СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для педагогов по развитию речи детей 5-7 лет. Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет. Список произведений: Александрова З.Н. «Что взяла, клади на место». Бианки В.В. «Синичкин календарь. Август». Благинина Е.А. «Уморилась». Даль В.И. «Война грибов с ягодами». Калинина Н.Д. «Разве так играют?» Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик». Маршак С. Я. «Мяч». Сатанович Р. «Хлеб насущный». Соколов-Микитов И.С. «Лето в лесу».

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.»


Тема недели «До свиданья, лето».


Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.


Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка…”.

Василий Александрович Сухомлинский


Содержание.


Жанр

Произведение

Задачи.

Стихо

творения

Благинина Е.А.

«Уморилась».

Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения.

Сатанович Р.

«Хлеб насущный».

Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Маршак С. Я.

«Мяч».

Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Помочь детям понять, что улица, не место для игры. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Александрова З.Н. «Что взяла,

клади на место».

Формировать у детей привычку убирать предметы и игрушки на место. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.

Рассказы

Калинина Н.Д.

«Разве так играют?»

Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей и свои поступки. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Соколов-Микитов

И.С.

«Лето в лесу».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память детей. Воспитывать любовь к родной природе.

Сказки

Даль В.И.

«Война грибов

с ягодами».

Познакомить детей с русской сказкой, помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.

Катаев В.П.

«Дудочка и кувшинчик».

Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

Бианки В.В.

«Синичкин календарь. Август».

Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес.




Стихотворения


Елена Александровна Благинина

«Уморилась».


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Елены Александровны Благининой «Уморилась». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение детской поэтессы Елены Александровны Благининой «Уморилась».


Солнце жёлтым косяком

Улеглось на лавке.

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видала, как цветут

Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду

Квакала лягушка,

Я слыхала, как в саду

Плакала кукушка.


Я видала гусака

У цветочной грядки.

Он большого червяка

Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья

Вот певун хороший!

Я видала муравья

Под тяжёлой ношей.

Я такому силачу

Два часа дивилась...

А теперь я спать хочу,

Ну вас, уморилась...


— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.


Вопросы к детям.

  • Дети, как вы думаете, что такое «уморилась»?

— Уморилась, значит устала.

  • Дети, а вы бегали когда-нибудь босиком по травке?

Дети делятся своими впечатлениями.

  • Дети, в какое время года можно бегать босиком по травке?

Летом, когда на улице жарко, земля тёплая, мы бегаем босиком.

  • Дети, что увидела девочка в летний день?

Педагог при необходимости дополняет ответы детей.

— Много всего интересного увидела и услышала девочка летним днём. Красива и разнообразно летняя природа. Дети, а что вы видели интересного летом в природе?

Дети делятся своими впечатлениями. Педагог корректно останавливает детей, чьи рассказы не связаны с летней природой.


— Восхитительно! Дети, как прекрасна природа летом!





Роман Сатанович

«Хлеб насущный».


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Романа Сатановича «Хлеб насущный». Формировать потребность детей в правильном питании. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.


Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!»

В поле, в доме, в державе!


— Дети, как вы думаете, почему в народе говорят: «Хлеб всему голова»? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, хлеб – всему голова, нет хлеба, нет и обеда.




















Самуил Яковлевич Маршак

«Мяч».


Задачи. Познакомить детей со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Мяч». Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Помочь детям понять, что улица, не место для игры. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Беседа.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мяч».

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и громко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился,

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Хлопнул, лопнул — вот и всё!


— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, почему мячик лопнул?

— Там попал под колесо, хлопнул, лопнул — вот и всё!

  • Как вы думаете, чтобы произошло, если мальчик выбежал за мячиком на дорогу?

  • Дети, какое правило поведения на улице подсказало вам это стихотворение?

— Не выбегаем на дорогу за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.

  • Какие правила дорожного движения и поведения на улице вы знаете?

Педагог обобщает ответы детей.


Правила дорожного движения.

  • Для автомобилей – дорога, для пешехода – тротуар. Не нужно подходить близко к дороге, где ездят машины и автобусы.

  • Переходить дорогу можно только с взрослым, по пешеходному переходу.

  • Переходя дорогу посмотрим, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.

  • Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.

  • Не выбегаем на дорогу, можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.








    Зинаида Николаевна Александрова

    «Что взяла, клади на место».


