СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Волнение-страх перед выступлениями. Как помочь спортсмену справиться с волнением и тревогой на соревнованиях? Как настроить ребенка на победу».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Волнение-страх перед выступлениями. Как помочь спортсмену справиться с волнением и тревогой на соревнованиях? Как настроить ребенка на победу».»



Муниципальное бюджетное учреждение

Физкультурно-оздоровительный спортивный центр «Орион»













Методическая разработка

на тему :

«Волнение-страх перед выступлениями. Как помочь спортсмену справиться с волнением и тревогой на соревнованиях?

Как настроить ребенка на победу».













Разработала :

инструктор-методист

Нестерова М.А.






Ключевые понятия.

Волнение - Состояние сильного нервного возбуждения, напряжения, тревоги .

Тревога: эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях

неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного

развития событий.

Страх: реакция организма на конкретную, опредмеченную угрозу.

Стартовая апатия: это последствия острого перенапряжения и

переутомления в предсоревновательной ситуации.

Стартовая лихорадка: состояние эмоциональной неустойчивости,

сопровождающееся неадекватностью эмоционального реагирования, сложности

концентрации внимания и общей психической нестабильности.


У детей разных возрастов зачастую возникает неприятный страх перед выступлением.

Я попросила нескольких детей поделиться своими мыслями.

Вот что я услышала: «Я боюсь, что сделаю что-то не так, когда все будут смотреть на меня», «Я боюсь сбиться, когда отвлекусь на зрителей или судей», «Перед выступлением у меня дрожат ноги и я начинаю бояться еще больше», «Страшно на соревнованиях когда большой зал и все тебя оценивают и ты боишься занять 4 или 5 место».

Волнение – это нормальное и нужное состояние перед выступлением. В сочетании с уверенностью в себе позволит перевести волнение – паника в волнение – ресурс, волнение - подъем. В панике ребенок тратит много энергии, фиксируется на стахе. На подъеме ребенок мобилизует свои силы и выступает на пике своих возможностей.

Что усиливает волнение – панику перед соревнованиями? Сознание ответственности, страх провала, нервное напряжение, непривычная обстановка, разговоры перед соревнованиями о неудачах. Это волнение отрицательно отражается на качестве выступления.

Волнение – подъем обязательный спутник хорошего выступления. Это сосредоточенность. Сосредоточенность как умение навести порядок в своей голове, навести фокус, отстраниться от всего что происходит вокруг и ТВОРИТЬ. Это то, чему вы можете научиться спортсмена.

Как научить ребенка переключаться с волнения - паники на волнение - подъем?

  1. Учите извлекать пользу из волнения. Ты волнуешься и это здорово, это значит, что твое тело мобилизуется и ты покажешь максимум того, что ты умеешь. Что еще дает тебе волнение? Какие возможности открывает?

  2. Наблюдайте вместе с ребенком что дает чувство уверенности перед выступлением?

*Может быть это спокойное обдумывание программы перед выступлением без излишней болтовни со сверстниками; знакомство с залом перед выступлением.

*Это могут быть свои индивидуальные аффирмации, которые дают установку и закрепляют требуемый образ. Например : Я хорошо подготовилась к выступлениям. Потому что много тренировалась. Ошибки дают мне самые лучшие подсказки для моего развития. Лучше, если это будет персональныеаффирмации, составленные вашимиспортсменами.

3.   Напоминайте о том, что в выступлении необходимо показать свои умения на данный момент и нет необходимости выступать лучше, чем ты сможешь. Это снимает излишнюю установку на идеал, что приводит к зажатости.

4.   Формируйте ощущение удовлетворения от собственного выступления. После выступления поддержите спортсмена.

5.   Расширяйтесь. Каковы возможности в этом виде спорта и какие планы открываются?

6.   Спорт – это настоящий труд, тяжелый и приятный. Дайте ребенку понять, что он уже молодец и много добился. Напомните, как он тренировался и добивался своих первых спортивных успехов. Что-то давалось сразу. В чем-то были сложности, но при должном упорстве всё получалось. Пусть и не с первого раза. Турнир — это такой же спортивный шажок, как и все остальные. Получилось победить сразу — отлично. Это обязательно нужно отметить. Если соперник оказался сильнее, делаем нужные выводы и работаем над собой.

