СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Птицы на юг улетают. Читаем детям 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для педагогов по развитию речи детей 5-7 лет. Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Перелётные птицы». Картотека бесед с детьми 5-7 лет. Список произведений: Бальмонт К. Д. «Осень». Бианки В. В. «Отлёт». Пушкин А.С. «Унылая пора! Очей очарованье!», «Уж небо осенью дышало…». Сладков Н. И. «Осень на пороге». Соколов-Микитов И. С. «Улетают журавли». Фет А.А. «Ласточки пропали…» 

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Птицы на юг улетают. Читаем детям 5-7 лет.»


Тема недели «Кто как готовится к зиме».


Лексическая тема «Перелётные птицы».


Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.


Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.

Василий Александрович Сухомлинский


Содержание.


Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Сладков Н. И.

«Осень на пороге».

Расширять представления детей о том, как похолодание изменяют жизнь животных. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Рассказы

Соколов-Микитов И. С.

«Улетают журавли».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Бианки В. В.

«Отлёт».

Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Расширять знания детей о перелётных птицах. Развивать познавательный интерес детей.

Стихо- творение

Поэтический салон

«Пейзажная лирика А.С. Пушкина».

Познакомить детей с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, с пейзажной лирикой. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитывать чуткость к поэтическому слову. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике.

Бальмонт К. Д.

«Осень».

Поддерживать интерес детей к поэтам России. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитывать чуткость детей к поэтическому слову. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике.

Фет А.А.

«Ласточки пропали…»

Поддерживать интерес детей к поэтам России. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.













Сказки


Николай Иванович Сладков

«Осень на пороге».


Задачи. Познакомить детей со сказкой Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге». Расширять представления детей о том, как похолодание изменяют жизнь животных. Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку русского писателя Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге». Николай Иванович любил природу, внимательно наблюдал за изменениями в природе, за животными. Вот как интересно рассказал Николай Сладков об отношении жителей леса к Осени. Сказка называется «Осень на пороге».


— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.


— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Чем пугал мудрый Ворон лесных жителей?

— Пугал ворон жителей леса холодной погодой, голыми, без листьев, деревьями, исчезновением насекомых, скучной дождливой порой.


  • Дети, испугались лесные звери и птицы осени?

— Не страшна осень жителям леса, каждый из них готовился к встрече осени по-разному.


  • Как готовятся лесные жители к холодным дням осени?

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!


  • Дети, исчезнут осенью насекомые, чем будут питаться птицы?

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!


  • Страшны ли обитателям леса скучные дождливые дни осени?

— Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!


Осень – предвестник зимы. Звери и птицы готовятся к холоду и голоду зимы. Одни птицы улетают осенью в тёплые края – это перелётные птицы. Другие птицы, оседлые, покрываются тёплым пухом. Вместо насекомых клюют плоды и семена растений.




















Рассказы


Иван Сергеевич Соколов-Микитов

«Улетают журавли».


Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Улетают журавли». Расширять знания детей о журавлях. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Воспитывать любовь детей к родной природе.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым, понаблюдаем за отлётом журавлей. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы родной природы. Рассказ называется «Улетают журавли».

Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.


В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болта, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!


— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • О каком времени года рассказывает писатель?

  • Осень. За отлётом каких птиц мы наблюдали вместе с Иван Сергеевичем?

— В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.

— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает природу.

  • В какие дни собирались к отлёту журавли?

— В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.

  • Какой путь ожидает журавлей?

— Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом.

  • В какие страны улетают журавли?

— Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.



  • Какой лес, в котором остановились журавли на отдых?

Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

  • Утром над лесом всходит солнце какое?

— Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце.

  • Небо над лесом какое?

— С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.


В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болта, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!


— Дети, какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? (ответы детей).

— Читая рассказ «Улетают журавли» я вижу красоту родной природы, чувствую печаль журавлей, которые не хотят покидать родные края. Но рассказ заканчивается радостной нотой. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

— Дети, как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.

















Виталий Валентинович Бианки

«Отлёт»

(в сокращение).


Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Познакомить с рассказом Виталия Валентиновича Бианки «Отлёт». Расширять знания детей о перелётных птицах. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы понаблюдаем за перелётными птицами вместе с российским писателем и натуралистом Виталием Валентиновичем Бианки. Рассказ называется «Отлёт».


