СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н. А. Птицы на юг улетают. Речевые игры для детей 5-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для воспитателей по развитию речи детей 5-7 лет. Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Перелётные птицы». Картотека речевых игр, речевых ситуаций, ситуаций общения по формированию словаря и грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, говорим правильно, предложения).

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н. А. Птицы на юг улетают. Речевые игры для детей 5-7 лет»

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Тема недели «Кто как готовится к зиме».


Лексическая тема «Перелётные птицы».


Направление «Речевое развитие».


Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык.

Константин Георгиевич Паустовский


Содержание.


Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра

«Птицы».

Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с" и "ц".

Самомассаж пальцев рук «Журавлики-журавли».

Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Три признака птицы».

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц.

Речевая ситуация «Помоги белочки».

Формировать умение детей определять количество слогов в слове. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц.

Речевая ситуация «Перелётные птицы».

Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Речевая ситуация «Грусть и радость».

Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Развивать способность детей понимать и осознавать эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Пальчиковая игра «Птица».

Обогащать речь существительными, обозначающими части тела птицы.

Пальчиковая игра «Птицы на юг улетают».

Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц. Формировать умение детей управлять своими движениями.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра «Десять серых журавлей».

Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными.

Речевая игра «Перелётных птиц считаем».

Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями перелётных птиц.

Речевая игра «Стаи птиц улетают».

Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь существительными, обозначающими названия перелётных птиц.

Игровая ситуация «Птицы на юг улетают».

Совершенствовать умение согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.




Раздел

Деятельность

Задачи.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Речевая ситуация «Птичьи крики осенью».

Совершенствовать умение детей образовывать глаголы от существительных. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Речевая ситуация «Прощальная песня».

Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Ситуация общения

«Грачи улетели».

Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поощрять интерес детей к словообразованию. Поддерживать интерес детей к птицам.

Речевая игра «Сравним птиц».

Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Закреплять умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления.

Речевая игра «Сложное слово о птицах».

Продолжать знакомить детей с образованием сложных слов. Расширять знания детей о перелётных птицах. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Речевая ситуация «Рассказ о перелётных птицах»

Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровая ситуация «Кто, где живёт?»

Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи, согласовывать слова в предложении. Расширять знания детей о птицах.

Ситуация общения «Писатели

о журавлях».

Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Обогащать словарь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Занимательная беседа

«Клуб Почемучек».

«Ищем информацию».

Формировать умение детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно, пользоваться словами-вопросами, соблюдая интонационную выразительность. Закреплять умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки осенние о птицах».

Формировать умение детей узнавать птиц по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Интеллектуальная разминка

«Перелётные птицы осенью».

Обогащать природоведческий словарь детей. Закрепить знания детей о перелётных птицах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.













Звуковая культура речи


Занимательная игра «В краю Скороговория».

«Птицы».


Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с" и "ц". Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.

Игра.

Понедельник. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, по Скороговории гуляем, удивительное замечаем…

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.

— Дети, кто весёлые птицы? (ответы детей).

Скворцы и синицы – весёлые птицы. Дети, скворцы и синицы какие птицы? (ответы детей).

— Скворцы и синицы – весёлые птицы. Дети, скворцы и синицы весёлые кто? (ответы детей).

— Скворцы и синицы – весёлые птицы. Дети, какая птица в певцы не годится? (ответы детей).

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певцы не годится.

— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.


Вторник. Школа актёрского мастерства.

Педагог читает скороговорку.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.




Среда. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.


Четверг. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.


Пятница. Соревнование.

Педагог читает скороговорку.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку». Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Птица синица в певицы не годится.

Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.


Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.




Самомассаж пальцев рук «Журавлики-журавли».


Задачи. Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.

Игра.

— Дети, разучим стихотворение «Журавлики-журавли» для массажа пальцев рук – разминалка. Как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (ответы детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

— Дети, массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст и разминаем пальцы рук. Педагог показывает движения.

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.


Текст

Движения

Левой рукой массаж правой руки.

Журавлики-журавли

Большой палец.

Оторвались от земли,

Указательный палец.

Крылья к небу вскинули,

Средний палец.

Милый край покинули.

Безымянный палец.

Закурлыкали вдали

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Журавлики-журавли

Большой палец.

Оторвались от земли,

Указательный палец.

Крылья к небу вскинули,

Средний палец.

Милый край покинули.

Безымянный палец.

Журавлики-журавли.

М. Шпак

Мизинец.


— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, журавлей вспоминали.











Формирование словаря детей


Речевая ситуация «Три признака птицы».

(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).


Задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровой материал: Картина «Перелётные птицы», волшебный цветок (флажок).

Разговор.

