Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Страна Звуков.
Согласные звуки.
Младшая группа.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 3-4 лет.
“В данной возрастной группе с детьми отрабатывают
чёткое произношение почти всех звуков родного языка.
Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и
сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения”.
Валентина Викторовна Гербова.
Направление «Речевое развитие».
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие звуковой культуры речи.
Задачи.
Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).
Развивать моторику речедвигательного аппарата детей, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность.
Формировать умение детей отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Перспективный план
Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет.
Часть 2.
Месяц | Звук | Деятельность. |
Январь | Н | Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей. |
М | Игровое упражнение «Мышата». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "м", "мь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
П | Игровое упражнение «Пингвинята». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Блинчик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Упражнять детей в чётком произношении звуков "п", "пь" в словах. Развивать внимание и память детей.. |
Февраль | Б | Игровое упражнение «Музыка». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь". Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Речевая ситуация «У бабушки». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь" в предложениях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, память детей. |
К | Игровое упражнение «Котята». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Котёнок». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "к", "кь". Развивать внимание и память детей. |
Г | Игровое упражнение «Гуси». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "г", "гь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Март | Т | Игровое упражнение «Гвозди». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «т», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Обогащать речь детей новыми словами. |
Д | Игровое упражнение «Дятел». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дятел». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
Игровое упражнение «Барабан». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной громкостью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. |
В | Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук В». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Массаж языка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "в", "вь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. |
Месяц | Звук | Деятельность. |
Апрель | Ф | Игровое упражнение «Ёжик». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звука "ф". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук Ф». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "ф", "фь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей. |
С | Игровое упражнение «Степь». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук С». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "с", "сь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей. |
Май | З | Игровое упражнение «Зуделка». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «з». Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Речевая ситуация «Забава и Зина». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «з» в словах и предложении. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
Ц | Игровое упражнение «Лошадки». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «ц», в изменении темпа речи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей. |
| Диагностическое задание. Игра «Что нарисовано на карточке» Задача. Выявить умение детей произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. |
Диагностическое задание. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота» Задачи. Выявить умение детей отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. |
Январь
Согласные звуки. Звук Н.
Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Варенье"», «Ниф, Наф, Нуф».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Варенье"».
— Дети, вы любите варенье? (ответы детей).
— Язычок вареньем угощает, губки облизать предлагает. Улыбнёмся, откроем рот. Закроем широким языком верхнюю губу. Слижем языком варенье с верхней и нижней губы. Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Хвостик язычок поднял,
губу верхнюю обнял.
Раз, два, три, четыре, пять,
очень весело играть.
Ох, и вкусное варенье,
жаль осталось на губе!
Что тут долго рассуждать,
губы надо облизать.
Повторить упражнение 5-6 раз
Педагог обращает внимание детей на картинку «Ниф, Наф, Нуф».
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного поросёнка.
Поросята здесь живут.
Ниф, Наф, Нуф.
Песенки весёлые поют.
Ниф, Наф, Нуф.
Вместе весело играют.
Ниф, Наф, Нуф.
И от волка убегают.
Ниф, Наф, Нуф.
— Дети, как зовут поросят? Педагог показывает указкой на поросёнка, дети отвечают хором и поочерёдно.
— Ниф, Наф, Нуф. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена поросят называйте. Ниф, Наф, Нуф.
Педагог читает приговорку по строчкам, дети проговаривают хором имена поросят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки «н», «нь».
— Отлично, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно поросят называли.
Согласные звуки. Звук М.
Игровое упражнение «Мышата».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "м", "мь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Варенье"», «Мышата».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Варенье"».
— Дети, вы любите варенье? (ответы детей).
— Язычок вареньем угощает, губки облизать предлагает. Улыбнёмся, откроем рот. Закроем широким языком верхнюю губу. Слижем языком варенье с верхней и нижней губы. Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Хвостик язычок поднял,
губу верхнюю обнял.
Раз, два, три, четыре, пять,
очень весело играть.
Ох, и вкусное варенье,
жаль осталось на губе!
Что тут долго рассуждать,
губы надо облизать.
Повторить упражнение 5-6 раз
Педагог обращает внимание детей на картинку «Мышата».
