Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Январь 4 неделя.
Тема недели «Моя семья».
“В наибольшей безопасности тот, кто начеку,
даже когда нет опасности”.
Венс Сайрус
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Январь 4 неделя. Тема недели «Моя семья».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение из окна «Злой мороз». Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. |
Вторник | Наблюдение «Коренная зима». Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. |
Среда | Исследование «Погода в январе». Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. |
Четверг | Наблюдение «Снежные тучи». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Пятница | Наблюдение «Снегопад». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы |
Наблюдение из окна «Злой мороз»
(в морозный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
Всё злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.
В. Орлов
— Дети, как вы думаете, почему мороз всё злее, злее, злее? (предположения детей).
— Зима набрала силу, поэтому морозы сильнее, злее. Дети, что такое мороз? (ответы детей).
— Мороз – это очень сильный холод. Дети, как мы защищаемся от мороза? (ответы детей).
— Много слоёв одежды от мороза защищают. 1 слой – майка или футболка, 2 слой –тёплая рубашка или платье, 3 слой – кофта или свитер, 4 слой – шуба или пуховик. В морозы ноги лучше всего защищают валенки с тёплыми шерстяными носками. Друзья, вы себя оберегайте, от мороза защищайте, тёплые шапки, шарфы, варежки надевать не забывайте. Дети, напомните мне, что такое обморожение? (предположения детей).
— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают? (ответы детей).
— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрывайте, от мороза защищайте. В народе говорят: «В мороз заснуть легко, проснуться трудно». Как вы думаете, почему так говорят? (предположения детей).
— Стужа да морозы опасны и страшны, могут убить они. Если зимой кто-то долго сидит на лавочке, он может незаметно уснуть и замёрзнуть. Дети, как нам от мороза себя защитить? (ответы детей).
— Дети, вы помнить, что внутри нас есть горячая печка, наша кровь. «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, снегопад, сугробы. Дети, что мы узнали о морозе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что мороз зимой злой. Он опасен для здоровья и жизни людей.
Музыкальная игра «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова песни запоминайте.
Дети стоят по кругу. Педагог поёт и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот так холод, вот мороз, Больно щиплет нос. Больно щиплет нос. | Ладони приложим к щекам, покачаем головой вправо–влево. Закроем нос ладошкой. |
Чтоб согреть его скорей, Надо потереть сильней. Чтоб согреть его скорей – потереть сильней. | Указательными пальцами обеих рук проводим по крыльям носа сверху вниз на каждое слово. |
Будем ножки согревать, Прыгать и скакать. Прыгать и скакать. | Руки на пояс, пружинки. Прыжки на двух ногах на месте. Прыжки на двух ногах на месте. |
Очень холодно стоять, Ножки стали замерзать. Очень холодно стоять – Стали замерзать. | Притопы двумя ногами – быстрые топочущие шажки на месте. При выполнении притопов колени слегка согнуты, корпус прямой. |
Крепче стал мороз никак, Мёрзнем стоя так. Мёрзнем стоя так. | Пружинки с поворотом – пружинящее сгибание и выпрямление колен без остановки (как бы покачивание на пружинках) с поворотом корпуса вправо – влево. |
Нам пора бежать бегом, Нам нельзя идти пешком. Нам пора бежать бегом – Нельзя идти пешком. | Бег на месте, руки согнуты в локтях. |
Чтобы ручки согревать, Будем мы махать. Будем мы махать. | Руки вверх, покачиваем влево – вправо. |
И в ладоши будем бить, И локтями шевелить. И в ладоши будем бить – Локтями шевелить. | Тарелочки – руки вытянуты вперёд на уровне груди. Ладони раскрыты, параллельно друг другу. Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх. |
Мы на месте не стоим, Мы бежим, бежим. Мы бежим, бежим. | Бег по кругу в медленном темпе. |
Чтоб согреться поскорее, надо нам бежать быстрей. Чтоб согреться поскорее, побежим быстрее. | Бег по кругу, увеличение скорости бега. |
По желанию детей игра повторяется.
Наблюдение «Коренная зима».
