Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «Урожай».
Лексическая тема «Грибы и ягоды».
Направление «Речевое развитие».
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык”.
Константин Георгиевич Паустовский
Содержание.
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Звуковая культура речи | Занимательная игра «В краю Скороговория». «Грибы». | Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. |
Формирование словаря детей | Беседа «Выставка грибов». | Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Расширять знания детей о грибах. Развивать детскую любознательность. |
Речевая игра «Грибники». | Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам. |
Занимательная беседа «Слова-близнецы. Шляпка да ножка». | Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность. |
Пальчиковая игра «Грибы». | Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к грибам. |
Самомассаж пальцев рук «Дары леса». | Обогащать речь детей глаголами повелительного наклонения множественного числа. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к дарам леса. |
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. | Речевая игра «Собирать грибы». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам. |
Ситуация общения «Ягоды и грибы». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам. |
Словесная игра «Десять съедобных грибов». | Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Речевая игра «Наши грибы». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам. |
Развитие грамматического строя речи. Словообразование. | Речевая ситуация «Грибная пора». | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к грибам. |
Ситуация общения «Родственные слова гриба». | Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов, называть общую часть и обосновывать свой выбор. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. |
Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно. | Малоподвижная игра «Повеление Боровика». | Помогать детям правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении. Поддерживать интерес к грибам. |
Развитие грамматического строя речи. Предложения. | Речевая ситуация «Маленькие слова в лесу». | Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам. |
Речевая ситуация «Помогите торопыге». | Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес к грибам. |
Речевая игра «Ягоды и грибы, что лишнее?» | Закреплять умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к дарам леса. |
Расширение кругозора | Словесная игра «Грибные загадки». | Закрепить знания детей о грибах. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам. |
Интеллектуальная разминка «Грибы». | Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о грибах. |
Звуковая культура речи
Занимательная игра «В краю Скороговория».
«Грибы».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.
Игра.
Понедельник. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с скороговоркой познакомить обещаю. Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, какие слова вам незнакомы? (ответы детей).
— Перелесок – небольшой молодой лес, пригорок – небольшая горка.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Дети, в перелеске у пригорка собирал грибы кто? (ответы детей).
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. Дети, в перелеске у пригорка собирал что Егорка? (ответы детей).
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. Дети, в перелеске у пригорка что делал Егорка? (ответы детей).
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. Дети, где собирал грибы Егорка? (ответы детей).
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.
— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.
Вторник. Школа актёрского мастерства.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.
Среда. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.
— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.
Четверг. Конкурс чтецов.
Педагог читает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Пятница. Соревнование.
Педагог читает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку». Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.
— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.
Формирование словаря детей
Беседа «Выставка грибов».
Задачи. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Расширять знания детей о грибах. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Картина «Грибы».
(Список грибов:1-боровики, 2-волнушки, 3-груздь, 4-лисички, 5-маслята, 6-опята,
7-подберёзовики, 8-подосиновики, 9-рыжики, 10-сыроежки).
Беседа.
— Дорогие друзья, приглашаем вас на выставку. Дети, назовите, пожалуйста, одним словом, что экспонируют на нашей выставке? (ответы детей).
— Экспонаты выставки – грибы. Какие грибы вы знаете? (ответы детей).
Педагог повторяет названные грибов и показывает их на таблице. Затем педагог называет и показывает грибы, которые не назвали дети.
— Дети, сколько экспонатов грибов на нашей выставке? (ответы детей).
— Каждый экспонат выставки обозначен номером.
Первый гриб … (боровик), второй гриб … (волнушка), третий гриб … (груздь), четвёртый гриб … (лисичка), пятый гриб … (маслёнок), | шестой гриб … (опёнок), седьмой гриб … (подберёзовик), восьмой гриб … (подосиновик), девятый гриб … (рыжик), десятый гриб … (сыроежка). |
Педагог контролирует, чтобы дети называли гриб в единственном числе.
— Дети, многие грибы растут под деревьями. Назовите грибы, название которых начинается с приставки «под-»? (ответы детей).
