СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Апрель 2. Воздух. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека познавательных прогулок на каждый день на 2 неделю апреля. Исследования и наблюдения расширяют знания детей о воздухе, знакомят со вторым месяцем весны – апрелем.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Апрель 2. Воздух. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.»



Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.


Весна. Апрель 2 неделя.


Тема недели «Космос».



Природа — не храм, а мастерская и человек в ней работник”.

Иван Сергеевич Тургенев


Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».


Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.



Задачи.

  • Рассказать детям о Космосе.

  • Расширить знания детей о воздухе.

  • Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека.

  • Познакомить детей с вторым месяцем весны.

  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

  • Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.

  • Поддерживать интерес детей к народному фольклору.

  • Развивать познавательный интерес детей.

  • Развивать познавательную активность детей.

  • Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.



Фенологический календарь природы.

Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

  1. Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).












Апрель 2 неделя. Тема недели «Космос».


День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Эксперимент

«Невидимка».


Помочь детям обнаружить воздух в окружающем пространстве.



Вторник

Разговор-размышление

«Что такое Космос?»


Рассказать детям о Космосе.


Игровая ситуация

«Необитаемая планета».


Продолжать развивать речь детей как средство общения.


Среда

Исследование

«Человек и воздух».


Расширить знания детей о воздухе.


Подвижная игра

«Горелки».


Показать детям значение Солнца в жизни людей.


Четверг

Разговор-размышление

«Что такое свежий воздух».


Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека.


Весёлые упражнения

«Наша планета».


Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру.


Пятница

Наблюдение

«Апрель – снегогон».


Познакомить детей с вторым месяцем весны.


























Эксперимент (опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдёт.

Эксперимент «Невидимка».


Задачи. Расширить знания детей о воздухе. Помочь детям обнаружить воздух в окружающем пространстве. Напомнить детям о значение воздуха для людей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательную активность детей.

Материалы: прозрачные полиэтиленовые пакеты, веера на каждого ребёнка.

Эксперимент.

— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя, что вы видите? (ответы детей).

— А вы знаете, что здесь есть невидимка. Как вы думаете, что это? (предположения детей).

— Невидимку не видно, но его можно поймать. Берём полиэтиленовый пакет. Загляните в пакет, там, что-нибудь есть? (ответы детей).

— А теперь раздвиньте, пожалуйста, края пакета широко–широко. Подождите, пока невидимка проникнет в ваш пакет, и тихонечко соедините края пакета и начинайте закручивать пакет. Педагог показывает, а затем помогает детям.

— Посмотрите! Пакет стал полный. Дети, вы видите, кто в пакете? (ответы детей).

— Я открою вам секрет! Этого невидимку зовут воздух. Воздух вокруг нас, в наших комнатах, на улице, вокруг нашего города, нашей планеты. Воздух – это газ, он прозрачный, бесцветный. Дети, отпустим воздух на свободу, откроем пакетики. Воздух очень полезный газ, он нужен всем. А вы знаете, как ещё можно обнаружить воздух? (предположения детей).

— Воздух можно заставить двигаться. Возьмите веер и помашите им. Дети машут веерами. Что вы почувствовали? (ответы детей).

Ветер – это движение воздуха. Дети, подведём итог, что мы узнали о невидимке, который живёт рядом с нами. (Ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что, воздух – это газ, прозрачный, бесцветный, невидимый. Воздух может перемещаться, двигаться. Движение воздуха – это ветер.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Татьяна Шорыгина


Разговор-размышление «Что такое Космос?»

(12 апреля).


Задачи. Рассказать детям о Космосе. Напомнить детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру, чуткость к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое Космос? (предположения детей).

Космос – это огромный мир, Вселенная, в которой плывёт наша Земля. Дети, что ещё есть в Космосе? (ответы детей).

— В Космосе есть Солнце и Луна. Вокруг Солнца кружатся разные планеты. Ночью мы видим в Космосе звёзды. В Космосе летают метеоры. В Космосе очень-очень темно и холодно. Дети, как вы думаете, что защищает нашу планету Земля и нас с вами от космического холода? (предположения детей).

— Нашу Землю со всех сторон охраняет, защищает от космического холода воздух. Дети, кто из вас знает, что такое воздух? (ответы детей).

Воздух – это невидимый, прозрачный газ. Как тёплое, лёгкое одеяло окружает он планету Земля со всех сторон. Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо. Какое оно? (ответы детей).

— Воздух прозрачный, бесцветный, а небо в ясный, солнечный день голубое. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).