— Дети, перелётных птиц вспоминаем, красивые слова подбираем, описание птицы из трёх слов составляем. Размер птицы определяем, цвет разных частей тела замечаем, особенности птицы отмечаем.

Игровые правила.

  • Цветок даю, птицу назову.

  • Птицу называй, три признака перечисляй.

  • Цветок ведущему возвращай.


Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птиц, дети перечисляют три признака. Педагог контролирует, чтобы дети называли три признака, согласовывали прилагательные с существительным. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.


Лексический материал.

  • Иволга какая? – … (иволга небольшая, желтогрудая, золотая, яркая, певчая, …).

  • Стриж какой? – … (стриж небольшой, чёрный, быстрый, насекомоядный…).

  • Мухоловка какая? – … (мухоловка маленькая, серая, ловкая, насекомоядная…).

  • Журавль какой? – … (журавль большой, серый, остроклювый, длинноногий…).

  • Ласточка какая? – … (ласточка маленькая, чёрная, белогрудая, проворная, …).

  • Жаворонок какой? – … (жаворонок маленький, бурый, неприметный, певчий…).

  • Соловей какой? – … (соловей маленький, незаметный, лесной, певчий, голосистый, …)

  • Скворец какой? – … (скворец крупный, красивый, чёрный, длинноклювый, певчий…).

  • Кукушка какая? – … (кукушка крупная, пёстрая, хитрая, звонкоголосая…).

  • Грач какой? – … (грач крупный, чёрный, длинноклювый, важный…).

  • Лебедь какой? – … (лебедь большой, белоснежный, прекрасный, водоплавающий…).

  • Чайка какая? – … (чайка крупная, белая, сильная, крикливая, …).


    — Перелётные птицы – это … Педагог ещё раз перечисляет птиц, называя признаки, названные детьми, и добавляя свои.

    — Прелестно, дети! Перелётных птиц вспоминали, красиво называли.








    Речевая ситуация «Помоги белочки».

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Формировать умение детей определять количество слогов в слове. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Материал к деятельности: Картина «Перелётные птицы».

    Разговор.

    Белочка на ели сидела

    Белочка вдаль глядела,

    Перелётных птиц называла,

    Счастливого пути желала.


    — Дети, белочке, пожалуйста, помогите, перелётных птиц назовите. Но не просто слово называем, а слоги считаем. Кто птицу из трёх слогов отыскал, быстро мне её назвал?

    (Иволга, ласточка, соловей, кукушка).

    Дети называют слова и хлопают в ладоши.

    — Кто птицу из двух слогов отыскал, быстро мне её назвал?

    (Журавль, скворец, лебедь, чайка).

    Дети называют слова и хлопают в ладоши.

    — Кто птицу из четырёх слогов отыскал, быстро мне её назвал?

    (Мухоловка, жаворонок).

    Дети называют слова и хлопают в ладоши.

    — Кто птицу с одним слогом отыскал, быстро мне её назвал?

    (Стриж, грач).

    Дети называют слова и хлопают в ладоши.


    — Очаровательно, дети! Белочке помогали, слоги правильно считали.






















    Речевая ситуация «Перелётные птицы».


    Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Разговор.

    — Осенью перелётные птицы улетают в далёкие страны. Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о перелётных птицах с помощью слов-наоборот. Вы готовы? (ответы детей).

    Дети отвечают хором.

    Лексический материал.

  • Летят птицы низко и – … высоко.

  • Летят птицы близко и – … далеко.

  • Летят птицы направо и – … налево.

  • Летят птицы вверх и – … вниз.

  • Летят птицы, когда светло, и когда – … темно.

  • Улетают птицы на юг рано или – … поздно.

  • Летят птицы медленно или – … быстро.

  • Летят птицы отдельно или – … вместе.

  • Летят птицы, кричат птицы тихо или – … громко.

  • Когда птицы улетают нам не весело, а … грустно (печально, тоскливо).


    Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, низко - высоко.

    — Великолепно, дети! О перелётных птицах рассказали, слова правильно подобрали.
























    Речевая ситуация «Грусть и радость».


    Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Развивать способность детей понимать и осознавать эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Воспитывать чуткость к художественному слову.

    Разговор.

    Поспевает брусника,

    Стали дни холоднее,

    И от птичьего крика
    В сердце стало грустнее.
    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.
    Солнце реже смеётся,

    Нет в цветах благовонья.
    Скоро осень проснётся,

    И заплачет спросонья.

    К. Бальмонт


    «В сердце стало грустнее». Дети, что такое грусть? (ответы детей).

    Грусть – это отрицательная эмоция. Дети, как можно по-другому назвать грусть? (ответы детей).

