Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Страна Звуков.
Гласные звуки.
Младшая группа.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 3-4 лет.
“В данной возрастной группе с детьми отрабатывают
чёткое произношение почти всех звуков родного языка.
Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и
сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения”.
Валентина Викторовна Гербова.
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
Совершенствовать умение детей отчётливо произносить в словах гласные звуки (а, у, и, о, э).
Развивать моторику речедвигательного аппарата детей, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность.
Формировать умение детей отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Перспективный план
Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет.
Часть 1. Гласные звуки.
Месяц | Звук | Деятельность. |
Сентябрь | А | Игровое упражнение «Знакомство с Язычком». Задачи. Вызвать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Заборчик-улыбка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение детей удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. |
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "А"». Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Окошко». Развивать артикуляционный аппарат детей, мышечную силу и подвижность губ детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. |
Речевая ситуация «Звук "А" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Речевая ситуация «Звук "А" в предложениях». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в предложениях, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Октябрь | У | Игровое упражнение «Язычок и Колобок "У" в городе». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дудочка». Развивать артикуляционный аппарат детей, умение вытягивать вперёд округлённые губы. Укреплять круговую мышцу рта. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «у». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "У" в лесу». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «у». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Развивать артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Игровое упражнение «Звукоподражание». Задачи. Упражнять детей в произнесении сочетания звуков «у», «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Речевая ситуация «Звук "У" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «у» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Месяц | Звук | Деятельность. |
Ноябрь | О | Игровое упражнение «Язычок и Колобок "О"». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Бублик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «о». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Речевая ситуация «Звук "О" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Речевая ситуация «Пошёл котик во лесок». Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Пошёл котик во лесок». Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Речевая ситуация «Петушок». Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Петушок». Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах. Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Обогащать словарь детей новыми словами. |
Декабрь | И | Игровое упражнение «Язычок и Колобок "И"». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «и». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Развивать артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Речевая ситуация «Звук "И" в словах». Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «и» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать внимание и память детей. |
Э | Игровое упражнение «Язычок и Колобок "Э"». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «э» с разной громкостью. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «э» в словах. Развивать артикуляционный аппарат, мышечную силу и подвижность губ детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Сентябрь
Гласный звук «А».
Игровое упражнение «Знакомство с Язычком».
Задачи. Вызвать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Заборчик-улыбка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение детей удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Игровой материал: картинки «Язычок», «Упражнение "Заборчик – улыбка"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Если бы не было его, не сказали бы ничего. Дети, покажите мне, пожалуйста, ваш язычок. Дети выполняют задание.
— Дети, как называется дом Язычка? (ответы детей).
— Дом Язычка называется рот, там Язычок все время живёт. Красные двери зовём мы губами. Белые зубы сидят за дверями. Из дома Язычок не убегает, самоизоляцию соблюдает. Дети, что защищает дом Язычка? (ответы детей).
— Губы рот закрывают и открывают, зубы вход охраняют. Дети, Язычком губы приласкайте, туда-сюда Язычком пробегайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети провели языком по верхней и нижней губе.
— Дети, Язычок спрятался в домик, отдыхает. Домик Язычка охраняем, зубки смыкаем. Педагог показывает, дети выполняют задание.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Заборчик – улыбка"».
— Дети, зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
Один, два, три, четыре, пять!
Любят дети поиграть!
Губы соединяем,
заборчик закрываем.
Наши губы улыбнулись,
прямо к ушкам потянулись.
Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз. Педагог контролирует, чтобы дети при улыбке не подворачивали внутрь верхнюю и нижнюю губы.
(Упражнение «Заборчик – улыбка». Улыбнёмся, покажем верхние и нижние сомкнутые зубы. При произнесении звука «ы» губы, зубы и язык принимают нужное положение. Удерживаем губы в таком положение 5 секунд).
— Великолепно, дети! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "А"».
Задачи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Познакомить детей с упражнением «Окошко». Развивать артикуляционный аппарат детей, мышечную силу и подвижность губ детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Окошко"», «Язычок и Колобок "А"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Окошко"».
