СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Володькова Л.Г. Статья "Теоретическое обоснование использования технологии блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Володькова Л.Г. Статья "Теоретическое обоснование использования технологии блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы"»

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 9» Володькова Л. Г.


Теоретическое обоснование использования технологии
блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Школа, выполняя заказ общества, должна вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная познавательная  деятельность каждого учащегося, предполагающая:

  • чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;

  • умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

  • умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах города, страны, всего мира.

Решение этих задач стоит не только перед школой, так как процесс обучения современного человека не заканчивается даже в вузах. Он становится непрерывным. Нужна новая парадигма (теоретическая модель) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская,  блочно- модульная.
Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве.

На уроках русского языка и литературы в старших классах при подготовке к итоговой аттестации, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов,  особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. Она помогает учителю:

  • осуществлять дифференцированный подход в обучении;

  • дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);

  • способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению русского языка и литературы, развитию надпредметных способов учебной деятельности.

В конце 80-х – начале 90-х годов 20 века в педагогику «врывается»  термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования».

В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества его усвоения.  Таким образом, блочно-модульное обучение включается в технологию программированного обучения.

Сущность блочно-модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.  Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика.

Основными компонентами модуля являются:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • банк информации;

  • методическое руководство по достижению целей;

  • практические занятия по формированию необходимых умений;

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения.

Цели и задачи уроков русского языка и литературы по технологии блочно-модульного обучения:

Образовательные:

  • развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской деятельностью;

  • научить объяснять, истолковывать, раскрывать художественный смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;

  • учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;

  • характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении, анализировать эпическое и лирическое произведение как художественное целое.

Развивающие:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

  • учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;

  • развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Воспитательные:

  • способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

  • формировать у них активную жизненную позицию.

Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на  уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.    

Как же организовать работу на уроке, используя технологию модульно-блочного обучения?  Для этого существуют определенные правила для всех:

  • На уроке работают ВСЕ, но каждый – на своем уровне!

  • - Ученик не должен быть равнодушным!

  • - Учитель побуждает к деятельности и дает возможность развиваться каждому ученику.

Обучение с использованием блочно-модульной технологии состоит из таких важных этапов:

  1. Принятие цели учеником;

  2. Подготовка к восприятию нового материала;

  3. Практическая учебная деятельность;

  4. Анализ содержания, построение доказательств;

  5. Постановка новых целей.

Что это дает? (реальный результат)

Развитие познавательных, социальных, коммуникативных способностей личности, сформированность у каждого выпускника школ необходимых ЗУН и самообразования.

Результат достигается за счет постоянного положительного приращения в развитии человеческого « САМО», мотивации на каждом этапе, рефлексии, сотрудничестве, не создающем дополнительных жизненных проблем ученику.  

Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:

  • изучение нового материала

  • комплексное применение знаний

  • обобщение и систематизация знаний

  • комбинированный урок

  • учетно-контрольный

  • урок коррекции

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков.

«Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту)
Типы уроков и их компоновка может быть следующей: 1-3 урок – изучение нового материала, комбинированный, а четвертый – модульный (или 5, в зависимости от объема материала).

Конструирование уроков малыми блоками (3-4 час) Тогда части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течении всего модуля.

Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика. Позволяющая выявить ЗАР и ЗБР; уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.



Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.

Типовая схема учебного занятия

Основные этапы:

  1. Проверка итогов предыдущей работы.

  2. Презентация нового материала.

  3. Практика под руководством учителя. Независимая, самостоятельная практика обучаемых.

  4. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

  5. Подведение итогов занятия.

  6. Определение домашнего задания.

  7. Специальное повторение.

  8. Контроль знаний учащихся.

I этап – проверка итогов предыдущей работы.

Главная задача – установить связь между обучением учителя и учением школьников; обеспечить готовность учащихся к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.

Основные действия учителя на этом этапе:

  • помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;

  • организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;

  • создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

В основе повторения – живой диалог детей, в ходе которого они свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение.

Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он использует в работе с учениками только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивное:

  • похвалить ученика;

  • направить, уточнить;

  • заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

II этап – презентация нового материала.

В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал излагается укрупненными блоками, монолог включает в себя базовые знания и используется для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой, период времени.

Действия учителя на этом этапе работы:

  1. Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы.

  2. Систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить на уроке.

  3. Поиск приемов, способствующих активизации освоения нового материала.

  4. Стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения, к использованию примеров и аналогий, применению демонстраций, показу моделей и пр.

  5. Готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

  6. Использование научно достоверной информации в изложении нового материала.

Новый материал преподносится в форме лекции.

III этап – практика под руководством учителя.

Цель: установление “обратной связи” и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.

  • задаю вопрос и приглашаю учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором на поставленный вопрос, индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.д.)

  • останавливаюсь и корректно исправляю ошибки или повторяю материал заново, если чувствую, что ученики что-то не поняли.

  • выясняю, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

IV этап – независимая самостоятельная практика обучаемых.

  • это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с учителем, а между детьми по поводу изучаемого материала.

Роль учителя – “спикер”, организатор обмена мнениями.

В процессе организации независимой практики учитель:

  • задает вопрос;

  • переадресовывает его от одного учащегося к другому;

  • резюмирует с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения.

Смысл независимой практикиосновное содержание изученной части темы

ученики должны раскрыть самостоятельно.

Дискуссия может иметь разные цели, например:

  • выявить точки зрения учащихся по определенному вопросу, собрать и обсудить различные мнения;

  • принять групповое решение, помочь учащимся самостоятельно сформулировать выводы.

Групповая дискуссияэто ценнейший инструмент познания.

Как бы она не пошла, учитель увидит степень освоения изучаемого материала, возникшее недопонимание. Именно эти наблюдения и позволят в дальнейшем точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.