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного мышонка.
Жили‑были мышата –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Дружные ребята –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Днём в норке спали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Ночью крошки собирали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Кошку увидали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
Быстро убежали –
Мак, Мок, Мук, Мик.
— Дети, как зовут мышат? Педагог показывает указкой на мышонка, дети отвечают хором и поочерёдно.
— Мак, Мок, Мук, Мик. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена мышат называйте. Мак, Мок, Мук, Мик.
Педагог читает приговорку по строчкам, дети проговаривают хором имена мышат. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Молодцы, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно мышат называли.
Согласные звуки. Звук П.
Игровое упражнение «Пингвинята».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Блинчик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Упражнять детей в чётком произношении звуков "п", "пь" в словах. Развивать внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Блинчик"», «Пингвинята».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».
— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Широкий язык на губу положили,
в блинчик его превратили.
Широкий язык блин напоминает,
на окошке остывает.
Один, два, три, четыре, пять.
Отдыхаем! Блинчик убираем.
Повторить упражнение 5-6 раз
Педагог обращает внимание детей на картинку «Пингвинята».
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного пингвинёнка.
Жили‑были пингвинята –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Смелые ребята –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Возле моря гуляют –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Маму поджидают –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Акулу замечают –
Пам, Пом, Пум, Пим.
Быстро убегают –
Пам, Пом, Пум, Пим.
— Дети, как зовут пингвинят? Педагог показывает указкой на пингвинёнка, дети отвечают хором и поочерёдно.
— Пам, Пом, Пум, Пим. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена пингвинят называйте. Пам, Пом, Пум, Пим.
Педагог читает приговорку по строчкам, дети проговаривают хором имена пингвинят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Прекрасно, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно пингвинят называли.
Февраль
Согласные звуки. Звук Б.
Игровое упражнение «Музыка».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь". Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Блинчик"», «Музыка».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».
— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Широкий язык на губу положили,
в блинчик его превратили.
Широкий язык блин напоминает,
на окошке остывает.
Один, два, три, четыре, пять.
Отдыхаем! Блинчик убираем.
Повторить упражнение 5-6 раз
Педагог обращает внимание детей на картинку «Музыка».
Читая приговорку, педагог показывает указкой на соответствующий музыкальный инструмент.
На музыкальных инструментах играем,
музыку сочиняем.
Большой барабан. Бом. Бом. Бом. Бом.
Малый барабан. Бам-бам. Бам-бам.
Большой бубен. Бум. Бум. Бум. Бум.
Маленькие бубенчики. Бим-бим. Бим-бим.
— Дети, как играет большой барабан? (ответы детей).
— Большой барабан. Бом. Бом. Бом. Бом. Дети, как играет малый барабан? (ответы детей).
— Малый барабан. Бам-бам. Бам-бам. Дети, как играет большой бубен? (ответы детей).
— Большой бубен. Бум. Бум. Бум. Бум. Дети, как играют маленькие бубенчики? (ответы детей).
— Маленькие бубенчики. Бим-бим. Бим-бим.
Педагог контролирует, чтобы дети не только правильно называли слово, но и соблюдали ритм (Бом. Бам-бам. Бум. Бим-бим).
— Дети, музыкальный инструмент называю, вам сыграть предлагаю.
Педагог читает приговорку по строчкам, показывает указкой на соответствующий музыкальный инструмент, дети проговаривают хором звучание инструмента. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки, соблюдали ритм повторения.
— Чудесно, дети! В музыкантов играли, правильно ритм повторяли.
Речевая ситуация «У бабушки».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь" в предложениях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Блинчик"», «У бабушки».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».
— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Широкий язык на губу положили,
в блинчик его превратили.
Широкий язык блин напоминает,
на окошке остывает.
Один, два, три, четыре, пять.
Отдыхаем! Блинчик убираем.
Повторить упражнение 5-6 раз
Педагог обращает внимание детей на картинку «У бабушки».
Был у бабушки баран.
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением из текста чистоговорки, чётко произносили звук «б». Если ребёнок отвечает одним словом, педагог сам произносит фразу и просит ребёнка повторить её.
— Дети, кто был у бабушки? (ответы детей).