— Дети, Язычок утро встречает, окошко открывает. Вот широкое окно, открывается оно. Губы открываем, язычок не выставляем. Педагог показывает.
(Упражнение «Окошко». Откроем медленно, широко рот. Беззвучно произнесём звук «а». Закроем рот. Язык спокойно лежит за нижними зубами, кончик языка у передних зубов).
— Дети, игру начинаем, окошко открываем и закрываем. Дети выполняют задание.
Вот широкое окно,
открывается оно.
Губы открываем,
язычок не выставляем.
Шире, шире!
Так держать!
Пора окно нам закрывать.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот, не выставляя язык. Повторить упражнение 5-6 раз.
— Дети, Язычок мир изучает, из домика выбегает. Рот открываем, язычок выпускаем. Язычок в дом забираем, губы закрываем. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот. Повторить упражнение 3-4 раза.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "А"».
— Язычок Колобка-песенника повстречал, как его имя узнал. Колобок рот широко открывает, звук «А» напевает. Дети, споём песенку Колобка. Руки широко раздвинули. Медленно, не спеша, соединяем руки и не громко поём песенку Колобка «А-а-а-а-а-а-а-а». Дети, воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука.
— Дети, наша Алёнушка слов пока не знает, каждое утро песню напевает. Долго-долго: «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а». Коротко и быстро: «А», «А», «А». Радостно и звонко: «А-а-а-а-а-а-а». Тихо и грустно: «А-а-а-а-а-а-а-а-а». Песенки Алёнушки повторяем, рот широко открываем. Долго-долго: «А-а-а-а-а-а-а-а-а-а». Дети, воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем.
Педагог показывает, дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко.
— Коротко и быстро: «А», «А», «А». Педагог показывает, дети выполняют задание.
— Радостно и звонко: «А-а-а-а-а-а-а». Педагог показывает, дети выполняют задание.
— Тихо и грустно: «А-а-а-а-а-а-а-а-а». Педагог показывает, дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети изменяли интонацию и высоту звучания звука.
— Восхитительно, дети! Со звуком «А» играли, песенку Колобка напевали.
Речевая ситуация «Звук "А" в словах».
Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Звук "А"», волшебная палочка.
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Звук "А"».
— Язычок с Колобком–песенником в гости к нам пришли, волшебное кольцо привели. Дети, что нарисовано в кольце назовите, слова чётко произносите. Дети называют знакомые слова, педагог повторяет слова и показывает указкой картинки. Затем педагог называет и показывает слова, которые не назвали дети.
— Дети, слова в кольце дружно назовите, звук «А» чётко произносите. Педагог по кругу показывает картинки, дети хором произносят слова. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Дети, я слово называю, тот, на кого волшебной палочкой укажу, слово повторяет. Слово за мной повторите, звук «А» чётко произносите.
Педагог называет слова и поочерёдно показывает волшебной палочкой на детей.
Лексический материал.
вàза,
калàч,
панàма,
кàша,
барабàн,
àист,
ананàс,
мàк,
мàльва,
банàн,
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Замечательно! Молодцы! Слова правильно произносили, звук «А» чётко говорили.
Речевая ситуация «Звук "А" в предложениях».
Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «а» в предложениях, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Звук "А"», волшебная палочка.
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Звук "А"».
— Дети, Язычок с Колобком-песенником играли, предложения сочиняли. Я предложения читаю, тот, кого волшебная палочка выбирает, предложение повторяет. Дети, слова чётко произносит не забываем, звук «А» голосом выделяем.
Педагог чётко с естественной интонацией произносит предложения. Дети поочерёдно повторяют предложения.
Лексический материал.
В саду растёт мальва.
Мама нашла мак.
У Маши растёт ананас.
Аня играет на барабане.
У Саши сладкая каша.
Ася надела панаму.
Папа купил калач.
Аля мыла вазу.
Ада ела банан.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова в предложение, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Здóрово, дети! Предложения правильно повторяли, о звуке «А» не забывали.
Октябрь
Гласный звук «У».