Перелётным птицам настаёт время отправляться в далёкое путешествие. Некоторые из наших птиц улетают удивительно рано. Взять хоть стрижа. Лето ещё. Тепло. В воздухе много мух, комаров. Ни холод, ни голод будто не гонит от нас быстрокрылых стрижей. Но стрижи уж собрались в стаи, каждое утро куда-то далеко улетают от своих гнёзд, только на ночь возвращаются домой. И вдруг совсем исчезли. Теперь их не увидишь до будущего лета.

Ещё прошёл месяц. Уж облетают листья с деревьев. Сиротливо чернеет на ободранной берёзе мокрая от дождей скворечница. Давно не видно её весёлых жильцов: тоже, верно, улетели. Вдруг – что такое? – из скворечницы высунулся жёлтый нос, блеснул тёмный глазок. Да это скворчиха! И скворец рядом на ветке – тихонько, будто про себя поёт. Прилетели проститься с родным домиком. И в ту же ночь отправились со своей стаей за тёплые моря.

Ночью лучше лететь: меньше опасностей в пути. А видят птицы при яркой осенней луне хорошо. Всю ночь слышен свист крыльев в вышине: кряканье, неторопливое гоготанье. Это – пролётные утки и гуси. Гуси старые и молодые, только этим летом родившиеся, летят вместе. И можно думать, что старики показывают дорогу молодым.

А как же кукушки? Взрослые кукушки улетели уже в конце лета. А кукушата только ещё учатся жить самостоятельно. А дорога далёкая, очень далёкая. Кукушата самостоятельно отправляются в путь – к своим зимовкам в Африке. В стаи они не собираются, летят поодиночке.


— Вот такую интересную историю о перелётных птицах рассказал нам Виталий Валентинович Бианки. Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, как называется рассказ Виталия Валентиновича Бианки?

  • Дети, что такое отлёт?

Отлёт – это отправление в путь.

  • Кому настало время отправляться в далёкое путешествие?

Перелётным птицам настаёт время отправляться в далёкое путешествие.

  • Дети, какие птицы улетают удивительно рано?

— Некоторые из наших птиц улетают удивительно рано. Взять хоть стрижа. Лето ещё. Тепло. В воздухе много мух, комаров. Ни холод, ни голод будто не гонит от нас быстрокрылых стрижей.



Но стрижи уж собрались в стаи, каждое утро куда-то далеко улетают от своих гнёзд, только на ночь возвращаются домой. И вдруг совсем исчезли. Теперь их не увидишь до будущего лета.


  • Что писатель рассказал о скворцах?

— Ещё прошёл месяц. Уж облетают листья с деревьев. Сиротливо чернеет на ободранной берёзе мокрая от дождей скворечница. Давно не видно её весёлых жильцов: тоже, верно, улетели. Вдруг – что такое? – из скворечницы высунулся жёлтый нос, блеснул тёмный глазок. Да это скворчиха! И скворец рядом на ветке – тихонько, будто про себя поёт. Прилетели проститься с родным домиком. И в ту же ночь отправились со своей стаей за тёплые моря.


  • Дети, почему многие птицы летят ночью?

Ночью лучше лететь: меньше опасностей в пути. А видят птицы при яркой осенней луне хорошо. Всю ночь слышен свист крыльев в вышине: кряканье, неторопливое гоготанье. Это – пролётные утки и гуси. Гуси старые и молодые, только этим летом родившиеся, летят вместе. И можно думать, что старики показывают дорогу молодым.


  • Что Бианки рассказывает о кукушках?

— А как же кукушки? Взрослые кукушки улетели уже в конце лета. А кукушата только ещё учатся жить самостоятельно. А дорога далёкая, очень далёкая. Кукушата самостоятельно отправляются в путь – к своим зимовкам в Африке. В стаи они не собираются, летят поодиночке.


  • Дети, вам понравился рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Отлёт»?


— Дети, как познавательны рассказы Виталия Валентиновича Бианки. Как много нового и интересного мы узнали о перелётных птицах. Виталий Валентинович написал много интересных историй о животных. Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Виталий Валентинович Бианки.




















Стихотворения


Поэтический салон

«Пейзажная лирика А.С. Пушкина».


