СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волков Сергей. Роль компьютера в нашей жизни. Доклад 6 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад ученика 6 класса. В теоретической части рассказывается, что такое компьютер, компьютер – помощник человека, чем опасен компьютер. В практической части представлена анкета, правила пользования электроприборами, сохранения зрения и здоровья при работе за компьютером, психологической защиты от компьютерной зависимости, зрительная гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«Волков Сергей. Роль компьютера в нашей жизни. Доклад 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 147 города Челябинска».







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Роль компьютера в нашей жизни»

по дисциплине

«Информатика»

Выполнил: Волков Серей

Класс 6 Г

Руководитель проекта:





















Челябинск 2021 г.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В НАШЕЙ ЖИЗНИ 4

Что такое компьютер 4

1.2. Компьютер – помощник человека 6

1.3. Чем опасен компьютер для людей 8

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10

2.1. Анкетирование «Компьютер – наш помощник». 10

2.2. Создание буклетов «Правила безопасности при работе за компьютером» 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 15


























ВВЕДЕНИЕ

Нас окружают чудеса, чудеса технического прогресса. Одно из них – компьютер. Компьютер – такое знакомое и привычное слово. Он всегда рядом со мной, дома в школе, на улице. Большой – персональный компьютер, или маленький смартфон. Компьютер – это постоянный спутник нашей жизни. Компьютеры есть у всех моих знакомых, родственников, друзей. Компьютеры везде, в магазине, поликлинике, в банке, в автомобилях. С помощью компьютера родители работают. С помощью компьютера мы учимся. С компьютером мы играем. Через компьютер мы общаемся. Мир Интернета, в который мы попадаем с помощью компьютера, так заманчив, притягателен.

Но мы постоянно слышим от взрослых: «Не сиди долго за компьютером! Это вредно для здоровья».

Так, какая же роль компьютера в нашей жизни? Эта тема не нова, но всегда будет обсуждаться, потому что с каждым днём компьютер входит в нашу жизнь всё больше и больше. О пользе и вреде компьютера можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления есть свои сторонники и противники. Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.

Цель. Определение роли компьютера в нашей жизни, его польза и вред для человека.

Задачи.

  1. Изучить устройство компьютера.

  2. Выяснить, чем компьютер полезен человеку.

  3. Выявить, чем опасен компьютер для людей.

  4. Создать буклеты «Правила безопасности при работе за компьютером».



Проблемный вопрос: положительна или отрицательна роль компьютера в нашей жизни?

Гипотеза: работа с компьютером и полезна, и вредна – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью мы используем компьютер.



ГЛАВА 1. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В НАШЕЙ ЖИЗНИ Что такое компьютер

Что такое персональный компьютер? Изучим его устройство, заглянем в системный блок. ВНИМАНИЕ! Без разрешения взрослых нельзя открывать системный блок!

Компьютер – это электрический прибор. Поэтому мы сначала отключим электричество от устройства. Отсоединим вилку от розетки. На задней панели системного блока отключим питание. Главный в компьютере системный блок. Системный блок – это мозг компьютера.

Основные части системного блока.

  • Блок питания.

  • Процессор.

  • Оперативная память.

  • Жёсткий диск.

  • Вентиляторы защищают «мозг» компьютера от перегрева.

От «мозга» информация поступает на монитор.

Вводят информацию в компьютер

  • клавиатура,

  • мышь,

  • сканер,

  • модем.

Выводят информацию

  • монитор,

  • принтер,

  • колонки,

  • модем.

Но для правильной работы компьютера недостаточно только «железа» – мозга компьютера. Необходимы специальные программы, которые помогают «мозгу» компьютера общаться с человеком.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Компьютер может обрабатывать, хранить, передавать информацию, то есть выполнять самые разнообразные действия с информацией. Различную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером, называют данными. Обработку данных компьютер осуществляет с помощью установленных программ. Чем больше различных программ установлено на компьютер, тем большее количество задач может решать компьютер.

Все программы можно подразделить на два вида это: системные и прикладные. Системные – это программы, которые обеспечивают нормальную работу компьютера. Главная программа – это операционная система. Например, операционная система Windows. Что в переводе с английского языка – окно. Окно в иной мир, мир информации.

Прикладные программы – это программы, обеспечивающие выполнение определённых задач. Например, офисные программы. Офисные программы – это пакет определённых программ, позволяющих работать с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, графиками, базами данных и тому подобное. Самой распространённой офисная программа Microsoft Office.

Архиваторы – это программы, позволяющие сжимать несколько файлов в один архив тем самым уменьшить их размер что очень удобно для передачи этой информации в интернете. Самые популярные архиваторы: 7-Zip и WinRar. Они очень просты в использовании.

Графические редакторы предназначены для создания и редактирования графических изображений таких как, фото, картинки, рисунки. Например, графический редактор для обработки фотографий – Paint, ACD FotoCanvas.