Полная отдача на соревнованиях, продуманность каждого движения, развитие сосредоточенности, открытие своих возможностей в процессе – путь преодоления страха

I. Помощь ДО начала соревнований.

1. Варьируйте эффектом значимости соревнований.

Помните, что вы не можете никак повлиять на тех соперников, которыебудут ожидать вашего спортсмена, на судей, на зрителей, - всё это не в вашейвласти. Однако в ваших силах влиять на самую сильную переменную, котораяопределяет всё отношение спортсмена к соревнованиям и его эмоции. Это -«значимость» соревнований. Завышенная значимость соревнований дляспортсмена моментально провоцирует в психике спортсмена состояние тревоги.

Спортсмену сложнее сосредоточится на задаче, если в его голове преобладают

мысли о том, что эти соревнования очень важны для него.Значимость не всегда определяется субъективным отношением. Назначимость, и впоследствии, ожидания от соревнований напрямую влияютродители и тренеры. Нет ничего хуже, чем ситуация, когда тренер несколькомесяцев работал со спортсменов, готовил его к старту как физически, так ипсихологически, однако родители искусственно завысили значимость

соревнований для ребёнка. Например, следующими высказываниями: «Этосамые важные соревнования в твоей жизни, не вздумай проиграть!» Или: «Заэти соревнования мы выложили огромные деньги, не разочаруй нас!»Эти установки в 90% случаев влияют на спортсмена негативно. Вместоазарта и стремления выиграть, спортсмен не может собраться, его мыслискованы страхом провала. А страх, совмещенный с паникой, не приводит ни кчемухорошему.

Что же делать?

В случае с родителями важно понимать их психологию. Многие родителисчитают, что достижения их ребёнка - это прямое отражение того, насколько онихорошие или плохие родители. Объясните родителям одну важную истину:«Успех или неуспех Вашего ребёнка в спорте не является показателем того,какой вы родитель. Но наличие спортсмена, который уважаем, работает в команде, психологически устойчив, не отчаивается и старается изовсех сил – является прямым отражением Вашего воспитания».

Имейте в виду, что снижение значимости - это общий принцип воздействияна спортсмена в ситуации повышенного стресса на соревнованиях. Спортсмендолжен понимать, что соревнования - это важный этап в его спортивной карьере,но никак не определяющий этап и, уж тем более, не решающий.

Не стоит настраивать спортсмена на то, что его ожидает главная схваткавсей его жизни, что от результатов его выступления будет зависеть вся егоспортивная карьера и прочее. Старайтесь мотивировать спортсмена конкретно.

Мотивация и «накачка» спортсмена важностью соревнований должна

закончиться за неделю до соревнований.

Лишний раз акцентировать внимание в день выступления или за

несколько дней до него может привести к эмоциональному срыву.



2.Дыхательные упражнения

Мобилизующее дыхание. Дыхание, которое активизирует нервную систему и настраивает организм на работу. Выполнять упражнение рекомендуется в начале тренировки и в перерывах. Упражнение довольно простое и недолгое. Проводится в несколько этапов: 4 коротких вдоха носом при сомкнутых губах, затем выдох через рот, беззвучно. Далее опять 4 коротких вдоха носом при сомкнутых губах и выдох через рот, беззвучно. Повторить данную процедуру 20-24 цикла.

Расслабляющее дыхание. Данной технике необходимо обучить спортсмена на случай, когда ему необходимо снять волнение и успокоить свои нервы. К сожалению, такие случаи встречаются часто, и уметь себя успокоить - это одно из важнейших умений для спортсмена. В данном упражнении делается долгий вдох через нос в течение 3-6 с, при котором живот выпячивается, плечи поднимаются. После вдоха следует долгий выдох через рот в течение 6-12 с, при котором опускается живот и сужается грудная клетка. Помните, что соотношение вдохов и выдохов должно быть 1:2. Так же объясните спортсмену, что данное упражнение необходимо выполнять не только во время волнения, но и 15-20 раз в течение дня.