— Подберёзовик, подосиновик. Дети, как вы думаете, под каким деревом чаще всего растут подберёзовики? (ответы детей).
— Подберёзовики растут под берёзой. Дети, под каким деревом растут подосиновики? (ответы детей).
— Подосиновики растут под осиной. Дети, как вы считаете, каких грибов много растёт в бору? (ответы детей).
— В бору растут боровики. Дети, как вы думаете, название каких грибов связано с их цветом? (ответы детей).
— Рыжие рыжики. Дети, в игру играем, грибы быстро называем. Я покажу гриб, а вы его назовёте.
Педагог в разброс указкой показывает на грибы, дети называют грибы. Если дети знакомы с цифрами до 10, можно назвать номер гриба.
— Дети, можно ли грибы есть сырыми, не варёными? (ответы детей).
— Без специальной обработки грибы есть нельзя. Грибы варят, жарят, солят, маринуют. Дети, кто из вас кушал блюда из грибов? (ответы детей).
— Дети, какие у вас вопросы по теме «Грибы»?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Чудесно! Молодцы, дети! На выставке побывали, грибы изучали.
Речевая игра «Грибники».
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам.
Игра.
— Дети, в игру играем, за мной слова повторяем. Я скажу: «Я в лесу гуляю», вы ответите: «Мы гуляем».
Игровые правила:
раз, два, три – за мной повторяем, слова изменяем;
хором отвечаем.
Лексический материал.
Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).
Грибы собираю — … (мы собираем).
Под деревьями ищу — … (мы ищем).
Грибы ножом срезаю — … (мы срезаем).
В лукошко кладу — … (мы кладём).
Лукошко домой несу — … (мы несём).
Дома грибу чищу — … (мы чистим).
Хорошо мою — … (мы моем).
Грибы на печке сушу — … (мы сушим).
В кастрюле варю — … (мы варим).
Грибы на сковородке жарю — … (мы жарим).
В морозилке замораживаю — … (мы замораживаем).
Грибы в банки мариную — … (мы маринуем).
В бочки грибы солю — … (мы солим).
Зимой гостей угощаю — … (мы угощаем).
Педагог контролирует, чтобы дети правильно изменяли слово, при необходимости, подсказывает правильное слово.
— Восхитительно, дети! По лесу гуляли, грибы собирали, слова изменяли.
Занимательная беседа «Секреты русского языка».
«Слова-близнецы. Шляпка да ножка».
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Картина «Шляпка да ножка».
Беседа.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку. Шляпка, да ножка, вот и весь Антошка. (Ответы детей).
Педагог показывает картинку «Шляпка да ножка».
— Шляпка – это верхняя расширенная часть чего-либо. Например, шляпка – головной убор ребёнка или женщины. Шляпка, верхняя расширенная часть гвоздя, по которой ударяют молотком. Шляпка – верхняя часть гриба. Шляпка – цветок подсолнуха. Дети, слово «шляпка» – многозначное слово, «шляпка» – это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой шляпке вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
Девочка надела красивую шляпку.
Я ударила молотком по шляпке гвоздя.
У маслёнка шляпка маслянистая.
На полях поникли золотые шляпки подсолнухов.
— Шляпка, да ножка. Дети, как вы думаете, слово «ножка» – многозначное слово или нет? (ответы детей).
— Дети, объясните, пожалуйста, какие ножки вы видите? (ответы детей).
— Ножка ребёнка, ножка жука, ножка стола или стула, ножка фруктовницы, ножка циркуля, ножка гриба и ножка подсолнуха. Ножка – опора, которая поддерживает что-то. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой ножке вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
Девочка прыгала на одной ножке.
Жук поджал под себя ножку.
Одна ножка стула была сломана.
Фруктовница стояла на столе на изящной ножке.
Ножка циркуля отошла в сторону.
Ножка у боровика толстая, крепкая.
