, если удаётся у человека сформировать интерес к деятельности. [18, с.45]. Считается, что для волевых свойств личности большую значимость имеют перспективы далекого будущего.

Подводя итог, отметим, что в младшем школьном возрасте высокий уровень развития имеют такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие, решительность, настойчивость, выдержанность.



Волевая сфера младших школьников

с интеллектуальной недостаточностью.

Недостаточность инициативы. Безудержность побуждений. Внушаемость и упрямство. Особенности мотивов.

С точки зрения советских психологов, проблема воли, это, прежде всего вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются определяющими. В связи с этим должен рассмат­риваться вопрос о ее строении. Воспитание воли у нормальных детей это сложный и длительный процесс. Воспитание воли у детей с интеллектуальной недостаточностью представляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их развития. Умелый, терпеливый подход к умственно отсталым детям, осуществляемый во вспомогательных школах, позволяет в определенных пределах развить их волевые качества.

Многие авторы отмечают недостаток инициативы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, неумение руководить своими действиями, неуме­ние действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.

Примеры безволия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью широко пред­ставлены в литературе и хорошо известны каждому учителю. Ре­бёнку нужно пришить оторвавшуюся пуговицу, но он не делает этого, если под рукой нет иголки и нитки. Проявить инициативу ему трудно. Если трудно решить задачу, ребенок идет в школу, не приготовив задание. Соседский мальчик позвал погулять - ребе­нок не пошел в школу, хотя отлично знал, что пропускать заня­тия нельзя. Подчинить свое поведение определенной задаче он не может. Такого рода безвольное поведение может наблюдаться и у нормальных детей. Однако оно выражено заметно у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Л. С. Выготский в столь большой мере разделял идею Сегена о значении слабости побуждений, что, присоединяясь к нему, пи­сал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка». [6, с.28].

Несамостоятельность, безынициативность, неумение руково­дить своими действиями, неумение преодолевать малейшие пре­пятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям сочетаются, однако, с признаками противоположного свойства.

Так, например, оказывается, что, если школьнику с интеллектуальной недостаточностью очень захотелось получить вопреки порядку какую-либо дополнительную порцию особенно вкусного сладкого блюда, он проявляет достаточную настойчивость и целеустремленность, об­наруживает умение преодолеть известные трудности и даже не­которую опосредованность, обдуманность поведения.

Такая же обдуманность, даже неожиданная для учителя хитрость, т. е. опосредованность поведения, может быть проявле­на при необходимости скрыть проступок или добиться удовлетво­рения каких-либо эгоистических интересов. Многим учителям известно, что младшие школьники вспомогательных школ нередко проявля­ют достаточную целенаправленность действий, неплохо ориентируются и действуют в конкретных бытовых условиях. Г. Е. Сухарева пи­шет. «При легкой степени умственной отсталости эти больные относительно неплохо разбираются в практических вопросах, очень заинтересованы в вопросах своего жизнеустройства, хорошо учитывают особенности данной конкретной ситуации и неплохо приспосабливаются к ней». [18, с. 28].

Следовательно, слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. Такие же резкие контрасты наблюдаются и тогда, когда речь идет о других показателях воли. Так, например, при обычной вялости и безынициативности поведения можно наблюдать внеш­не противоположные им безудержность, непреодолимость от­дельных желаний.

Школьник с интеллектуальной недостаточностью часто не в состоянии отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далекого. Отдаленные во времени бла­га или горести оказываются немощными, бледными тенями рядом с непосредственно близкими и хотя бы ничтожными удовольствия­ми или лишениями.

И наконец, те же контрасты наблюдаются у младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью в его отношении к воздействиям со стороны окру­жающих людей. На первый план выступает внушаемость, некри­тическое восприятие указаний и советов окружающих людей, от­сутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Школьника с интеллектуальной недостаточностью легко подговорить обидеть свою любимую младшую сестренку, испортить, сломать какую-нибудь нужную в доме вещь. Нередко его подговаривают сказать какую-нибудь глупость или дерзость учителю, рассмешить класс во время урока и т. д. И наряду с этим те же дети в отношении отдельных указаний со сто­роны окружающих могут проявить необычайное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам, непре­одолимое стремление сделать наперекор тому, о чем их просят.

Все эти мнимые контрасты проявлений воли (безынициатив­ность и безудержность, внушаемость и упрямство и т. п.) есть вы­ражение незрелости личности младшего школьника.

Сущностью этой незрелости является, конечно, все тоже не­доразвитие духовных потребностей. Все те требования, которые общество предъявляет ребёнку младшего школьного возраста, известны ученику вспомогательной школы от учителя и других воспитате­лей, но они еще не превратились в его собственные потребности, интересы, устремления. Поэтому они и выполняются без напря­жения и волевых усилий. Мотивы учебных, трудовых и других действий заданы ученику учителем, ученик их знает (и то не слишком глубоко), но они не превратились в его собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей и их осозна­ния.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводят к обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления. Кречмер называл такими примитивными реакциями всякие им­пульсивные, мгновенно возникающие действия в ответ на какое-либо воздействие внешней обстановки, которые как бы минуют высшую сферу личности, не подчинены ее подлинным отношениям и установкам. [1, с.32].

Так, например, ребенок импульсивно хватает привлекательную для него вещь, не задумываясь над тем, можно ли это сделать; импульсивно бросается бежать, испугавшись чего-либо, и при этом не отдает себе отчета в том, спасет ли его бегство от опас­ности.

Общим радикалом всех этих многообразных проявлений не­зрелости личности применительно к волевым качествам является подвластность школьника непосредственным воздействиям окружаю­щей ситуации либо собственным аффективным импульсам, а, сле­довательно, отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей.

Следует сопоставить с этим данные Л. И. Божович. Она пи­шет, что личность человека формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения; будучи сформирован­ной, она освобождается от непосредственного подчинения отри­цательным влияниям окружающей среды.[2, с. 55].

Иными словами, хотя личность ребенка есть продукт воспи­тания, она приобретает на определенном уровне развития изве­стную независимость. Собственные потребности и интересы, при­нятые личностью образцы поведения, ставшие внутренне приня­той нормой, дают ребенку возможность противостоять случай­ным, хотя бы и сильным воздействиям. Ребенок, ставший лично­стью, может критически преодолеть как случайные дурные влия­ния, так и собственные мимолетные эгоистические или низменные побуждения. Именно этой самостоятельности, или, иначе форму­лируя, зрелости личности, длительные годы не хватает детям с интеллектуальной недостаточностью.





Библиографический список:

1. Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ. 1988.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1955.

3. Ветрова В. Развитие и коррекция. - М., 1979.

4. Воронкова В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей. - М.: Н/О Комплекс-центр, 1993.

6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Сб. соч.: в 6 т., т 5 - М., 1983.

7. Забрамная С.Д. Ваш ребенок во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1999.

8. Ильин Е.П. «Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей»- М.,2000.

9. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие./ Зайцев Д. В., Зайцев Н. В. Саратов: 1999, 110 с.

10. Психология умственно отсталых школьников. //Под ред. В.Г. Петрововой. - Красноярск, 1994.

11. Пуни А.Ц. «Математические методы в психологии: учебное пособие» М.,1977.

12. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2005 - №3 февраль - с.16-17

13. Эмоционально-волевая сфера младших школьников: Методическое пособие. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!