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "У" в городе».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дудочка». Развивать артикуляционный аппарат детей, умение вытягивать вперёд округлённые губы. Укреплять круговую мышцу рта. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «у». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Дудочка"», «Язычок и Колобок "У" в городе».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Дудочка"».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Язычок упражнение выполняет, понарошку на дудочке играет.
(Упражнение «Дудочка». Тянем губы вперёд дудочкой. При произнесении звука «у» губы и язык принимают нужное положение. Подуем на свою ладошку).
— Язычку, дети помогаем, упражнение вместе с ним выполняем. Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Губы дудочкой сложите
и вперёд тяните.
На дуде играем,
Воздух выдуваем.
Ладошку подставляем,
с ветерком играем.
Педагог контролирует, чтобы дети при выполнении «дудочки» не открывали широко рот.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "У" в городе».
— Язычок Колобка-дудочника повстречал, как его имя узнал. Колобок рот приоткрывает, звук «У» напевает. Дети, споём песенку Колобка-дудочника. Руки широко раздвинули. Медленно, не спеша, соединяем руки и не громко поём песенку Колобка «У-у-у-у-у-у-у-у». Дети воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем.
Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука. Педагог показывает. Дети выполняют задание.
— Самолёт летит, самолёт гудит: «У-у-у-у-у-у-у-у-у-у». Дети, споём песенку самолёта. Воздуха много вдыхаем, долго-долго летаем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко.
— Паровоз бежит, паровоз пыхтит. «У», «у», «у», «у». Дети, паровозу подражаем, быстро, коротко повторяем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко.
— Потрясающе! Дети, с Язычком играли, упражнения выполняли.
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "У" в лесу».
Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «у». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Развивать артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Дудочка"», картинка «Язычок и Колобок "У" в лесу».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Дудочка"».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Язычок упражнение выполняет, понарошку на дудочке играет.
(Упражнение «Дудочка». Тянем губы вперёд дудочкой. При произнесении звука «у» губы и язык принимают нужное положение. Подуем на свою ладошку).
— Язычку, дети помогаем, упражнение вместе с ним выполняем. Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Губы дудочкой сложите
и вперёд тяните.
На дуде играем,
Воздух выдуваем.
Ладошку подставляем,
с ветерком играем.
Педагог контролирует, чтобы дети при выполнении «дудочки» не открывался рот, зубы почти сомкнуты.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "У" в лесу».
— Язычок и Колобок-дудочник по лесу гуляли, лесных жителей повстречали. Волки воют на луну долго-долго. Волки воют на луну грустно-грустно: «У-у-у-у-у-у-у-у-у». Дети, волшебство начинаю, в волков нас превращаю. Волчью песенку поём долго-долго, грустно-грустно.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко с грустной интонацией.
— Сова вздыхает коротко: «У», «у», «у», «у». Сова вздыхает сердито: «У», «у», «у», «у». Дети, волшебство начинаю, в сов нас превращаю. Ухаем сердито, коротко, как сова.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко, с сердитой интонацией.
— Превосходно, дети! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Игровое упражнение «Звукоподражание».
Задачи. Упражнять детей в произнесении сочетания звуков «у», «а». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинка «Уа-ау».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Уа-ау».
— Дети, Язычок поиграть приглашает, новые истории предлагает. Малыш поёт: «Уа!» «Уа!» Вот и все его слова. Дети, малышу петь помогаем, радостно «Уа!» «Уа!» повторяем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети произносили сочетание звуков с радостной интонацией, чётко произносили каждый звук.
— Что-то огорчило малыша, грустно он поёт «Уа!» «Уа!» Дети, малышу петь помогаем, грустно «Уа!» «Уа!» повторяем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети произносили сочетание звуков с грустной интонацией, чётко произносили каждый звук.
— Заблудилась девочка в лесу и кричит: «Ау!» Дедушка внучку потерял, «Ау!» – закричал. Дети, людям помогите, громко-громко покричите: «Ау!» «Ау!»
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко и громко произносили каждый звук.