Крупная шляпка подсолнуха раскачивалась на тонкой ножке.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слова «шляпка, да ножка» поясняйте.
Пальчиковая игра «Грибы».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, грибы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия грибов.
Мы корзиночки берём | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
За грибами в лес идём. | «Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам. | |
На лесной опушке Мы найдём … | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
волнушки, рыжики, лисички грузди, сыроежки. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают названия грибов). |
В чащу леса мы зайдём, Под деревьями найдём. | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
боровик, подосиновик, маслёнок, подберёзовик, опёнок. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают названия грибов). |
Грибы мы собираем, | Шевелим пальчиками обеих рук. | |
На зиму запасаем. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, грибы назвали.
Самомассаж пальцев рук «Дары леса».
Задачи. Обогащать речь детей глаголами повелительного наклонения множественного числа. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к дарам леса.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим текст «Дары леса» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | |
Левой рукой массаж правой руки. |
Не ленитесь, не зевайте, | Большой палец. |
Дары леса собирайте. | Указательный палец. |
Грибы, ягоды, орехи, | Средний палец. |
Ребятишкам для потехи. | Безымянный палец. |
Дары леса собирайте, | Мизинец. |
Правой рукой массаж левой руки. |
Лес от бед оберегайте. | Мизинец. |
Деревья не руби́те, | Безымянный палец. |
Огонь не разводи́те. | Средний палец. |
Красота живая – лес! | Указательный палец. |
Пусть растёт он до небес! | Большой палец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Развитие грамматического строя речи
Словоизменение
Речевая игра «Собирать грибы».
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, собирать грибы начинаем, слова изменяем.
Игровые правила:
Цветок даю, слово назову.
Задание выполняй.
Цветок ведущему возвращай.
— Дети, предложение «Собирать в лесу грибы». Новое слово добавляем, слово «собирать» изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.
Лексический материал.
Я – … Я собираю в лесу грибы.
Ты – … Ты собираешь в лесу грибы.
Он – … Он собирает в лесу грибы.
Мы – … Мы собираем в лесу грибы.
Вы – … Вы собираете в лесу грибы.
Они – … Они собирают в лесу грибы.
— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.
Ситуация общения «Ягоды и грибы».
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Беседа.
Раз, два, три, четыре, Зайцы встали дружно в ряд. Раз, два, три, четыре, Зайцы пить и есть хотят. Раз, два, три, четыре, Их зайчиха поведёт, Раз, два, три, четыре, В замечательный поход. | По полю, по полю, Где ягоды, как мёд. По лесу, по лесу, Где белый гриб растёт. По лугу, по лугу, Где травка зелена, И где вода из ручейка, Прохладна и вкусна. А. Гибадуллина |
— Дети, а вы любите грибы и ягоды, лесные дары? (ответы детей).
— Расскажем о грибах и ягодах. Я предложение начинаю, вы его заканчиваете, словами «лесные грибы и ягоды». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!
Дети отвечают поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.
Лексический материал.
Мы любим – … лесные грибы и ягоды.
Нет в мире вкуснее – … лесных грибов и ягод.
Мы рады – … лесным грибам и ягодам.
Мы видим на поляне– … лесные грибы и ягоды.
Мы гордимся – … лесными грибами и ягодами.
Мы думаем о – … лесных грибах и ягодах.
— Спасибо, дети! О лесных ягодах и грибах рассказали, слова правильно изменяли.
Словесная игра «Десять съедобных грибов».
Задачи. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.
Сто грибов в лесу найдём,
Обойдём полянку.
В кузовок мы не возьмём
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Ёлки и осинки
И хорошие грибы
Соберём в корзинки.
Николай Гладков
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лес посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять съедобных грибов». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
число со словами называй, флажок товарищу передай;
счёт продолжай, следующее число называй;
когда «десять съедобных грибов» посчитаем, наклон, грибы собираем.
— Дети, игру начинаем, съедобные грибы считаем.