    Грусть, печаль, тоска, скорбь, уныние, огорчение, меланхолия. Дети, почему период поздней осени вызывают у нас грусть, печаль, тоску, скорбь, уныние, огорчение, меланхолию? (предположение детей).

    — Я с вами согласна, что поздней осенью улетают птицы, мало солнечных дней, часто идут дожди, холодно. Всё это вызывает в сердцах людей что? (ответы детей).

    — Поздней осенью нам грустно, но долго грустить нельзя, можно заболеть. Поэтому, дети, если вам грустно, подумайте о чём-нибудь радостном и улыбнитесь. Дети, что такое радость? (ответы детей).

    Радость – это положительная эмоция человека, чувство удовольствия и счастья. Дети, как можно по-другому назвать радость? (ответы детей).

    Радость, веселье, восторг, удовольствие, наслаждение, счастье.


    Дети, долго не грусти,

    Вы здоровье берегите.

    Радость в сердце жить должна.
    Очень нам она нужна.


    Журавли летят, курлычут,

    Шлют последнее "Прощай!"

    За собою лето кличут,

    Улетают в тёплый край.

    Жалко мне лесных полянок

    И журавликов моих,

    Только я скучать не стану,

    А весною встречу их.

    А. Лившиц











    Пальчиковая игра «Птица».


    Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела птицы. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями.

    Игра.

    Закличка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Я зову вас поиграть.


    — Дети, в пальчиковую игру играем, птицу изучаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

    Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия частей тела птицы.


    Вот птица –

    она живая,

    Большой и указательный пальцы правой руки соединяем, остальные пальцы распрямляем вверх.

    Есть у птицы

    Покажем ладони обеих рук

    с разжатыми пальцами.

    туловище,

    шея,

    голова,

    две ноги,

    (Дети проговаривают части тела птицы).

    На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

    два крыла,

    хвост,

    клюв,

    глаза.

    (Дети проговаривают части тела птицы).

    На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

    Птицу

    пух и перья защищают,

    От мороза укрывают.

    Шевелим пальчиками обеих рук.

    Вот птица –

    она живая.

    Большой и указательный пальцы правой руки соединяем, остальные пальцы распрямляем вверх.

    Птиц

    не обижайте,

    не гоняйте,

    не пугайте.

    На каждое слово

    сжимаем пальцы обеих рук в кулачки

    и резко разжимаем.


    — Отлично! Молодцы, дети! Пальчиками играли, части тела птиц назвали.






    Пальчиковая игра «Птицы на юг улетают».


    Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия птиц. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями.

    Игра.

    Закличка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Я зову вас поиграть,


    — Дети, в пальчиковую игру играем, перелётных птиц провожаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

    Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают птиц.


    Птицы на юг улетают,

    Крыльями машут вдали

    Руки в стороны – вниз

    (взмахи крыльями).

    утки,

    гуси,

    лебеди,

    журавли,

    На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

    (Дети проговаривают названия птиц).

    ласточки,

    стрижи,

    кукушки

    и скворцы.


    На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу.

    (Дети проговаривают названия птиц).

    Крылья к небу вскинули,
    Милый край покинули.

    Руки в стороны – вниз

    (взмахи крыльями).


    — Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, перелётных птиц назвали.












    Развитие грамматического строя речи

    Словоизменение


    Речевая игра «Десять серых журавлей».

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Игровой материал: флажок.

    Игра.

    Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.

    Журавушки — журавли

    Оторвались от земли.

    Крылья к небу вскинули,

    Милый край покинули.

    Закурлыкали вдали

    Журавушки — журавли!


    — Дети, воображение включаем, мысленно гуляем. Уральские степи посещаем, журавлей считаем. Игра «Десять серых журавлей».

    Игровые правила:

    • число со словами называй, флажок товарищу передай;

    • счёт продолжай, следующее число называй;

    • когда «десять серых журавлей» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.


    — Дети, игру начинаем, серых журавлей считаем.

    Педагог начинает счёт: «Один серый журавль». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два серых журавля», и так далее до слов «Десять серых журавлей». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

    Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.


    — Чудесно, дети! Серых журавлей считали, числа не пропускали.


    Памятка для педагога.

    При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа.









    Речевая игра «Перелётных птиц считаем».

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями перелётных птиц. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку.

    Игровой материал: флажок.

    Игра.

    Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.

    Встали птицы на крыло

    В небе хмуром загалдели

    В край далёкий, где тепло

    Стаей длинной полетели.

    – Наступают холода, –

    Криком птицы сообщают.

    – Мы летим не навсегда.

    – Мы вернёмся, обещаем.

    – До свиданья, край родной:

    – Улетаем! Улетаем!