— Много разноцветных лучей у Солнца. Небу солнышко подарила голубой цвет. Небо – это прозрачный воздух, который окружает нашу планету и защищает от чёрного, холодного Космоса. Дети, воздух не только защищает нас, но и дарит жизнь. Люди, животные, растения дышать воздухом, и поэтому живут. Дети, что такое Космос? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что Космос – это огромный холодный мир, Вселенная, в которой плывёт наша Земля. Землю от холода Космоса защищает воздух.


Весёлые упражнения «Наша планета».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Руками нарисуем большой круг (вверх–в стороны–вниз).

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Яков Аким

Обнимаем плечи руками.

Руки в стороны, ладонями вверх.



Исследование «Человек и воздух».


Задачи. Расширить знания детей о воздухе. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и помочь детям обнаружить его. Обогащать представление детей об особенностях функционирования человеческого организма. Напомнить детям о значении воздуха в жизни человека. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Исследование.

— Дети, что такое воздух? (ответы детей).

Воздух – это невидимый, прозрачный газ. Воздух вокруг нас, вокруг нашей планеты, он защищает нас от космического холода. Дети, как вы думаете, а внутри нас есть воздух? (предположения детей).

— Подставьте, пожалуйста, ладонь к губам и подуйте на неё. Педагог показывает, дети дуют на ладонь своей руки.

— Что вы чувствуете? (ответы детей).

Ветер – это движение воздуха. Значит, внутри нас есть воздух. Дети, как вы думаете, как воздух попал в наш организм? (предположения детей).

— Закройте, пожалуйста, нос пальцами. Педагог показывает, дети ненадолго закрывают нос пальцами.

— Дети, что вы почувствовали? (ответы детей).

— Значит, воздух попадает к нам в организм через нос. Дети, как вы считаете, что происходит с воздухом дальше? (предположения детей).

— Внутри нас, есть лёгкие: правое и левое. Педагог на себе показывает расположение лёгких в организме человека. Они большие, но лёгкие. Дети, как вы считаете, почему дышать нужно только носом, а ртом нельзя? (предположения детей).

Нос воздух обогревает, от пыли очищает. Воздух по трубочкам пробегает, в лёгкие залетает. Лёгкие работу начинают, воздух разделяют. Полезный кислород в кровь поступает, вредный углекислый газ лёгкие выгоняют, обратно выдыхают. Дети, вдохните носом много-много воздуха. А потом медленно выдохните воздух. Внимание! Дышим только носом, рот закрыт. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Педагог показывает. Дети выполняют дыхательные упражнения.

— Дети, как вы думаете, для чего человеку нужен воздух? (предположения детей).

Воздух – это жизнь. Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха умрёт. Дети, что мы узнали о воздухе? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что воздух вокруг нас, воздух внутри нас, человеку воздух необходим для жизни.


Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.


Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Татьяна Шорыгина




Разговор-размышление «Что такое свежий воздух».


Задачи. Показать детям значение свежего воздуха для здоровья человека. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать познавательный активность детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое воздух? (ответы детей).

Воздух – это прозрачный, бесцветный, невидимый газ, которым мы дышим. Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое свежий воздух? (предположения детей).

Свежий воздух – это чистый, здоровый, бодрящий воздух. Дети, как вы считаете, где воздух чище, в помещение или на улице? (предположения детей).

— Дети, как вы думаете, почему в помещение воздух не свежий? (предположения детей).

— В помещение много людей, которые выдыхают вредней углекислый газ. Воздух в помещение становится не свежий. На улице воздуха больше, чем в помещении, поэтому он более чистый, полезный для здоровья. Дети, как вы считаете, кто из людей более здоровый, тот кто часто гуляет на свежем воздухе, или тот, кто целыми днями сидит дома и играет? (ответы детей).

Свежий воздух организм очищает, здоровье укрепляет. Дети, чем глубже мы вдохнём носом, тем больше свежего воздуха попадёт в наш организм. Выдыхать воздух нужно долго, чтобы хорошо очистить лёгкие от старого воздуха. Попробуем? Дети, воздух глубоко вдыхаем, долго выдыхаем. Внимание! Дышим только носом, рот закрыт. Дети вместе с педагогом выполняют дыхательные упражнения.

— Дети, что мы узнали о свежем воздухе? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что свежий воздух – это чистый, здоровый, бодрящий воздух на улице. Надо чаще гулять, чтобы свежим воздухом дышать.


Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Татьяна Шорыгина





Наблюдение «Апрель – снегогон».


Задачи. Познакомить детей с вторым месяцем весны. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь красотой весеннего дня. Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, какое сейчас время года? (весна).

— Второй месяц весны называется апрель. В народе говорят: апрель – снегогон. Дети, как вы считаете, почему апрель – снегогон? (предположения детей).

— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя. Как вы считаете, апрель весь снег прогнал или нет? (ответы детей).

— В апреле тает последний снег. Дети, какая погода сегодня? (ответы детей).

— В апреле погода непостоянная. Днём тепло, ночью холодно. Часто дуют холодные ветры. Дети, что мы узнали об апреле? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что апрель – второй месяц весны. В апреле тает последний снег, погода в апреле непостоянная.


Весёлые упражнения «Апрель».


— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.

Апрель, апрель,

Звенит капель.

Ладонями ловим капельки.

Ночью холод,

Всё замерзает.

Обнимаем плечи руками.

Днём тепло,

Всё оживает.

Прыжки на двух ногах на месте, руки на пояс.

Апрель – снегогон,

Уходит снег вон!

Руки в стороны, ладонями вверх.

Резко руки вперёд, ладони вниз.


По желанию детей упражнения повторяются.













Игровая ситуация «Необитаемая планета».


Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Развивать познавательный интерес детей.

Игра.

— Дети, представьте, что вы космонавты. Ваш корабль разбился, и вы попали на необитаемую планету. Что бы вы стали делать? (ответы детей).

— Что бы вы сделали в первую очередь? (ответы детей).

— Чем будет заниматься каждый из вас? (ответы детей).

— Попробуйте распределить обязанности между собой. Кого бы вы выбрали командиром? (ответы детей).

— На планете много опасных мест. Как вы защитите себя? (ответы детей).

— На планету надвигается солнечная буря. Как вы от неё укроетесь? (ответы детей).

Дети отвечают на поставленные вопросы. При необходимости педагог задаёт дополнительные вопросы. Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.


После обсуждения дети играют в игру «Необитаемая планета».





























Подвижная игра «Горелки».


Задачи. Показать детям значение Солнца в жизни людей. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в беге на скорость. Развивать ловкость детей, увёртливость, умение ориентироваться в пространстве, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.

Игра.

Закличка.

Собирайся народ, кто играть идёт.

В «горелки» играем, народ собираем.

В игре принимают участие нечётное количество детей. Если количество детей чётное, педагог участвует в игре.

— Дети, игра называется «Горелки». Это народная игра, в неё играли наши предки в далёком прошлом. Игра эта посвящена Солнцу. Народ Солнце весной прославлял, ярче гореть призывал. Для игры нужно выбрать ведущего с помощью считалочки.

Считалочка.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

— Дети, встаём парами в колонну. Держим свою пару за руку. Ведущий встаёт впереди колонны и смотрит вперёд. Дружно Солнышко прославляем, слова повторяем.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь.

— Когда говорим слова «Глянь на небо», смотрим вверх. Отпускаем руку своей пары, берём понарошку колокольчики, поднимаем руки вверх «Колокольчики звенят!». Когда звучит команда «Огонь», последняя пара бежит в сторону ведущего. Каждый ребёнок обегает колону, со своей стороны. Дети, обратите внимание, бежит только последняя пара, остальные дети стоят на месте. Ведущий смотрит вперёд, не оглядывается. Бегуны должны соединится в пару впереди ведущего. А ведущий поймать за руку одного из бегунов. Внимание! Ведущий ловит только за руку, а не за одежду. Бегуны могут уворачиваться, но не убегать в сторону. Задача бегунов, забежать вперёд ведущего и взяться за руки. Цель ведущего поймать одного из бегунов. Если ведущий поймал бегуна. Они встают парой впереди колонны. Оставшийся бегун становится водящим. Игра повторяется. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.

Правила игры:

  • слова игры все дружно повторяем, Солнце прославляем;

  • про сигнал не забываем, без сигнала бег не начинаем;

  • друг друга не толкаем, за одежду не хватаем.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

























Весёлые упражнения «Наша планета».


Задачи. Воспитывать в детях эмоционально-положительное, бережное отношение к окружающему миру. Развивать память детей, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Руками нарисуем большой круг (вверх–в стороны–вниз).

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Яков Аким

Обнимаем плечи руками.

Руки в стороны, ладонями вверх.


По желанию детей упражнения повторяются.