СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Март 4. Снеготаяние. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека познавательных прогулок на каждый день на 4 неделю марта. Рассказ педагога 22 марта «Жаворонки» знакомит детей с народным праздником. Наблюдение «Весеннее Солнышко» напомнит детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений. Исследования «Снеготаяние», «Проталины», «Сосульки» познакомят детей с первыми приметами весны.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Март 4. Снеготаяние. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.»



Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.


Весна. Март 4 неделя.


Тема недели «Весна шагает по планете».



Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.

Константин Паустовский


Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».


Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.


Задачи.

  • Расширять кругозор детей.

  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

  • Обогащать представления детей о птицах.

  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

  • Формировать представление детей о народных традициях.

  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.

  • Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений.

  • Развивать познавательный интерес детей.


Фенологический календарь природы.

Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

1. Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).













Март 4 неделя. Тема недели «Весна шагает по планете».


День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение

«Весеннее Солнышко».


Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений.


Вторник

Рассказ педагога

«Народный праздник "Жаворонки"».


Формировать представление детей о народных традициях.


Среда

Исследование

«Снеготаяние».


Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.


Четверг

Исследование

«Проталины».


Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.


Пятница

Исследование

«Сосульки».


Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.











Наблюдение «Весеннее Солнышко».

(20 марта).

Задачи. Напомнить детям о значении солнца в жизни человека, животных и растений. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

Солнце землю осмотрело,

Каждый луч оставил след.

В мире нет важнее дела,

Чем дарить тепло и свет.

— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет? (ответы детей).

— Дети, почему зимой солнышко мало дарило нам тепла и света? (предположения детей).

— Далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. А вокруг него, как дети возле своей мамы, кружатся планеты. И наша планета Земля, кружится вокруг Солнца. Зимой планета Земля далеко ушла от Солнышка, поэтому зимой холодно. Лучи Солнца не долетали до Земли, рассеивались в Космосе. А сейчас наша планета приближается к Солнцу, всё ближе и ближе. Лучи Солнца ласкают нашу планету, согревают своим теплом. И вот наступил очень важный день – День весеннего равноденствия. День равен ночи. Теперь ночи будут короче, а дни длиннее. Дети, весной ночью холодно, днём тепло. Как вы считаете, почему? (ответы детей).

— Весеннее Солнце днём пригревает, холод прогоняет. Дети, для кого важны свет и тепло Солнца? (ответы детей).

— Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям.

Если в этот день светит солнце, педагог предлагает.

— Дети, поднимите, пожалуйста, лицо к солнцу, закройте глаза. Погреемся в лучах весеннего солнца, зарядимся солнечной энергией. Только, пожалуйста, не открывайте глаза, яркий солнечный свет опасен для глаз. Дети греются в лучах солнца

—Дети, что вы чувствуете? Какие лучи весеннего Солнца? (ответы детей).

— Лучи весеннего солнца тёплые, приятные.

Вывод. Дети, мы узнали, что весеннее Солнце пригревает, холод прогоняет.


Весёлые упражнения «Весеннее Солнце».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, закличку запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Солнце, солнце!

Где же ты?

Руки вверх.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Без тебя замёрзнем мы.

Обнимаем плечи руками.

Воробьи не скачут,

Ребятишки плачут...

Руки на пояс. Прыжки на месте.

Руки вниз. Наклон головы вниз.

Солнце, солнце,

Яркая звезда!

Руки на пояс, ходьба на месте.

Надоели холода.

Выйди из-за тучек,

Протяни нам лучик!

Покачаем головой влево, вправо.

Руки плавно вверх, в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.


По желанию детей упражнения повторяются.


Рассказ педагога «Народный праздник "Жаворонки"».

(22 марта).

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление детей о народных традициях. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на художественное слово.

Рассказ педагога.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А. Жуковский

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка.

22 марта – старинный народный праздникЖаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.

Хозяйки с утра тесто месили, печенье – жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, в поле бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят по кругу, руки отведены назад, ладошки–чашечкой. Ребёнок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Ведущий кладёт колокольчик в ладошки близстоящего ребёнка. Педагог сращивает:

— Жаворонок, прилетел? Ребёнок с колокольчиком отвечает.

— Я – жаворонок!

Педагог предлагает: Птицы летите, домой спешите. Дети летят на веранду.

По желанию детей игра повторяется.


Исследование «Снеготаяние».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

Педагог читает стихотворение, выделяя нужные слова голосом.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Ирина Токмакова

— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем. Первая примета весны – снеготаяние. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, и скажите – снеготаяние наступила или нет? (ответы детей).

Снеготаяние – это когда снег тает. Дети, почему снег тает? (ответы детей).

— Снег тает, когда тепло. Дети, когда на улице тепло? (ответы детей).

— Солнце пригревает, снег на солнце тает. Дети, какой снег в марте? (ответы детей).