— Был у бабушки баран. Что делал баран? (ответы детей).
— Бил он бойко в барабан. Дети, кто плясал? (ответы детей).
— И плясали бабочки. Где плясали бабочки? (ответы детей).
— Под окном у бабушки.
Педагог ещё раз читает чистоговорку.
Был у бабушки баран.
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
— Дети, чистоговорку, пожалуйста, повторите, слова чётко говорите.
Желающие дети читают чистоговорку, при необходимости педагог подсказывает слово, обращает внимание на чёткое произнесение звука «б».
— Очаровательно, дети! Чистоговорку читали, слова чётко повторяли.
Согласные звуки. Звук К.
Игровое упражнение «Котята».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Котёнок». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "к", "кь". Развивать внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Котёнок"», «Котята».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Котёнок"».
Язычок по улице гулял,
и котёнка увидал.
Котёнок молоко лакает,
язычок туда-сюда мелькает.
Мы в котят играем,
молоко лакаем.
— Дети, в котят вас превращаю, молока предлагаю. Улыбнёмся, откроем рот. Покажем широкий язычок, и спрячем его. Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 3-4 раза.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Котята».
— Дети, в далёкой, далёкой Корее жили котята, и звали их необычно: Кам, Ком, Кум, Ким. Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного котёнка.
Жили‑были котята –
Кам, Ком, Кум, Ким.
Пушистые ребята –
Кам, Ком, Кум, Ким.
На полянке гуляют –
Кам, Ком, Кум, Ким.
С бабочкой играют –
Кам, Ком, Кум, Ким.
Вечером устали –
Кам, Ком, Кум, Ким.
Домой побежали –
Кам, Ком, Кум, Ким.
— Дети, как зовут котят? Педагог показывает указкой на котёнка, дети отвечают хором и поочерёдно.
— Кам, Ком, Кум, Ким. Дети, приговорку мне читать, пожалуйста, помогайте, имена котят называйте. Кам, Ком, Кум, Ким.
Педагог читает приговорку по строчкам, дети проговаривают хором имена котят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Прелестно, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно котят называли.
Согласные звуки. Звук Г.
Игровое упражнение «Гуси».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "г", "гь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Котёнок"», «Гуси».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Котёнок"».
Язычок по улице гулял,
и котёнка увидал.
Котёнок молоко лакает,
язычок туда-сюда мелькает.
Мы в котят играем,
молоко лакаем.
— Дети, в котят вас превращаю, молока предлагаю. Улыбнёмся, откроем рот. Покажем широкий язычок, и спрячем его. Педагог показывает упражнение.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 3-4 раза.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Гуси».
Читая приговорку, педагог показывает указкой на нужного гуся.
Жили‑были гуси –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Гордые гуси –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
По лугу гуляют –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Важно шагают –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Вечером устали –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Домой побежали –
Га-га-га, Го-го-го.
Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
— Дети, как зовут гусей? Педагог показывает указкой на гуся, дети отвечают хором и поочерёдно.
— Га-га-га, Го-го-го. Гу-гу-гу. Ги-ги-ги. Дети, приговорку читать мне, пожалуйста, помогайте, имена гусей называйте. Га-га-га, Го-го-го. Гу-гу-гу. Ги-ги-ги.
Педагог читает приговорку по строчкам, дети проговаривают хором имена гусей. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки, соблюдали ритм имени (три слога).
— Обворожительно, дети! Приговорку мне читать помогали, правильно гусей называли.
Март
Согласные звуки. Звук Т.
Игровое упражнение «Гвозди».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «т», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Обогащать речь детей новыми словами.
Игровой материал: картинка «Упражнение "Гвозди"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Гвозди"».
— Дети, что такое гвозди? (ответы детей).
— Гвозди – это железные палочки, с одной стороны острые, с другой стороны у гвоздя шляпка. Дети, чем забивают гвозди в стену? (ответы детей).
— Молоток – инструмент, которым ударяют по гвоздю. А вот нашему Язычку молоток не нужен. Язычок ремонт затевает, нас на помощь приглашает. Дети, а вы умеете забивать гвозди? (ответы детей).