Задачи. Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
Татьяна Бокова
— Дети, сейчас Коренная зима. Коренная – значит крепкая, основательная, пришла к нам надолго. Дети, вспомним приметы зимы? (ответы детей).
— Зимой кругом снега, каждый день стужа да морозы. Стужа да морозы опасны и страшны, могут убить они. Дети, как мы защищаем себя от мороза да стужи? (ответы детей).
— Шуба или пуховик тело защищают, от холода оберегают. Тёплые сапожки на ножки. Тёплая шапка уши прикрывает, шарф шею оберегает. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем.
— Дети, что мы узнали о коренной зиме? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что коренная зима – самое опасное время года. Стужа да морозы здоровью угрожают, заморозить обещают.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Погода в январе».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным, зимним днём. Что вы чувствуйте, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, мы чувствуем, ощущаем, какая сегодня погода. Погода зимой – это холодно или морозно, ясно или пасмурно, идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Погода в январе морозная. Ветра за щёки кусают, обморозить мечтают.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,
Мёрзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!
Игорь Белкин
— Дети, как нам мороз перехитрить, на улице не замерзать, а долго-долго гулять? (ответы детей).
— Главное, правильно одежду подобрать. Зимой много слоёв одежды одеваем, от мороза себя защищаем. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в январе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что погода в январе морозная. Она опасна для нашего здоровья. Но нам морозы не страшны, тепло одеваемся мы.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Снежные тучи»
(в пасмурный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, на небо посмотрите, что увидели, расскажите. (Ответы детей).
— Сегодня пасмурно, небо покрыто тучами. Дети, как вы думаете, что такое тучи? (предположения детей).
— Тучи – это тёмные, грозные водные подушки в небе. Воду из воздуха собирают, в себе катают. Когда туча наполнится водой, она воду выпускает, на землю проливает. Дети, как вы считаете, почему зимой из тучи идёт снег, а не дождь? (ответы детей).
— Зимой холодно. Вода от холода замерзает. Вместо капель на землю падают снежинки. Дети, зимой тучи не водные, а какие? (ответы детей).
— Снежные тучи приносят снег. Дети вспомним приметы зимы? (ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, сугробы. Дети, что мы узнали о снежной туче?
Вывод. Дети, мы узнали, что снежные тучи приносят снег.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Снегопад»
(желательно в снегопад).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Вниз летят пушинки,
Белые снежинки.
То не дождь, то не град,
Это зимний … Снегопад
— Дети, как вы думаете, что такое снегопад? (предположения детей).
— Снегопад – это значит снег падает. Дети, как вы думаете, откуда падает снег? (ответы детей).
— Снежные тучи небо закрывают, снег на волю выпускают. Тротуары замело, всё вокруг белым-бело: снего-снего-снегопад! Хватит дела для лопат, для лопат и для скребков, для больших грузовиков. Дети, как вы считаете, почему во время снегопада нужны лопаты и скребки? (ответы детей).
— Во время снегопада растут сугробы. Сугробы мешают движению машин и людей. Дворники лопатами и скребками очищают тротуары от снежных сугробов. Дороги чистят специальные машины. Они сдвигают сугробы с дороги в сторону. Вокруг дорог растут большие кучи снега. Дети, как вы думаете, куда исчезают кучи снега из города? (ответы детей).
— Снег вывозят из города на больших грузовиках на снежные полигоны. Дети, как вы считаете, почему снег из города нельзя вывозить в поля? (ответы детей).
— Снег белый, но грязный. По воздуху снежинки пролетают, вредные вещества собирают. Дети, можно снег брать в рот? (ответы детей).
— Дети, снег не мороженое, снег в рот не берите, здоровью своему не вредите. Дети, чем ещё опасен снег для нашего здоровья? (ответы детей).
— Если снег попадёт в сапоги, или под одежду, от нашего тепла снег растает, обувь и одежда станет сырой. Сырые вещи не хранят тепло, человек быстро замёрзнет и заболеет. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, снегопад, сугробы. Дети, что мы узнали о снегопаде? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что снегопад – это выпадение снега из туч. Во время снегопада растут сугробы.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
По желанию детей упражнения повторяются.