— Снег в марте – рыхлый, талый, тёмный, серый, грязный, липкий. Дети, какая первая примета весны? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что первая примета весны – снеготаяние. Солнце пригревает, снег на солнце тает.


Весёлые упражнения «Весеннее Солнце».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, закличку запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Солнце, солнце!

Где же ты?

Руки вверх.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Без тебя замёрзнем мы.

Обнимаем плечи руками.

Воробьи не скачут,

Ребятишки плачут...

Руки на пояс. Прыжки на месте.

Руки вниз. Наклон головы вниз.

Солнце, солнце,

Яркая звезда!

Руки на пояс, ходьба на месте.

Надоели холода.

Выйди из-за тучек,

Протяни нам лучик!

Покачаем головой влево, вправо.

Руки плавно вверх, в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.


По желанию детей упражнения повторяются.







Целевая прогулка по участку детского сада.

Исследование «Проталины».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

Педагог читает стихотворение, выделяя нужные слова голосом.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Ирина Токмакова

— Дети, как вы думаете, что такое проталины? (предположения детей).

Проталины — это место, где снег протаял, растаял и открылась земля. Дети, цель нашего исследования: определить, появились ли проталины на участке нашего детского сада. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети найдут проталины, педагог останавливает детей и предлагает внимательно рассмотреть проталины.

— Дети, как вы считаете, почему здесь появились проталины? (предположения детей).

— Проталины появляются там, где солнце долго нагревает землю. С этой стороны здания солнце сильнее нагревает землю, поэтому здесь много проталин. Дети, напомните мне, пожалуйста, приметы начала весны. (Ответы детей).

Первые приметы весны: снеготаяние и проталины.

— Дети, что мы узнали о проталинах? (Ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что проталины – это место, где стаял снег и открылась земля. Проталины появляются там, где сильнее пригревает солнце.

Весёлые упражнения «Весеннее Солнце».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, закличку запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Солнце, солнце!

Где же ты?

Руки вверх.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Без тебя замёрзнем мы.

Обнимаем плечи руками.

Воробьи не скачут,

Ребятишки плачут...

Руки на пояс. Прыжки на месте.

Руки вниз. Наклон головы вниз.

Солнце, солнце,

Яркая звезда!

Руки на пояс, ходьба на месте.

Надоели холода.

Выйди из-за тучек,

Протяни нам лучик!

Покачаем головой влево, вправо.

Руки плавно вверх, в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.

По желанию детей упражнения повторяются.


Целевая прогулка по участку детского сада.

Исследование «Сосульки».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

Педагог читает стихотворение, выделяя нужные слова голосом.

На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли,

Голубые слёзки капали

И проталинку оставили.

И. Вахрушева

— Дети, как вы думаете, откуда появились на крыше сосульки? (предположения детей).

— Днём солнце пригревает, снег на крышах тает. Снег тает, в воду превращается, по крыше вода стекает, вниз улетает. Ночью холодно, вода замерзает, сосулькой свисает. Дети, цель нашего исследования: определить, есть ли сосульки на территории нашего детского сада. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Сосульки могут быть на деревьях, на крышах здания или веранд. Если дети замечают сосульки, педагог останавливает детей и предлагает внимательно их рассмотреть.

— Дети, что происходит с сосулькой днём? (Ответы детей).

— Сосулька от солнечного тепла тает, капельки-слёзки сосульки падают вниз. Там, где много капелек упадёт, там появится проталинка. Дети, как вы считаете, можно ли подходить близко к крыше, где висят сосульки? (предположения детей).

Сосульки – это лёд. Лёд очень твёрдый. Если сосулька упадёт на человека, то может его сильно поранить или убить. Дети, сосулька такая прозрачная, гладкая. Как вы считает, можно сосульки брать в рот, сосать? Почему? (Ответы детей).

— Снег впитывает в себя всю грязь, которая есть в городе. А сосулька – это талый снег, который превратился в лёд. Сосульки – грязные, в рот брать их нельзя. Дети, вспомним приметы начала весны. (Ответы детей).

Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое сосулька? (Ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что сосульки – это лёд, в который превратился растаявший снег под воздействием тепла днём и холода ночью.

Весёлые упражнения «Весеннее Солнце».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Солнце, солнце!

Где же ты?

Руки вверх.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Без тебя замёрзнем мы.

Обнимаем плечи руками.

Воробьи не скачут,

Ребятишки плачут...

Руки на пояс. Прыжки на месте.

Руки вниз. Наклон головы вниз.

Солнце, солнце,

Яркая звезда!

Руки на пояс, ходьба на месте.

Надоели холода.

Выйди из-за тучек,

Протяни нам лучик!

Покачаем головой влево, вправо.

Руки плавно вверх, в стороны.

Руки вперёд, ладонями вверх.