Методический паспорт
Структура | Содержание |
Тема | «Волонтерское движение в детском саду». |
Руководитель проекта | Финочко С.В. |
Исполнитель проекта | дети подготовительной группы «Аленький цветочек», дети старшей группы «Светлячок», дети средней группы «Теремок», дети младшей группы «Мальвина», воспитатели, родители, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, |
Адресация проекта | Проект предназначен специалистам: педагогам – психологам, инструкторам физкультуры ДОУ, музыкальным руководителям, а также воспитателям подготовительных старших, средних, младших групп. |
Цель проекта | Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников гражданской позиции и высокого патриотического сознания. |
Задачи проекта | 1. Причина: Недостаточно развиты коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, семейные ценности. Задачи: Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей. Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим. Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности. 2. Причина: Не достаточная осведомленность родителей, педагогов и других участников проекта о волонтёрском движении. Задачи: Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе; Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса; Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении. 3. Причина: Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения. Задачи: Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах волонтёрского движения в ДОУ; Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении; Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах; Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2019 учебного года. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования. |
Благополучатели проекта | Педагоги, дети, родители. |
Типовые особенности проекта | Тип проекта по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. По срокам реализации: долгосрочный. |
Срок реализации проекта. | С 30 сентября 2018 года по май 2019 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. |
Ожидаемые результаты реализации проекта. | Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев. Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников; Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования. Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые. |
Исполнители основных мероприятий. | Воспитатели младшей группы Винокурова С.М., Кудрявцева К.И. Воспитатель средней группы Некрасова Е.Ю. Воспитатель старшей группы Плетнева О.А. Воспитатели подготовительной группы Мосенцева С.Л., Соловьева С.В. Музыкальный руководитель Линц Е.Н. Инструктор по физической культуре Винокурова Е.Б. Педагог - психолог Белолипецкая В.В. Старший воспитатель Финочко С.В. |
Пояснительная записка
Актуальность
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.
Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И. Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В. Поддубная, М.В. Демиденко и др.)
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей. Для данной работы хорошо подходит технология «Дети - волонтеры», удивительно простая в использовании. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, она же требует пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения «Мы – волонтеры»..
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ведущая идея проекта: для детей старшего дошкольного возраста организовать активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Новизна проекта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Цель проекта:
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Ключевые задачи проекта:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2020 учебных годов.
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Предполагаемый результат: Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
при этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:
- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
- организовать самостоятельную деятельность детей,
- разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ;
- расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
- формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
- обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;
- организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.
Нормативно правовая база проекта:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Федеральный закон «Об образовании»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.;
- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой.
- Программа развития МБДОУ «Детский сад «Капитошка».
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Кодекс волонтеров:
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Содержание проекта
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам:
Наименование мероприятия | Краткое описание содержание мероприятия | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
1.Обсуждение и утверждение проекта «Дети волонтеры» | Рассмотрение актуальности проекта Выступление педагогов | сентябрь 2019г. | Определение направлений работы. Составление плана работы. | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели групп № 11, №7, № 3, № 9. |
2. Формирование и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ. | Составление плана работы проекта «Дети волонтеры» | сентябрь 2019г. | Формирование нормативно- правовой базы ДОУ | Изучение нормативных документов | Старший воспитатель, педагоги групп. |
3. Проведение родительских собраний по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. | Знакомство родителей с проектом | октябрь 2019г. | Желание поучаствовать в реализации проекта «Дети волонтеры» | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели групп № 11, №7, № 3, № 9. |
4. Совершенствование материально-технической базы ДОУ. | Использование всего пространства дошкольного учреждения; Приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. | В течение года | Развитие предметно-пространственной среды для дошкольников. Методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса. | Изучение актуальности проблемы | Воспитатели групп. |
5. План реализации проекта «Дети волонтеры» | Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом | В течение года | Систематизация накопленного материала. Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников. | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели групп № 11, №7, № 3, № 9. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП |
Акция «День пожилого человека» | Изготовление подарков детьми совместно с родителями, пожилым людям. Праздничный концерт детей младшего и старшего дошкольного возраста для пожилых людей | октябрь 2018г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание по организации концерта. Подбор материала, составление сценария, изготовление подарков. Разучивание песен и стихов | Воспитатели групп. музыкальный руководитель |
Акция «День матери» | Изготовление подарков детьми. Праздничный концерт детей младшего и старшего дошкольного возраста с участием родителей. | ноябрь 2018г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание по организации концерта. Подбор материала, составление сценария, изготовление подарков. Разучивание песен и стихов | Старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Экскурсия в группу раннего возраста, младшую группу и среднюю. | Посещение детей-волонтеров групп раннего, младшего и среднего возрастов | декабрь 2018г. | Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей | Рабочее совещание по организации экскурсии | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
Акция «Дерево добрых пожеланий» | Оформления стенда детьми родителям в форме елочки, где дети оставляют добрые пожелания для родителей. | декабрь 2018г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание по организации акции. Изготовление стенда, шаров и других украшений. | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
Консультации за круглым столом. | Беседа с воспитателями в ДОУ. | январь 2019г. | Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности | Работа с Интернет ресурсом | Старший воспитатель |
Квест «Рождественские игры» | Мероприятие для детей-волонтеров и благополучателей. | январь 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимодействие детей разного возраста | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | старший воспитатель воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
«День защитника отечества» | Праздничный соревнование детей – волонтеров старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста | февраль 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | старший воспитатель воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Акция «Птичья столовая» | Развешивание кормушек, скворечников. | февраль 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности. | Благодарственные письма родителям за изготовление кормушек и скворечников. | Старший воспитатель, воспитатели групп. |
Круглый стол для воспитателей «Дети-волонтеры» | Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» | февраль 2019г. | Перспективность применения данного опыта | Систематизация накопленного материала | Старший воспитатель |
«Международный женский день» | Праздник детей дошкольного возраста, с их родителями | март 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | Воспитатели групп, музыкальный руководитель |
Акция «Книжка заболела» | Работа в импровизированной мастерской по ремонту любимых книг. Экскурсия в библиотеку. | март 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимодействие детей разного возраста | Рабочее совещание о форме организации акции и экскурсии в библиотеку. | Воспитатели групп |
Акция «Мы за здоровый образ жизни» | Соревнование детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста и их родителей | апрель 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые люди | Рабочее совещание о форме организации мероприятия. Составление сценария акции, изготовление лозунгов-плакатов, приглашений для родителей. | старший воспитатель воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» | Оформление родительского уголка. | апрель 2019г. | Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Систематизация накопленного материала | Воспитатели |
Клубный час по типу «Квест» | Праздничное мероприятие детей-волонтеров подготовительной и средней группы | апрель 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети | Рабочее совещание о форме организации мероприятия | Старший воспитатель воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Конкурс чтецов старшей и младшей возрастных групп «День Победы». Акция «Георгиевская ленточка» | Праздничное мероприятие детей-волонтеров старшего и младшего дошкольного возраста, посвященное дню Победы | май 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети | -беседы с детьми, -встреча с пожилыми людьми и вручение им георгиевской ленты, -экскурсия в музей, -посещение мемориальной доски, памятника «Скорбящей матери» | Воспитатели групп, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, |
Акция «Разноцветный мир» | Сделать скучное веселым, порадовать окружающих. Провести исследование, где какая дорожка ждет украшения. Украсить рисунками дорожки детского сада. | май 2019г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимодействие детей разного возраста. | Рабочее совещание о форме организации акции. | Воспитатели групп, педагог-психолог, старший воспитатель |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
Подведение итогов | Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Дети волонтеры» | май 2019г. | Выявление проблем, которые могли помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ. | Реализация проекта «Волонтерское движение в детском саду» | Старший воспитатель |
Библиография проекта.
1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2. Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
3. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
5. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
6. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5
7. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
8. Интернет ресурсы.
9. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое
пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
10. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
11. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
12. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
13. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ
классик, 200.–С. 114-118.
14.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
15. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A.,Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформацияприродных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф.,посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017.– С. 7-12.
16. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81.
17. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развитияличности обучающегося // Современные подходы к организацииобразовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб.науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184.