— Только гвозди у нас не простые, а волшебные. Забивать гвозди мы будем нашим язычком.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «т» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Педагог показывает упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
словно гвозди забиваем.
Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.
Гвозди наши хороши,
ты работай, не спеши.
Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
— Дети, большие гвозди забиваем, не спеша ударяем. Т. Т. Т.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «т», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.
— Дети, маленькие гвозди забиваем, быстро-быстро ударяем. Т-т-т-т-т-т-т-т.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «т», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.
— Восхитительно, дети! С Язычком поиграли, гвозди забивали.
Согласные звуки. Звук Д.
Игровое упражнение «Дятел».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дятел». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинка «Упражнение "Дятел"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Дятел"».
— Дети, дятел это кто? (ответы детей).
— Дятел – это птица. Язычок за дятлом наблюдает, песню дятла повторяет. Д-д-д. Д-д-д. Язычку, дети помогаем, песню дятла напеваем.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «д» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Педагог показывает упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий
на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
песню дятла повторяем.
Д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
— Дети, большой дятел не спеша ударяет, Язычок за ним повторяет. Д. Д. Д.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.
— Дети, маленький дятел быстро-быстро ударяет, Язычок за ним повторяет. Д-д-д-д-д.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.
— Здóрово, дети! С Язычком поиграли, дятлу подражали.
Игровое упражнение «Барабан».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной громкостью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал: картинка «Упражнение "Барабан"».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Барабан"».
— Дети, барабан – это что? (ответы детей).
— Барабан – это музыкальный инструмент. Барабаны разные бывают, по-разному играют. Язычок на своём барабане играет, по бугоркам ударяет.
(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звуки «да» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).
Педагог показывает упражнение.
Улыбнёмся, рот открываем,
упражнение начинаем.
Язычок широкий
на помощь позвали.
за зубками бугорки отыскали.
По бугоркам языком ударяем.
на барабане весело играем.
Да-да-да, да-да-да, да-да-да.
Звонко барабан наш играет,
да-да-да, да-да-да, повторяет.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 2-3 раза.
Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.
— Дети, большой барабан громко играет, Язычок за ним повторяет. Да-да-да, да-да-да.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», произносили слог громко, сохраняли ритм звукоподражания.
— Дети, маленький барабан тихо играет, Язычок за ним повторяет. Да-да-да, да-да-да.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», произносили слог тихо, сохраняли ритм звукоподражания.
— Замечательно! Молодцы! С Язычком поиграли, барабану подражали.
Согласные звуки. Звук В.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук В».
Задачи. Познакомить детей с упражнением «Массаж языка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "в", "вь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Массаж языка"», «Дети. Звук В».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».
— Дети, Язычок массаж обожает, гибкость свою улучшает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу. По широкому языку постучим зубами. Язычок отдыхает, затем массаж продолжаем. Широкий язык пошлёпаем губами.
Педагог показывает упражнение.
Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл.
Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.
Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.
Вот он губы повстречал и с губами поиграл:
Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.
Язычок наш отдыхает, снова массаж повторяет.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 5 раз.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Дети. Звук В».
— Дети, Язычок за детьми наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
У Вали валенки?
У Вени ветка?
У Вики венок?
У Вовы вата?
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «в», произносили фразу с нужной интонацией.
— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Дети, предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
Валенки у Вали на ногах!
Ветка у Вени в руке!
Венок у Вики на голове!
Вата у Вовы на ладошке!
— Великолепно, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.
Апрель
Согласные звуки. Звук Ф.
Игровое упражнение «Ёжик».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звука "ф". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Массаж языка"», «Ёжик».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».
— Дети, Язычок массаж обожает, гибкость свою улучшает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу. По широкому языку постучим зубами. Язычок отдыхает, затем массаж продолжаем. Широкий язык пошлёпаем губами.
Педагог показывает упражнение.
Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл.
Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.
Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.
Вот он губы повстречал и с губами поиграл:
Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.
Язычок наш отдыхает, снова массаж повторяет.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 5 раз.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Ёжик».
— Дети, в лесу жил ёжик по имени Фуф-ты. Он всё время пел песенку: Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу. Дети повторим песенку ёжика. Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу. Дети отвечают хором и поочерёдно.