Педагог начинает счёт: «Один съедобный гриб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два съедобных гриба», и так далее до слов «Десять съедобных грибов». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с прилагательными и существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Съедобные грибы правильно считали, числа не пропускали.
Речевая игра «Наши грибы».
(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
Шёл грибник издалека А в корзинке ни грибка! Ни единого грибочка – Только травка и листочки. Утомился грибничок И уселся на пенёк. — Ты скажи мне, лес, Ты с грибами или без? | Поглядел на грибника Лес дремучий свысока. Покачался – скрип да скрип! – Показал под ёлкой гриб. — Я с грибами, – молвил лес, — А ты с глазами или без? Леонид Мезинов |
— Дети, в игру играем, грибы собираем.
Игровые правила:
Цветок даю, гриб назову.
Съедобные грибы твой, мой, наши называй.
Несъедобные грибы не твой, не мой, не наши называй.
Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя гиб, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
Боровик – … (твой боровик, мой боровик, наши боровики).
Волнушка – … (твоя волнушка, моя волнушка, наши волнушки).
Груздь – … (твой груздь, мой груздь, наши грузди).
Лисичка – … (твоя лисичка, моя лисичка, наши лисички).
Маслёнок – … (твой маслёнок, мой маслёнок, наши маслята).
Мухомор – … (не твой мухомор, не мой мухомор, не наши мухоморы).
Опёнок – … (твой опёнок, мой опёнок, наши опята).
Подберёзовик – … (твой подберёзовик, мой подберёзовик, наши подберёзовики).
Подосиновик – … (твой подосиновик, мой подосиновик, наши подосиновики).
Поганка – … (не твоя поганка, не моя поганка, не наши поганки).
Рыжик – … (твой рыжик, мой рыжик, наши рыжики).
Сыроежка – … (твоя сыроежка, моя сыроежка, наши сыроежки).
— Великолепно, дети! Съедобные грибы собрали, слова правильно изменяли.
Развитие грамматического строя речи
Словообразование
Речевая ситуация «Грибная пора».
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, о грибах расскажите, словосочетание по-другому назовите. Например, пора, когда вырастает много грибов, это грибная пора.
Педагог задаёт вопрос и подаёт цветок ребёнку. Ребёнок отвечает на вопрос и передаёт цветок педагогу. Педагог задаёт вопрос другому ребёнку. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетаниями, при необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют словосочетание.
Лексический материал.
Лес, в котором растёт много грибов — ... (грибной лес).
Место, где растёт много грибов — ... (грибное место).
Ферма, где выращивают грибы — ... (грибная ферма).
Год, когда выросло много грибов — ... (грибной год).
Лукошко для грибов — ... (грибное лукошко).
Суп из грибов — ... (грибной суп).
Икра из грибов — ... (грибная икра).
Котлеты из грибов — ... (грибные котлеты).
Пирог из грибов — ... (грибной пирог).
Начинка из грибов — ... (грибная начинка).
— Восхитительно, дети! По-другому сказали, о грибах рассказали.
Ситуация общения «Родственные слова гриба».
Задачи. Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов, называть общую часть и обосновывать свой выбор. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в образовании однокоренных слов.
Беседа.
— Дети, объясните, подскажите, слово нужное назовите.
Лексический материал.
Большой лес, а маленький — … лесок, лесочек.
За городом растут хвойные — … леса.
Ягоды, которые растут в лесу какие? — … лесные.
Человек, который следит за лесом — … лесник, лесничий.
Сказочный старичок, который живёт в лесу — … лесовичок.
Небольшой молодой лес — … перелесок.
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Дети, слова: лесок, лесочек, леса, лесные, лесник, лесничий, лесовичок, перелесок – родные или не родные? (ответы детей).
— Родственные слова одно слово объединяет, во всех словах проживает. Назовите, пожалуйста, главное слово, общее слово для этих слов. (ответы детей).
—Общее, коренное слово – лес. Дети, назовите, пожалуйста, родственные слова к слову «гриб». (Ответы детей).
Педагог подсказывает те слова, которые не назвали дети.