Вывод: Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников по его осмыслению, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.

V этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.

В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом.

VI этап – подведение итогов учебного занятия.

Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

VII этап – информация о домашнем задании.

Активная позиция учащихся на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор.

Специальное повторение – главная задача – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.

Контроль усвоения знаний учащихся – выполняют различного вида тесты.

Основная цель  занятий  по русскому языку в выпускном классе — закрепить, обобщить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к новой форме сдачи выпускного экзамена и успешно выдержать испытания при поступлении в вуз.
С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти модульно- блочная технология и ее разновидность цельноблочная система. Блоком уроков называется совокупность уроков по одной теме программы, выделенной в тематическом плане, который может содержать от 3 - 4 уроков до 40 - 50. Минимальной единицей учебного процесса модульно-блочной технологии является не урок, а цикл уроков (модуль). Каждый цикл в этой технологии является мини-блоком и имеет жесткую структуру.

Основные этапы урока:

Вводное повторение. В этом модуле ведущую роль играет учитель, т.к. только он знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала. С другой стороны, здесь активно действуют и ученики. Основные формы работы – беседа и выполнение практических заданий. Учитель, задавая, ученикам, вопросы и задания, помогает ученикам восстановить в оперативной памяти все необходимое. Изучение нового материала (основной объем). Здесь основные формы – беседа, рассказ, решение проблемных задач. На этом уроке учащиеся получают задание написать конспект (в опорах, схемах), который составляется по мере объяснения. На этом уроке проводится и первичное закрепление, типичным средством которого является задание на печатной основе или таблица.

Урок обобщения. Тренинг-минимум. Его цель – проработка материала, обеспечение усвоения и проверка усвоения. Этот модуль предназначен для выполнения заданий минимального уровня до автоматизма. Основной способ работы – работа в парах, во время которой каждый ученик вначале овладевает материалом в соответствии с шаблоном, затем шлифует материал в общении со своим собеседником, а затем отвечает материал, “сдает” учителю или консультанту из числа уже ответивших учеников. Перед уроком учитель воспроизводит на доске “конспект”, известный учащимся по первому уроку цикла, и записывает вопросы и задания, на которые необходимо ответить. Принцип формирования пар – “равный с равным”, т.е. в пары попадают ученики с одинаковым развитием и темпом работы.

Следующий модуль содержит изучение нового материала (дополнительный объем) и развивающее дифференцированное обучение. Особенность этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в дополнительном материале. Одни должны разобраться во всем, другим полезно усвоить идеи, третьим достаточно познакомиться только с содержанием. Развивающее дифференцированное обучение реализовывает схему развития для каждого ученика. Процесс осуществляется через активное использование групповой работы. Часть учащихся объединяется в группы, и каждая группа получает задание на ограниченное время, по истечению которого группа отчитывается в своей работе в той или иной форме. Иногда одну и ту же задачу решают несколько групп соответствующего уровня. Пока группы заняты работой, учитель работает с остальной частью класса в нужном ему режиме. Определение групп зависит от успешности усвоения детьми материала. Для успешного управления деятельностью учеников и планированием работы необходимо своевременное получение информации об успешности продвижения каждого ученика. Следовательно, на каждом занятии необходимо проводить срезовый контроль, результаты которого заносятся в таблицу, где фиксируется уровень овладения материалом - “минимальный”, “общий” и “продвинутый”.

Когда блок уроков подходит к концу, возникает необходимость обобщающего повторения, которое позволяет получить системное знание. Опыт показывает, что лучшей формой такого урока является правильно организованная консультация. После проведения контрольного урока, где учащиеся выполняют задания необходимого “минимального”, “общего” и продвинутого уровня, проводится урок “коррекции”. Урок коррекции не является уроком работы над ошибками. Это скорее системный урок с проработкой отдельных сторон недостаточно усвоенного материала.

Критериями оценки самостоятельного, творческого мышления учащихся на этом этапе могут стать:

1 Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

2 Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной, знакомой ситуации.

3 Видение новой функции знакомого объекта, органа, явления.

4 Способность выделять в объекте, процессе, явлении их структурные или функциональные компоненты.

5 Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответов

Таким образом, сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося осуществляется в учебном процессе на принципиально новой основе. Содержание урока (модульного) разбивается на учебные элементы, которые учащиеся осваивают самостоятельно, обращаясь к учителю лишь в случае затруднения. Этим достигается целенаправленность обучения, что способствует формированию мотивации. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (если материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия благоприятствуют развитию способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельное прибавление дополнительных знаний к уже известным и их перенос в новые условия, ученик учится самостоятельно усваивать новый материал.

Модульный урок даёт возможность решить задачу уровневой дифференциации, способствует осознанному подходу учащихся к обучению, даёт возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень сложности по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объёме, но также углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.

Плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения

Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется:

  • Дифференцированный подход в обучении

  • Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)

  • Накопление материала к выпускному сочинению

  • Подготовка к ЕГЭ (часть С)

  • Повышение уровня качества обученности учащихся

  • Повышение мотивации в изучении литературы

  • Развитие надпредметных способов учебной деятельности

Такая технология  помогает развивать общеучебные умения и навыки:

  • навык внимательного чтения;

  • умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

  • умение вычленять противоречия;

  • умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;

  • исследовательские умения;

  • умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику;

  • навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации;

  • умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, действовать по алгоритму;

  • умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  • умение составлять свой жизненный проект.

Технология блочно-модульного обучения предполагает:

  • высвобождение времени на работу с орфограммами;

  • влияние темпа урока на индивидуальную работу с учащимися;

  • повышение мотивации к русскому языку;

  • развитие познавательной самостоятельности учащихся, исследовательских умений;

  • повышение уровня грамотности.


Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.