СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Ю. Русский и советский патриотизм. Опыт переосмысления прочитанного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа победительницы IV Ильинских образовательных чтений.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Ю. Русский и советский патриотизм. Опыт переосмысления прочитанного.»

IV ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ



Доклад



Русский и советский патриотизм глазами И.А. Ильина.

Опыт переосмысления прочитанного.



Выполнил:____Волкова Юлия Геннадьевна______________



Контактный телефон_____________89106309078_____________



Электронный адрес: __ustimenrjtatjana@rambler.ru___________________



Населённый пункт:__с._Исады Спасского района Рязанской области



Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”









2020



Мы живём в очень непростое и, я бы сказала, странное время. Время, когда, казалось бы, давно устоявшиеся понятия неожиданно меняют своё значение, а то, что всегда воспринималось однозначно, вдруг приобретает множество смыслов и трактовок. Вот и слово «патриотизм», как я заметила, в устах разных людей имеет разное звучание. Для кого-то это предельная концентрация всех нравственных качеств, вдохновляющая человека на служение Отечеству (для такого человека быть патриотом почётно и значимо), для кого-то – верноподданническая подчинённость государству, граничащая с раболепием перед представителями оного (в устах такого человека само слово «патриот» становится почти ругательным).

Для меня сейчас очень важно определить собственную позицию в отношении многих вопросов, в том числе, и моего понимания патриотизма. Поэтому тема эта в трудах такого глубокого и, в то же время, искреннего мыслителя, как Иван Александрович Ильин, не могла оставить меня равнодушной. Года два назад я попыталась разобраться с тем, что же понимал Иван Александрович под российским патриотизмом, и почему противопоставлял его патриотизму советскому. Должна сказать, что тогда взгляды Ильина произвели в моём сознании эффект взрыва. Понимая логику философа, я не могла до конца принять её. Мне казалось, что я тем самым предаю память своего прадеда, погибшего в 1943 году в боях «за нашу советскую Родину». «Он что – не был настоящим патриотом!?!», – кричало моё сердце и не находило ответа. Чтобы объяснить это чувство, рассмотрю сначала, что Ильин называл «советским патриотизмом».

Философ воспринял революцию, прежде всего, как явление духовного порядка катастрофическое по своей сути. Богоборческая власть, по его разумению, не могла быть патриотической по определению, а значит, вела русский народ к погибели.

Само словосочетание «советский патриотизм» Ильин считает лишенным смысла, так как патриот «предан своему отечеству, своему народу, его духовной культуре, его национальному преуспеянию, его органическому благоденствию; он желает его международной независимости, он служит его сильной и доблестной самообороне...»0, а понятие «советский» характеризует государственное устройство и не носит национального характера. «Советский патриот» по Ильину – это «патриот» не отечества и народа, а той партийно-государственной формы, в которую большевики облекли Россию.

«Советский патриот» предан власти, а не родине; режиму, а не народу; партии, а не отечеству. Он предан международной диктатуре, поработившей его народ страхом и голодом, открыто отменившей его сущую русскость и запретившей народу называться своим славным историческим именем»0, - пишет философ. Далее он горячо и настойчиво противопоставляет Советский Союз и Россию, подчёркивает международный и антинациональный характер большевизма.

Ильин считает, что Советское государство ни в чём не является преемником государства Российского. Оно не заботится о сохранении и обустройстве территории, а лишь использует её как «поле для его коммунистических опытов, которое он в своем несытом властолюбии стремится расширить на всю вселенную»0. Идея мировой революции, интернационализм, проповедуемый большевиками – это, с одной стороны отказ от национальной самоидентификации, с другой - повод сознательно нарушать права других народов и государств ради расширения своей партийно-государственной модели до масштабов всего мира. «Им (большевикам) нужно было тоталитарное государство, способное завоевать вселенную для социализма. Им нужно было превратить Россию в арсенал мировой революции, а русский народ в нищее, зависимое, застращенное и обезличенное стадо, готовое, подобно стаду бизонов в прерии, ринуться вперед — на другие народы — и растоптать их некоммунистическую культуру...»0. Подтверждением этого тезиса Ивана Александровича стала, например, советско-польская война, развязанная как раз для того, чтобы экспортировать советскую модель партийной диктатуры.

Анализируя исторический отрезок существования советской власти, мыслитель выделяет направления, в которых двигалось государство, формируя «советский патриотизм», или новую лояльность: «Они принципиально заменили любовь — классовой, а потом и всеобщей ненавистью; смирение — революционным самомнением и гордыней.

Они попрали и опрокинули драгоценное чувство ранга, воспитанное столетиями, ругаясь над лучшими людьми и выдвигая наверх худших: невежественных, свирепых, карьеристов, продажных, болтунов, подхалимов, лишенных совести и самостоятельной силы суждения.