— Эхо в лесу отвечает, тихо-тихо повторяет: «Ау!» «Ау!» Дети, в эхо играем, тихо-тихо, повторяем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети тихо, но чётко произносили каждый звук.
— Прекрасно, дети! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Речевая ситуация «Звук "У" в словах».
Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «у» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Звук "У"», волшебная палочка.
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Звук "У"».
— Язычок с Колобком–дудочником в гости к нам пришли, волшебное кольцо привели. Дети, что нарисовано в кольце назовите, слова чётко произносите. Дети называют знакомые слова, педагог повторяет слова и показывает указкой картинки. Затем педагог называет и показывает слова, которые не назвали дети.
— Дети, у-у-утка, ку-у-урица, пету-у-ух, гу-у-усь – это домашняя птица. Удивительная птица Марабу-у-у – птица дикая, у нас не бывает, в жарких странах обитает.
— Дети, слова в кольце дружно назовите, звук «У» чётко произносите. Педагог по кругу показывает картинки, дети хором произносят слова. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Дети, я слово называю, тот, на кого волшебной палочкой укажу, слово повторяет. Слово за мной повторите, звук «У» чётко произносите.
Педагог называет слова и поочерёдно показывает волшебной палочкой на детей.
Лексический материал.
утка,
курица,
гусь,
петух,
марабу.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Отлично, дети! Слова правильно произносили, звук «У» чётко говорили.
Ноябрь
Гласный звук «О».
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "О"».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Бублик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «о». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Бублик"», «Язычок и Колобок "О"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Бублик"».
— Дети, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл. Этот маленький дружок – наш весёлый Язычок. Язычок упражнение выполняет, бублик изображает.
(Упражнение «Бублик». Округлённые губы слегка вытянем вперёд. Зубы открыть. При произнесении звука «о» губы и язык принимают нужное положение. Удержим губы в таком положение 5 секунд).
— Язычку, дети помогаем, упражнение вместе с ним выполняем. Педагог показывает. Дети выполняют задание.
— Бублик мы изобразили – плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, бублик надо удержать. Раз, два, три, четыре, пять! Съели бублик мы опять!
Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети широко открывали рот, округляя губы, не выставляли язык. Повторить упражнение 5-6 раз.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "О"».
— Язычок Колобка повстречал, как его имя узнал. Колобок рот приоткрывает, звук «О» напевает. Дети, споём песенку Колобка. Руки широко раздвинули. Медленно, не спеша, соединяем руки и не громко поём песенку Колобка «О-о-о-о-о-о-о-о». Дети воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука. Педагог показывает. Дети выполняют задание.
— Медведь по лесу шагал, бочку мёда увидал. «О-о-о-о-о-о-о-о» – удивлённо вздыхает. Быстро-быстро мёд съедает. «Ох», «ох», «ох», «ох». Дети, вместе с медведем удивимся, как много мёда в бочке. «О-о-о-о-о-о-о-о». Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко.
— Объелся медведь, вздыхает: «Ох», «ох», «ох», «ох». Дети, покажите, пожалуйста, как Мишка вздыхает. Педагог показывает. Дети выполняют задание.
— Медведь много мёда съел, зуб у Мишки заболел. Грустно Мишенька рыдает: «О-о-о-о-о-о-о-о». Грустно Мишенька вздыхает: «О», «о», «о», «о». Дети, почему у медведя заболел зуб? (ответы детей).
— От сладкого мёда и конфет зубы могут заболеть. Дети, покажите, пожалуйста, как грустно Мишка рыдает: «О-о-о-о-о-о-о-о». Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук чётко, долго, с грустной интонацией.
— Дети, покажите, пожалуйста, как грустно Мишка вздыхает: «О», «о», «о», «о». Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук чётко, коротко, с грустной интонацией.
— Чудесно! Молодцы, дети! Со звуком «О» играли, песенку медведя напевали.
Речевая ситуация «Звук "О" в словах».
Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Звук "О"», волшебная палочка.
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Звук "О"».