    За небесной пеленой

    В небе сером птицы тают.

    Александр Измайлов.


    — Дети, перелётных птиц провожаем, названия птиц вспоминаем. Мы с вами играем в игру «Перелётных птиц считаем».

    Игровые правила:

    • птиц считай, перелётных птиц называй, флажок товарищу передай;

    • счёт продолжай, следующую птицу называй;

    • когда «Десятая птица» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.


    — Дети, игру начинаем, птиц по порядку считаем.

    Педагог начинает счёт: «Первая перелётная птица соловей». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая перелётная птица …» и называет перелётную птицу. Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разных перелётных птиц. Дети продолжают счёт до слов «Десятая перелётная птица …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх.

    Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.


    — Прекрасно, дети! Птиц правильно считали, числа не пропускали.










    Речевая игра «Стаи птиц улетают».

    (Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).


    Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия перелётных птиц. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

    Игра.

    Поспевает брусника,

    Стали дни холоднее,

    И от птичьего крика

    В сердце стало грустнее.
    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.
    Солнце реже смеётся,

    Нет в цветах благовонья.
    Скоро осень проснётся,

    И заплачет спросонья.

    К. Бальмонт

    — Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Дети, воображение включаем, стаи птиц представляем. Стаи птиц провожаем, перелётных птиц считаем.

    Игровые правила.

    • Цветок даю, птицу назову.

    • Птиц называй, один, два, много считай.

    • Цветок ведущему возвращай.


    Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птицу, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.


    Лексический материал.

  • Иволга – … (одна иволга, две иволги, много иволг).

  • Стриж – … (один стриж, два стрижа, много стрижей).

  • Мухоловка – … (одна мухоловка, две мухоловки, много мухоловок).

  • Журавль – … (один журавль, два журавля, много журавлей).

  • Ласточка – … (одна ласточка, две ласточки, много ласточек).

  • Жаворонок – … (один жаворонок, два жаворонка, много жаворонков).

  • Соловей – … (один соловей, два соловья, много соловьёв).

  • Скворец – … (один скворец, два скворца, много скворцов).

  • Кукушка – … (одна кукушка, две кукушки, много кукушек).

  • Грач – … (один грач, два грача, много грачей).

  • Лебедь – … (один лебедь, два лебедя, много лебедей).

  • Чайка – … (одна чайка, две чайки, много чаек).


    — Великолепно, дети! Перелётных птиц считали, слова правильно изменяли.










    Игровая ситуация «Птицы на юг улетают».

    (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).


    Задачи. Совершенствовать умение согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

    Игра.

    Птицы на юг улетают,

    Гуси, грачи, журавли.

    Вот уж последняя стая

    Крыльями машет вдали.
    М. Ивенсен.

    — Дети, в игру играем, словосочетания изменяем, по-другому называем.

    Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.


    Лексический материал.

  • Журавли летят клином. Чей клин? … журавлиный клин.

  • Гуси летят косяком. Чей косяк? … гусиный косяк.

  • Машут крыльями грачи. Чьи крылья? … грачиные крылья.

  • На земле я нашла перо журавля. Чьё перо? … журавлиное перо.

  • Перо гуся. Чьё перо? … гусиное перо.

  • Перо грача. Чьё перо? … грачиное перо.

  • Перо ласточки. Чьё перо? … ласточкино перо.

  • Перо утки. Чьё перо? … утиное перо.

  • Перо соловья. Чьё перо? … соловьиное перо.

  • Перо лебедя. Чьё перо? … лебединое перо.


    — Восхитительно, дети! Словосочетания составляли, слово правильно изменяли.



























    Развитие грамматического строя речи

    Словообразование


    Речевая ситуация «Птичьи крики осенью».

    (Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).


    Задачи. Совершенствовать умение детей образовывать глаголы от существительных. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

    Разговор.

    Поспевает брусника,

    Стали дни холоднее,

    И от птичьего крика

    В сердце стало грустнее.
    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.
    Солнце реже смеётся,

    Нет в цветах благовонья.
    Скоро осень проснётся,

    И заплачет спросонья.

    К. Бальмонт

    — Осень, улетают птицы в далёкие края. Прощальные крики раздаются в воздухе. Дети, птичьи крики различаем, что делали птицы называем.

    Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети правильно отвечали на вопрос, чётко произносили окончания слов.


    Лексический материал.

  • Я слышала курлыканье журавлей. Что делали журавли? … курлыкали.

  • Гоготание гусей. Что делали гуси? … гоготали.

  • Кукование кукушки. Что делали кукушки? … куковали.

  • Кряканье уток. Что делали утки? … крякали.

  • Щебетание ласточек. Что делали ласточки? … щебетали.