Медиаплееры – это компьютерные программы, предназначенные для воспроизведения аудио и видео файлов. Например, KMPlayer.

Веб-браузеры – это программа, с помощью которой Интернет-пользователь может посещать и смотреть веб-сайты на компьютерах и гаджетах. Например, Internet Explorer, Яндекс Браузер, Google Chrome, Opera, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

Антивирусные программы защищают компьютеры от вредных программ (вирусов). Например, Антивирус Касперского, Dr.Web, ESET NOD32.

Для общения мы используем программы Skype, WhatsApp и Viber.

В процессе пользования компьютером создаются, но до конца не удаляются много ненужных файлов такие как временные файлы. Засоряется реестр. После удаления программ остаются неиспользованные ярлыки. Для очистки системы используются специальные программы. Например, CCleaner

Есть прикладные программы, которые необходимы для игр. Например, DirectX, Steam, Adobe Flash Player, NVIDIA GeForce Experience.


Вывод. Компьютер – это электрический прибор, универсальное устройство для работы с информацией.

1.2. Компьютер – помощник человека

Почему компьютер так привлекает людей: детей и взрослых? Что умеет компьютер?

Компьютер с помощью разных программ помогает человеку:

  • собирать, сохранять и систематизировать информацию;

  • писать разные тексты и печатать их;

  • переводить тексты с иностранного языка;

  • вычислять;

  • составлять графики и диаграммы;

  • рисовать картины, создавать макеты;

  • записывать музыку;

  • передавать информацию;

  • общаться с друзьями и родственниками;

  • и многое другое.

В чём нам помогает компьютер?

Из бесед с близкими людьми я узнал, что раньше, когда не было компьютера, жизнь школьника была гораздо сложнее. Для того, чтобы написать эту работу, мне пришлось бы идти в библиотеку, прочитать много литературы, чтобы подобрать необходимый материал. Теперь достаточно заглянуть в Интернет и задать вопрос. В интернете можно найти ответы на любые вопросы, прочитать нужные книги.

Чтобы записать свои мысли, раньше дети расчерчивали альбомные листы, писали ручкой. Сейчас мне помогают программы Microsoft Office написать доклад, создать презентации и буклеты.

Какую роль играет компьютер в нашей жизни?

Для маленьких детей компьютер – это игра. Компьютерные игры красочны, персонажи игр словно живые. Компьютерные игры развивают внимание, память, мышление, воображения детей.

Для школьников компьютер – это источник знаний. С помощью компьютера можно читать книги, выполнять домашние задания, общаться с друзьями.

Для взрослых компьютер – помощник в работе. С помощью компьютера набираются тексты, верстаются газеты и журналы, создаются спецэффекты в кино. Многие профессии неразрывно связаны с компьютерами. Компьютеры используются во всех сферах человеческой жизни: врачами и учителями, инженерами и учёными, дизайнерами и банкирами.

С помощью персональных компьютеров мы не только работаем и учимся, но и развлекаемся. Читаем разные книги, смотрим любимые фильмы и передачи, рисуем, играем.

Самым существенным достоинством компьютера является возможность выхода в Интернет. Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Компьютер и интернет облегчили нашу жизнь.

Что же подарил людям интернет.

  1. Общение с помощью разных программ. Находясь дома, мы можем учиться, обмениваться информацией.

  2. Возможность быстро найти любую информацию.

  3. В нашем распоряжение интернет–магазины и онлайн–банки.

  4. Доступ к различным развлечениям: играм, фильмам.

  5. Возможность посетить онлайн-выставки, музеи, зоопарки.

Значение и важность таких возможностей доказали дни пандемии, когда мы были вынуждены жить в изоляции. Мы учились с помощью ресурсов Интернета, наши родители работали в онлайн-режиме.


Вывод. Компьютер – это устройство, которое выполняет много функций. Компьютер – помощник человека. Овладение компьютерными технологиями облегчает нашу жизнь.



1.3. Чем опасен компьютер для людей

Опасен ли компьютер для людей?

Чтобы ответить на этот вопрос, я прочитал, что об этом пишут в книгах и на сайтах. Обобщив полученную информацию, я сделал следующие выводы.

Во-первых, компьютер – это электрический прибор. Вокруг человека полно электрических устройств и многие люди забывают, что здесь скрывается большая опасность для здоровья и жизни человека. Электрический ток опасен, он может убить, поэтому любое электрическое устройство не безопасно. Для безопасности жизни и здоровья нужно соблюдать правила пользования электроприборами.


Условия современной жизни заставляют человека всё больше и больше времени проводить за компьютером. Постоянное общение с компьютером вредно для здоровья человека. Мониторы являются сильным источником электромагнитных полей. Постоянное излучение различных электронных устройств приводит к расстройствам нервной системы и глаз.