3.Дайте спортсмену полный доступ ко всей важной информации.

Спортсмен должен обладать наиболее значимой для него информацией о соревнованиях. Место проведения, состав участников и др. Но не стоит забивать голову спортсмена организационными вопросами, которые лишний раз могутспровоцировать волнение. Вы сами ни при каких обстоятельствах не должны проявлять волнение и тревоги. Спортсмен, увидев сомнения и тревоги на лице того, кому он доверяет, моментально «скопирует» эти эмоции.

4.Убедитесь,что спортсмен точно знает свои цели и задачи.

Это важный момент, связанный с работой над мотивацией спортсмена. Спортсмен должен понимать и видеть свою цель. Цель, которую можно измерить и оценить. Абстрактная цель, такая как «я должен выиграть» не будет восприниматься психикой как готовность к действию. Цель должна быть измеримой и конкретной, к примеру: «я должен войти в тройку лучших спортсменов», «я должен улучшить свой результат за прошлый год».

5.Постарайтесь узнать, что тревожит спортсмена больше всего.

Если вы со спортсменом проговорите каждый тревожащий его момент, то сработает психотерапевтический эффект, называемый в медицине «десенсибилизация», при котором снижается эмоциональная чувствительность к тревожащим и стрессовым факторам. Главный принцип этого эффекта заключается в том, что человеку необходимо максимально детально «проговорить» все моменты, которые могут вызвать стресс и тревогу. Важно не просто проговорить, но и вместе с вами обсудить каждый момент, чтобы спортсмен понял, что все эти моменты не столь эмоциональны и тревожны, если разобраться. Старайтесь задавать не прямые, а косвенные вопросы. Например: Что может помешать Тебе выиграть? Что Ты можешь сделать для преодоления этого препятствия? Что Я могу сделать для того, чтобы помочь Тебе?

Постарайтесь научить спортсмена одной важной истине: «Главный враг будущего результата - это постоянные мысли о нём».


II. Помощь спортсмену НА соревнованиях.

Не позволяйте своим эмоциям усилить лихорадку спортсмена. Помните, что соревнования - это сильный стрессовый фактор. Спортсмен может очень легко впасть в состояние эмоциональной лихорадки, и вся его техническая подготовка пойдёт под откос. Главное - старайтесь не проявлять излишнюю эмоциональность. Не стоит напоминать спортсмену о важности, о стрессе. Например: «не подведи меня» и др. Повышение голоса, крик лишь усилят эмоциональную неуверенность. Не стоит проявлять раздражение из-за неправильной техники, действий спортсмена. Раздражительность очень деструктивна в соревновательной обстановке. Успокаивающие фразы: «Возьми себя в руки, ты же спортсмен!», «Не волнуйся» работают плохо. Они не запускают в нашей психике процесс отклика на эти установки. Они скорее игнорируются. Лучшая тактика в данной ситуации - это короткие установки: «соберись», «расслабься», «дыши». Если возникает необходимость дать указания спортсмену во время выступления, то фразы должны быть краткими и понятными. Нельзя допускать неопределённых выражений. Если вы понимаете, что спортсмена лихорадит, и он не реагирует на ваши установки и замечания, не стоит кричать на спортсмена для приведения его в чувства. Постарайтесь максимально быстро переключить его внимание с волнения на конструктивное действие. Один из самых действенных способов - это громкий хлопок в ладоши. Здесь действуют принципы физиологии, что наше внимание мгновенно переключается на резкий и громкий стимул. Стимулом может быть как хлопок в ладоши, так и просто некая бессмысленная, не несущая смысловой нагрузки фраза, которая привлечёт внимание. Помните, что крик в данном случае не убудет являться стимулирующим средством, напротив он лишь ухудшит эмоциональное состояние. Как только вы переключите внимание спортсмена, вместе с ним сделайте серию глубоких вдохов и выдохов для успокоения нервной системы. Важно проделать эти упражнения совместно. При наличии «предстартовой апатии» подчеркните личный вклад спортсмена, значимость соревнования для самого спортсмена, а не для его окружения. Настройте спортсмена на уверенный успех, подчеркнув его сильные стороны и его уникальные навыки. Очень важно изолировать от спортсмена тех людей, которые могут нарушить предстартовое состояние. Это могут быть «сочувствующие» друзья, крайне переживающие родственники, назойливые репортёры и так далее. Все они, сами того не желая, сбивают настрой. Они пророчат рекорды, ожидаюттолько победу, однако это только усиливает роль значимости соревнований. Для эмоционально нестабильных спортсменов это может стать серьезной проблемой.