Лексический материал.
Большой гриб, а маленький — … грибочек, грибок.
Один гриб, а много — … грибы.
Вместо корней у грибов — … грибница.
Человек, который собирает грибы — …грибник.
Суп из грибов — … грибной.
Предмет, похожий на гриб — … грибовидный.
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Дети, новое задание предлагаю, внимание ваше проверяю. Слушайте, запоминайте, родственные слова выбирайте, а чужое слово пропускайте, за мной не повторяйте.
Лексический материал.
Лес — лесник — леска. (Лес – лесник).
Гриб — грибник — грипп. (Гриб – грибник).
Берёза — подберёзовик — борзая. (Берёза – подберёзовик).
Ягода – клюква – ягодный. (Ягода – ягодный).
Трава – дрова – травяной. (Трава – травяной).
Дети называют родственные слова, объясняют, почему пропустили третье слово.
— Потрясающе, дети! Родственные слова искали, многое узнали.
Развитие грамматического строя речи
Говорим правильно
Малоподвижная игра
«Повеление Боровика».
Задачи. Помогать детям правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении. Поддерживать интерес к грибам.
Игра.
Дети стоят по кругу.
— Дети, в некотором царстве, в грибном государстве жил да был Боровик, царь всех грибов. Да одна беда, не умел он повелевать. Наступила анархия в его царстве, никто, никого не слушает, каждый делает, что хочет. Дети, научим Боровика повелительным словам? (ответы детей).
Игровые правила.
Слова за мной повторяем, слово «я» на «мы» меняем.
Повеление хором сказали.
Движение выполняем.
— Дети, внимание! Игру начинаем!
Педагог контролирует, чтобы все дети повторяли глагол в повелительном наклонении.
Лексический материал.
Я прыгаю, и мы … (прыгаем). Команда – … (Прыгай!)
Дети прыгают.
Я приседаю и … (мы приседаем). Команда – … (Приседай!)
Дети выполняют пружинку.
Я бегу и … (мы бежим). Команда – … (Беги!)
Дети выполняют бег на месте, или по кругу.
Я поклонилась и … (мы поклонились). Команда – … (Поклонись!)
Дети выполняют поклон.
Я закружилась и … (мы закружились). Команда – … (Кружись!)
Дети кружатся.
Я улыбаюсь и … (мы улыбаемся). Команда – … (Улыбнись!)
Дети улыбаются.
— Здóрово, дети! Боровика повелительным словам учили, упражнения повторили.
Развитие грамматического строя речи
Предложения
Речевая ситуация «Маленькие слова в лесу».
Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия грибов. (Ответы детей).
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Нам поможет маленькое слово под. Дети, назовите, пожалуйста, гриб и расскажите, где гриб в лесу, под чем спрятался гриб? (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной, боровик под сосной, рыжик под елью, опята под пеньком, маслята под листом…)
— Ягоды растут на чём-то. Маленькое слово на. Дети, назовите, пожалуйста, ягоду и расскажите, где ягода в лесу, на чём она растёт? (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Рябина на дереве, малина на кустарнике, брусника на кустарничке, клюва на болоте, земляника на поляне…)
— Отлично, дети! С маленькими словами играли, правильно слова сочетали.
Речевая ситуация «Помогите торопыге».
Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес к грибам.
Разговор.
— Дети, жил да был человечек – торопыга. Как начнёт рассказывать, все слова перепутает. Особенно маленькие слова его не слушались. Помогите человечку-торопыге составить рассказ правильно. Я читаю его рассказ, а вы ищете ошибку, и повторяете предложение правильно.
Педагог читает предложения, голосом выделяя предлоги. Желающие дети повторяют предложения правильно подбирая нужный предлог.
Лексический материал.
Дети, расскажу я вам за грибы.
Пошли мы с ребятами из леса за грибами.
Над старой осиной нашли подосиновик.
В пне росли дружные опята.
Мы сложили грибы из корзины.
Дома мама сварила вкусный суп в грибах.
