Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Весна. Апрель 1 неделя.
Тема недели «Моя страна, моя планета».
“Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться”.
Леонардо да Винчи
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
Напомнить детям название весенних месяцев.
Формировать представления детей о народных традициях.
Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Поддерживать интерес детей к загадкам.
Воспитывать бережное отношение детей к птицам
Развивать познавательную активность детей.
Развивать любознательность детей.
Фенологический календарь природы.
Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.
Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины). Апрель – Весна воды.
Апрель 1 неделя. Тема недели «Моя страна, моя планета».
День недели | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка |
Понедельник | Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Лужи». Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. | Подвижная игра «Матушка Весна». Напомнить детям название весенних месяцев. |
Вторник | Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Ручей». Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | |
Среда | Разговор-размышление «Кто сломал лёд на реке?» Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. | |
Четверг | Рассказ педагога «Птиц на волю отпущенье». Воспитывать бережное отношение детей к птицам. | |
Пятница | Наблюдение «Благая весть – весна зиму поборола». Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. | Весёлые упражнения «Весна». Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе. |
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Лужи».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей).
— Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. За этими явлениями природы мы с вами уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна пришла
Снеготаяние начала.
Нет зимней стужи
На дорогах … Лужи.
— Дети, как вы думаете, откуда появились лужи? (предположения детей).
— Днём солнце пригревает, снег тает. Снег тает, в воду превращается. Цель нашего исследования, выяснить, что такое лужа. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают лужу, педагог останавливает детей и предлагает внимательно её рассмотреть.
— Дети, как вы считаете, что такое лужа? (предположения детей).
— Лужа – это вода на ровном месте или в ямке. Дети откуда весной появились лужи? (предположения детей).
— Днём солнце пригревает, снег тает. Когда снег тает, он превращается в воду. На месте растаявшего снега образуется лужа. Дети, как вы считаете, можно гулять по лужам? (Ответы детей).
— Наша обувь не любит сырости. Она может промокнуть, тогда наши ноги замёрзнут, и мы заболеем. Дети, вспомним приметы начала весны. (Ответы детей).
— Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое лужа? (Ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что лужа – это талая вода на ровном месте или в ямке.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Ручей».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Исследования начинаем, тайны весны разгадаем. Дети, какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей).
— Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи. За этими явлениями природы мы с вами уже наблюдали. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна пришла
Снеготаяние начала.
Прилетели грачи,
Зазвенели … Ручьи.
— Дети, как вы думаете, откуда появились ручьи? (предположения детей).
— Днём солнце пригревает, снег тает. Снег тает, в воду превращается. Цель нашего исследования, есть ли ручьи на нашем участке. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети замечают ручей, педагог останавливает детей и предлагает внимательно его рассмотреть. Если дети не найдут ручей, можно создать его: прокопав дорожку от лужи.
— Дети, как вы считаете, что такое ручей? (предположения детей).
— Ручей – это талая вода, которая бежит, течёт. Ручей всегда бежит с горки вниз, даже если горка очень низкая, незаметная. А вот когда ручей попадает на ровное место или в ямку, то образуется что? (ответы детей).
— Лужа – это стоячая талая вода. Дети, вспомним приметы начала весны. (Ответы детей).
— Приметы начала весны: снеготаяние, проталины, сосульки, лужи, ручьи. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое ручей? (Ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ручей – это талая вода, которая бежит, течёт.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Разговор-размышление «Кто сломал лёд на реке?»
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательную активность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: куда бегут ручьи? (предположения детей).
— Ручьи бегут, ручьи спешат, вниз под горку летят, встречаются, соединяются и добегают до … (реки).
— Река ручейки встречает, река ручьи принимает. Дети, зимой река спит под толстым слоем льда, но весной, когда к ней сбегаются дети-ручьи, как вы думает, что происходит? (предположения детей).
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Весна! Река проснулась,
С боку на бок повернулась,
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро … Ледоход.
— Дети, кто сломал лёд на реке? (предположения детей).
— Когда река наполнится водой ручейков, ей подо льдом становится тесно. Вода реки надувается, напрягается и своей силой ломает толстый лёд. Лёд ломается на куски, льдины, большие и маленькие. Дети, как вы думаете, почему лёд не тонет? (предположения детей).
— Лёд легче воды, поэтому он не тонет. Слово "ледоход" – состоит из двух слов: лёд ходит. Интересно, как это лёд ходит. Дети, как вы представляете себе ледоход? (предположения детей).