  • Прощальное пение скворцов. Что делали скворцы? … пели.


    Осень – непогодушка.

    Тополь пожелтел.

    Вдруг на ветке скворушка

    Песенку запел.

    Ветка чуть качается,

    Дождик не кончается,

    С нами старый скворушка

    До весны прощается.


    В путь – дорогу дальнюю

    Скворушке лететь.

    Песенку прощальную

    Как ему не спеть!

    Ветка чуть качается,

    Дождик не кончается,

    С нами старый скворушка

    До весны прощается.

    М. Ивенсен.



    — Чудесно, дети! Птичьи крики узнали, что делали птицы назвали.







    Речевая ситуация «Прощальная песня».

    (Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).


    Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

    Разговор.

    Осень – непогодушка.

    Тополь пожелтел.

    Вдруг на ветке скворушка

    Песенку запел.

    Ветка чуть качается,

    Дождик не кончается,

    С нами старый скворушка

    До весны прощается.


    В путь – дорогу дальнюю

    Скворушке лететь.

    Песенку прощальную

    Как ему не спеть!

    Ветка чуть качается,

    Дождик не кончается,

    С нами старый скворушка

    До весны прощается.

    М. Ивенсен.


    — Дети, птичьи крики различаем, как поют птицы, поясняем.

    Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети правильно отвечали на вопрос, чётко произносили окончания слов.


    Лексический материал.

  • Прощальное пение скворца. Как пел скворец? … прощально.

  • Пронзительные крики стрижей. Как кричали стрижи? … пронзительно.

  • Печальное курлыканье журавлей. Как курлыкали журавли? ... печально.

  • Грустная перекличка соловьёв. Как перекликались соловьи? ... грустно.

  • Громкое гоготание гусей. Как гоготали гуси? ... громко.

  • Сердитые крики грачей. Как кричали грачи? ... сердито.

  • Монотонное кукование кукушки. Как куковала кукушка? ... монотонно.

  • Звонкое кряканье уток. Как крякали утки? ... звонко.

  • Тихое щебетание ласточек. Как щебетали ласточки? ... тихо.


    — Чудесно, дети! Птичьи крики различали, слова правильно подбирали.






















    Ситуация общения «Грачи улетели».


    Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поощрять интерес детей к словообразованию. Поддерживать интерес детей к птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Разговор.

    Скоро белые метели

    Снег подымут от земли.

    Улетают, улетели,

    улетели журавли.

    Не слыхать кукушки в роще,

    И скворечник опустел.

    Аист крыльями полощет —

    Улетает, улетел!


    Лист качается узорный

    В синей луже на воде.

    Ходит грач с грачихой чёрной

    В огороде, по гряде.

    Осыпаясь, пожелтели

    Солнца редкие лучи.

    Улетают, улетели,

    улетели и грачи.

    Елена Благинина


    — Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о грачах с помощью слова «летели». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы? (ответы детей).

    Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети отвечают хором или поочерёдно. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.


    Лексический материал.

  • Осенью грачи с родных гнёзд взлетели.

  • К лесу под- ... (подлетели).

  • В лес за- ... (залетели).

  • Из лесу вы- ... (вылетели).

  • Вокруг леса об- ... (облетели).

  • От родного леса от- ... (отлетели).

  • Над городами и полями про- ... (пролетели).

  • Горы пере- ... (перелетели).

  • В тёплые края у- ... (улетели).


    — Превосходно, дети! О грачах рассказали, слово «летели» по-разному называли.














    Речевая игра «Сравним птиц».

    (Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).


    Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Закреплять умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

    Игра.

    — Дети, перелётных птиц сравните, нужное слово подберите.

    Игровые правила.

    • О птицах расскажу, цветок подаю.

    • Птиц сравните, нужное слово подберите.

    • О птицах расскажите, цветок верните.


    Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произносит предложение. Дети повторяют предложение, добавляя сравнение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончания слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.


    Лексический материал.

  • Чайка – птица крупная, а журавль — ... (крупнее).

  • Скворец – птица чёрная, а грач — ... (чернее).

  • Иволга – птица красивая, а лебедь — ... (красивее).

  • Ласточка – птица быстрая, а стриж — ... (быстрее).

  • Песня жаворонка чудесная, а соловья — ... (чудеснее).

  • Клюв лебедя длинный, а журавля — ... (длиннее).

  • Мухоловка – птица незаметная, а жаворонок — ... (незаметнее).

  • Прощальная песня скворца грустная, а курлыканье журавлей — ... (грустнее).


    — Очаровательно, дети! О перелётных птицах рассказали, сравнение подобрали.

















    Речевая игра «Сложное слово о птицах».