— Язычок с Колобком в гости к нам пришли, волшебное кольцо привели. Дети, что нарисовано в кольце назовите, слова чётко произносите. Дети называют знакомые слова, педагог повторяет слова и показывает указкой картинки. Затем педагог называет и показывает слова, которые не назвали дети.
— Дети, слова в кольце дружно назовите, звук «О» чётко произносите. Педагог по кругу показывает картинки, дети хором произносят слова. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Дети, я слово называю, тот, на кого волшебной палочкой укажу, слово повторяет. Слово за мной повторите, звук «О» чётко произносите.
Педагог называет слова и поочерёдно показывает волшебной палочкой на детей.
Лексический материал.
окнó,
корóва,
молокó,
дóм,
колонóк,
вóлк,
лóтос.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Очаровательно! Слова, дети, правильно произносили, звук «О» чётко говорили.
Речевая ситуация «Пошёл котик во лесок».
Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Пошёл котик во лесок». Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Пошёл котик во лесок».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку.
Пошёл котик во лесок.
Нашёл котик поясок.
Чтобы люльку подцепить,
В люльку Ваню положить.
Ваня будет крепко спать,
Котик Ванечку качать.
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словами из текста потешки, чётко произносили звук «О».
— Дети, кого увидели Язычок и Колобок?
— Куда пошёл котик?
— Дети, скажем дружно, скажем хором: Пошёл котик во лесок.
Дети повторяют фразу.
— Что нашёл котик?
— Дети, скажем дружно, скажем хором: Нашёл котик поясок.
Дети повторяют фразу.
— Зачем котику поясок?
— Дети, скажем дружно, скажем хором: Чтобы люльку подцепить, в люльку Ваню положить.
Дети повторяют фразу.
— Дети, кто будет Ванечку качать?
— Дети, скажем дружно, скажем хором: Ваня будет крепко спать, Котик Ванечку качать. Дети повторяют фразу.
Пошёл котик во лесок.
Нашёл котик поясок.
Чтобы люльку подцепить,
В люльку Ваню положить.
Ваня будет крепко спать,
Котик Ванечку качать.
— Прелестно, дети! О котике поговорили, слова правильно произносили.
Речевая ситуация «Петушок».
Задачи. Познакомить детей с русской народной потешкой «Петушок». Формировать умение детей отчётливо произносить звук «о» в словах. Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Петушок».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словами из текста потешки, чётко произносили звук «О».
— Дети, кого увидели Язычок?
— Петушок, петушок, золотой …?
— Дети, расскажем о петушке радостно. Петушок, петушок, золотой гребешок!
Дети хором, затем поочерёдно повторяют. Педагог контролирует, чтобы дети произносили фразу радостно.
— Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена …?
— Шёлкова ….?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
— Дети, спросим у петушка: Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?
Педагог произносит фразу с вопросительной интонацией. Дети хором, затем поочерёдно повторяют. Педагог контролирует, чтобы дети произносили фразу вопросительно.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
— Замечательно! Дети, о петушке говорили, слова правильно произносили.
Декабрь
Гласный звук «И».
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "И"».
Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «и». Вырабатывать у детей интонационную выразительность. Развивать артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Заборчик – улыбка"», «Язычок и Колобок "И"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Заборчик – улыбка"».
(Упражнение «Заборчик – улыбка». Улыбнёмся, покажем верхние и нижние сомкнутые зубы. При произнесении звука «ы» губы, зубы и язык принимают нужное положение. Удерживаем губы в таком положение 5 секунд).
— Дети, зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
Один, два, три, четыре, пять!
Любят дети поиграть!
Губы соединяем,
заборчик закрываем.
Наши губы улыбнулись,
прямо к ушкам потянулись.
Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз. Педагог контролирует, чтобы дети при улыбке не подворачивали внутрь верхнюю и нижнюю губы.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "И"».
— Язычок Колобка-путешественника повстречал, как его имя узнал. Колобок рот приоткрывает, звук «И» напевает. Дети, споём песенку Колобка. Руки широко раздвинули. Медленно, не спеша, соединяем руки и не громко поём песенку Колобка «И-и-и-и-и-и-и-и». Дети воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука.