    Задачи. Познакомить детей со стихотворением Зинаиды Николаевны Александровой «Что взяла, клади на место». Формировать у детей привычку убирать предметы и игрушки на место. Воспитывать в детях аккуратность. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.

    Игровой материал. Кукольный домик, кукла. Предметы быта: кружка, подушка, обувь.

    Беседа.

    — Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Зинаиды Николаевны Александровой «Что взяла, клади на место».

    Педагог читает и инсценирует стихотворение.


    Это Оленьке известно:

    Что взяла, клади на место!

    Только девочка мала:

    Забывает, где взяла.

    На кроватку ставит кружку,

    На паркет кладёт подушку,

    Прячет ботики в буфет.

    Всё на месте или нет?

    Если мама промолчала,

    Надо делать всё сначала:

    На буфет нести подушку,

    На паркет поставить кружку,

    Сунуть ботики в кровать…

    Кажется, не так опять?

    Оля смотрит виновато:

    Нет, стояло всё не там…

    Помогите ей, ребята,

    Всё расставить по местам.


    — Дети, помогите пожалуйста, маленькой Оленьке всё расставить по местам.

    Дети помогают кукле расставить всё по местам, объясняя Оленьке, где, что должно стоять.

    — Дети, а вы убираете игрушки и вещи на место? (ответы детей).

    — Какое правило нам подсказало стихотворение Зинаиды Николаевны? (ответы детей).

    Что взяла, клади на место.






















    Рассказы



    Надежда Дмитриевна Калинина

    «Разве так играют?»


    Задачи. Познакомить детей с рассказом Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?» Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей и свои поступки. Воспитывать отрицательное отношение детей к жадности. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

    Чтение.

    — Дети, я вам прочитаю рассказ русской писательницы Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?»


      Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.

       Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.   Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:

       — Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

       Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

       Вот так мальчик! Разве так играют?


    Вопросы к детям.

    • Дети, разве так играют?

    • Почему дети удивились поведению Саши?

    • Что Саша сказал детям?

      — Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

    • Правильно ли поступил Саша?

    • Дети, что бы вы сказали Саше?

    • Дети, а вы так играете, как Саша?


    — Дети, жадность унижает. Жадность – всякому горю начало.












    Иван Сергеевич Соколов-Микитов

    «Лето в лесу».


    Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу». Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память детей. Воспитывать любовь детей к родной природе.

    Чтение.

    — Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в летнем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Рассказ называется «Лето в лесу».


    Хорошо и привольно летом в лесу.

    Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.

    Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.

    В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.

    У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.


    — Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

    Вопросы к детям.

    • О каком времени года рассказал писатель?

    • Как чувствует себя человек летом в лесу?

    Хорошо и привольно летом в лесу.

    • Во что одеты деревья летом?

    Зелёной листвою одеты деревья.

    • Чем пахнет летом в лесу?

    — Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.

    • Кто громко поёт в летнем лесу?

    — Громко поют птицы.

    • Какие птицы поют в летнем лесу?

    — Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.

    • Кто в лесу под деревьями рыщет?

    — В лесу под деревьями рыщут звери.

    • Какие звери живут в наших лесах?

    — Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.

    • Что видят ястребы в лесу с высоты?

    — Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.

    Педагог ещё раз читает рассказ «Лето в лесу».

    — Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу»? (ответы детей).

    — Читая рассказ «Лето в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе.



    Сказки


    Сказка «Война грибов с ягодами»,

    в обработке Владимира Ивановича Даля


    Задачи. Познакомить детей с русской сказкой «Война грибов с ягодами», помочь понять смысл сказки. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.

    Чтение.

    — Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.

    Шёл король Боровик

    Через лес напрямик.

    Он грозил кулаком,

    Он стучал каблуком.

    Был король Боровик не в духе –

    Короля покусали мухи.

    — Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Называется сказка «Война грибов с ягодами».


    Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»

    Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

    Отказалися волнушки:

    — Мы все старые старушки, не повинны на войну.

    — Идите вы, опёнки!

    Отказалися опёнки:

    — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

    — Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

    Отказались сморчки; говорят:

    — Мы старички, уж куда нам на войну!

    Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

    — Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

    Откликнулись грузди с подгруздками:

    — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

    Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

    «Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

    А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.


    Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.

    С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

    — Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, поиграть предлагаю.

    Театральная разминка.

    Шёл король Боровик

    Через лес напрямик.

    Он грозил кулаком,

    Он стучал каблуком.