Они заменили благоверную власть — безбожной тиранией...

Они попирают… чувство личного достоинства и чести террором, голодом, доносами и казнями.

Они сделали все, чтобы разложить семью, подорвать ее корни и размножить в стране беспризорных детей, из которых она (власть) потом вербовала своих агентов.

Они отменили частную собственность и задушили хозяйственную инициативу»0.

Каждый из этих тезисов может стать темой отдельного размышления и исследования. Но для меня было важно соотнести мысли Ильина с тем, как я вижу и чувствую Великую Отечественную войну. При первом прочтении трудов философа, особенно его статьи «Советский Союз – не Россия», я, как уже было сказано, не смогла принять позиции Ивана Александровича. Теперь я понимаю, что мне не хватило знаний о событиях этого периода в истории моей страны и, я бы сказала, опыта и культуры восприятия серьёзной литературы.

Что же такое «Русский национальный патриотизм»?

Родина по Ильину – это духовная реальность. Её необходимо обрести, то есть через личный духовный опыт взрастить свою любовь к ней.

Но эта духовная любовь возможна лишь тогда, когда через духовный поиск человек обрёл в Родине ту святыню, которая обладает безусловным достоинством и делает её прекрасной в глазах Божьих. Тогда любовь эта будет незыблемой и неподдельной0.

«В основе патриотизма, - пишет Ильин, - лежит акт духовного самоопределения»0. Я понимаю это так: каждый человек, проходя путь духовного становления, находит в природе, культуре, истории своего народа, в жизни и быте своей семьи те безусловные для него ценности, которые определяют его отношение к своей стране. Он начинает чувствовать себя сопричастным этим ценностям, и эта причастность – его свободный выбор. Можно и не обрести Родину. Прожив жизнь на, казалось бы, своей земле, в своей этнической среде, не ощутить той общности, которая делает тебя сыном своего народа.

Но однажды обретя Родину, её уже невозможно утратить, считает Ильин. Став частью Родины, даже будучи разлучен с нею обстоятельствами, человек остаётся её плотью и кровью, несёт в себе её дух0

Истинный патриот любит не просто народ, а народ, ведущий духовную жизнь. Народ же, духовно разложившийся, не есть по Ильину «родина». Таким образом, настоящий патриот любит не «родину» вообще, а те здоровые, чистые и созидательные силы своего Отечества, которые направлены на духовно-творческие процессы и проявляются в служении Богу.

Вне бога Ильин не мыслит Родины, а значит, и патриотизма. В Родине философ видит дар Духа Святаго: «Тот, кто говорит о родине, разумеет (сознательно или бессознательно) духовное единство своего народа. Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг к другу»0.

Каждому народу даётся от природы и от Духа, и каждый народ в ходе своего исторического пути должен освятить Духом природу и себя самого. В этом его религиозный долг и историческое предназначение. И там, где утрачено это Божье благословение, эта одухотворенность, там начинается разложение, там не может быть истинного патриотизма.

Таковы взгляды Ивана Александровича Ильина на русский патриотизм. Он утверждает, что войну выиграли именно русские патриоты. Теперь я понимаю, что это именно так. Советская пропаганда распространила лозунг «За Родину, за Сталина!». Но так ли много людей готовы были сложить головы за «отца народов»? Вспоминая песни военной поры, пережившие десятилетия, видишь, что они лишены партийно-государственного официоза. «Землянка», «Тёмная ночь», «Синий платочек» и «Огонёк» - в них именно то, ради чего жили, терпя фронтовые лишения и поднимались на смерть. В них та самая Родина, что припала к трём берёзам, та, которую «при жизни никому нельзя отдать».

Строчки этих песен призваны были, как мне кажется, пробудить и поддержать тот «инстинктивный патриотизм», о котором Ильин писал в работе «Путь к возрождению». Иван Александрович считал, что для человека, формирующегося в определённых национальных, природных, культурных условиях естественно привязываться к этому окружению. Эту привязанность мыслитель и называет инстинктивным патриотизмом. По мнению философа, такое чувство формируется у всех людей, за крайне редким исключением. Но оно может быть крайне опасным, так как носит чисто эмоциональный характер и легко может выродиться в шовинизм, национальную гордыню и жажду завоеваний. Инстинктивный патриотизм должен быть облагорожен духом0.