Задачи. Познакомить детей с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, с пейзажной лирикой. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитывать чуткость к поэтическому слову. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике.

Материал к деятельности: портрет Александра Сергеевича Пушкина.

Чтение.

— Дети, я приглашаю вас в наш поэтический салон.

Дети проходят в библиотеку группы.

— Дети, как вы думаете, что такое поэзия? (ответы детей).

Поэзия – это творчество, умение передать свои чувства, мысли словами. Дети, я познакомлю вас с великим поэтом России – Александром Сергеевичем Пушкиным.

Педагог обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина.

— Александр Сергеевич жил очень давно. Он писал стихотворения и повести, рассказы и сказки. Его произведения читают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах. Александр Сергеевич любил природу родной страны, в его произведениях часто звучат слова, посвящённые изменениям в природе. Вот что пишет Александр Сергеевич Пушкин о своём любимом времени года.

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


— Дети, по вашему мнению, какому времени года посвящено это стихотворение? (ответы детей).

— Любимое время года Пушкина – осень. Поздняя осень – унылая пора, а для Александра Сергеевича – очей очарованье. Очи – так раньше называли глаза. Пушкина вид поздней осени не огорчает, а радует. Приятна мне твоя прощальная краса. Всё, что Александр Сергеевич видит в природе, приятно его глазам.

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.


— Дети, представьте, что вы гуляете в лесу вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным, почувствуйте его настроение.




Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


— Дети, что вы почувствовали, слушая отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень»? (ответы детей).

— Читая строки Александра Сергеевича я чувствую радость поэта, вместе с ним любуюсь красотой леса, одетого «в багрец и золото». Слышу ветра шум в ветвях деревьев. Ощущаю свежее дыханье ветра.


— Дети, я прочитаю вам ещё одно стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвящённое осени.

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


— Дети, что вы почувствовали, слушая эти строки Александра Сергеевича Пушкина? (ответы детей).

— Читая стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью дышало» я чувствую грусть. Осень в этом стихотворение Александра Сергеевича печальная, «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», тоскливая, «Гусей крикливых караван тянулся к югу», скучная, «Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора».

— Два стихотворения, созданные Александром Сергеевичем Пушкиным, посвящены осени. Стихотворения разные. В одном поэт говорит: «Приятна мне твоя прощальная краса», в другом напоминает, что осень «Довольно скучная пора». Но оба стихотворения наполнены любовью поэта к родной природе. Александр Сергеевич использует всё богатство русского языка для создания своих пейзажей. Дети, как волшебна русская пейзажная лирика! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык!












Весёлые упражнения

«Уж небо осенью дышало».


Задачи. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Встаём на носочки, руки вверх.

«Фонарики» - вращение кистей рук.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Руки через стороны вниз.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки верх

Руки вперёд, плавно в стороны.

Руки вниз, наклоны головы влево-вправо.

Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.


По желанию детей упражнения повторяются.





























Константин Дмитриевич Бальмонт

«Осень».


Задачи. Поддерживать интерес детей к поэтам России. Познакомить детей со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Воспитывать чуткость детей к поэтическому слову. Способствовать формированию эмоционального отношения детей к пейзажной лирике.

Материал к деятельности: портрет Константина Дмитриевича Бальмонта, аудиозапись песни «Брусника» (музыка Ю. Фалика. слова К. Бальмонта).​

Чтение.

— Дети, я приглашаю вас в наш поэтический салон.

Дети проходят в библиотеку группы.

— Дети, продолжаем знакомство с великими поэтами России.

Педагог обращает внимание детей на портрет К.Д. Бальмонта.

— Это – Константин Дмитриевич Бальмонт. Константин Дмитриевич жил очень давно. Он писал удивительные, очень мелодичные стихотворения. Я прочитаю вам стихотворение Константина Бальмонта «Осень». А вы вслушайтесь в слова стихотворения, в ритм и мелодику текста.

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.


— Дети, представьте, что вы – композиторы. Вам надо написать музыку к стихотворению Константин Дмитриевич Бальмонта «Осень». Какая это будет музыка: мажорная (радостная) или минорная (печальная, грустная)? (ответы детей).

— Какие слова текста передают грусть, печаль поэта? (ответы детей).

— И от птичьего крика в сердце только грустнее. Скоро Осень проснётся и заплачет спросонья. Дети, слушаем песню «Осень».