Засушила грибы от зимы.
— Отлично, дети! Ошибки отыскали, предложения правильно сказали.
Речевая игра «Ягоды и грибы, что лишнее?»
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Закреплять умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к дарам леса.
Игра.
— Дети, в игру играем, что лишнее определяем.
Игровые правила.
Внимательно слушаем, слова запоминаем.
Лишнее слово быстро определяем.
Потому что объясняем.
Полным предложением отвечаем.
— Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.
Лексический материал.
Земляничка, клубничка, лисичка, малина. – Лишняя лисичка, потому что это гриб, а не ягода.
Земляничка, черничка, клубничка, малина. – Лишняя черничка, потому что он чёрная, а не красная.
Рябина, калина, земляника, черёмуха. – Лишняя земляника, потому что она растёт в траве, а не на дереве.
Мухомор, поганка, груздь, боровик. – Лишний мухомор, потому что у него шляпка красного цвета.
Рыжик, волнушка, лисица, сыроежка. – Лишняя лисица, потому что это животное, а не гриб.
Смородина, клюква, крыжовник, виктория. – Лишняя клюква, потому что она растёт в лесу на болоте, а не в саду.
Ежевика, брусника, черника, черёмуха. – Лишняя брусника, потому что она красного цвета, а не чёрного.
Педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением, использовал союз «потому что», помогает строить высказывание.
— Здóрово, дети! Лишние грибы и ягоды отыскали, полным предложением отвечали.
Расширение кругозора
Словесная игра «Грибные загадки».
Задачи. Закрепить знания детей о грибах. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Грибные загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, гриб называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Он по виду, как воронка, Беленький по цвету, Часто прячется в сторонку От дневного света. Грибники все наизусть Скажут вам, что это … (груздь) | Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растёт сосновом. Ножка толстая как пень, Шапка лихо набекрень, Он не мал и не велик, Важный, белый … (боровик) | Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Грибы бери, не мешкай, Ведь это – ... (сыроежки). |
Скромный, тоненький и бледный... Этот гриб, представьте, вредный. Попадёт грибочек в суп – Вас в больницу увезут. Потому что ядовитый, И на всех вокруг сердитый. Мы оставим на полянке Эту вредную… (поганку). | В ряд построились грибочки, Приподняв собой листочки, Прячут рыжие береты И такие же жакеты. В ельнике средь братишек Растёт золотистый … (рыжик). | Знают даже малыши Красно–белые грибы. Те, что с мухами не дружат. Не бери ты их на ужин – Несъедобен этот гриб, Хоть красавец он на вид. Называют с давних пор Гриб тот – красный… (мухомор). |
В шляпке розовой мохнатой, Но не выглядит растяпой. Будто плюшевое ушко, Для соления ... (волнушка). | В мягкой травке на опушке Всюду жёлтенькие ушки. Золотистые сестрички Называются… (лисички). | На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, шалунишки. Эти дружные ребята Называются ... (опята). |
Под берёзкой у дорожки Кто стоит на крепкой ножке? Он, в коричневом берете, Самый вкусный гриб на свете. (Подберёзовик). | Растут грибочки В хвойном лесочке, Скользкие ребята В масле все … (маслята) | Под осинкой притаился, Жёлтым листиком накрылся Гриб на крепкой ножке серой, В красной шляпке, загорелый. (Подосиновик). |
— Грузди, сыроежки, боровики, рыжики, волнушки, маслята, лисички, опята, подберёзовики, подосиновики – это… съедобные грибы.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, грибы по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Грибы».
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о грибах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).
Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).
Ягоды срывают, грибы … (срезают).
Вместо корней у грибов — … (грибница).
Человек, который собирает грибы — … (грибник).
Лисица – животное, лисичка – … (гриб).
Подберёзовик растёт под … (берёзой).
Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).
Подосиновик растёт под – … (осиной).
Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).
Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).
Какие опята несъедобные? … (ложные опята).
Суп из грибов — … (грибной).
Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.