Человек, работающий за компьютером, проводит много время в сидящем положении, что влияет на опорно-двигательный аппарат человека. Длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника.

Управление компьютером – это работа мышкой. Что приводит к хроническим заболеваниям кистей рук.

В современном мире появился компьютерный синдром — это реакция организма человека на длительную работу за компьютером.

  • Потеря остроты зрения. Предметы, на которые смотрит человек, кажутся затуманенными, иногда их контуры раздваиваются.

  • Усталость глаз. Буквы, цифры и изображения начинают расплываться через непродолжительное время чтения или работы за монитором.

  • Головная боль.

  • Жжение в глазах, «словно песок в глаза насыпали».

  • Покраснение, вероятно возникновение боли при движении глаз.

  • Боли в шее и в спине.

  • Общее снижение работоспособности, повышенная утомляемость.

Всё чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Основные признаки компьютерной зависимости детей.

  1. Большинство свободного времени ребёнок проводит перед компьютером или в видеоиграх.

  2. Ребёнок часто засыпает в школе, отстаёт от сверстников, пропускает задание и получает плохие оценки.

  3. Ребёнок врёт об использовании компьютера и времени, проведённого в интернете, а также прячет устройство при виде взрослых.

  4. Ребёнок предпочитает проводить всё свободное время за компьютером, отказываясь от общения с друзьями.

  5. У ребёнка ухудшается настроение, он становится раздражительным, когда не играет в видеоигры или не имеет доступа к компьютеру.

  6. При попытке отвлечь или отобрать компьютер, у ребёнка может возникнуть агрессия, тревога и депрессия.

  7. В речи ребёнка появляются незнакомые термины, которые связаны с компьютерной игрой.

Физические симптомы компьютерной зависимости.

  1. Бессонница и повышенная утомляемость.

  2. Резкие перепады настроения.

  3. Снижение иммунитета.

  4. Плохое питание (отказ от еды, чтобы оставаться в сети) и плохой аппетит.

  5. Пренебрежение личной гигиеной (опять же, чтобы сосредоточиться на онлайн деятельности).

  6. Головные боли, боли в спине и шее.

  7. Сухие глаза и проблемы со зрением.

  8. Синдром запястного канала (боли в запястье, которые связаны с повторяющимися движениями, такими как чрезмерное использование клавиатуры).

Компьютер не только здоровье подрывает, но и психику разрушает. Многие компьютерные игры учат уничтожать, убивать. Такие игры наиболее привлекательны не только школьникам, но и взрослым. Уничтожать, убивать легче, чем создать что-то новое.


Вывод. Компьютер – это электрическое устройство, которое может нанести вред, как физическому, так и психическому здоровью человека.



ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Анкетирование «Компьютер – наш помощник».

Для того, чтобы доказать, что компьютер – наш помощник, я провёл анкетирование своих родных и близких, знакомых и друзей. В телефонном разговоре я попросил ответить на следующие вопросы анкеты.

Анкета. (Приложение 1).

  1. Пользуетесь ли вы компьютерными устройствами.

  • Да.

  • Нет.

  1. Для чего вы используете компьютерное устройство.

  • Работа или учёба.

  • Общение.

  • Поиск информации.

  • Помощь в получении услуг (оплата, покупки, запись на приём к врачу и т.д.)

  • Развлечение.

  • Игры.

  1. Считаете ли вы, что компьютер – ваш помощник.

  • Да.

  • Нет.

В опросе участвовали люди разного возраста, от 6 до 77 лет. Опрос 23 человек показал, что 96 % моих знакомых и близких пользуются компьютером. Все, кроме прабабушки 77 лет.

Из них

  • 82 % используют компьютер для работы или учёбы.

  • 86 % – для общения.

  • 87 % – для поиска информации.

  • 45 % – компьютер помогает получать различные услуги.

  • 77 % – развлекаются с помощью компьютера.

  • 87 % – играют на компьютере в игры.

Все опрошенные, кто пользуются компьютером подтвердили, что компьютер – помощник человека. Даже прабабушка. Она сама не умеют обращаться с компьютером, но часто просить своих родственников посмотреть для неё погоду, или записать на приём к врачу.

Итак, мой вывод, что компьютер – помощник человека подтвердился.

2.2. Создание буклетов «Правила безопасности при работе за компьютером»

Полученная информация подтвердила, что компьютер опасен для людей. Чтоб опасности избежать, нужно правила соблюдать. Я составил для себя правила безопасности для работы с компьютером.

Правила пользования электроприборами. (Приложение 2).

  • Розетку не перегружаем, много устройств в одну розетку не включаем.

  • Электроприборы кнопкой выключаем, об отдыхе приборов не забываем.

  • За электрический провод не тяни, а то не избежишь беды.

