СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волнуйся спокойно!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический квест

Просмотр содержимого документа
«"Волнуйся спокойно!"»

Психологический квест «Волнуйтесь спокойно!»


Цель: формирование психологической грамотности в области психоэмоционального здоровья и позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.

Комментарий

Квест (от англ. «quest», поиск) – игра путешествие или разновидность игр в игре, в которых учащиеся проходят по запланированному маршруту, выполняя определенные задания.

Квест является популярной игровой формой, и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности. Он дает возможность участникам через упражнения осуществлять рефлексию деятельности, а также позволяет учащимся с разным уровнем эмоционального состояния включиться в квест.

Квест - командная игра, в которой задействованы не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление, развитие чувства ответственности доверия к партнёру, пропаганда жизнеутверждающих принципов. Для достижения целей, ученикам следует использовать маршрутный лист с обозначением контрольных станций (КС).

Идея маршрута проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Каждый участник при регистрации получает цветные бейджики, для формирования/деления команд по цвету (всего 6 «цветных» команд»).

Прохождение квеста приводит учащихся к ключевым компетенциям на завершающем этапе, которое реализуется в разных видах деятельности.

Время проведения квеста: 1 час.

Оборудование:

Регистрационные листы (6 команд, по количеству КС);

Маршрутные листы (6 команд, по количеству КС);

Цветные бейджики (по количеству участников квеста);

Пластиковые стаканчики (по количеству участников квеста);

Газета;

Цветные стикеры (по количеству участников квеста 75х75мм);

Фломастеры (2 набора);

Ватман (по количеству команд);

Разметка контрольных станций (КС).

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие учащиеся! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем погрузиться в игру - психологический квест Синего Дня Цветной недели. Прохождение локаций квеста поможет Вам справляться с той или иной жизненной ситуацией, научит приемам снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции, а также способам повышения самооценки, формированию уверенного самопознания и познания своего «Я».

Как и в любой игре у нас есть правила. У каждой команды имеется маршрутный лист, в нём обозначены контрольные станции-локации, которые вы должны пройти. Обязательным условием прохождения станций – является прохождение всех станций по порядку обозначенных в индивидуальных маршрутных листах. По итогам прохождения станций Вам необходимо заполнить графу «Выводы».

1. Контрольная станция-локация КС «КАКтус»

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения.

Инструкция

Возьмите одноразовый стакан и сделайте с ним то, что вы бы сделали в состоянии агрессии.

Теперь верните стакан к первоначальному виду.

Получается? Нет.

Обсуждение

  • Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

  • Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение

Все это вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище – душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Задание «КАКтус» №1: Как можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете негативные эмоции?

  • Поговорить, высказаться людям, которые вас поймут и посочувствуют;

  • можно поколотить подушку;

  • выжать мокрое полотенце (это поможет расслабиться, т.к. обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах);

  • можно потанцевать под музыку;

  • громко спеть свою любимую песню;

  • погулять на природе.

Задание «КАКтус» №2. Упражнение «Газета»

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.

Инструкция

Я вам предлагаю еще один способ снять напряжение – это комкание газеты. Вам предлагается скомкать как можно меньший комок и кинуть в коробку.

Хорошо, а теперь возьмем еще по газете и порвем на мелкие кусочки.

Молодцы, поделитесь своими впечатлениями.

Каким стало ваше настроение? Стало ли вам легче? Объясните - почему?

2. Контрольная станция-локация КС «Мое величественное имя»

Упражнение «Мое величественное имя»

Цель: повышение самооценки, формирование уверенного самопознания и познания своего «Я».

С самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный – как у Земли Луна – спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна, необъяснима власть имени.

В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в тоже время может быть и источником опасности, ибо в каждом звуке имени сокрыты также силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу.

Одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука – «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта, Дерзание и Долг. Вот что у него получилось:

«Я – Джумбер, носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня Добротой, Жизненной силой, Умом, Мужеством, Богатством Естественностью, единством с природой, Радостью. Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет Достойно принимать Жизненные уроки, Учить быть спокойным и Мудрым перед болезнями и войнами, Беречь свои силы для новых дел и начинаний, Ежедневно приумножать духовные богатства, Рисковать обдуманно и безмятежно! Воистину, я – обладатель величественного имени!»

Задание №1.

Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. Игорь – Искренность и Ироничность.

Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное.

Задание №2.

Упражнение «Дерево жизни»

Цель: пропаганда жизнеутверждающих принципов.

Ребятам предлагают написать на стикере, жизнеутверждающие фразы, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».

3. Контрольная станция-локация КС «Спокойствие, только спокойствие!»

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

Цель: обучение навыкам саморегуляции с помощью дыхательной гимнастики.

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека. Научившись регулировать дыхание, можно регулировать свое эмоциональное состояние.

Смысл дыхательных упражнений состоит в осознанном контроле ритма, частоты и глубины дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. Установлено, что фаза вдоха активизирует деятельность внутренних органов, а фаза выдоха оказывает тормозящее влияние.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Задание «Дышите глубже!»

Необходимо выполнить дыхательные упражнения и оформить (нарисовать/записать) выводы-рекомендации.

Способ № 1.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводиться задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметней спокойней и уравновешенней.

Способ № 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ № 3.

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох.

  • глубоко выдохните;

  • задержите дыхание так долго;

  • сделайте несколько глубоких вдохов;

  • снова задержите дыхание.

Способ № 4.

Дыхание через каждую ноздрю поочередно.

Зажмите пальцем правую ноздрю. Вдох через левую ноздрю на 4 счета.