— Дети, я о ёжике рассказ начинаю, вашей помощи ожидаю. Песенку ёжика повторяйте, рассказ мой украшайте.
Педагог рассказывает, останавливаясь, когда нужно вставить песенку ежа. Дети хором повторят песенку ежа.
— Маленький ёжик – четверо ножик, на спине листок несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
— Маленький ёжик – четверо ножик, на спине грибок несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
— Маленький ёжик – четверо ножик, яблоко несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
— Маленький ёжик – четверо ножик, шишку несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).
При необходимости педагог может повторить рассказ. Песенку ёжика дети повторяют поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф».
— Потрясающе! Дети, рассказ сочиняли, песенку ёжика правильно повторяли.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук Ф».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "ф", "фь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Массаж языка"», «Дети. Звук Ф».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».
— Дети, Язычок массаж обожает, гибкость свою улучшает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу. По широкому языку постучим зубами. Язычок отдыхает, затем массаж продолжаем. Широкий язык пошлёпаем губами.
Педагог показывает упражнение.
Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл.
Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.
Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.
Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.
Вот он губы повстречал и с губами поиграл:
Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.
Язычок наш отдыхает, снова массаж повторяет.
Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение. Повторить 5 раз.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Дети. Звук Ф».
— Дети, Язычок за детьми наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
У Фени фасоль?
У Феди финики?
У Федота фикус?
У Фомы фиалка?
— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Дети, предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните. Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
Фасоль у Фени!
Финики у Феди!
Фикус у Федота!
Фиалка у Фомы!
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Превосходно, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.
Согласные звуки. Звук С.
Игровое упражнение «Степь».
Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Доброе утро"», «Степь».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро,
окно открываем,
заборчик проверяем.
Удивились,
губки бубликом.
В дудочку играем,
воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Степь».
Дети стоят по кругу.
Суслики в степи сидят,
Весело они свистят.
Ссс – ссс –ссс – ссс.
Ветер над степью летит,
И сердито он свистит.
Ссссссссссссссссссс.
— Дети, в степь приглашаю, поиграть предлагаю. Когда я скажу слово «суслики», вы присядете и коротко, весело, как суслики, свистите: «ссс-ссс-ссс».
Когда я скажу слово «ветер», вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх и свистите длинно, сердито, как ветер: «ссссссссссссссссссссс».
Педагог поочерёдно называет слова «суслик» или «ветер». Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с».
— Прекрасно, дети! По степи гуляли, правильно свистеть не забывали.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук С».
Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "с", "сь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Доброе утро"», «Птицы. Звук С».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро,
окно открываем,
заборчик проверяем.
Удивились,
губки бубликом.
В дудочку играем,
воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Птицы. Звук С».
— Дети, Язычок за птицами наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.
Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
У сокола соколята?
У совы совята?
У гуся гусята?
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Дети, предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните. Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.
Соколята у сокола!
Совята у совы!
Гусята у гуся!
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.
— Отлично, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.
Май
Согласные звуки. Звук З.
Игровое упражнение «Зуделка».
Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «з». Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Доброе утро"», «Зуделка». Волшебная палочка.
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро,
окно открываем,
заборчик проверяем.
Удивились,
губки бубликом.
В дудочку играем,
воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Зуделка».
Вот комар летит,
Он звенит, он зудит.
Ззззззззззззззззззззз.
Язычок в зубы упираем,
Звонко зудеть начинаем.
Ззззззззззззззззззззз.
— Дети, в комаров вас превращаю, зудеть предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Комары, звонко-звонко звените, долго – долго зудите. Дети все вместе зудят.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Комары по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя зудеть попрошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «з».
— Замечательно! Молодцы, дети! В зуделку играли, звонко звенеть не забывали.
Речевая ситуация «Забава и Зина».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «з» в словах и предложении. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Доброе утро"», «Забава и Зина».
Разговор.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро,
окно открываем,
заборчик проверяем.
Удивились,
губки бубликом.
В дудочку играем,
воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Забава и Зина».
— Дети, я хочу вас познакомить с двумя девочками. Зовут их Забава и Зина. У Забавы платье золотое, а у Зины – зелёное. У Забавы мимозы, а у Зины – козы. У Зины коза, зовут её Егоза.