Искры во все стороны полетят, всё поджечь они хотят.

  • Если компьютер или розетка заискрили, работать перестали или вдруг задымили, быстрее компьютер выключаем и взрослым о беде сообщаем.

  • Электричество мокрые руки не принимает, током всех избивает.

  • Электроприборы в ванну не бери, от беды себя убереги.


Правила сохранения зрения соблюдаем, глаза свои оберегаем.

Правила сохранения зрения при работе за компьютером. (Приложение 3).

  • Монитор прямо перед глазами, на полметра его отодвигаем.

  • Если очки вам помогают, одевать их не забываем.

  • В темноте в компьютер не играем, свет включать не забываем.

  • Через полчаса от монитора отдыхаем, в окно за облаками (звёздами) наблюдаем.

  • О зрительной гимнастике не забываем, часто её выполняем. (Приложение 6)


Компьютер здоровье нарушает, жизнь нашу сокращает

Правила сохранения здоровья при работе за компьютером. (Приложение 4).

  • За осанкой следим, гордо, прямо сидим.

  • Ноги на полу стоят, на стул не должны залезать.

  • Пальцы руки не напрягаем, легко компьютером управляем.

  • Об отдыхе не забываем, долго в компьютер не играем.


Компьютер не только добро несёт, но и зло.

Правила психологической защиты от компьютерной зависимости. (Приложение 5).

  • Компьютер включаем, силу воли проявляем. Сначала домашнее задание выполняем, потом в игры играем.

  • Игры созидательные выбираем, разрушения и убийства избегаем.

  • Долго в игры не играем, полчаса и игру выключаем.

Я решил оформить буклеты с правилами безопасности при работе с компьютером и подарить их своим близким и знакомым. В этом мне помогли следующие прикладные программы компьютера.

  • Документ Microsoft Publisher – это программа мне помогла создать буклеты.

  • Paint – с помощью этой программы, я создал рисунки и затем вставил их в буклеты.

  • Epson Easy Photo Print – с помощью этой программы я распечатал буклеты.

Список буклетов.

  • Буклет Правила пользования электроприборами.

  • Буклет Правила психологической защиты от компьютерной зависимости.

  • Буклет Правила сохранения здоровья.

  • Буклет Правила сохранения зрения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На вопрос положительна или отрицательна роль компьютера в нашей жизни, я получил следующие ответы.

Компьютер – это многофункциональное устройство для получения, хранения, обработки и передачи информации. Но в то же время, компьютер – это электрический прибор, который требует осторожного обращения.

Освоение компьютерных технологий облегчает жизнь людей, повышает производительность труда, делает приятным и содержательным отдых. Но долгая работа с компьютером может нанести вред, как физическому, так и психическому здоровью человека.

Моя гипотеза, что работа с компьютером и полезна, и вредна подтвердилась. Всё зависит от того, сколько времени и с какой целью мы используем компьютер. Компьютер для нас с одной стороны, – терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. При разумном подходе компьютер никакого вреда нам не принесёт, а польза будет существенной и неоценимой. Соблюдение правил безопасности при работе за компьютером сохранит наше здоровье и одновременно откроет нам мир огромных возможностей.



СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  3. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз. – Культура. 2000. №13

  4. Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых. – СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.

  5. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер. – М.: Терра, 2000.

  6. https://vuzlit.ru/

  7. Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru/

  8. Компьютерный зрительный синдром.

https://oofd72.ru/patients/profilaktika/kompyuternyy-zritelnyy-sindrom/



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Вопросы

количество

%

  1. Пользуетесь ли вы компьютерными устройствами.



  • Да.

22

96 %

  • Нет.

1

4 %

  1. Для чего вы используете компьютерное устройство.



  • Работа или учёба.

18

82 %

  • Общение.

19

86 %

  • Поиск информации.

20

87 %

  • Помощь в получении услуг.

10

45 %

  • Развлечение.

17

77 %

  • Игры.

20

87 %

  1. Считаете ли вы, что компьютер – ваш помощник.



  • Да.

23

100 %

  • Нет.

0

0 %




Приложение 2.


Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Зрительная гимнастика «Чудеса».

Закрываем мы глаза,

Ожидают чудеса.

Крепко, крепко закрываем,

И тихонько открываем.

Крепко зажмурить глаза,

а затем открыть.

Головою не крутите,

Только глазками смотрите.

Направо посмотрите

И налево посмотрите.

Движение глаз по горизонтали.

Повторить 5 - 6 раз

в медленном темпе.

Вверх, направо,

Вниз, налево.

Круговые движения глаз

Повторить 5 -6 раз в медленном темпе.

Глазки закрываем,

Чудо ожидаем.

Закрыть веки,

в течение 10 секунд не открывать.

Глазки открываем,

Исследование продолжаем.

Открыть глаза.