— Дети, долго-долго мы поём: «И-и-и-и-и-и-и-и».
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук чётко, долго.
— Коротко, быстро напеваем: «И», «и», «и», «и».
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука.
— Жеребёнок маленький по лугу скакал. Песенку весёлую маме напевал: «И-и-и-и! И. И. И.» Жеребёнку, дети, просим, помогите. Песенку весёлую дружно повторите: «И-и-и-и-и! И. И. И.»
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звуки чётко.
— Великолепно, дети! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Речевая ситуация «Звук "И" в словах».
Задачи. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «и» в словах, говорить спокойно, с естественными интонациями. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать внимание и память детей.
Игровой материал: картинка «Звук "И"».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Звук "И"».
Педагог рассказывает, выделяя голосом выделенные слова, и показывает на картинке.
— Колобок-путешественник много по миру гулял, истории свои Язычку рассказал да фотографии показал. Вот в синем море синий кит по волнам летит. Колобок сладкий ирúс обожает, зелёным киви кита угощает. В разных странах Колобок побывал, фотографии удивительных птиц собирал. Сердитый филин на суку сидит, во все стороны глядит. Зелёный чибис хохолок приподнимает, белый ибис кривым клювом удивляет. Но милее всех иволга родная, жёлтая, золотая.
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили слова, спокойно, с естественными интонациями (не кричали и не говорили тихо).
— Дети, кто в синем море по волнам летит?
— Дети повторите, пожалуйста, в синем море синий кит по волнам летит.
Дети повторяют хором и поочерёдно.
— Что Колобок обожает?
— Колобок сладкий ирúс обожает. Дети, чем Колобок кита угощает?
— Зелёным киви кита угощает. Дети, что за птица на суку сидит, во все стороны глядит?
— Сердитый филин на суку сидит, во все стороны глядит. Дети, что за птица хохолок приподнимает?
— Зелёный чибис хохолок приподнимает. Дети, кто нас кривым клювом удивляет?
— Белый ибис кривым клювом удивляет. Дети, какая птица милая, родная, жёлтая, золотая?
— Но милее всех иволга родная, жёлтая, золотая.
— Восхитительно, дети! Слова правильно произносили, звук «И» чётко говорили.
Гласный звук «Э».
Игровое упражнение «Язычок и Колобок "Э"».
Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «э» с разной громкостью. Формировать умение детей отчётливо произносить звук «э» в словах. Развивать артикуляционный аппарат, мышечную силу и подвижность губ детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Доброе утро"», «Язычок и Колобок "Э"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро,
окно открываем,
заборчик проверяем.
Удивились,
губки бубликом.
В дудочку играем,
воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Язычок и Колобок "Э"».
— Язычок Колобка повстречал, как его имя узнал. Колобок рот приоткрывает, звук «Э» напевает. Дети, споём песенку Колобка. Руки широко раздвинули. Медленно, не спеша, соединяем руки и поём песенку Колобка. Начнём громко, а потом всё тише-тише: «Э-э-э-э-э-э-э-э-э-э». Дети воздух глубоко вдыхаем, песню запеваем.
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, поизносили звук чётко, с разной громкостью.
— Дети, долго-долго, громко-громко мы поём: «Э-э-э-э-э-э-э-э».
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук долго, чётко, с нужной громкостью.
— Коротко, быстро напеваем: «Э», «э», «э», «э».
Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети сделали глубокий вдох перед произнесением звука, произносили звук коротко, чётко.
— Дети, Язычок пригласил в гости своих друзей: Эмму, Эдика и Кэт. Кэт приехала из Шотландии. Эмма любит петь. Эдик играет на барабане. Педагог показывает на картинке детей.
На вопросы педагога дети отвечают хором и поочерёдно.
— Дети, кто приехал из Шотландии?
— Кэт приехала из Шотландии. Дети, кто любит петь?
— Эмма любит петь. Дети, кто играет на барабане?
— Эдик играет на барабане.
— Великолепно, дети! С Язычком играли, новое узнали.