Вопросы к детям.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопросы предложением, чётко произносили звук «з». Дети отвечают поочерёдно. При необходимости педагог произносит полный ответ, а ребёнок повторяет.
— Дети, как зовут девочек? (ответы детей).
— Девочек зовут Забава и Зина. Дети, какое платье у Забавы? (ответы детей).
— У Забавы платье золотое. Дети, какое платье у Зины? (ответы детей).
— У Зины платье зелёное. Дети, что растёт у Забавы? (ответы детей).
— У забавы растёт мимоза. Дети, кто живёт у Зины? (ответы детей).
— У Зины живёт коза. Дети, как зовут козу Зины? (ответы детей).
— У Зины коза, зовут её Егоза.
— Чудесно, дети! На вопросы правильно отвечали, а Забаве и Зине всё рассказали.
Согласные звуки. Звук Ц.
Игровое упражнение «Лошадки».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «ц», в изменении темпа речи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Игровой материал: картинки «Упражнение "Доброе утро"», «Лошадка».
Упражнение.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Доброе утро"».
— Дети, с Язычком играем, упражнение выполняем. Ротик широко открываем, воздух пропускаем, губы помогайте, зубы не мешайте. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить упражнение 5-6 раз.
Доброе утро,
окно открываем,
заборчик проверяем.
Удивились,
губки бубликом.
В дудочку играем,
воздух выдуваем. А-ы-о-у
— Замечательно! Молодцы! С Язычком играли, упражнения выполняли.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Лошадки».
Скачут весело лошадки,
Цок-цок-цок.
Цокают копыта громко,
Цок-цок-цок.
— Дети, лошадки не спеша, медленно бежала. Цокаем медленно. Цок. Цок. Цок. Цок.
Педагог показывает, дети выполнят задание хором и поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук «ц» чётко, соблюдали темп речи.
— Дети, лошадки быстро-быстро побежали. Цокаем быстро. Цок-цок-цок, цок-цок-цок, цок-цок-цок.
Педагог показывает, дети выполнят задание хором и поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук «ц» чётко, соблюдали темп речи.
— Дети, лошадка устала, медленно бежала. Цокаем медленно. Цок. Цок. Цок. Цок. Цок.
Педагог показывает, дети выполнят задание хором и поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили звук «ц» чётко, соблюдали темп речи.
— Очаровательно, дети! В лошадку играли, правильно упражнение выполняли.
Диагностическое задание.
Игра «Что нарисовано на карточке»
(индивидуально).
Задача. Выявить умение детей произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Игровой материал. Предметные картинки для обследования звуков.
Разговор.
Картинки лежат рисунком вниз.
— … (имя ребёнка), посмотри, как много у меня карточек. Интересно, что на карточке нарисовано. Выбери, пожалуйста, одну карточку, которая тебе нравится и скажи, что на ней нарисовано. Ребёнок выполняет задание.
Затем педагог предлагает ещё выбрать карточку. Педагог предметы не называет. Если ребёнок затрудняется в назывании предмета, педагог задаёт наводящие вопросы. Игра продолжается, пока ребёнок поддерживает к ней интерес.
Оценка результатов.
3 балла — ребёнок правильно произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
2 балла — в речи ребёнка наблюдаются нарушения в произношении 4—5 звуков.
1 балл — ребёнок половину звуков произносит невнятно.
Диагностическое задание.
Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота»
(индивидуально).
Задачи. Выявить умение детей отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Чтение.
Педагог выразительно читает потешку, меняя интонацию, силу голоса, темп речи.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
— … (имя ребёнка), помоги мне, пожалуйста, запомнить потешку. Потешку вместе со мной прочитай, слова чётко повторяй. Ребёнок выполняет задание.
Педагог произносит потешку повторно совместно с ребёнком.
Оценка результатов.
3 балла — ребёнок отчётливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения, регулирует силу голоса, темп речи.
2 балла — ребёнок затрудняется произнести некоторые фразы, но использует правильную интонацию, регулирует силу голоса и темп речи.
1 балл — речь ребёнка неотчётливая, интонацию не использует, силу голоса и темп речи не регулирует.