    Был король Боровик не в духе –

    Короля покусали мухи.

    В. Приходько

    — Дети, покажем гнев короля Боровика с помощью мимики и жестов?

    Педагог выразительно читает стихотворение. Дети играют роль короля Боровика.

    Шёл король Боровик

    Через лес напрямик.

    Он грозил кулаком,

    Он стучал каблуком.

    Был король Боровик не в духе –

    Короля покусали мухи.

    — Замечательно! Молодцы, дети! Вам удалось без слов показать гнев короля Боровика. Для актёра театра очень важно уметь без слов, с помощью мимики и жеста передать настроение героев.


    Беседа.

    — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.

    Вопросы к детям.

    • Дети, понравилась вам сказка?

    • Дети, в какое время года происходят события этой сказки?

    — Красным летом всего в лесу много.

    • Что растёт в лесу летом?

    — Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.

    • Дети, боровик – это гриб или ягода?

    • Что задумал-загадал гриб боровик, под дубом сидючи, на все грибы глядючи?

    — Задумал-загадал боровик войну.

    • Дети, кого звал боровик на войну?

    • Гриб боровик звал на войну разные грибы. Почему отказались воевать волнушки?

    — Мы все старые старушки, не повинны на войну.

    • Почему отказались опёнки?

    — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

    • Почему отказались сморчки?

    — Мы старички, уж куда нам на войну!


    • Дети, а кто согласился воевать?

    — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

    • Что подумала зелёная травка, когда полезли из земли грузди?

    — «Ну, быть беде», — думает зелёная травка.

    • Дети, как вы считаете, почему война – это беда?

    — Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Вражда не делает добра. Ягоды грибов не обижали, себя не восхваляли. Красоту свою людям показали, люди ягоды собрали.

    • Дети, что остановило войну грибов с ягодами?

    — А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.

    С той поры перестал гриб с ягодою воевать.


    — Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская сказка «Война грибов с ягодами»? (ответы детей).

    Плохо, дети, бывает, когда один другому завидует, чужой славы хочет.




















































    Валентин Петрович Катаев

    «Дудочка и кувшинчик».

    (Для детей 6-7 лет).


    Задачи. Познакомить детей со сказкой Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик». Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать положительное отношение детей к труду. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам.

    Чтение.

    — Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку детского писателя Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик».


    Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

    — Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

    Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

    — Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

    — А ты хорошенько искала?

    — Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

    — А под листики ты заглядывала?

    — Не заглядывала.

    — Вот видишь! Надо заглядывать.

    — А почему Павлик не заглядывает?

    — Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

    А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

    Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    — Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

    Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

    — Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

    Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь. Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.



    Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

    — Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

    Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

    — Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

    Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

    — Здравствуй, девочка, — говорит.

    — Здравствуй, дяденька.

    — Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

    — Обидели меня, дедушка, ягоды.

    — Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

    — Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит: — Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

    Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит: — Играй, дудочка.

    Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

    — Перестань, дудочка.

    Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:

    — Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

    — Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

    — Хорошо. С большим удовольствием.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

    — Играй, дудочка.

    Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные.

    За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками. И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

    — Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!


    Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:

    — Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

    Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик. Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

    — Вот теперь-то я начну собирать! — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

    — У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

    Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

    — Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

    — Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку. Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть? Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:

    — Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

    — Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

    — Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

    — Ну, так я тебе не дам дудочку.

    Женя взмолилась: — Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

    — Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

    — Не обойдусь, дедушка.

    — А как же другие-то люди обходятся?

    — Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    — Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки. С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.





    Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

    Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

    — Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

    — Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала…


    — Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

    Вопросы к детям.

    • Какие ягоды собирала семья Жени?

    Поспела в лесу земляника.

    • Почему Женя не могла найти ягоды?

    — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать.

    • Каким словам научил папа дочку при сборе ягод.

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    • Дети, как, вы думаете, понравилось ли Жене так собирать ягоды? Почему?

    — Так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    • С кем познакомилась Женя в лесу?

    — Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами.

    • Что старичок предложил Жене?

    — Давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик.

    • Дети, что бы выбрали вы: дудочку или кувшинчик?

    • Как вы считаете, помогла ли дудочка собрать Жене ягоды? Почему?

    • Как назвал Женю старичок? Почему?

    — Да ты, оказывается, просто лентяйка!

    • Какой вывод для себя сделала Женя?

    — Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

    • Дети, как вы думаете, почему «Дудочка и кувшинчик» сказка, а не рассказ?

    — Только в сказке можно встретить говорящие грибы, волшебную дудочку.

    • Дети, чему вас научила эта сказка?


    — Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь, труд человека кормит, а лень — портит, от труда здоровеют, а от лени болеют.












    Виталий Валентинович Бианки

    «Синичкин календарь. Август».

    (Для детей 6-7 лет)


    Задачи. Познакомить детей со сказкой Виталия Валентиновича Банки «Синичкин календарь. Август». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес.

    Чтение.

    — Дети, жила-была любознательная птичка–синичка Зинька. В каждом месяце синичка узнавала что-то новое и интересное. А рассказал историю о синичке Зиньки российский писатель и натуралист Виталия Валентиновича Бианки. Натуралист – это человек, который изучает природу. Истории о природе Виталия Валентиновича Бианки необычны: то ли сказка, то ли быль. Сказка, потому что птицы и звери разговаривают на человеческом языке. Быль – это правдивый рассказ о жизни животных, птиц и зверей, об изменениях в природе.

    Итак, Виталии Валентинович Бианки «Синичкин календарь. Август». Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно.


    После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.

    — Август, — повторила Зинька.

    И принялась думать, что ей в этом месяце делать. Ну, да ведь она была синичка, а синички долго на одном месте усидеть не могут. Им бы все порхать да скакать, по веткам лазать то вверх, то вниз головой. Много так не надумаешь. Пожила немножко в городе – скучно. И сама не заметила, как опять очутилась в лесу. Очутилась в лесу и удивляется: что там со всеми птицами сделалось? Только что все гнали её, близко к себе и к своим птенцам не подпускали, а теперь только и слышит: "Зинька, лети к нам!", "Зинька, сюда!", "Зинька, полетай с нами!", "Зинька, Зинька, Зинька!".

    Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны. И гостье все рады: веселей в компании-то кочевать.

    Зинька то к одним пристанет, то к другим; один день с хохлатыми синичками проведёт, другой – с гаечками-пухлячками. Беззаботно живёт: тепло, светло, еды сколько хочешь. И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.

    Смотрит – белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы – и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать. Зинька подлетела к ней и спрашивает:

    — Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?

    — Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.

    Стала тут Зинька примечать: не только белки – многие зверюшки запасы себе собирают. Мышки, полёвки, хомяки с поля зёрна за щеками таскают в свои норки, набивают там свои кладовочки. Начала и Зинька кое-что припрятывать на чёрный день; найдёт вкусные семечки, поклюёт их, а что лишнее – сунет куда-нибудь в кору, в щёлочку. Соловей это увидел и смеётся:


    — Ты что же, синичка, на всю долгую зиму хочешь запасы сделать? Этак тебе тоже нору копать впору.

    Зинька смутилась.

    — А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?

    — Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.

    — Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.

    А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу. А про себя подумала:

    "Пора, пора мне о своём домике подумать! Вот уж и люди в поле вышли убирают хлеб, увозят с поля. Кончается лето, кончается..."


    — Вот такую интересную историю о любопытной синички рассказал нам Виталий Валентинович Бианки. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

    Вопросы к детям.

    • Дети, о каком времени года рассказывает писатель?

    — Время года – лето.

    • Как называется третий месяц лета?

    — Третий месяц лета – август.

    • После какого месяца приходит август?

    После июля, — сказал Старый Воробей, — идёт август. Третий – и, заметь себе это, – последний месяц лета.

    • Дети, какие изменение в жизни птиц заметила синичка?

    — Смотрит – все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли, и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не видит, и гнезда им больше не нужны.

    • Чем удивила Зиньку белочка?

    — И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговорилась с ней.

    Смотрит – белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве. Нашла гриб, схватила его в зубы – и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не ест его: поскакала дальше. И опять на землю – грибы искать. Зинька подлетела к ней и спрашивает:

    — Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?

    — Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придёт пропадёшь без запаса.

    • Дети, почему соловей не готовиться е зиме?

    — А ты как же, — спрашивает, — зимовать думаешь?

    — Фьють! — свистнул соловей. — Придёт осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.

    — Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра – там.

    • Дети, вам понравился рассказ Виталия Валентиновича Бианки о синичке Зиньке?


    — Дети, рассказы и сказки Виталия Валентиновича Бианки читаем, тайны природы узнаем.