Звучит аудиозапись песни «Брусника» (музыка Ю. Фалика. слова К. Бальмонта).​

— Дети, как вы считаете, соответствует мелодия песни настроению стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень»? (ответы детей).

Константин Дмитриевич Бальмонт – великий русский поэт. Его стихотворения очень мелодичны.









Афанасий Афанасьевич Фет

«Ласточки пропали…»

(с детьми 6 – 7 лет).


Задачи. Поддерживать интерес детей к поэтам России. Познакомить детей со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали…» (в сокращение). Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховое внимание, память детей. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.

Материал к деятельности: портрет Афанасия Афанасьевича Фета, аудиозапись песни «Брусника» (музыка Ю. Фалика. слова К. Бальмонта).​

Чтение.

Дети проходят в библиотеку группы. Здесь размещены картины из серии «Осень. Перелётные птицы».

— Дети, я приглашаю вас в нашу литературную гостиную. Литературная гостиная – это союз Поэзии, Музыки, Живописи. Тема нашего разговора – Перелётные птицы осенью.

— В литературной гостиной мы с вами будем слушать музыку, смотреть картины, читать стихотворения. Вы согласны? (ответы детей).

Дети свободно перемещаются по библиотеке, рассматривают картины. Звучит песня «Брусника» (музыка Ю. Фалика. слова К. Бальмонта). По окончанию мелодии педагог предлагает детям занять свободные месте. Дети садятся полукругом на стульчике или на ковёр.

— Дети, какие чувства вызывает у вас эта мелодия? (ответы детей).

— Мелодия песни минорная, грустная, печальная. Песня «Брусника» написана на слова стихотворения великого русского поэта – Константина Дмитриевича Бальмонта. Дети, я хочу вас познакомить с ещё одним великим поэтом России прошлых лет – Афанасием Афанасьевичем Фетом.

Педагог обращает внимание детей на портрет А.А. Фета.

— Послушайте стихотворение «Ласточки пропали…», которое написал замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Мне кажется, что оно созвучно с песней, которую мы слушали.

Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

— Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…






Вопросы к детям.

  • Дети, какие слова в этом стихотворение вам не понятны?

Педагог поясняет непонятные для детей слова.

  • А вчера зарей всё грачи летали. Дети, зарей – это когда?

— Заря – это свечение неба от лучей солнца утром или вечером.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

  • Дети, мелькали, это как?

Мелькать – быстро показываться и исчезать. Дети, с чем сравнивает поэт мелькание грачей?

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

  • Дети, как вы думаете, почему с вечера всё спится?

— Осенью дни становится короче, рано темнеет, грустное настроение, поэтому человека тянет в сон – спится.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

  • Дети, какие приметы осени перечисляет Афанасий Фет?

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…


Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.

— Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…




Весёлые упражнения «Ласточки пропали».


— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


Ласточки пропали,

Ладони приложим к щекам, покачаем головой вправо – влево.

А вчера зарей

Руки в стороны.

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Взмахи руками вверх-вниз.

Вон над той горой.

Встаём на носочки, руки вперёд, ладони вверх.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Приседаем, ладони сложим вместе и под щёку.

Лист сухой валится,

Встаём прямо, руки в стороны, ладонями вверх.

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

Обнимаем плечи руками.


— Дети, по вашему мнению, стихотворение «Ласточки пропали…» как нужно читать, весело или грустно? (ответы детей).

— Я сейчас прочту стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали…» ещё раз. А вы мне помогайте, произносите слова стихотворения, только без голоса, с помощью артикуляции. Педагог выразительно читает стихотворения.

— Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…


— Дети, кто желает, как настоящий артист, прочитать стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали» наизусть?

Педагог контролирует, чтобы дети назвали поэта и название стихотворения. По ходу чтения воспитатель по необходимости подсказывает текст. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Дети, пожалуйста, в корректной форме оцените выступление товарищей.

Дети высказывают свои впечатления. Педагог контролирует, чтобы высказывания детей были в корректной форме.

— Дети, вам понравилось стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали»? (ответы детей).

— Чудесно! Спасибо, дети! Общение с вами в литературной гостиной было приятно. Я думаю, что стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Ласточки пропали» вы обязательно расскажете свои родным и близким.