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Продолжать знакомить детей с образованием сложных слов. Расширять знания детей о перелётных птицах. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Игровой материал: волшебная палочка.

    Игра.

    Белый, чёрный АИСТ – птица,

    На деревьях он гнездится,

    Забирается повыше,

    Может свить гнездо на крыше.

    Или даже – на столбе,

    Или вовсе – на трубе!

    Красноклювый, голенастый,

    Близ людей селится часто.

    Счастье он приносит в дом.

    С ним теперь и ты знаком.

    Вера Баранова

    — Аист красноклювый. Дети, из каких двух слов получилось это слово? (ответы детей).

    — Дети, два слова, пожалуйста, объедините, сложное слово скажите, о перелётных птицах интересно расскажите.

    Игровые правила:

    • тишину соблюдаем, сложное слово молча сочиняем;

    • кого волшебная палочка выбирает, тот и слово называет.

    Педагог контролирует, чтобы дети отвечали точно на вопрос, словосочетанием, при необходимости, подсказывает сложное слово.

    Лексический материал.

  • У иволги жёлтая грудка – она какая…? (иволга желтогрудая).

  • У стрижа быстрые крылья – он какой …? (стриж быстрокрылый).

  • У мухоловок длинные крылья – они какие? (мухоловки длиннокрылые).

  • У журавля длинные ноги – он какой …? (журавль длинноногий).

  • У ласточки острые крылья – она какая …? (ласточка острокрылая).

  • У жаворонка громкий голос – он какой …? (жаворонок громкоголосый).

  • У соловьёв звонкие голоса – они какие …? (соловьи звонкоголосые).

  • У скворца тонкий клюв – он какой …? (скворец тонкоклювый).

  • У кукушек пёстрые перья – они какие …? (кукушки пёстропёрые).

  • У грача толстый клюв – он какой …? (грач толстоклювый).

  • У аистов красные ноги – они какие …? (аисты красноногие).

  • У лебедя длинная шея – он какой …? (лебедь длинношейный).

  • У утки плоский клюв – она какая …? (утка плоскоклювая).

  • У чайки кривой клюв – она какая …? (чайка кривоклювая).


    — Чудесно, дети! О птицах рассказали, сложные слова правильно назвали.




    Развитие грамматического строя речи

    Предложения


    Речевая ситуация «Рассказ о перелётных птицах».


    Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Разговор.

    — Дети, рассказ о перелётных птицах составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

    Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.


    Лексический материал.

  • Птицы собираются в стаи, чтобы… (ответы детей).

  • Исчезли насекомые, поэтому… (ответы детей).

  • Птицы улетают на юг, потому что… (ответы детей).

  • Водоплавающие птицы улетают, когда… (ответы детей).

  • Видя улетающих в тёплые края птиц, я … (ответы детей).

    — Прелестно, дети! Мы с вами составили удивительный рассказ о перелётных птицах



























    Игровая ситуация «Кто, где живёт?»

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи, согласовывать слова в предложении. Расширять знания детей о птицах. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Игровой материал: волшебная палочка.

    Игра.

    — Дети, в русском языке есть маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Маленькое слово "в" – помогает рассказать, что кто-то живёт внутри чего-то. Дети, я назову вам слова, а вы придумайте предложение, соединив слова маленьким словом "в".

    Игровые правила:

    • тишину соблюдаем, предложение молча сочиняем;

    • кого волшебная палочка выбирает, тот и предложение читает.

    Педагог произносит слова, отделяя их паузой; контролирует, чтобы дети произносили полное предложение. Если ответ неверный, показывает на другого ребёнка. Затем, ребёнок, который ответил неправильно, повторяет правильный ответ.

    Лексический материал.

  • Иволга, живёт, лес. (Иволга живёт в лесу).

  • Стриж, живёт, город. (Стриж живёт в городе).

  • Мухоловка, живёт, лес. (Мухоловка живёт в лесу).

  • Жаворонок, живёт, поле. (Жаворонок живёт в поле).

  • Кукушка, живёт, лес. (Кукушка живёт в лесу).

  • Скворец, живёт, сад. (Скворец живёт в саду).

  • Ласточка, живёт, деревня. (Ласточка живёт в деревне).


    — Маленькое слово "у" – помогает рассказать, что кто-то живёт близко, рядом с чем-то. Дети, я назову вам слова, а вы придумайте предложения, соединив слова маленьким словом "у".

    Лексический материал.

  • Соловьи, живут, река. (Соловьи живут у реки).

  • Чайки, живут, озеро. (Чайки живут у озера).

  • Лебеди, гуси, утки, живут, река. (Лебеди, гуси, утки живут у реки).