— Вода в реке на месте не стоит, течёт, бежит вперёд. И вместе с рекой идёт лёд, плывут льдины. Ледоход – это движение льда по течению реки. Дети, кто сломал лёд на реке? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что лёд на реке сломала вода.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Рассказ педагога «Птиц на волю отпущенье».
(7 апреля).
Задачи. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать бережное отношение детей к птицам, чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите? (ответы детей).
— Дети, люди всегда оберегали и защищали птиц. Зимой озябших птиц приносили домой, кормили, поили и, как вы думаете, что происходило дальше? (ответы детей).
— 7 апреля народный праздник – Благовещенье. Благовещенье – птиц на волю отпущенье. Дети, как вы думаете, почему птиц отпускали на волю? (ответы детей).
— Птица в неволе не живёт, соловей в клетке не поёт.
Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
Ю. Могутин
— Дети, на Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай 7 апреля отпускать птиц на волю, и просить птиц привести весну. Выпуская птиц, приговаривали:
Синички-сестрички, Тётки-чечётки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы, | Серые воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите! |
Весёлые упражнения «Весна пришла».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом. Дети стоят по кругу.
Птицы в небо летите, Весну приведите. Ай, люли-люли, Весну приведите. | Руки вверх, плавно в стороны. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Принесёт весна Золотые ключи. Ай, люли-люли, Золотые ключи. | Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Замкнёт весна Зиму лютую. Ай, люли-люли, Зиму лютую. | Медленно идём к центру круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Отомкнёт весна Лето красное, Ай, люли-люли, Лето красное. | Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами, послушать пение птиц. В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Наблюдение «Благая весть – весна зиму поборола».
(8 апреля).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать представления детей о народных традициях. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, вы слышали! Благую весть – весна зиму поборола. Посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг и скажите, это правда или нет? (ответы детей).
— Вчера, в Благовещенье, в третий и последний раз закликали весну. Закликали, к нам приглашали. Весна пришла, зиму прогнала. В Благовещенье смотрели люди в небеса, искали там чудеса. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо. Расскажите, что вы там видите? (рассказы детей).
— Дети, весна зиму поборола! Не будет морозов и снегопадов.
Ещё в полях белеет снег.
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт.
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд! …
Ф. И. Тютчев
— Дети, какая благая весть к нам прилетела? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали благую весть – весна зиму поборола.
Весёлые упражнения «Весна пришла».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом. Дети стоят по кругу.
Птицы в небо летите, Весну приведите. Ай, люли-люли, Весну приведите. | Руки вверх, плавно в стороны. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Принесёт весна Золотые ключи. Ай, люли-люли, Золотые ключи. | Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Замкнёт весна Зиму лютую. Ай, люли-люли, Зиму лютую. | Медленно идём к центру круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Отомкнёт весна Лето красное, Ай, люли-люли, Лето красное. | Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Подвижная игра «Матушка Весна».
Задачи. Напомнить детям название весенних месяцев. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в ходьбе друг за другом, не изменяя темпа движения. Развивать ловкость детей, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
В игры играем,
Весну закликаем.
— Дети, весну мы долго ждали, по ней скучали. С давних времён народ весну закликает, в игры играет. Вот и мы с вами в игру играем, весну зазываем. Игра называется «Матушка Весна». Построим мы с вами ворота. Двое детей, держатся за руки, поднимают руки вверх. В ворота потечёт ручеёк. Ручеёк – это остальные дети, они держатся за руки, как в хороводе. Ручеёк течёт, все закличку поют.
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка воротά.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
Второй апрель
Сотворил капель.
Третий май,
Вся Земля расцветай!
Сколько хочешь гуляй,
Но смотри, не зевай!
— Дети, пока слова заклички звучат, ворота открытые стоят. Закличку завершаем, ворота закрываем. С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Они встают рядом и берутся за руки, удлиняя ворота.
Педагог не участвует в игре, а наблюдает со стороны, произносит закличку. Если количество пойманных не чётное, временно встаёт в ворота.
— Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.
Правила игры:
слова игры все дружно повторяем, Весну зазываем;
ручеёк плавно в ворота протекает, движение не ускоряет;
ворота не закрываем, пока весну зазываем.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Весёлые упражнения «Весна».
Задачи. Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.