Коммунистические правители, сознательно или интуитивно, искали пути всколыхнуть в людях эту одухотворённую любовь к Отечеству. И вот на страницах советских газет появляется ахматовское «Мужество» («И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…»), или рассказ А. Н. Толстого «Русский характер». (Ведь не «советский», хотя, казалось бы, это было б логично!) Но больше всего меня поразило то, как по-новому (именно после знакомства с трудами Ильина) зазвучало для меня стихотворение К. Симонова, посвящённое Алексею Суркову. Я вдруг поняла, что ни в какое другое время советская цензура не пропустила бы его к читателю. Ибо в нём – образ той православно-крестьянской России, в которой «изба под Борисовом» не мыслится без тихой лампады перед образом Спаса, а в словах старухи: «Родимые, покуда идите, мы вас подождём…», и покорность воле Божьей, и твёрдое упование на Него. И «всем миром сойдясь, наши прадеды молятся»  это не поэтический образ, а та реальность, которая делает народ – народом, а не неким множеством людей. Реальность, которую не удалось разрушить ни братоубийственной гражданской войной, ни террором 30-х годов.

К слову сказать, в послевоенных стихах М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» видится та же Россия, что и в строках Симонова. По духу та же. Но стихотворение Исаковского сталинская цензура не пропустила. Время сменилось. Вновь власти стали нужны бодрые марши и идеологически выверенные лозунги.

А перед лицом реальной опасности надо было всколыхнуть в русских людях их национальное чувство. Для этого готовы были даже пойти на компромисс с Русской православной церковью, о чём свидетельствует и публикация обращения Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского) к пастырям и пастве в одной из главных газет страны – «Известиях», и последующее восстановление патриаршества, и многое другое, на что шли советы ради того, чтобы получить помощь Церкви в мобилизации народных сил.

Некогда открыто противопоставлявшие свой интернационализм национальным интересам России, теперь коммунисты всеми силами стремились возродить в русских людях национальное самосознание, гордость за славное прошлое своего народа. Я проанализировала, какие книги выпускались в нашей стране в военные годы, и обратила внимание на названия издававшихся тогда серий. Вот некоторые их них: «Великие люди русского народа», «Великие русские люди», «Писатели-патриоты великой родины», «Наши великие предки», «Гениальные люди великой русской нации».

Всё это привело меня к мысли, что коммунистическое руководство осознавало несостоятельность того, что Иван Александрович Ильин называл «советским патриотизмом». И заодно развеяло мои сомнения относительно моего прадеда.

Говоря о войне с нацистской Германией, Ильин разграничивает роль советской власти и русского народа. Он напрямую обвиняет советское руководство в развязывании Второй мировой войны, указывая, что она «искусно спровоцирована Сталиным через союз с Гитлером — союз, развязавший руки этому последнему»0. В то же время в победе он видит заслугу русского народа. Того народа, который «показал и доказал на деле свой русский национальный патриотизм, и мы совершенно не сомневаемся в том, что этот здоровый и глубокий патриотизм инстинкта и духа, спасший Россию от завоевания германцами, преобладает в России и теперь. Мы гордимся этим; мы преклоняемся перед этим и разделяем это чувство»0. И эти слова Ивана Александровича я в полной мере могу отнести к своему прадеду, Волкову Николаю Семёновичу, сложившему голову под Курском, чьи письма к жене и маленькому сыну, моему деду, хранятся в моей семье.

Патриот ли я? Надеюсь, что по праву присваиваю себе это звание. Стремлюсь подтвердить это делами, впрочем, пока весьма малыми. Знакомство с трудами Ивана Ильина открыло для меня огромное количество вопросов, ответы на которые ещё предстоит искать.

Главный вывод, который я для себя сделала, состоит в том, что патриотизм – чувство глубоко личное, являющееся результатом собственных духовных исканий. Поэтому закончить я хочу словами Ивана Александровича Ильина: «Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Нельзя любить Бога, родину и людей по приказу и перестать любить в силу запрета. Вынужденное оказательство преданности, расчетливый, казенный патриотизм есть притворство и обман; такое притворство ни к чему хорошему не ведет; такой обман никому не нужен. Любовь не загорается по повелению и не угасает по предписанию; она невынудима; и притом всякая любовь, и ко всему: и к Богу, и к людям, и к делу, и к природе, и к идеям. Отсюда — свобода духовной любви и убеждений»0.



Список источников и литературы

  1. Ильин И. А. Путь духовного обновления.

  2. Ильин И. А. Родина и мы.

  3. Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению.

  4. Ильин И. А. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/049.htmaleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 Там же.

0 Там же

0 Ильин И. Советский Союз – не Россия.// http://rpczmoskva.org.ru/otecheskie-trudy/ivan-aleksandrovich-ilin-sovetskij-soyuz-ne-rossiya.html

0 См.: Там же. С. 75-82.

0 Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению. С.83.

0 См.: Ильин И. А. Родина и мы. С. 3-5

0 Ильин И. А. Путь духовного обновления. С 129-130.

0См.: Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению. С.73.

0 См.: Ильин И. А. Россия. Путь к возрождению. С.73.

0 Там же.

0 Ильин И. А. Путь духовного обновления. С.46


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!