  • Журавли, живут, болото. (Журавли живут у болота).


    — Отлично, дети! Предложения составляли, маленькие слова не забывали.











    У болота в полдень тихий

    Ивы нежно шелестят.

    На пригорке журавлиха

    Обучает журавлят.

    Только слышно над лугами,

    Где курлычат журавли:

    «Раз, два, три! Толчок ногами!

    Отрывайтесь от земли!»

    Журавлихин голос тонок,

    В нём и радость, в нём и грусть.

    Самый младший журавлёнок

    Говорит: «А я боюсь!»

    На сынишку мать взглянула:

    «До чего же он несмел!»

    Клювом длинным подтолкнула –

    Журавлёнок полетел…

    Расстояния большие!

    Трудный путь для журавлят!

    В первый раз в края чужие

    Журавлята полетят.

    А весной вы их найдёте

    Там, где ивы шелестят,

    У знакомого болота

    С новой стайкой журавлят.

    С. Баранов
























    Ситуация общения «Писатели о журавлях».

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Обогащать словарь детей прилагательными. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Разговор.

    — Дети, кто такие писатели? (ответы детей).

    Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.

    Предложение. В небе летели журавли.

    • К слову «небо» придумаем красивые слова?

    (Высокое, бездонное, голубое, синее, лазурное, вечернее, ночное, рассветное, грозовое, ясное, пасмурное, осеннее …).

    Педагог называет слова, которые не назвали дети.

    • Подберём красивые слова о журавлях?

    (Серые, остроклювые, длинноногие, болотные, уральские, красивые, грустные, уставшие, гордые …)

    Педагог называет слова, которые не назвали дети.


    — Предложение "В небе летели журавли" украшаем, красивые слова добавляем. Например, В бездонном небе летели уставшие журавли.

    — Дети, повторите, пожалуйста, предложение "В небе летели журавли". Но не забудьте украсить предложение красивыми словами.

    Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.


    — Замечательно, дети! Вы превосходно справились с этим заданием.


    Улетают журавли

    Далеко за край земли,

    За поля и за луга,

    За высокие стога. 
    В платье ярко-золотом

    Ходит осень над ручьём, 
    Листья по небу летят,

    Журавлей догнать хотят! 

    Улетают журавли

    Далеко за край земли.

    Побывать бы с ними мне

    В тёплой сказочной стране.
    Улетают журавли, 

    В небе тают журавли, 

    В край далёкий голубой 

    Не берут меня с собой!..

    Виктор Татаринов



    Занимательная беседа «Клуб Почемучек».

    «Ищем информацию».

    (с детьми 6 – 7 лет).

    Задачи. Формировать умение детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно, пользоваться словами-вопросами, соблюдая интонационную выразительность. Закреплять умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Развивать познавательную активность детей. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

    Беседа.

    — Дети, открываем заседание нашего клуба «Почемучек». Почемучки очень внимательные, за всем наблюдают и умеют правильно задать вопрос. Дети, вспомним слова, с которых начинаются вопросы? (ответы детей).

    — Почему? – это главное слово Почемучек. Но можно начать вопрос со слов: сколько, зачем, что, кто, где, когда. Дети, я напомню вам тайну вопросительных предложений. Вопросительное предложение мы произносим, повышая голос, делая логическое ударение на вопросительное слово. Дети, составьте, пожалуйста, вопросительные предложения по теме перелётные птицы. Дети поочерёдно составляют вопросительные предложения. Педагог или кто-то из детей отвечает на вопросы.

    — Уважаемые Почемучки, вы хорошо умеете придумывать вопросы. А вот отвечать на вопросы вы умеете? (ответы детей).

    — Для того чтобы ответить на хитрый вопрос, что нужно сделать? (предположения детей).

    — Нужно найти нужную информацию Дети, а где можно найти нужную информацию? (предположения детей).

    — Информацию можно получить у товарища, у родителей, у педагогов, прочитать в книге, в интернете, услышать в передаче или в мультфильме. Но не вся информация точная, соответствует истине. Почемучки, как вы считаете, если вам друг скажет, что все птицы улетают в тёплые края, а родители или воспитатель говорит, что не все птицы улетают на юг, вы кому поверите? (ответы детей).

    — Дети, чем старше человек, тем больше он знает. Информации доверяйте, но обязательно её проверяйте. Почемучки, задание называю, на вопросы ответить предлагаю.

  • Почему многие перелётные птицы летят на юг ночью?

  • Какие птицы добираются «пешком» до места зимовки?

    — Дети, информацию собирайте, информацию проверяйте, на вопросы ответы найдите, истину отыщите.