Помощь спортсмену после соревнований.

Старайтесь не проявлять излишней эмоциональности в независимости от результата. Оценивать действия лучше всего спокойным тоном. Если выступление было неудачным, то не стоит выражать разочарование по поводу его результата. Разбор ошибок необходим, но когда эмоции утихнут. Постарайтесь поощрять правильно выполненные действия, а не результат. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата. Старайтесь не допускать критического анализа итогов. Оценивайте именно совершённые ошибки, чтобы в дальнейшем усиливать работу именно над ними. Выстройте план подготовки к следующим соревнованиям, учитывая результат. И, главное, поставьте перед спортсменом точные и конкретные задачи для подготовки. Например, разучивание неудавшихся элементов, психологическая подготовка, улучшение точности, навыков внимания и др.





Чего делать не следует

Не настаивайте на победу

Представьте, вы едете на свои первые соревнования и настраиваете ребенка исключительно на победу. А когда видите, что соперник объективно слабее, накручиваете еще больше: «победа у тебя в кармане», «ты сделаешь его в два счета» и т.д. Но что если вы переоценили ситуацию или юный спортсмен растерялся при виде большого количества зрителей и проиграл? Такая психологическая травма может поставить крест на последующих выступлениях.

Не преувеличивайте ценность победы

Результат первого выступления не имеет каких-то судьбоносных последствий. Это всего лишь очередной шажок в тренировочном расписании. Вместо того чтобы накануне занимать все свободное время тренировками и разговорами о предстоящем событии, отвлекитесь: прогуляйтесь по парку, сходите в кинотеатр или развлекательный центр. На следующий день вы будете бодрыми и отдохнувшими.

Не сравнивайте с другими

Старайтесь быть объективными в оценке детских успехов, но не сравнивайте их с достижениями других детей. «Смотри, Коля у вас самый шустрый, вот с кого пример нужно брать». Такие высказывания могут сильно ударить по самооценке и снизить уверенность.

Как настроить ребенка на победу в соревнованиях

Ребенок может всех побеждать на тренировке, а на соревнованиях перегореть и потерпеть поражение. Выступление за разряд — это большая ответственность. Нужно не подвести тренера и родителей. Достойно выступить и не подвести команду. Подготовка к выступлению — всегда индивидуальная работа тренера и родителей. Причина неудач чаще кроется не на физиологическом, а на психологическом уровне, поэтому нелишним будет обратиться за помощью к детскому спортивному психологу. Пожалуй, главное правило подготовки — одобрять не факт победы, а стремление к ней. У детей должны быть уверенность в себе, решительность и настрой занять первое место. К поражению нужно относиться как к опыту и не делать из этого трагедию.

Как вести себя тренеру и родителям

Объединить усилия

Еще раз повторимся — подготовка ребенка к важному соревнованию — это совместная работа тренера и родителей.

Работать в едином информационном поле

Если дети приходят домой в подавленном настроении, не всегда удается понять, что этому стало причиной: ссора с другом или неудачи в спортивной секции. Если начинают проседать показатели в спорте, тренер не всегда может понять, причина этому перетренированность или какие-то бытовые проблемы. Будьте максимально открытыми. Так вы сможете своевременно выявить проблему, справиться с ней и настроить детей на успех.