Пауза - задержка дыхания на 8 счетов. Зажмите левую ноздрю, выдох на 4 счета через правую ноздрю. То же выполните, начиная вдох с правой ноздри.

Выполните несколько циклов.

4. Контрольная станция-локация КС «Клуб Весёлых и Находчивых»

Задание №1. Игра «Ковёр-самолёт»

Для выполнения этого упражнения нужен «ковёр».

Задание – переместиться вместе с этим ковром в другое место, не сходя с него и не касаясь чего-либо за его пределами (подсказка – визуализация-релаксация)

Задание №2. Игра «Узел»

Каждый из группы держится за верёвку. Задача – завязать верёвку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещаться вдоль верёвки. Если кто-то отпустит руки, игра начинается сначала. Необходимо сделать выводы-рекомендации.

5. Контрольная станция-локация КС «Ералаш»

Задание №1 (сделать выводы и рекомендации): Игра «Гусеница»

Игроки образуют цепочку (встают друг за дружкой) – «гусеницу». Первый игрок – «голова», последний – «хвост».

Включается музыка и гусеница начинает движение вперед, при этом голова показывает различные танцевальные движения (руками, телом, ногами, головой), а остальные игроки стараются повторить эти движения.

Когда «голова» устает, он поворачивается к следующему за ним игроку, гладит его по голове, а сам переходит в хвост гусеницы.

Эта игра, продолжается с новым ведущим и с новыми движениями, так до тех пор, пока звучит музыка.

Подведение итогов. Выводы. Рефлексия и обратная связь участников квеста.

Благодарим вас за плодотворную работу. Поздравляем с успешным прохождением квеста. Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаем вам успеха!!!
















































1. Контрольная станция-локация КС «КАКтус»

Задание «КАКтус» №1: Как можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете негативные эмоции?

  • Поговорить, высказаться людям, которые вас поймут и посочувствуют;

  • можно поколотить подушку;

  • выжать мокрое полотенце (это поможет расслабиться, т.к. обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах);

  • можно потанцевать под музыку;

  • громко спеть свою любимую песню;

  • погулять на природе.

Задание «КАКтус» №2. Упражнение «Газета»

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.

Инструкция

Я вам предлагаю еще один способ снять напряжение – это комкание газеты. Вам предлагается скомкать как можно меньший комок и кинуть в коробку.

Хорошо, а теперь возьмем еще по газете и порвем на мелкие кусочки.

Молодцы, поделитесь своими впечатлениями.

Каким стало ваше настроение? Стало ли вам легче? Объясните - почему?


































2. Контрольная станция-локация КС «Мое величественное имя»

Упражнение «Мое величественное имя»

Цель: повышение самооценки, формирование уверенного самопознания и познания своего «Я».

С самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный – как у Земли Луна – спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна, необъяснима власть имени.

В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в тоже время может быть и источником опасности, ибо в каждом звуке имени сокрыты также силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу.

Одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука – «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта, Дерзание и Долг. Вот что у него получилось:

«Я – Джумбер, носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня Добротой, Жизненной силой, Умом, Мужеством, Богатством Естественностью, единством с природой, Радостью. Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет Достойно принимать Жизненные уроки, Учить быть спокойным и Мудрым перед болезнями и войнами, Беречь свои силы для новых дел и начинаний, Ежедневно приумножать духовные богатства, Рисковать обдуманно и безмятежно! Воистину, я – обладатель величественного имени!»

Задание №1.

Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. Игорь – Искренность и Ироничность.

Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное.

Задание №2.

Упражнение «Дерево жизни»

Цель: пропаганда жизнеутверждающих принципов.

Ребятам предлагают написать на стикере, жизнеутверждающие фразы, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».
















3. Контрольная станция-локация КС «Спокойствие, только спокойствие!»

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

Цель: обучение навыкам саморегуляции с помощью дыхательной гимнастики.

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека. Научившись регулировать дыхание, можно регулировать свое эмоциональное состояние.

Смысл дыхательных упражнений состоит в осознанном контроле ритма, частоты и глубины дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. Установлено, что фаза вдоха активизирует деятельность внутренних органов, а фаза выдоха оказывает тормозящее влияние.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Задание «Дышите глубже!»

Необходимо выполнить дыхательные упражнения и оформить (нарисовать/записать) выводы-рекомендации.

Способ № 1.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводиться задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметней спокойней и уравновешенней.

Способ № 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ № 3.

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох.

  • глубоко выдохните;

  • задержите дыхание так долго;

  • сделайте несколько глубоких вдохов;

  • снова задержите дыхание.

Способ № 4.

Дыхание через каждую ноздрю поочередно.

Зажмите пальцем правую ноздрю. Вдох через левую ноздрю на 4 счета.

Пауза - задержка дыхания на 8 счетов. Зажмите левую ноздрю, выдох на 4 счета через правую ноздрю. То же выполните, начиная вдох с правой ноздри.

Выполните несколько циклов.








4. Контрольная станция-локация КС «Ералаш»

Задание №1 (сделать выводы и рекомендации): Игра «Гусеница»

Игроки образуют цепочку (встают друг за дружкой) – «гусеницу». Первый игрок – «голова», последний – «хвост».

Включается музыка и гусеница начинает движение вперед, при этом голова показывает различные танцевальные движения (руками, телом, ногами, головой), а остальные игроки стараются повторить эти движения.

Когда «голова» устает, он поворачивается к следующему за ним игроку, гладит его по голове, а сам переходит в хвост гусеницы.

Эта игра, продолжается с новым ведущим и с новыми движениями, так до тех пор, пока звучит музыка.