    Примечание. На следующий день педагог индивидуально беседует с каждым ребёнком. Если ребёнок отвечает на вопросы, педагог выясняет из каких источников ребёнок получил информацию. Затем педагог собирает всех детей, просит одного или несколько детей ответить на заданные вопросы. Педагог предлагает детям задавать вопросы рассказчику, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.








    Расширение кругозора


    Словесная игра «Загадки осенние о птицах».

    (с детьми 6 – 7 лет).

    Задачи. Формировать умение детей узнавать птиц по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

    Игра.

    — Дети, загадки о перелётных птицах отгадаем, правила не нарушаем.

    Игровые правила:

    • внимательно слушаем загадку;

    • пока загадку читают, молчим;

    • хором отвечаем, птицу называем.


    Две ноги и два крыла,

    На голове клюв и глаза.

    Умеют бегать и летать,

    Плавать и нырять.

    Кто это?

    (Птицы).

    Кто из птиц торопится

    вывести птенцов.

    И на юг воротится

    раньше всех певцов.

    Это флейта лесная,

    золотая …

    (Иволга).

    Высоко в облаках летают,

    Мошек на лету поедают,

    Словно вилка хвост,

    Словно шило нос

    В чёрном фраке лапочки,

    Острокрылые …

    (Ласточки).

    Осень пришла,

    Стаи птиц собрала.

    Выше леса, выше крыш –

    Всех быстрей летает …

    (Стриж).

    В небе осенью курлычут,

    За собою в небо кличут.

    Долго манят нас вдали...

    Кто скажите? ...

    (Журавли).

    Плавают, ныряют,

    осенью косяком летают.

    Кря-кря-кря, кричат малютки,

    вперевалочку шагают …

    (Утки).

    Листья с деревьев опали,

    Мухи осенью пропали.

    Голодает птицы ловкие

    Маленькие …

    (Мухоловки).

    Гнезда не вьют,

    Птенцов бросают.

    Гусениц уничтожают,

    Осенью в Африку улетают.

    Пёстрые подружки,

    Беззаботные … (Кукушки).

    Длинношеи эти птицы,

    Грациозны, как девицы,

    Гладью водной проплывают,

    Чудно шею извивают

    Здесь плывёт среди друзей

    Стая белых … (Лебедей).

    Высоко под облаками,

    Над полями и лугами,

    В синем небе голосок

    Будто крохотный звонок.

    Раньше всех из птиц встаёт,

    Солнцу песенку поёт…

    (Жаворонок).

    Лёд озёра закрывает,

    Рыбу ловить мешает.

    Пора на юг,

    Решила хозяйка,

    Белокрылая …

    (Чайка).

    Птичьи стаи летели на юг,

    И над околицей сделали круг.

    Громко они гоготали,

    С родиной милой прощались.

    Вслед им махали бабуси,

    Счастливой дороги, вам…

    (Гуси).

    Осень в гости к нам пришла,

    Птиц в дорогу позвала.

    Не поёт среди ветвей

    Голосистый …

    (Соловей).

    В путь-дорогу дальнюю

    Улетают певцы.

    Песенку прощальную

    Нам поют …

    (Скворцы).

    Снег покрывает поля,

    И не видно червяка,

    Улетают силачи,

    Чёрные …

    (Грачи).


    — Иволги, стрижи, мухоловки, журавли, ласточки, жаворонки, соловьи, скворцы, кукушки, грачи, лебеди, гуси, утки, чайки – это … перелётные птицы.

    — Потрясающе, дети! Загадки отгадали, птиц по описанию узнали.


    Интеллектуальная разминка

    «Перелётные птицы осенью».

    (с детьми 6 – 7 лет).


    Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Закрепить знания детей о перелётных птицах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

    Беседа.

    — Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

    Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

    Вопросы.

  • Воробьи, голуби, ласточки – это … (птицы)

  • Звери – бегают, птицы – … (летают).

  • У зверей – шерсть, у птиц – … (перья).

  • У человека нос, а у птицы – … (клюв).

  • У человека руки, а у птицы – … (крылья).

  • Весной птицы прилетают, а осенью – … (улетают).

  • Воробей – зимующая птица, а журавль – … (перелётная птица).

  • Утки летят косяком, а журавли – … (клином).

  • Птицы, которые едят насекомых – это – … (насекомоядные птицы).

  • Иволги улетают раньше, а лебеди … (позже).

  • Птицы, которые плавают по воде – это … (водоплавающие птицы).

  • Кукушки кукуют, а утки – … (крякают).

  • Гуси гогочут, а журавли – … (курлычут).

  • Когда птицы улетают нам не весело, а … грустно (печально, тоскливо).


    — Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

    — За игру вас, дети, благодарю!!!